А.Исаев
МИФОЛОГЕМА ДОДЕКАДЫ
Двенадцать является сакральным числом во многих культурах, в том числе ине связанных между собой ни географически, ни генетически. В Элладе это преждевсего — двенадцать олимпийских богов и двенадцать подвигов Геракла. Вгомеровских поэмах мы встречаем 12 титанов, 12 убитых Диомедом фракийцев, 12пленников, принесенных Ахиллом в жертву; 12 женихов Пенелопы, 12 неверныхслужанок в доме Одиссея, 12 феакийских царей, 12 коней Агамемнона,12 жеребятБорея, 12 жертвенных телят Гектора, 12 быков в качестве приза для победителя наиграх в честь Патрокла, 12 ног у Сциллы.
В других традициях — это двенадцать врат древнеегипетского ада, знаковЗодиака, богов скандинавского Асгарда, рыцарей «Круглого стола», учениковперсидского Митры. В Древнем Риме — законы двенадцати таблиц, двенадцать дней иночей празднования Сатурналий. В исламе двенадцать имамов, потомков Али,управляют двенадцатью часами дня. Число «двенадцать» во всейВосточной Азии ассоциируется со священным китайским 12-летним календарнымциклом. Здесь можно назвать монгольский обряд «жилийн оролго», совершаемыйчеловеком раз в 12 лет, в годовщину его циклического знака; делениепространства юрты на 12 сегментов, каждый из которых «привязан» кодному из животных цикла.
Велика роль числа 12 в иудео-христианской традиции: это двунадесятыепраздники Православия, двенадцать апостолов, двенадцать «колен Израилевых». Вгорнем Иерусалиме двенадцать ворот с двенадцатью Ангелами на них; двенадцатьоснований с именами апостолов; двенадцать жемчужин и драгоценных камней.Измерение города в двенадцать тысяч стадий состоит из тысячи, умноженной надвенадцать. Древо жизни имеет двенадцать сортов фруктов и дает плод двенадцатьраз в год. И, наконец, сто сорок четыре тысячи искупленных — двенадцать тысяч,умноженные на двенадцать.
Обыденная жизнь человечества немыслима без двенадцати месяцев года идвенадцати делений циферблата.
Такая всепланетная распространенность говорит о некой «изначальности»додекады. Поскольку все многообразие мира – это производные и различныесочетания Пространства и Времени, каковые, по большому счету одни только исуществуют, попробуем найти проявления этого числа в них. Современная наукадалека от знания этих феноменов, поэтому обратимся к наиболее полной копилкечеловеческого знания — мифологии и религии.
В изначальном водяном хаосе индоариев плавало золотое яйцо Хираньягарбха.Из него появился демиург Праджапати (в некоторых мифах — Брахман), силой мыслиразделивший яйцо на две половинки: из верхней возникло небо, из нижней — земля.И сам Брахман разделяется на две ипостаси – мужскую и женскую. Иногда первичнаякосмогоническая функция приписывается Индре или Дьявартхиви. По древнейшимверованиям иранцев, боги сотворили вселенную в форме яйцеобразной скорлупы.Орфики также полагали мир рожденным из золотого яйца. Известный хеттам образСолнца, поднимающегося из моря, возможно, является переработкой сюжета озолотом зародыше, появившемся из предвечной хаотической стихии. Из дошедших донас фрагментов хеттской космологической традиции известно, что Бог грозыкаменным ножом отделил Небо от Земли.
Итак, изначально в мире существует только аморфный, а потому статичныйХаос, символом которого чаще выступает вода. «В тех религиозных ансамблях, гдеприсутствуют Воды, они неизменно сохраняют свою функцию, растворяя, уничтожаяформы, смывая грехи, очищая и возрождая. Их удел – предшествовать Творению,подготавливая и восполняя его, поскольку сами они не в состоянии превозмочьсобственную модальность, то есть проявиться в виде форм. Воды не могутпреодолеть условий виртуального, зародышевого, латентного. Все, что являетсянормой, проявляется над уровнем Вод, отделяясь от них. И напротив, оторвавшисьот Вод, перестав быть виртуальной, любая форма подпадает под законы Времени иЖизни; она обретает границы, участвует во вселенском становлении, испытываетгнет истории, дряхлеет и в конце концов исчерпывает свою суть…» — писал МирчаЭлиаде.(1) Затем в Хаосе появляется пока не мир, но его зародыш, дальнейшеесаморазвитие и структуризация которого приводит к появлению Космоса.Критическим моментом этого процесса становится перерастание единичностизародыша в двойственность, проявляющуюся прежде всего в отделении Неба отЗемли, что символизирует разделение верха и низа, дня и ночи, мужского иженского начал и т.д. – то есть в привнесении в мир первой парыпротивоположностей, взаимодействие которых становится парадигмой дальнейшегорасширения и диверсификации космоса. Их взаимодействие приводит к тому, что миртроится: во времени возникают прошлое, настоящее, будущее; пространствоорганизуется по вертикали: мир небесный, земной и подземный; и по горизонтали:правое-центр-левое. Это динамичный, обустраивающийся мир, мир в движении. Саматроичная организация времени и пространства требовала троичной же иерофании,чаще воплощенной в трех богах — братьях.
Один из них становится верховным небесным богом – громовержцем. Так,победившие Крона братья Зевс, Посейдон и Аид разделили между собой небо, море иподземный мир, оставив землю в совместном ведении. В ирландском эпосе действуют«три бога Дану», сыновья этой богини: Бриан, Иухар и Иухарба, иногда – Гоибниу,Лухте и Кредне или Луг, Дагда, Огма. В хеттской мифологии трое братьев — БогГрозы, Тасмису-Гора и Аранцах-Река вышли из черепа Кумарби, проломленногокамнем. Скандинавский Один сотворил людей с помощью своих братьев Вилли и Ве.Согласно зороастрийской традиции, в последнем четвертом, еще не наступившем3000-летнем «веке» власть перейдет к трем сыновьям Заратуштры: Ухшиат-Эрету,Ухшиаг-Нему и Астват-Эрету. Скорее всего, три брата русских сказок – тоже стертыйобраз трех божественных братьев.
Порой во главе пантеона стоят три божества, не являющиеся братьями. Так,божественную триаду римлян составляют Юпитер, Марс и Квирин. При наличиибратьев, отошедших на задний план, Один в дальнейшем почитался в окружении Тора(своего сына) и Фрейра (бывшего врага), с которыми имел в Упсале общий храм. Вцентре поклонения индуистов стоят Брахма, Шива и Вишну, а ведическая троицапредстает в обликах Митры-Варуны, Индры и двух Насатьев (о причинах двоичностипервого и третьего членов ведической триады см.: Ж.Демюзиля «Верховные богииндоевропейцев», Москва, 1986). Идея божественной троицы была призванавоплотить гармонию и динамичность космической экзистенции. В философииАристотеля «… «целое» и «все» определяется через число три: начало, середина иконец составляют число целого и при этом троицу. Вот почему, переняв у природы,так сказать, ее законы, мы пользуемся этим числом при богослужениях».(2) Насходных позициях стояли пифагорейцы и неоплатоники.
Потом мир, внутренний заряд которого начинает иссякать в борьбе сокружающим его Хаосом, переходит в статичное состояние. Пространство обретаетчетыре направления, определяемые как «стороны света». Время обретает четырефазы, объемлющие полный жизненный цикл любого феномена: рождение, рост,убывание, смерть. Это и годовой цикл с его четырьмя сезонами, и четыре временисуток — «микрогода», и четыре фазы Луны, и четыре этапа человеческой жизни.Интересно, что и человеческая история подчиняется тому же алгоритму:Джанбаттиста Вико, например, писал о четырех фазах внутри каждого историческогоцикла; Арнольд Тойнби и Лев Гумилев также выделяли четыре фазы — зарождение,рост, надлом и распад в жизни всех идентифицированных ими цивилизаций (упервого) или этносов (у второго). О четырех расах обитателей Земли говорятпоследователи т.н. «Традиции»: Блаватская, Шюре и др. Интересно, что иЭ.Сваденберг писал о четырех поколениях людей от сотворения мира, в каждом изкоторых постепенно убывает благодать.(3)
Мир индоариев от рождения до гибели проходит четыре этапа, каждый изкоторых длится 1 миллион 80 тысяч лет, а все вместе они составляют великийпериод бытия – махаюгу: «Критаюга – это совершенный век, вот почему онназывается еще сатьяюгой, то есть «реальным веком»… В течение Критаюгинравственный закон Вселенной — дхарма, соблюдается неукоснительно… Следующий«век», третаюга, «триада»… знаменует собой известный упадок… Исполнение долгане осуществляется само по себе, ему надо учиться… В эпоху двапараюги на землесохраняется лишь половина дхармы… В калиюге, «темном веке», остается лишьчетверть дхармы… Человек и общество достигают в калиюге крайнего пределавырождения. Заканчивается все махапралаей – возвращением всех форм имодальностей существования к пракрити, изначальной неоформленнойсубстанции».(4)
Маздеистский текст «Судкар-наск» повествует о четырех веках жизни мира:Золотом, Серебряном, Стальном и «с примесью железа». Более поздняя Авеста тожеизлагает четверичную историю вселенной: первые 3 тысячелетия Космос пребывал видеальном духовном состоянии, в следующие 3 тысячелетия возникает материальныймир, пребывавший в состоянии «золотого века», на протяжении следующих 3000 летидет борьба света и тьмы, и последний цикл, в котором Заратуштра получаетматериальное воплощение, еще не наступил, он закончится Страшным судом.
В хеттской мифологии четырехчастная история мира изложена в «Поэме оцарствовании на небесах». Согласно этому мифу, в небесном городе Куммицарствовал Алалу, ему прислуживал Ану, через 9 небесных лет свергший первого изаключивший его в подземный мир. Воцарившемуся Ану стал прислуживать Кумарби,который также через 9 лет сверг Ану, птицей улетевшего на небо. Однако Кумарбиуспел откусить фаллос своего предшественника, зачав при этом Бога Грозы, рекуАранцах и гору Тасмису. Когда настало время им родиться, братья вышли изпроломленной камнем головы Кумарби и одержали над ним победу с помощью Ану.
У греков Гея (Земля) породила Урана (Небо), воцарившегося в мире, а отнего — целый сонм хтонических великанов: титанов, циклопов, бриареев. Отецвозненавидел своих отпрысков и заключал их обратно в недра Земли, что приносилотой все новые страдания в дополнение к непрерывным родильным мукам. Геяуговорила младшего сына — титана Крона — свергнуть Урана и передала ему серп, которымКрон отсек Небо от Земли, оскопив своего родителя и принеся долгожданный покойматери. Воцарившись, Крон взял в жены свою сестру Рею. Памятуя о судьбе отца,он глотал своих новорожденных детей. В конце концов Рея сжалилась над младшимЗевсом и подменила его на завернутый в пеленки камень. Повзрослев, Зевс оскопилотца и заставил его изрыгнуть своих братьев и сестер. По другой версии,прародителем всех богов был Океан. Платон в «Тимее» также перечисляет четырепоколения богов, во главе которых стояли поочередно Уран, Океан, Крон, Зевс(5),т.е. есть все основания считать олимпийцев четвертым поколением небожителей.Олимпиадор в комментариях к платоновскому «Федону» выстраивает инуюпоследовательность: «У Орфея рассказано о четырех царствах: первое – Урана,которое наследовал Крон, после Крона царствовал Зевс, преемником Зевса былДионис».(6) Не случайно четыре зверя и всадника Апокалипсиса ап. Иоанна,испытывавшего ощутимое влияние учений языческой античности, – знак исполнениявремен.
По Б.Рыбакову, первоначально на Руси существовал культ упырей и берегинь,последовательно сменившийся культом рожаниц Лады – Лели, затем — Рода и Перуна.По другой классификации, мифологические представления древних славян прошлиследующие этапы: хаотическая «Досварогова» эра (дикость, гетеризм, «женыблудяху»), эра Сварога, в течение которой обустраивался мир (начинаетсяиспользование металлов, устанавливается моногамия), эра Дажьбога (продолжениепроцесса государственного и общественного устройства, дарование законов), и, наконец,«современная» эра Перуна.(7) В обоих случаях на момент сложения этой системы,на земле царствовало опять же четвертое поколение богов во главе с громовержцемПеруном. Отголоски четвертичной истории мира встречаются и в русских сказках,чей герой, попавший в Иной мир, где время теряет свою линейность инеобратимость, проходит последовательно Золотое, Серебряное, и Медное царства,сражаясь с хтоническими персонажами, наделенными железными зубами и когтями.
Согласно ирландскому эпосу, первая волна переселенцев прибыла в Ирландиюпод предводительством королевы (богини) Кессайр и погибла в результате потопа.Вторую возглавил Парталон, начавший выводить землю из состояния первичногоХаоса, создавая озера, реки, равнины, распахивая новь, изобретая рыбную ловлю,охоту, земледелие, скотоводство. Его подданные погибли от какой-то эпидемии,разразившейся на острове. Переселенцы третьей волны, во главе с Немедом,продолжила было обустройство мира, но часть их попала под власть обитавшегогде-то за морем хтонического народа фоморов, часть вынуждена была бежать.Потомки последних вернулись в Ирландию под именем Фир Болг. Переселенцычетвертой волны – носители эзотерического знания — Туата де Данан (Племенабогини Дану), прилетевшие на тучах, одержали победы над Фир Болг и фоморами.Следующими упоминаются уже исторические гойделы («Сыновья Миля» как они названыв сагах). И здесь мы встречаемся с четырьмя поколениями богов (героев вкоординатах ирландской традиции), последнее из которых представлено тремябратьями – «тремя богами Дану».
Первым властителем скандинавского Космоса был гермафродитный великанИмир. Волшебная корова Аудумбла вылизала изо льда великана Бури, породившегоБера — отца четвертого поколения небожителей: братьев Одина, Вилли и Ве.
Итак, единичность непроявленного космического зародыша в океане Хаоса внумерологической системе будет представлена единицей. Первое его деление,дающее импульс всему последующему развитию – двоицей. Набирающий силу,динамичный, расширяющийся и оттесняющий окружающий его Хаос, все большеструктурирующийся мир – троицей. Затем наступает момент, когда Космос вынужденостановиться в своей экспансии и обрести статичность и, соответственно, — границу: ни одна система не может расширяться до бесконечности и не иметьпределов, в противном случае она погибнет от энтропии. Отсюда проистекает непросто невозможность окончательной победы Космоса над Хаосом, а обреченностьконечного Космоса в борьбе с бесконечным Хаосом. Все, что происходит вовремени, разрушается, вырождается и в конце концов погибает. Вечное рождение ивечный распад, по мнению Филолая из Кротона, – вот удел проявленного,существующего во времени, тогда как то, что не рождает и не рождается,пребывает неизменным.(8)
Поддержать силы Космоса на четвертом этапе призвана троица, изливающаясяв статичный мир, наполняющая его системность своим динамизмом и жизненнойэнергией. Додекада как «три» умноженное на «четыре», таким образом, символизирует мир в его полноте, соединение отдельных его частей, самосодержание актуального времени. Это динамизм в стабильности. Это проявлениекосмического порядка, соборности мира, вселенской полноты и силы.
Неслучайно идея Зодиака как объединения 12 знаков по три в каждой изчетырех стихий и идея дальневосточного календарного цикла как объединения 12символов в четырех триадах очень близки, хотя и возникли на разных концахОйкумены независимо друг от друга.
1. М.Элиаде.Миф о вечном возвращении. Москва, 2000, с.229.
2.Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.3. Москва, 1981, с.265.
3. ЭмануэльСведенборг. О небесах, о мире духов и об аде. Ст-П., 2000. с.92.
4. М.Элиаде.Миф о вечном возвращении. С.165.
5. Гностикиили о «лжеименном знании». Киев, 1997, с.129.
6. В.Фомин.Сокровенное учение античности в духовном наследии Платона, Москва, 1994, с.61.
7.Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян. Москва, 1994, с.10,15.
8. Фрагментыранних греческих философов. Ч.1, Москва, 1980, с.143.