Реферат: Место войны в исламской цивилизации
Что такое цивилизация?
Это сложный вопрос, на который ученые дают самыеразнообразные ответы, поскольку само понимание цивилизации многогранно инеоднозначно: от синонима культуры до/> определения всегоземного бытия человечества.
Нам представляется, что наиболее близкой к целямнашего исследования является дефиниция цивилизации, предложенная Н.С.Симония,которую он определяет как «исторически сложившееся единство материальной идуховной культуры, продукт весьма длительного существования более или менеестабильной этнодемографической общности, занявшей определенный ареал ойкумены».
Российский ученый А.Малашенко справедливо указывает,что «цивилизация сложена как бы из двух взаимосвязанных пластов –нематериального и материального, каждый из которых может быть понят только вконтексте другого. Первый, нематериальный – является аккумулятором, носителемстиля, образа жизни, который регламентируется несчетным количествомповеденческих установок, соткан из психологии, культуры, политики исанкционирован учением и догматами „титульной“ религии. Второй –составляет материальную, экономическую сторону, включая производительные силы ив широком смысле производственные отношения.
Первый пласт статичен, менее адаптивен к меняющимся условиям.Он хранитель цивилизационных нормативов, „привычек“ и представлений –как коллективных, так и индивидуальных, с трудом подвергающихся эрозии. Слово»привычка” носит расширительное толкование и означает комплектустойчивых поведенческих, психологических, культурных ориентаций, включающихсамые различные взгляды… Этот пласт представляет цивилизационную константу,существование которой и позволяет вообще говорить о цивилизации.Цивилизационная константа – общий знаменатель для носителей одной конфессии,проживающих в разных регионах, принадлежащих к различным этносам, и находящихсяна разных уровнях экономического благополучия.
Второй, материальный пласт подвижен. Его способностьк трансформации выражается через этапы экономической эволюции и составляет,если так можно выразиться, историю «по вертикали». Он непосредственносвязан с техническим, технологическим, научным восхождением человечества,стремлением найти адекватные материальному прогрессу экономические иполитические формы отношений”.
Такое, как нам кажется, корректное пониманиецивилизации позволяет вообще вывести за скобки давний спор между сторонникамицивилизационного и формационного путей развития человечества, поскольку врамках отдельной цивилизации естествен переход от одной формации к другой. Приэтом качественные характеристики однотипных формаций в разных цивилизационныхсистемах могут различаться. Так, очевидно, что «исламский феодализм»отличается от «индуистского», в свою очередь «еврохристианскийкапитализм» отличается от «дальневосточного» (японского и, будемговорить, китайского) и так далее.
Английский мыслитель А.Тойнби насчитал 21 крупнуюцивилизацию в истории человечества, из них до нас дошли пять:западно–христианская, православно–христианская, индуистская, дальневосточная иисламская. Нам кажется, что (не вдаваясь в подробности анализа данной тезы), всовременном мире правомерно их укрупнить и ограничиться четырьмя:европейско–христианской, включающей западно–христианскую иправославно–христианскую, индуистской, дальневосточной и исламской. В целом,постановка вопроса о цивилизациях представляет собой не только сугуботеоретическую ценность, но и, безусловно, практическую и даже более конкретно –политическую. Поскольку многие политологи, историки высказывают мысль, что 21 векбудет веком конфронтации, сотрудничества, противоборства, конкуренции,взаимовлияния и самых разнообразных взаимосвязей различных цивилизаций. Так,С.Хантингтон считает, что «главные конфликты… будут происходить междунациями и группами, принадлежащими к различным цивилизациям. Столкновениецивилизаций будет доминировать в мировой политике».
Примечательно, что все исследователи даннойпроблемы, используя различные методологии, подходы и критерии, выделяя(обоснованно) различное число цивилизаций современного мира, всегда называютисламскую. Почему?
Кажется, что ответ на этот вопрос кроется в самойсущности религии ислама, в самом исламе.
Учение Пророка Мухаммада выходит за рамки обычноговероучения и представляет собой сложный общественно–культурный, и, будемговорить, цивилизационный феномен. В религиозной системе ислама есть такоепонятие как «дин». В формальном переводе это просто религия. Однакомусульмане воспринимают это понятие как совокупность трех составляющих: веры(«иман»), – как индивидуальной внутренней религиозности человека, какосознание сердцем истинности Аллаха; благодеяния (исхан) – способность,стремление и обязанность верующего совершать благие, благочестивые поступки;собственно ислам, – то есть исполнение религиозных предписаний. Однако, еслипервый и второй компоненты присущи всем религиям, то собственно исламзначительно отличает от них мусульманство.
В свою очередь, собственно ислам – также комплекснаясистема, составными элементами которой являются: система религиозных догматов –«калям»; свод правовых, нормативно–регулятивных,социально–нравственных и экономических предписаний – «шариат»; основымусульманского права – «фикх», а также сложная обрядово–культоваясистема.
Известно, что мусульмане живут в странах сразличными географическими, социальными, политическими, экономическими икультурными условиями. Они, люди многих национальностей, на основе общего языка(арабского) на основе единой Книги (Корана) участвовали в создании новой, общейдля них культуры, общей для них цивилизации, называемой обычно мусульманской, атакже мусульманских социально–политических традиций. Ислам был и остается общейидейной основой культуры и общественного устройства мусульманских стран ирегионов, он пронизывал и пронизывает все сферы их жизни, определял иопределяет ее особенности. Ислам изменил ход социальной, политической икультурной истории огромного ареала, простирающегося по странам всех пятиконтинентов. В каждой из этих стран ислам имеет свою специфику, обусловленнуюособенностями его распространения, временем, формами и путями исламизациинаселения, спецификой доисламских культов. Это объясняет наличие большого числанаправлений, школ, сект и т.д. Однако в целом различия их незначительны (онизатрагивают в основном чисто теоретические вопросы теологии) по сравнению сединством общих представлений, нравов, обычаев, правил быта, которые создалиобщую, если так можно сказать, клерикальную психологию мусульман, объединенныхв «уммат аль–ислам» – «общинуислама». Этому способствовал тот факт, что в быту, в повседневной жизнинравственные, обрядово–культовые нормы ислама, впитывающиеся с молоком матери вподсознание младенца, надолго, а точнее – навсегда, остаются там и формируютособую, «мусульманскую психологию» человека. И поэтому внезависимости от степени внешней или даже осознанной религиозности, несмотря навсе общественные катаклизмы, человек, родившийся и воспитывавшийся вмусульманской среде, навсегда остается мусульманином, если так можно сказать,на генетическом уровне. Это относится и к индивидуумам, и к отдельным общностямлюдей (народности), и ко всему мусульманскому миру, который принято называтьисламской цивилизацией.
Однако ислам включает в себя не только правила инормы, регламентирующие религиозно–культовую и социально–бытовую жизньобщества, в том числе поступки и действия отдельного верующего. Являясьвсеохватывающей универсальной системой философских и правовых взглядов, онопределяет и юридические предписания мусульманского права. В этой связи ислам,будучи, с одной стороны, сводом нормативныхположений религиозного, правового, нравственного, экономического иобрядо–культового характера, а с другой – системой государственно–правовыхучреждений и институтов, выступает в качестве важного элементаобщественно–политической надстройки мусульманских государств.
Ислам был рожден политикой, гены которой в течениевсей 14–вековой его истории позволяют сохранять высокий уровень политизацииэтого учения, оказывая все возрастающее влияние на развитиесоциально–политических процессов во всем мире. При этом суть политического исоциального значения ислама определяется тем, что в самой религиозной системеислама чисто политика как бы скрепляет все составляющие. Это важнейшаяособенность ислама, в значительной степени отличающая его от других религий.Как писал один из виднейших мировых ученых–исламоведов фон Грюнебаум,”… существуют два взаимосвязанных факта, которые нельзя отрицать: первый– именно миссия Пророка сделала арабов способными на проявление активности вмировой истории; второй – все без исключения пути эволюции ближневосточногообщества, подобно лучам, проходящим через линзу, преломлялись через ислам, и,даже когда это общество сопротивлялось соблазнам и давлению ислама, оноиспытывало его глубокое влияние или даже радикально менялось, включаясь всовершенно новую историческую систему отношений”. Это и есть политика…
Благодаря этому, для миллиарда разноязычныхпоследователей Пророка Мухаммада всего мира, включая мусульман России и бывшихреспублик СССР, ислам не только общая религия, но и политическая сила,способствующая формированию определенного образа жизни, общей культуры имировоззрения. Именно чисто политика в исламе, которая диктует свою волю иэкономике, и военному искусству, и другим сторонам общественного бытиямусульманских народов, выходит в настоящее время на первое место в рядусоставляющих элементов этой религиозной системы. В самом широком плане данноеявление можно обозначить, как нам представляется, таким обобщающим термином какисламизм, то есть предельно политизированная составляющая религии ПророкаМухаммада.
Для нас важно (и тревожно!) то, что ныне ислам всилу своей генетической политизированности все больше превращается в удобноесредство достижения конкретных политических целей, определяемых не религиознымиценностями, а интересами политической борьбы как внутри мусульманских стран,так и в «пограничных зонах» с другими цивилизационнымисистемами, причем, в политгеографическом плане, возможно, в рамках однойстраны, возможно, региона или даже на глобальном уровне.
Рассматривая современный ислам как сложнуюрелигиозно–политическую доктрину, которая является неотъемлемой составляющейполитических программ практически всех действующих сейчас в мусульманском мирепартий, организаций, движений и т.п., можно согласиться с правомерностьюклассификации политической составляющей ислама (по нашей терминологии –исламизма), предложенной российскими учеными, в частности Н.Петровым, и выделитьчетыре основные его течения.
Первое течение. Его суть наиболее полно можновыразить словами «адаптация и синтез». В тех случаях, когдамусульманские деятели расценивают позиции ислама (т.е. свое собственноеположение в государственной системе власти) в той или иной стране какотносительно слабое, на вооружение берется метод «адаптации» кместным условиям с целью постепенного врастания (синтеза) исламского образамышления во все сферы социальной и политической жизни государства. Духовенство делаетвсе возможное, чтобы максимально углубить и расширить свое влияние в обществе,увеличить количество верующих, сделать религию неотъемлемой составляющейобщественно–политической структуры государства. Исламские клерикалыприспосабливают новую религию к существовавшим в государствах–объектах ихрелигиозно–политического проникновения – социальным и экономическим реалиям,традициям и т.п. и готовы, в случае необходимости, пойти на компромисс страдиционными местными верованиями и структурами власти.
В настоящее время этой политической линиипридерживается мусульманское духовенство в африканских странах, расположенныхюжнее Сахары (Сомали, Нигерия, Чад, Эфиопия и др.), а также в России инекоторых других странах СНГ. При проведении такой политической линии используетсяширокий спектр средств и методов. Например, внутри страны и за ее пределамипроводится выгодная правительству политика, позволяющая не только заслужитьдоверие режима, но и усилить свой авторитет в массах. В современных условияхмусульманские религиозные деятели активно включаются в борьбу за мир, заосвобождение своих стран от неоколониальной зависимости, выступают противпьянства, наркомании, порнографии, пропагандируют уважение к старшим, взывают кнациональным и патриотическим чувствам верующих. В условиях политическойстабильности, последовательного развития деятельность мусульманскогодуховенства, выступающего с позиций «адаптации и синтеза», в целомспособствует поддержанию высокого нравственного климата в стране. В периоды жекризисов, как, например, в последние годы в ряде мусульманских республикбывшего СССР, одни группы религиозных деятелей выступают за поддержание порядкаи поддерживают правительства, другие, прежде всего, радикально настроенные,стремятся использовать исламский фактор в своих политических целях.
Второе течение наиболее распространено в странах,где ислам является государственной религией, но участие религиозных деятелей вформировании политического курса ограниченно. Во многих социологических иполитологических исследованиях оно чаще всего определяется как«консервативное», или «традиционалистское». Последователиэтого направления имеют достаточно прочные позиции в государственной системе,изменение которых, по их мнению, не только не способствовало бы укреплениюпозиций ислама в данных условиях, но и могло бы отрицательно сказаться на ихсобственном положении. Наиболее ярким примером идейно–политической концепцииисламского консерватизма является доктрина, разработанная в одном из крупнейшихтеологических центров Египта Аль–Азхаре, сотрудники которого имеют статусгосударственных служащих и активно способствуют проведению правительственнойлинии в жизнь. К традиционно–консервативному течению можно отнести такжебольшинство официальных религиозных деятелей пакистанской, иорданской и многихдругих мусульманских общин. В своей политической ипостаситрадиционно–консервативный ислам в этих странах выступает как стабилизирующаясила, призванная сохранить и преумножить политические, экономические исоциальные завоевания государства.
Третьим течением является фундаментализм. Данныйтермин, введенный западными учеными и политиками, обозначает совокупностьтечений мусульманской общественной мысли, направленных на укрепление веры восновополагающие источники ислама, неукоснительное выполнение предписанийКорана и требований законов Шариата, введение традиционных мусульманскихустановлений в качестве обязательных норм всех сторон жизни. Одной из основныхразновидностей фундаментализма можно считать движение, созданное в середине 18в. в Центральной Аравии Мухаммадом ибн Абд аль–Ваххабом. Главные положенияэтого учения в настоящее время являются официальной идеологией СаудовскойАравии. Элементы фундаментализма мы найдем и в современной политике ОАЭ,Катара, Бахрейна, Кувейта и других мусульманских государств. Однако история иполитическая практика показывают, что после закрепления у власти верхние слоифундаменталистского движения начинают быстро эволюционировать в сторонуисламского консерватизма (что мы наблюдаем в нынешней Саудовской Аравии и некоторыхдругих арабских государств Персидского залива), а наиболее радикальнонастроенная его часть постепенно превращается или в легальную оппозицию (еслитаковая вообще остается), или переходит на путь экстремизма как внутри своейстраны, так и в международном масштабе.
Четвертое течение представлено именно радикальнымфундаментализмом, неразрывно связанным с терроризмом, подрывной деятельностью ивсеми экстремистскими проявлениями, которые в Европе и Америке принимаютзачастую за исламский фундаментализм вообще.
Нельзя не согласиться с утверждением российскогополитолога А.Игнатенко, определяющим фундаментализм как общественное явление,призывающее вернуться к тому, что расценивается в качестве первооснов(«фундамента») коллективного бытия. При этом следует учитывать, что«фундаментализмы бывают разные»: православного толка,коммунистический фундаментализм неосталинистского толка, исламскийфундаметализм и т.д. Но кроме того, правомерно добавить, что каждый извышеприведенных «фундаментализмов» различается еще и по методамдостижения главной цели – «вернуться в прекрасное прошлое», степенифанатизма их приверженцев, осуществляющих попытку восстановить первоосновы.Поэтому вполне закономерно разделять умеренный (и где–то даже прогрессивный нанекоторых этапах исторического развития того или иного общества) фундаментализми радикальный, экстремистский, порождающий ненависть, антагонизм, вражду как вотдельной стране, так в регионе и в мире.
При этом, особая актуальность поставленной темысвязана с тем, что так называемые «мусульманский мир» или«исламская цивилизация» в новых геополитических условиях, сложившихсяв последние годы, все больше становится определяющим фактором международной, втом числе и военной политики, несущий в себе скрытые военные угрозы длясопредельных стран и регионов, прежде всего неисламских цивилизаций.
Следует отметить, что в системе исламскойцивилизации в настоящее время центральное место занимает Исламская РеспубликаИран, где в наиболее конституциональном виде проявляется исламский фактор,оказавший как бы формообразующее влияние на госустройство, юриспруденцию,политику, военное строительство, на все стороны жизни иранского общества.
В современном Иране господствует официально,конституционно закрепленная идеология шиизма в его крайне фундаменталистскойформе – «панисламского неошиизма Хомейни». В основе этой идеологиилежат несколько теоретических концепций, основными из которых являются: теорияисламского интернационализма; теория мусульманского единства; теория об «особоймиссии мусульман»; тезис о «мессианской» роли ислама и ИсламскойРеспублики Иран; теория «перманентного» характера исламскойреволюции; концепция антагонизма между «угнетенными (обездоленными)»и «угнетателями (высокомерными)» и теория о «двухполюсноммире» и разделении мира по оси «Юг–Север».
Как мы можем судить даже по определениям сущностныхсоставляющих господствующей в ИРИ идеологии, ислам в современном Иране нетолько религия, но и политика. Как утверждают сами иранские богословы,«наша политика – то же самое, что наша религия, а наша религия – то же,что наша политика».
В рамках учения Хомейни, на базе егоосновополагающих концепций формируются национальные (государственные) интересыне только Ирана, но и значительной части мусульманской цивилизации, которые иявляются руководящим началом в определении приоритетов его политики и ееосновных целей.
В соответствии с интересами ИРИ главная цельполитики клерикального руководства состоит в создании под эгидой Ирана«мировой исламской общины – уммы», то есть, по большому счету,структурно оформленной исламской цивилизации. Данное положение, суть которогоофициально закреплена в статье 11 Конституции ИРИ имеет долговременныйхарактер. Этому служит теория о «двухполюсном мире» и разделении мирапо оси «Юг–Север», разработанная клерикальным руководством Ирана набазе исламского догмата о разделении мира на «область веры (илиислама)» и «область войны» и приспособленная к глобальнымизменениям в мире и потребностям стратегических целей политики ИРИ на основеучения Хомейни. «Область веры (или ислама)» – это всякая страна,находящаяся под властью мусульманского правительства и управляемая на основемусульманского права. «Область войны» – это все страны, населенные«неверными» или мусульманами, но находящихся под властью «неверных»правителей. В результате священной войны – «джихада» (которая,кстати, может вестись и не только вооруженным путем) – мусульмане превратятвесь мир в «область ислама», где люди будут жить по его священнымзаконам, подчиняясь исламской «бесклассовой» и«внеэтнической» власти, учитывающей интересы всех и каждого, где«воцарятся покой, порядок, мир и счастье». Другими словами, учениеХомейни как бы определяет отношение к другим, неисламским цивилизациям, ставяпроблему «мы – они».
Знаменосцем и застрельщиком этогоисламско–революционного процесса призвана стать Исламская Республика Иран,которая нацелена на насильственное распространение своихрелигиозно–идеологических догматов на остальной мир, на другие цивилизационныесистемы. Именно здесь явственно проявляется главный политический стерженьофициальной идеологии ИРИ – концепция «экспорта исламской революции».И эта концепция имеет не только идеологический смысл, но и юридический, так какона закреплена в Конституции ИРИ.
Возможность реализации этой цели ставится в прямуюзависимость от успешного решения важнейших задач глобального характера. Внаиболее обобщенном виде они сводятся к политическому, экономическому ивоенному объединению исламского мира по иранскому образцу, то есть кинституциональному формированию исламской цивилизации.
Важно то, что «шиитский панисламизмХомейни» или «неошиизм», являющийся единой государственнойидеологией ИРИ, составляет, как это принято в тоталитарных режимах, идеологическую основу военной доктрины Ирана.
И вот здесь уместно отметить несколько доктринальныхмоментов, характеризующих суть политики (в том числе и военной), проводимойиранскими клерикалами.
Так например, политическая составляющая военнойдоктрины Ирана, пронизана принципом экспорта исламской революции. Всягосударственная машина Исламской Республики Иран, включая и военные игражданские институты, призвана осуществлять политику верхушки иранскогошиитского духовенства по экспорту исламской революции по иранскому образцу в другиестраны. Эта политика осуществляется, условно говоря, тремя методами:«мирным» (пропагандистским), «полувоенным» (подрывным,диверсионно–террористическим) и «военным».
«Мирный» метод включает в себя активнуюпропаганду идей исламской революции с использованием нескольких каналов:
– радиопропаганда на зарубежные страны, прежде всегомусульманские;
– издание и распространение за рубежоммногочисленных печатных изданий, в том числе Корана, других религиозных книг иброшюр, а также пропагандистских материалов;
– организация и строительство мечетей, религиозныхшкол – медресе, исламско–культурных центров, библиотек и т.д. в других странах;
– создание и поддержка мусульманских общин зарубежом;
– использование многочисленных шиитских общин зарубежом (прежде всего в арабских странах) в интересах политики ИРИ;
– агитационно–пропагандистская активностьофициальных иранских представителей за границей в рамках естественнойдипломатической деятельности;
– подготовка, отправка за рубеж и руководствошиитскими религиозными миссионерами;
– использование паломничества иранских мусульман ксвятым местам, прежде всего в Мекку;
– создание и управление специальными международнымиисламскими фондами;
– использование иранской молодежи, студентов,обучающихся за границей;
– идеологическая обработка иностранных студентов,обучающихся в Иране, с целью последующего их использования в качествепроводников идей исламской революции в своих странах;
– целенаправленная идеолого–пропагандистская работас беженцами из Ирака и Афганистана;
– использование иранской диаспоры во многих странахмира;
– организация целенаправленного комплексамероприятий по исламизации общественного сознания населения государствЦентральной Азии и Кавказа (в том числе и субъектов Российской Федерации) сучетом их национальных и религиозных особенностей и степени готовностивоспринять идеи исламской революции.
«Полувоенный» метод правомерно определитькак подрывной, диверсионно–террористический, так как в течение всех летсуществования Исламской Республики Иран иранские ведомства (прежде всегоспецслужбы), отвечающие перед Руководителем за экспорт исламской революции,проводили и проводят активные мероприятия по подготовке, обучению и засылке вмусульманские (и не только) страны агентуры и диверсионно–террористическихгрупп с целью дестабилизации там внутриполитической обстановки и созданияусловий для начала исламских революций. Эта деятельность осуществляется путемсаботажа, покушений на видных политических и государственных деятелей,проведения диверсий, захвата заложников, инициирование беспорядков и т.д. Ксередине 90–х годов в связи с некоторыми изменениями в доктринальных установкахи корректировкой политического курса страны интенсивность этих мероприятийснизилась, одновременно возросла их скрытность и надежность маскировки ихпринадлежности к иранским спецслужбам.
«Военный» метод экспорта исламскойреволюции по иранскому образцу с момента разработки аятоллой Хомейнидоктринальных концепций был основным, и он активно использовался на практике втечение восьми лет в войне против Ирака. Однако объективный анализ итогов иуроков ирано–иракской войны, а также операции многонациональных сил противИрака «Буря в пустыне» в 1991 г. привел к пониманию того факта, чтоуровень военного, экономического и научно–технического потенциалов Ирана несоответствует амбициозным методам экспорта исламской революции, прежде всеговоенному. Поэтому чисто «военный» метод осуществления политикиэкспорта исламской революции ныне отошел на второй план, уступив приоритет «мирному»,то есть идеолого–пропагандистскому, культурологическому и дипломатическому, атакже, конечно, и «полувоенному». Это позволило шиитскому руководствуИрана определить военно–политическую доктрину ИРИ как оборонительную.
Но следует заметить, что смена приоритетов в методахосуществления «генеральной политической линии» не изменила суть.«Военный» метод с повестки дня не снят, а лишь переведен изпрактической сферы в теоретическую, где он и занимает главенствующее положениево всей системе ценностей, входящих в понятие военная доктрина ИсламскойРеспублики Иран.
Таким образом, идеологической основойсоциально–политической стороны военной доктрины ИРИ является шиитскийпанисламизм Хомейни (неошиизм), а ее политическим содержанием – стремление ксозданию великого всемирного исламского общества (то есть институционнооформленной исламской цивилизации) под эгидой Ирана путем экспорта исламскойреволюции хомейнистского образца.
Формируя политические цели войны, иранская военнаядоктрина во главу угла ставит принцип тесной взаимосвязи политики и войны.Поэтому стратегические цели политики и конечные цели войны фактическиидентичны. Ио утверждению Хомейни, «целью великой священной войны являетсясвержение всех навязанных извне тиранических и псевдомусульманских режимовсначала в рамках мусульманского мира, а затем и в глобальном масштабе,освобождение мусульманского отечества для создания мирового исламскогогосударства».
Общая направленность политики военного строительстваИРИ, являющаяся одним из компонентов социально–политической стороны военнойдоктрины Ирана, заключается в выработке и осуществлении генеральной линии,направленной на создание особого инструмента для решения глобальныхполитических и военных задач средствами вооруженного насилия, то естьнациональных вооруженных сил. Таким инструментом, по мнению Хомейни, должнастать «Исламская армия 20 миллионов». Процесс ее поэтапного созданияи есть суть стратегической направленности военного строительства в современномИране.
Военно–техническая сторона военной доктрины ИРИотражает особенности возможных войн и способы их ведения в целом, включаетвопросы непосредственного военного строительства, пути развития вооруженных сили способы их использования, технического оснащения и подготовки ВС к возможнойвойне. Эта сторона военной доктрины наиболее рельефно проявляется встратегических концепциях, принятых в государстве. Их несколько.
Например, концепция «двух войн». Впреамбуле к Конституции ИРИ говорится: “… Армия Исламской Республики иКорпус стражей исламской революции несут не только охрану границ, но ивыполняют религиозную миссию, а именно – ведение «священной войны» –джихада – во имя бога и борьбы за расширение господства закона божьего во всеммире…”.
Это конституционное положение отражает теориюаятоллы Хомейни о существовании в исламе двух войн: джихада и оборонительной.
Конечно, было бы некорректно утверждать, что военнаядоктрина Ирана конца 20 в. целиком основывается на положениях джихада,сложившегося в седьмом веке. В настоящее время одни положения джихадаистолковываются по разному, а другие противоречат современности. Так, одна сураКорана требует: «Воюйте с неверными!…»,другая – «Воюйте с теми, кто угрожает вам!…» Разные школымусульманского законоведения спорят сейчас о том, следует ли понимать под«войной за веру» всякую войну с «неверными», или толькооборонительную войну, когда сами «неверные» нападают на мусульман.Другой спорный вопрос: возможна ли война между исламскими государствами?История неоднократно доказывала реальность подобных войн. Чтобы теоретическиоправдать их происхождение, Хомейни выдвинул теорию так называемого«эсламе мактаби» (ислам правильной школы). Согласно этой теории,только в Иране исповедуется истинный ислам, а в других странах он«испорчен» союзом с «неверными», прежде всего, США,Израилем и другими империалистическими государствами, которые господствуют ихозяйничают в странах с «неправильными мусульманскими режимами». Всилу этого борьба с этими мусульманскими режимами угодна Аллаху.
По Хомейни, джихад является завоевательной войной.После создания истинно исламского государства под руководством религиозногоЛидера последний даст указание всем лицам мужского пола, достигшимсовершеннолетия, не страдающим физическими изъянами, быть готовыми длязавоевательной войны с целью распространения ислама в другие государства мира.С целью оправдания завоевательных войн Хомейни провозглашал, что ислам покоряетдругие страны в «интересах распространения справедливости и разумаАллаха». Так, аятолла Хомейни заявлял: «Войны, которые вел пророкМухаммед, осуществлялись по милости и воле Аллаха с целью исправления иизлечения наций. Тех, кто поддается исправлению, нужно исправлять, а тех, ктопрепятствует этому, нужно убирать с дороги. Такова милость Аллаха. Внешне этокажется убийством, однако в действительности это не убийство, а ликвидацияпрепятствий на пути человечества…»
Таким образом, учение Хомейни о войне рассматриваетджихад как захватническую войну, направленную на покорение народов с цельюраспространения ислама, как «гуманную войну», которая «исцеляетобщество от разложения».
Другим видом войн, который согласно теории Хомейни,присущ исламу, является «оборонительная война». Такие войны ведутся вцелях сохранения независимости страны и защиты от иностранных агрессоров.Оборонительными считаются и те войны, которые ведут мусульмане для освобожденияугнетенных мусульман других стран. В отличие от джихада ведение оборонительнойвойны не обусловлено наличием специального указа шиитского Лидера. Кроме того,в ней должно принимать участие все население страны, в том числе женщины,старики и дети.
В военно–технической стороне военной доктрины ИРИзначительное место отводится концепции приоритетачеловеческого фактора, что было продемонстрировано на полях сраженийирано–иракской войны.
Ирано–иракская война стала одной из самых долгих современ окончания Второй мировой войны: она длилась почти восемь лет. Эта былавойна на истощение. Объективно подобная война была более выгодна Ирану,поскольку при таком ее характере выявлялось главное преимущество этой страны –ее мобилизационные возможности.
Военная наука считает, что воюющее государство можетпоставить под ружье в среднем 10 % своего населения (от 7 до приблизительно15–20% при тотальной мобилизации). Исходя из этого общепринятого положения,иранские мобилизационные возможности оценивались в 2,7 – 5,5 млн. чел.,иракские – 1,5–2 млн. Перевес значительный. Поэтому в позиционной, затяжнойвойне на истощение главное преимущество Ирана – людские ресурсы – сталорешающим фактором. Более того, стремление иранского военно–политическогоруководства воспользоваться этим преимуществом, как нельзя лучше вписывалось врамки теории ведения священной войны джихад, войны, которая во многом отвергалаобщепринятые законы и в которой главным источником победы были массы фанатичнопреданных исламу бойцов за веру – моджахедов, всегда готовых умереть заистинную веру, став при этом шахидами.
Кроме того, Исламская Республика Иран с первого днясвоего существования и до сих пор испытывает значительные затруднения вматериально–техническом обеспечении вооруженных сил, в эффективномиспользовании имеющейся и приобретении новой, современной боевой техники.Поэтому выполнение боевых задач предусматривается достигать прежде всего засчет использования больших масс людей.
Таким образом, диктат средневековых догм джихада, дефицит вооружения и боевой техникиспособствовали тому, что одной из концепций военной доктрины ИРИ стала опора налюдские ресурсы, на “народную исламскуювойну”. Такая установка сказалась на тактике ведения боевых действийчастями и подразделениями ВС ИРИ на иракском фронте, где приоритет был отдан “тактике человеческих волн”, на другиестороны военного строительства: материальное обеспечение, идеологическуюобработку, подготовку и воспитание допризывников, призывников и военнослужащих,всего населения, на управление войсками, на боевое соотношение видоввооруженных сил и родов войск.
Безусловно, Иран – это еще далеко не вся исламскаяцивилизация. Но мы намеренно так много внимания уделили Исламской РеспубликеИран, остановились на характеристике некоторых сторон военной доктрины Ирана,поскольку именно эта мусульманская страна претендует на право быть лидером (вдуховном, политическом и военном планах) всего мусульманского мира. Именно вИране усилиями аятоллы Хомейни и его сподвижников в конце 20 в. быларазработана и активно претворяется в жизнь теория создания мировой исламскойобщины «уммы». Именно в Иране проходит уникальныйсоциально–политический и, прямо надо отметить, исторический эксперимент поцеленаправленному строительству и развитию исламской государственности, что,вне всякого сомнения, оказывает значительное влияние на весь мир и, преждевсего его мусульманский ареал. Именно иранские идеологи, теологи и теоретикивырабатывают основы взаимоотношений между исламской и неисламскимицивилизациями, а политики переводят их в практическую плоскость.
Мы не станем дискутировать по поводу уровняжизнеспособности исламской революции в Иране в исторической перспективе, егореальных возможностей в плане экспорта этой революции в другие страны и,соответственно, создания «всемирной исламской уммы», которуюследовало бы понимать как институциированную исламскую цивилизацию. Историязнает примеры идей и проектов других мировых революций – пролетарских инационал–социалистических, которые также стремились через экспорт (причем частоотнюдь не мирными средствами) к достижению глобальных целей, а точнеепостроению новых цивилизаций. Однако история всегда однозначно отвечает навызов тех, кто через силу, с помощью силы (в широком ее понимании) пытаетсязатащить человечество в счастье, неважно под какими идеями и знаменами –зелеными, красными или коричневыми.
Весь трагизм заключается в том, что за правильныйответ’ история берет слишком высокую плату – десятки миллионов человеческихжизней.
Как было отмечено выше, исламский мир неоднороден.Он представляет собой конгломерат социумов, отличающихся по этническому,расовому признакам, по соотношению в них правоверных и немусульман, поустройству и организации государственных образований, объединяющих их, поуровням экономического развития, по идеологической и политической ориентации итак далее. Но их соединяет главная, формообразующая суть бытия – ИСЛАМ, которыйв своих ценностных характеристиках мало отличается в Северной Африке, наБлижнем Востоке и Среднем Востоке, на Волге или на островах Индонезии. И этодает нам право считать исламский мир исламской цивилизацией.
Однако из этого не следует, что объективно, реальносуществующая исламская цивилизация (также как и другие ее формы) будут основнойдоминантой политических процессов 21 в., скорее цивилизационный фактор будетодной из составляющих их векторов, в том числе и всего многообразия конфликтов.
Но, как нам кажется, было бы недальновидноигнорировать этот цивилизационный фактор. Опасность для поступательного,естественного и гармоничного развития в 21 в. объективно существующих напланете Земля цивилизаций, их прогресса на основе взаимодействия,сотрудничества и взаимовлияния, нам кажется, представляют зернаконфронтационных тоталитарных идеологических доктрин, прорастающих повсюду на Земле,но, к сожалению, находящих наиболее благодатную почву в рамках исламскойцивилизации.
Таким образом, теоретический и практический опытИсламской Республики Иран по созданию «идеальной исламскойцивилизации» в границах одного государства и попытки распространить этотопыт в другие страны, как нам кажется, выходит за рамки интересов самого Ирана.Всестороннее изучение этого процесса, несомненно, одного из самых ярких всовременном мусульманском мире, поможет нам понять сущности настоящих, и преждевсего, будущих отношений между цивилизационными системами, суть особенностей ихвзаимовлияния, очертить сферы и зоны конкуренции, определить уровнипротивоборства и выявить угрозы, исходящие от них в «точкахсоприкосновения» и решить геостратегический вопрос: будет ли доминироватьв мировой политике столкновение цивилизаций?
цивилизацияиран исламский неошиизм
Литература
1. Н.С.Симония.Исламская цивилизация. – М., 2007
2. А.Малашенко.Ислам. – М., 2009