Дзержинский педагогический колледж
Кафедра социально-гуманитарныхдисциплин
Реферат на тему:
«Мифология Древнего Востока иантичного мира»
Выполнила студентка
специальности 050303
группы 303-1А
Короткова Н. В.
Проверила: Комлева О. Ю.
Дзержинск 2006
Содержание
Введение
Глава I. Что такое мифология
1.1 Понятие мифологии
1.2 О чем повествуют мифы
Глава II. Мифы Древнего Востока
2.1 Египетская мифология
2.2 Китайская мифология
2.3 Индийская мифология
Глава III. Мифы античного мира
3.1 Мифы Древней Греции
3.2 Мифология Древнего Рима
Заключение
Литература
Введение
Мифы и легенды в книгах иэнциклопедиях понимаются достаточно широко: не только имена богов и героев всехвремён, но и всё чудесное, магическое, с чем была связана жизнь древнейшихлюдей – заговорное слово, волшебная сила трав и камней, понятия о небесныхсветилах, явлениях природы и прочем.
Древо жизни людей тянетсясвоими корнями в глубины первобытных эпох, палеолита и мезозоя.
Первое тысячелетие дон.э. – время возникновения богатырского эпоса, мифов и сказаний, дошедших донас в виде волшебных сказок, легенд, поверий и приданий.
Древнейшая системамифологических представлений предков современных народов мира, реконструируетсяс помощью сравнительно-исторического исследования отражений этой системы висторически засвидетельствованных отдельных традициях.
Для традиций, сохранившихпреемственность вплоть до недавнего времени, источником сведений о мифологиинародов мира могут быть фольклорные тексты, особенно включающие мифологическиеимена и соответствующие мотивы; для фрагментарно сохранившихся традицийсущественно и упоминание отдельных мифологических слов и особенно имён.
Данная тема достаточнохорошо изучена в литературе. Она является актуальной, потому что во все временалюди изучали мифы, предания, сказания, и другие форма устного народноготворчества, и это изучение способствует развитию культуры речи, обогащениюязыка различными словами, фразами, афоризмами и другими компонентами.
Глава I. Что такое мифология
1.1 Понятие«мифологии»
Что такое мифы? В«школьном» понимании — это античные, библейские и другие старинные «сказки» осотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществугреческих и римских героев – поэтические, наивные, нередко причудливые. Это«житейское», подчас до сих пор бытующее в настоящее время представление омифах, в какой-то мере результат более раннего включения именно античноймифологии в круг знаний европейского человека. Само слово «миф», греческое иозначает «предание», «сказание». Именно об античных мифах сохранились высокохудожественныелитературные памятники, наиболее доступные и известные самому широкому кругучитателей.
Действительно, вплоть до19 века в Европе были наиболее распространены лишь античные мифы – рассказыдревних греков и римлян о своих богах, героях и других фантастическихсуществах. Особенно широко имена героев и богов были известны с эпохиВозрождения (15-16вв.), когда в европейских странах оживился интерес кантичности.
Примерно в это же время вЕвропу проникают первые сведения о мифах арабов и американских индейцев. Вобразованной среде общества вошло в моду употреблять имена античных богов игероев в аллегорическом смысле: говоря «Марс», подразумевали войну, под«Венерой» понимали любовь, под «Минервой» — мудрость, под «музами» — различные искусства,науки и т.д. Такое словоупотребление удержалось до наших дней, в частности впоэтическом языке, вобравшем в себя многие мифологические образы.
В первой половине 19 векав научный оборот вводятся мифы широкого круга индоевропейских народов (древнихиндийцев, иранцев, германцев, славян). Последующее выявление мифов народовАмерики, Африки, Океании, Австралии показывает, что мифология на определённойстадии исторического развития существовала практически у всех народов мира.
Научный подход к изучению«мировых религий» (христианства, ислама, буддизма) показал, что и они«наполнены» мифами. Создавались литературные обработки мифов разных времён инародов, появилась огромная научная литература, посвящённая мифологии отдельныхнародов и регионов мира и сравнительно-историческому изучению мифов; при этомпривлекались не только повествовательные литературные источники, являющиеся ужерезультатом более позднего развития, чем первоначальная мифология, но и данныеэтнографии, языкознания.
1.2 О чем повествуют мифы
Сравнительно-историческоеизучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различныхнародов мира – при чрезвычайном их многообразии – целый ряд основных тем имотивов повторяется. К числу древнейших и примитивнейших мифов, очевидно,принадлежат мифы о животных. Самые элементарные из них представляют собой лишьнаивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаичны мифы опроисхождении животных от людей (таких мифов много у австралийцев) илимифологические представления о том, что люди были некогда животными. Мифы опревращении людей в животных и в растения известны едва ли не всем народамземного шара. Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе,кипарисе, лавровом дереве (девушка-нимфа Дафна), о пауке Арахне и др.
Очень древни мифы опроисхождении солнца, луны, звёзд: солярные мифы, лунарные мифы, астральныемифы. В одних мифах они нередко изображаются людьми, некогда жившими на земле ипо какой-то причине поднявшимися на небо, в других – создание солнца (неолицетворённого) приписывается какому-либо сверхъестественному существу.
Центральную группу мифов,по крайней мере у народов с развитыми мифологическими системами, составляютмифы о происхождении мира, вселенной и человека: космогонические мифы иантропогонические мифы.
У культурно отсталыхнародов мало космогонических мифов. Так, в австралийских мифах лишь изредкавстречается идея о том, что земная поверхность некогда имела иной вид, новопросов, как появились земля, небо и прочее не ставиться. О происхождениилюдей говорится во многих мифах. Но мотива творения здесь нет: говорится или опревращении животных в людей, или выступает мотив «доделывания». У народовсравнительно культурных появляются развитые космогонические и антропогоническиемифы. Очень типичные мифы о происхождении мира и людей известны у полинезийцев,североамериканских индейцев и у народов Древнего Востока и Средиземноморья.
Глава II. Мифы Древнего Востока
К мифам Древнего Востока относятсяпрактически все мифы народов мира, такие как:
— Египетская мифология
— Индийская мифология
— Китайская мифология
— Мифология Мессопатамиии Междуречья
— Индуистская мифология
— Индоевропейскаямифология
Рассмотрим несколько изних.
2.1 Египетская мифология
Источники изучениямифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения.Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе позднихтекстов. Основными памятниками представления египтян, являются разнообразныерелигиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов настенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» — древнейшиетексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещенийпирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26-23 вв.до н.э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднегоцарства (21-18 вв. до н. э.), «Книга мёртвых» — составлявшаяся начиная спериода Нового царства и до конца истории Древнего Египта, сборники заупокойныхтекстов.
Мифологическиепредставления нашли отражение также в таких текстах, как «Книга коровы», «Книгао том, что в загробном мире», «Книга дыхания» и другие. Значительный материалдают записи драматических мистерий, которые исполнялись во время религиозныхпраздников и коронационных торжеств. Большой интерес представляют магическиетексты, заговоры и заклятья, в основе которых часто лежат эпизоды из сказаний обогах, надписи на статуях, иконографический материал.
Источником сведений оегипетской мифологии являются также труды античных авторов: Геродота, Плутарха.
Египетская мифологияначала формироваться в 6-4 тысячелетии до нашей эры, задолго до возникновенияклассового общества.
В каждой областискладывается свой пантеон и культ богов, воплощённых в небесных светилах,камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т.д. Сама область персонифицируется вобразе особого божества; например богиней Гермопольской области считалась Унут,почитавшаяся в образе зайца. Позднее местные божества обычно группировались ввиде триады во главе с богом-демиургом, покровителем нома (области), вокругкоторого создавались циклы мифологических сказаний, например фиванская триада — бог солнца Амон, его жена Мут – богиня неба, их сын Хонсу – бог луны.
Женские божества, какправило, имели функции богини-матери.
Небесный свод обычнопредставлялся в виде коровы с телом, покрытым звёздами, но иногда егоолицетворяли в образе женщины. Существовали представления о том, что небо – этоводная поверхность, небесный Нил, по которому днём солнце обтекает землю. Подземлёй тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывёт ночью.Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других – Акер. Нил, протекавшийна земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своимиблагодатными разливами. Сам Нил также населялся различными добрыми и злымибожествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов,змей и других.
Плодородием полей ведалабогиня – владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи,которая появляется на поле вовремя жатвы, следя за тщательностью уборки урожая.Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.
Характернейшей чертойегипетской мифологии является обожествление животных, возникшее в древнейшиевремена и особенно усилившееся в поздние периоды истории Египта. Воплощённые вживотных божества первоначально, как правило, считались покровителями охоты, сприручением животных некоторые из них стали божествами скотоводов. К числунаиболее почитаемых животных – воплощений различных божеств относились:
— бык – Апис, Мневис,Бухис, Бата,
— корова – Хатор, Исида,
— баран – Амон и Хнум,
— змея – Рененутет,
— крокодил – Себек,
— кошка – Баст,
— лев – Тефнут, Сехмет,
— шакал – Анубис,
— сокол – Гор,
— ибис – Тот и другие.
Позднее происходилаантропоморфизация пантеона, однако зооморфные черты в облике божеств не былиполностью вытеснены и обычно сочетались с антропоморфными. Например, Бастизображалась в виде женщины с кошачьей головой. Тот – в виде человека с головойибиса.
Боги в образах быков икоров почитались во многих номах. Один демотический папирус сохранил записьмифа о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами различногоцвета. Потом, по велению верховного бога, все быки воплотились в одного чёрногобыка, а все коровы – в одну чёрную корову. Культ быка, в глубокой древностисвязанный, вероятно, с почитанием вождя племени, с возникновениемдревнеегипетского государства стал сближаться с культом фараона.
В Мемфисе, а затем и вовсём Египте чёрный бык с белыми отметинами считался воплощением бога Аписа. В образезмей воплощались как добрые, так и злые божества. Главой всех врагов солнца –Ра, считался огромный змей Апоп, олицетворявший мрак и зло. В то же время вобразе змеи почиталась богиня плодородия Рененутет, богиня – хранительницакладбищ Меритсегер, Исида и Нефтида — защитницы Осириса и, следовательно,любого умершего.
С развитиемдревнеегипетского государства мифологические представления видоизменялись.Культы многочисленных местных божеств сохраняли своё значение, но почитаниенекоторых из них распространилось за пределы отдельных номов и даже приобрелообщеегипетское значение.
Наиболее значительныциклы мифов Древнего Египта – это мифы о сотворении мира, о солнечных божествахи об Осирисе. Изначально, считалось, мир представлял собой хаос, первозданнуюпучину вод – Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных ирастения. Первым богом было Солнце, выступающее обычно в роли демиурга. В одномиз мифов говориться, что из вод вышел холм, на котором распустился цветоклотоса, а оттуда появилось дитя, «осветившее землю, пребывавшую во мраке». Вдругих мифах появление солнца связывается с яйцом, снесённым на поднявшемся изхаоса холме птицей «великий Гоготун». Наряду с этим существовали представленияо богине неба – женщине, которая утром рождает солнце, вечером проглатывает – врезультате наступает ночь – и следующим утром вновь рождает его.
С мифами о сотворениимира связаны мифы о солнечных богах. Солярные мифы отражают две группыпредставлений: о смене времён года и о борьбе солнца с мраком и злом,олицетворённым в образах чудовищ и различных страшных животных, особенно змей.
В наиболее знойное времягода солнце, считалось, распаляется гневом на людей. С этим представлениемсвязан миф о наказании людей за их грехи по приказанию Ра. Когда Ра состарился,люди перестали почитать бога-царя и даже «затеяли против него злые дела». ТогдаРа собрал совет старейших богов во главе с прародителем Нуном, на котором былорешено наказать людей. На них напустили солнечное око, любимую дочь Ра,называемую в мифах Сехмет. Богиня в образе львицы стала убивать и пожиратьлюдей, их истребление приняло такие размеры, что Ра решил остановить её. Однакобогиня, разъярённая вкусом крови, не унималась. Тогда её хитростью напоиликрасным вином, и она, опьянев, уснула и забыла о мести. Ра же, провозгласив,своим заместителем Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжалправить миром.
Уже в эпоху Древнегоцарства живущие фараоны рассматриваются как «служители Гора», а умершиеотождествляются с Осирисом. Фараон благодаря магическому погребальному обряду,оживает после смерти, какожил Осирис. КультОсириса становится центром всех заупокойных верований. Считалось, что каждыйегиптянин, подобно Осирису, возродится для вечной загробной жизни, если будетсоблюдён весь погребальный ритуал.
Связанные с Осирисом мифынашли отражение в многочисленных обрядах.
«Широчайшеераспространение культа Осириса отразилось и на представлениях об Исиде.Почитавшаяся как любящая сестра и беззаветно преданная жена Осириса, заботливаямать младенца Гора и одновременно великая волшебница, она в Греко-римскую эпохупревратилась во всеегипетскую богиню-мать, а её культраспространился за пределы Египта».
Многие персонажиегипетской мифологии почитались в соседних странах, в частности в ДревнейНубии, которая в течение длительного времени находилась под властью Египта.Государственным богом Древней Нубии был Амон, его оракулы избирали царя. Такжепопулярностью пользовались мифы о Горе. Жители Древней Нубии восприняли имногие представления египтян о загробной жизни и суде, который Осирис вершитнад умершими.
Мифологические воззренияДревнего Египта нашли широкое отражение в архитектуре и искусстве, литературе.В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиесякак «тела», в которых эти божества воплощаются.
Представления о том, чтоумершие должны иметь жилище, обусловили строительство специальных гробниц:мастаба, пирамид, скальных склепов. Гробницы и храмы украшались рельефами иросписями на мифологические темы.
2.2 Китайская мифология
Китайская мифология – этосовокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской и буддийскоймифологии.
Древнекитайская мифологияреконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений: «Шуцзин», «Ицзин», «Чжуань-цзы», «Ле-цзы», «Хуайнань-цзы» и другие. Наибольшееколичество сведений по мифологии содержится в древнем трактате «Шань хай цзинь»(«Книга гор и морей», 4-2 вв. до н.э.), а также в поэзии Цюй Юаня (4в. дон.э.).
Одна из отличительныхчерт древнекитайской мифологии историзация мифических персонажей, которые подвлиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано началиистолковываться как реальные деятели глубокой древности. Главнейшие персонажипревращались в правителей и императоров, а второстепенные персонажи – всановников, чиновников и т.д. Историзация мифов способствовала и характерномудля китайской мифологии процессу антропоморфизации героев, который продолжалсяв народной мифологии вплоть до позднего времени. Большую роль игралитотемические представления. Племена иньцы считали своим тотемом ласточку,племена ся – змею. Постепенно змея трансформировалась в дракона (лун),повелевающего дождём, грозой, водной стихией и связанного одновременно сподземными силами, а ласточка, вероятно, в фэн-хуан – мифическую птицу –символом государыни (дракон стал символом государя).
Миф о хаосе –«Хунь-тунь», являвшем собой бесформенную массу, относится к числу древнейших.
На могильных рельефахпервых веков н.э. в провинциях Шаньдун, Цзянсу, Сычуань Фу-си и Нюй-ваизображаются в виде пары сходных существ с туловищами человека и переплетённымихвостами змеи, что символизирует супружескую близость.
Миф о потопе, в которомговориться о том, что Фу-си и Нюй-ва спаслись от потопа и вступили в брак,чтобы возродить человечество, зафиксирован в литературе ранее других мифов,однако стадиально он не относится к числу наиболее ранних мифов. Предполагают,что мифы о потопе зародились у китайских племён в районе рек Хуайхэ и Чжэцзян,а затем распространились в районе современной Сычуани. Согласно записи в«Шуцзине», в борьбу с потопом вступает Гунь, который пытается остановить воды спомощью похищенной им у верховного правителя чудесной саморастущей земли(сижан). Но побеждает потоп его сын Юй. Он занимается рытьём каналов,землеустройством, избавляет землю от всякой нечисти, создаёт условия дляземледелия.
Поскольку древние китайцыпредставляли сотворение мира как постепенное отделение неба от земли, то вмифах есть упоминания о том, что первое время на небо можно было взобраться поособым небесным лестницам. В более поздние времена появилась новаяинтерпретация архаического представления об отделении земли от неба. Согласноэтому варианту, верховный правитель Чжуань-сюй повелел своим внукам Ли и Чунуперерезать путь между небом и землёй (первый поднял небо вверх, а второйпридавил землю книзу). Наряду с представлением о небесных лестницах и пути нанебо существовали мифы и о горе Куньлунь, которая как бы соединяла землю и небо: на ней находилась нижняя столицаверховного небесного владыки Шан-ди. В основе этих мифов лежит представление онекой «мировой оси», которая принимает форму не просто горы, но и возвышающейсяна ней столицы – дворца. Другое представление о космической вертикали воплощенов образе солнечного дерева – фусан, в идеи которого лежит идея древа мирового.На дереве фусан живут солнца – 10 золотых воронов. Все они – дети матушкиСи-хэ, живущей за Юго-Восточным морем. Согласно «Хуайнань-цзы», солнце купаетсяв заводи, а затем поднимается на фусан и отправляется в путь по небу. Понекоторым версиям, солнце везёт по небу сама Си-хэ в колеснице. Постепенно оноприходит на дикий запад, где садится на другое солнечное дерево жо, цветыкоторого освещают землю. С представлением о множестве солнц связан с нарушениемкосмического равновесия в результате одновременного появления солнц: наступаетстрашная засуха. Поэтому посланный с небес стрелок И поражает из лука лишниедевять солнц.
Важное значение дляпонимания китайской мифологии имеют представления о пяти звёздных дворцах:срединном, восточном, южном, западном и северном, которые соотносятся ссимволами этих направлений: Тай-и, Цин — лун, Чжу-цяо, Бай-ху и Сюань-у. Каждоеиз этих понятий было одновременно и созвездием, и символом, имеющим графическоеизображение. Так, на древнейших рельефах кружочками изображали звёзды созвездияЦинлун и тут же рисовали зелёного дракона, Сюань-у изображалось в видечерепахи, перевитой со змеёй. Некоторые звёзды считались воплощением богов иместом их обитания.
Среди божеств стихий иявлений природы наиболее архаичен бог грома Лэй-гун, первоначально онпредставлялся в зооантропоморфном виде. Возможно, он считался отцом первопредкаФу-си.
Мир земной в китайскоймифологии – это прежде всего горы и реки; леса и равнины, степи или пустынипрактически не играют роли.
Духи вод представленыбольшей частью как существа, имеющие черты дракона, рыб, черепахи. Среди духоврек есть как женские, так и мужские. Также в качестве духов рек почиталисьразличных утопленников; так, феей реки Ло, считалась утонувшая в ней Фуфэй,дочь мифического Фу-си.
Основные персонажидревнекитайской мифологии – культурные герои – первопредки, представленные вдревних историзированных памятниках как реальные сановники и правители глубокойдревности. Они выступают как создатели культурных благ и предметов: Фу-сиизобрёл рыболовные сети, Суй-жэнь – огонь, Шэнь-нун положил начало земледелию,рытью первых колодцев, определил целебные свойства трав; Хуан-ди изобрёл средствапередвижения – лодки и колесницы, а также предметы одежды из материи, началустройство общественных дорог. С его именем связывают и начало счёта годам(календарь), а иногда и письменности. Всем мифическим первопредкам обычноприписывалось изготовление различных глиняных сосудов, а также музыкальныхинструментов, что считалось в древности чрезвычайно важным культурным деянием.В разных вариантах мифа одно и то же деяние приписывается разным персонажем.Это означает, что связь между определённым героем и соответствующем культурным деяниемокончательно определилось не сразу, что разные этнические группы моглиприписывать изобретения своим героям. Все культурные изобретения, кому бы изпервопрекдков оно не приписывалось, отражают стадиально далеко не самые ранниепредставления, так как герои мифов сами изготовляют эти предметы. Болееархаичным способом их приобретения считается похищение или получение в видедара чудесных предметов у их хозяев из иного мира.
Сохранился лишь реликтодного мифа такого рода – рассказ о добывании стрелком И снадобья бессмертия уСи-ван-му. Посещение этим стрелком хозяйки запада, ассоциировавшегося вкитайской мифологии со страной мёртвых, можно истолковать как получение взагробном мире чудесного снадобья. Это находится в согласии с характеромкитайского мифологического мышления и позднее с даосским учением, ставившимсвоей целью поиски способов продления жизни и достижения долголетия. Самавладычица запада Си-ван-му, в отличие от других персонажей, имеющих ярковыраженные черты культурных героев, представляет собой совершенно мной типмифического персонажа, первоначально, видимо, демонического характера. Вархаических текстах она имеет явные черты зооморфности – хвост барса, клыкитигра, она ведает небесными карами, по другим источникам, — насылает мор и болезни.Черты барса и тигра, а так же её обитание в пещере позволяют предположить, чтоона – горное хтоническое существо, амбивалентное образу матриархальной хозяйки.
Разрозненныепервоначально образы мифологии отдельных древнекитайских племён и племенныхгрупп постепенно складывались в единую систему, чему способствовало развитиенатурфилософских представлений и, в частности, различных классификационныхсистем, среди которых наибольшее значение имела пятеричная система – по пятистихиям. Под её влиянием четырёхчленная модель мира превращается в пятичленную,соответствующую пяти ориентирам в пространстве – четыре стороны света + серединаили центр, верховный правитель осознаётся теперь уже как божество центра.
В соответствии спятеричной классификацией каждому из мифических владык как повелителю сторонысвета соответствовал и определённый первоэлемент, а также время года, цвет,животное, часть тела, например Фу-си – дерево, из животных – дракон, из цветов– зелёный, из времён года – весна, из частей тела – селезёнка, из оружия –секира; Чжуань-сюю – вода, чёрный цвет, зима, черепаха, кишки, щит. Всё этосвидетельствует о появлении довольно сложной иерархической системы, где всеэлементы находятся в постоянном взаимодействии, и о возможности передачи однихи тех же представлений с помощью различных кодов. Не исключено, что в основеэтой системы взглядов лежат представления о происхождении людей и космоса изпервосущества.
Отмирание и забвениедревних мифологических сюжетов, однако, не означало прекращение мифотворчествав устной народной традиции и появления новых мифических героев и сказаний оних. Одновременно шёл процесс активной антропоморфизации древних героев. Так,Си-ван-му из зооантропоморфного существа в искусстве и литературе рубежа н.э.превращается в антропоморфную фигуру, даже видимо, красавицу. Рядом с ней наИнаньском рельефе изображён тигр – дух запада, принявший на себя её звериныечерты.
В эпоху Хань у владычицызапада появляется супруг – владыка востока – Дун-ван-гун. Его фигурамоделирована по образу древнейшего женского божества. Он имеетзооантропоморфный вид – птичье лицо, тигриный хвост.
В изобразительном иприкладном искусстве (начиная с древней керамики и ритуальной бронзы) весьмаактивно разрабатывались мифологические темы. Мифологические сюжеты присутствуютв основном в настенной живописи эпохи Хань, украшавших в основном могильныесооружения.
Своеобразие отражениямифологии в древнекитайской культуре проявляется в том, что одни и те жемифологические сюжеты и представления начиная со времён глубокой древностинесколько по-разному претворялись в образах словесного и изобразительногоискусств. В одних случаях изобразительные памятники сохраняли более архаичныечерты, чем литературные, в других случаях, наоборот, герои-первопредки впамятниках словесного творчества выглядели более архаическими, чем впроизведениях изобразительного искусства того же периода.¹
2.3 Индийская мифология
Индийская мифология,прежде всего, совокупность мифологических систем (мифов и участвующих в нихперсонажей), существовавших в древней Индии. Самые ранние свидетельстварелигиозно-мифологических представлений относятся, видимо, к мезолиту.
Специфический выборэлементов из общего фонда предопределил актуализацию одних и забвение другихмифологических сюжетов и даже персонажей, образование между ними новых связей.
Индийская мифология – этосовокупность ведийской, индуистской и буддистской мифических систем.
Ведийская мифологиясложилась в общем виде в конце 2 – нач. 1-го тысячелетия до н.э. всеверо-западной Индии среди арийских племён. Её был свойственен политеизм соттенком генотеизма.
Индуистская мифология оформиласьпозже, когда арийские племена уже продвинулись на юг и восток Индии, оказываясильное влияние на автохтонные культуры и одновременно заимствуя ряд элементовиз этих культур. Являясь продолжением ведийской мифологии, её трансформацией,индуистская мифология признавала авторитет вед как высшего источника знания, втом числе и мифологического, но в то же время она сильно эволюционировала всторону монотеистических представлений. Это проявилось, в частности, вактуализации идеи первотворца всего сущего, в создании упорядоченнойбожественной триады, выработке черт, присущих великим религиям, претендующим науниверсальность. Ведийская мифология не просто трансформировалась виндуистскую, но и сосуществовала с индуизмом, сохраняя свои позиции в рядеритуалов и находя поддержку в соответствующих текстах, продолжавших считатьсясвященными.
Заимствовав из ведийскойи индуистской мифологий ряд персонажей и сюжетов, буддизм, в соответствии с егорелигиозно-философскими принципами, отводил мифологии достаточно ограниченное,второстепенное место, рассматривая включение мифологического слоя в свой составкак некий компромисс между высокой теорией и народными верованиями. Лишь там,где буддизм сталкивался с мощным субстратом мифоэпической стихии, он развивалболее оригинальные мифологические концепции, часто смыкавшиеся с архаичнымимифологическими представлениями автохтонного населения.
Характерной чертойиндийской мифологии является не только наличие нескольких различных еёвоплощений, но и сосуществование их во времени, органическая преемственностьмифологических систем. С этими обстоятельствами связаны нередко встречающиесяпопытки такого описания индийской мифологии, при котором она выступает какединая мифологическая система, а различия между разными её частями трактующиесякак несущественные.
Глава III Мифы античного мира
3.1 Мифы Древней Греции
Мифы древних греков можноразделить на два вида: героические (в сказочной форме передающиереальные исторические события) и этиологические (в которых объясняютсяте или иные названия и причины возникновения народных обычаев и обрядов).
Сюжеты героических мифовскладывались на протяжении многих веков, отражая исторические этапы развитияобщества – от изобретения человеком орудий труда и приручения домашних животныхдо реальных исторических событий, подлинность которых подтверждаетсясовременными археологическими раскопками.
Благоприятные социальныеи природные условия, в которых развивались греческий народ и его культура,богатая фантазия и эмоциональная восприимчивость вызвали к жизни исключительноемножество масштабных по форме и прекрасных по содержанию поэтических мифов.Многие крылатые выражения греческой мифологии давно вошли в обиход культурногочеловека и получили широкое распространение на правах пословиц, поговорок иафоризмов: «нить Ариадны», «авгиевы конюшни», «ахиллесова пята», «сизифов пруд»и другие.
Главными персонажамимифов били боги и герои. Через их поступки эллины (древние греки) передавалисвои представления об устройстве мира, о природе, о человеческом обществе вцелом.
Существуют мифы опроисхождении мира и о борьбе богов с гигантами и титанами, которых, в концеконцов, победил Тучегонитель и Громовержец Зевс и утвердился не горе Олимп: «Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, излатая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов» — Гермес(вестник богов), Арес (бог войны), Гименей (бог семьи и брака), Гефест (бог-кузнец),Деметра (богиня земледелия и плодородия) – все те, кого народная фантазияпричислила к числу главных богов.
Мифы рассказывают о том,что кроме этих богов, вся земля была населена богами и богинями,олицетворявшими силы природы. В реках обитали нимфы Наяды, в море – Нереиды, влесах – Дриады и Сатиры, в горах жила нимфа Эхо. В небе главным богом считалсяГелиос – солнце, объезжавший каждый день весь мир на золотой колеснице,запряженной огнедышащими конями. Ночью землю освещала Селена – луна. Ветры былипредставлены богами Бореем и Зефиром. Три богини судьбы – Мойры пряли нитьчеловеческой жизни, обрывая её, когда считали нужным.
Боги
Вначале существовал лишьвечный, безграничный, тёмный Хаос. В нём заключался источник жизни мира. Всёвозникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из безграничногоХаоса произошла и богиня Земли – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающаяжизнь всему, что живёт и растёт на ней. Далеко же под Землёй, в неизмеримойглубине родился Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса,источника жизни, родилась и могучая сила, всё оживляющая Любовь – Эрос. Началсоздаваться мир. Безграничный Хаос породил и вечный Мрак – Эреб и тёмную Ночь –Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День– Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатнаяЗемля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо надЗемлёй. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землёй, и широкоразлилось вечно шумящее Море. Матерью-Землёй рождены Небо, Горы и Море, и нет уних отца.
Уран воцарился в мире. Онвзял себе в жёны благодатную Гею. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих,грозных титанов – было у них. Их сын Океан и жена его, богиня Фетида породилина свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид.Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиос, Луну – Селену ирумяную Зарю – Эос. От Астрея и Эос произошли все звёзды, которые горят натёмном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр,влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождёмтучи.
Кроме титанов породиламогучая Земля трех великанов – циклопов с одним глазом во лбу – и трёхгромадных, как горы, пятидесятиголовых великанов – сторуких (гекатонхейров),названных так потому, что каждый из них имел сто рук. Против их ужасной силыничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.
Возненавидел Уран своихдетей и заключил их в подземелье и не велел выходить на свет. Страдала мать ихЗемля. Её давило это страшное бремя, заключенное в её недрах. Вызвала она своихдетей, титанов, и убеждала их восстать против отца, но они боялись поднять рукуна Урана. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца иотнял у него власть.
Богиня ночь родила внаказанье Крону целый сонм ужасных божеств: Таната – смерть, Эриду – раздор,Апата – обман, Кер – уничтожение, Гипнос – сон с роем мрачных видений, Немесиду– отмщение за преступления – и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу инесчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.
Герои. Пять веков
Живущие на светлом Олимпебессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век.Бог Крон правил тогда на небе. Люди в те времена жили как блаженные боги, незная ни хлопот, ни забот, ни труда. Не знали они и немощной старости; всегдабыли крепки и сильны их ноги и руки. Смерть, после долгой жизни, была похожа наспокойный сон. При жизни они имели всё в изобилии. После смерти люди золотоговека стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, ониносятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс послеих смерти.
Второй людской род ивторой век уже не били такими счастливыми, как первый. Это был серебряныйвек. Не были равны ни силой, ни разумом люди серебряного века людямзолотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав,покидали они его. В зрелом возрасте их жизнь была коротка, а так как они былинеразумны, они познали много горя и несчастий в жизни. Люди серебряного векабыли непокорны. Они не хотели подчиняться бессмертным верховным богам. Великийсын Крона Зевс уничтожил род их на земле. Он поселил их в подземном сумрачном царстве,
Зевс создал третий род итретий век – век медный. Не похож он на серебряный. Из древка копьясоздал Зевс людей – страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордость ивойну. Они не знали земледелия, не ели плодов земли. Зевс дал им мощную силу игромадный рост. Их оружие было из меди, из меди были их дома. Своимисобственными руками уничтожали они друг друга. Быстро сошли они в мрачноецарство ужасного Аида. Как не были они сильны, всё же чёрная смерть похитилаих, и покинули они ясный свет солнца.
Лишь только этот родсошёл в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех землечетвёртый век и новый род людской, более благородный, более справедливый,равный богам род полубогов-героев. И они все погибли в злых войнах иужасных кровопролитных битвах. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержецпоселил их на краю земли, вдали от живых людей. Полубоги-герои живут наостровах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Тамплодородная земля трижды в год даёт им плоды, сладкие как мёд.
Последний, пятый век ирод людской – железный. Он продолжается и теперь на земле. Днём и ночью,не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людямиспытания. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Разрушаютдруг у друга города. Ценятся лишь гордость и сила. Богини Совесть и Правосудиепокинули людей и улетели на высокий Олимп, а людям остались беды, и нет у нихзащиты.
Мифы. «Гиацинт»
Прекрасный, равный самимбогам-олимпийцам своей красотой, юный сын царя Спарты, Гиацинт, был другом богастреловержца Аполлона. Часто являлся Аполлон на берега Эврота в Спарту к своемудругу и там проводил с ним время, охотясь по склонам гор в густо разросшихсялесах или развл6екаясь гимнастикой, в которой были так искусны спартанцы.
Однажды, когда близилсяуже жаркий полдень, Аполлон и Гиацинт состязались в метании тяжёлого диска. Всёвыше и выше в небо взлетал бронзовый диск. Вот, напрягши силы, бросил дискмогучий бог Аполлон. Высоко к самым облакам взлетел диск и, сверкая, какзвезда, падал на землю. Побежал Гиацинт к тому месту, где должен был упастьдиск. Он хотел скорее поднять его и бросить, чтобы показать Аполлону, что он,юный атлет, не уступит ему, богу, в умении бросать диск. Упал диск на землю,отскочил от удара и со страшной силой попал в голову прибежавшему Гиацинту. Состоном упал Гиацинт на землю. Потоком хлынула алая кровь из раны и окрасилатёмные кудри прекрасного юноши.
Прибежал испуганныйАполлон. Склонился он над своим другом, приподнял его, положил окровавленнуюголову к себе на колени и старался остановить льющуюся из раны кровь. Но всёнапрасно. Бледнеет Гиацинт. Тускнеют его всегда прекрасные глаза, бессильносклоняется его голова, подобно венчику вянущего на палящем солнце полевого цветка.В отчаянии воскликнул Аполлон:
— Ты умираешь, мой милыйдруг! О, горе, горе! Ты погиб от моей руки! Зачем бросил я этот диск! О, если бя мог искупить мо. Вину и вместе с тобой сойти безрадостное царство душумерших! Зачем я бессмертен, зачем я не могу последовать за тобой!
Крепко держит Аполлон всвоих объятиях умирающего друга, и падают его слёзы на окровавленные кудриГиацинта. Умер Гиацинт, отлетела душа его в царство Аида. Стоит над его теломАполлон и тихо шепчет:
— Всегда будешь ты жить вмоём сердце. Пусть же память о тебе вечно живёт среди людей.
И вот, по слову Аполлона,из крови Гиацинта вырос алый, ароматный цветок – гиацинт, а на лепестках егозапечатлелся стон скорби бога Аполлона. Дива память о Гиацинте и среди людей,они чтут его празднествами в дни гиацинтий.
Греки считали, что налепестках дикого гиацинта можно прочесть слово «ай-ай», что означает«горе-горе!». Празднества в честь Гиацинта, бывшего раньше божеством пастухов,так называемые гиацинтии, справлялись в июле, главным образом дворянами, наПелопоннесе, в Малой Азии, на юге Италии, в Сицилии, в Сиракузах.
«Персей убивает горгонумедузу»
Полидект замыслилнасильно взять себе в жены прекрасную Данаю, но она ненавидела сурового царя.Персей заступился за свою мать. Разгневался Полидект и с этого времени он думалтолько об одном – как ему погубить Персея. В конце концов, жестокий Полидектрешил послать Персея за головой горгоны Медузы. Он призвал Персея и сказал ему:
— Если ты действительносын громовержца Зевса, то не откажешься совершить великий подвиг. Сердце твоёне дрогнет не перед какой опасностью. Докажи же мне, что Зевс – твой отец, ипринеси мне голову горгоны Медузы. О, верю я, Зевс поможет сыну!
Гордо взглянул Персей наПолидекта и спокойно ответил:
— Хорошо, я добуду тебеголову Медузы.
Отправился Персей вдалёкий путь. Ему нужно было достигнуть западного края земли, той страны, гдецарила богиня Ночь и бог смерти Танат. В этой стране жили ужасные горгоны. Всётело их покрывала блестящая и крепкая, как сталь, чешуя. Ни один меч не могразрубить эту чешую, только изогнутый меч Гермеса. Громадные медные руки сострыми стальными когтями были у горгон. На головах у них вместо волосдвигались, шипя, ядовитые змеи. Лица горгон, с их острыми, как кинжалы,клыками, с губами, красными, как кровь, и с горящими яростью глазами былиисполнены такой злобы, были так ужасны, что в камень обращался всякий от одноговзгляда на горгон. На крыльях с золотыми сверкающими перьями горгоны быстроносились по воздуху. Горе человеку, которого они встречали! Горгоны разрывалиего на части своими медными руками и пили его горячую кровь.
Тяжёлый, нечеловеческийподвиг предстояло совершить Персею. Но боги Олимпа не могли дать ему погибнуть.На помощь ему явился быстрый, как мысль, посланник богов Гермес и любимая дочьЗевса, воительница Афина. Афина дала Персею медный щит, такой блестящий, что внём, как в зеркале, отражалось всё; Гермес же дал Персею свой острый меч,который рубил, как мягкий воск, самую крепкую сталь. Вестник богов указалдорогу.
Путь был долог. Прошёл онмного стран. Наконец настиг он мрачной страны, где жили старые грайи. Одинтолько глаз и один зуб имели они на всех трёх. По очереди пользовались они ими.Пока глаз был у одной из граё, две других были слепы, и зрячая грайя веласлепых, беспомощных сестёр. Когда, вынув глаз, грайя передавала его сестре, товсе сёстры были слепы. Эти-то грайи охраняли путь к горгонам, только они зналиего.
Тихо подкрался Персей кним во тьме, и, по совету Гермеса, вырвал у одной их них глаз, как раз в тот миг,когда она передавала его сестре. Стали все три грайи слепы. И взмолились онинад Персеем, заклиная его всеми богами, отдать им глаз. Они готовы были сделатьвсё для героя, лишь бы он вернул им их сокровище. Тогда Персей потребовал у нихза возвращение глаза указать ему путь к горгонам.
Долго колебались грайи,но пришлось им, чтобы вернуть себе зрение, указать этот путь. Так узнал Персей,как попасть на остров горгон, и быстро отправился дальше.
Во время дальнейшего путипришел Персей к нимфам. От них получил он три подарка: шлем властителяподземного царства Аида, который делал невидимым всякого, кто его надевал;сандалии с крыльями, с помощью которых можно было быстро носится по воздуху, и волшебнуюсумку, которая то расширялась, то сжималась, смотря по величине того, что в нейлежало. Надел Персей крылатые сандалии, шлем Аида, перекинул через плечочудесную сумку и быстро понесся по воздуху к острову горгон.
Высоко в небе понёссяПерсей. Под ним расстилалась земля с зелёными долинами, по которым серебрянымилентами вились реки. Вихрем несётся Персей всё дальше и дальше. Вот блеснуловдали, как расплавленное золото, море. Летит над морем Персей. Вот уже не видноземли. Наконец в голубой дали моря чёрной полоской показался остров. Это островгоргон. Что-то нестерпимым блеском сверкает на этомострове. Ниже спустился Персей. Как орёл парит он над островом и видит: наскале спят три ужасные горгоны. Они раскинули во сне свои медные руки, огнёмгорят на солнце их стальная чешуя и золотые крылья. Змеи на их головах чутьшевелятся во сне. Скорей отвернулся Персей от горгон, вдруг их взгляд обратитего в камень. Взял Персей щит Афины-Паллады – как в зеркале, отразились в нёмгоргоны.
Которая же из них Медуза?Как две капли воды похожи друг на друга горгоны. Из трёх горгон лишь Медузасмертна, только её можно убить. Задумался Персей. Тут помог Персею быстрыйГермес. Он указал ему Медузу и тихо шепнул на ухо:
— Скорей, Персей! Смелееспускайся вниз. Вон, крайняя к морю, Медуза. Отруби ей голову. Помни, на смотрина неё! Один взгляд, и ты погиб. Спеши, пока не проснулись горгоны!
Тут ринулся Персей кспящей Медузе. Он глядит в ясный щит, чтобы верней нанести удар. Змеи на головеМедузы почуяли врага. Поднялись они с грозным шипением. Медуза приоткрылаглаза. В этот миг сверкнул острый меч. Одним ударом отрубил Персей головуМедузе. Её тёмная кровь потоком хлынула на скалу, а с потоками крови из телавзвился в небо крылатый конь Пегас и великан Хрисаор. Быстро схватил Персейголову Медузы и спрятал её в чудесную сумку. Тело Медузы упало в море. От шумапроснулись её сёстры. Взвились они над островом, но бесследно исчез убийцасестры их Медузы. Нигде не было видно ни души. А Персей быстро нёсся, невидимыйв шлеме Аида. Вот несётся он над песками Ливии. Сквозь сумку просочилась кровь изголовы Медузы и падала тяжёлыми каплями на песок. Из этих капель крови породилипески ядовитых змей. Всё кругом кишело ими, всё живое обращалось в бегство отних; змеи обратили Ливию пустыню.
«Персей и Атлас»
Всё дальше несётся Персейот острова горгон. Подобно туче, которую гонит бурный ветер, мчится он по небу.Наконец он достиг той страны, где царил сын титана Япета, брат Прометея,великан Атлас. Тысячи стад тонкорунных овец, коров и быков круторогих паслосьна полях Атласа. Роскошные сады росли в его владениях, а среди садов стоялодерево с золотыми ветвями и листвой, и яблоки, которые росли на этом дереве,были тоже золотые. Атлас хранил, как зеницу ока, это дерево, оно было еговеличайшим сокровищем. Богиня Фемида предсказала ему, что наступит день, когдапридёт к нему сын Зевса и похитит у него золотые яблоки. Боялся этого Атлас. Онокружил сад, в котором росло золотое дерево, высокой стеной, а у входа поставилстражем низвергающего пламя дракона. Атлас не допускал чужеземцев в свои владения– он боялся, что среди них явится сын Зевса. Вот к нему-то и прилетел в своихкрылатых сандалиях Персей и обратился к Атласу с такими приветливыми словами:
— О, Атлас, прими меня,как гостя, в твоём доме. Я – сын Зевса, Персей, убивший горгону Медузу. Дай мнеотдохнуть у тебя от моего великого подвига.
Когда Атлас услыхал, чтоПерсей – сын Зевса, тотчас же вспомнил предсказание Фемиды и потому грубоответил:
— Убирайся отсюда! Тебене поможет твоя ложь о великом подвиге и о том, что ты – сын громовержца.
Атлас хочет выгнать герояза дверь. Персей, видя, что не может он бороться с могучим великаном, самспешит выйти из дома. В сердце Персея бушует гнев; его рассердил Атлас тем, чтоотказал ему в гостеприимстве да ещё назвал лжецом.
В гневе Персей говорит великану:
— Хорошо же, Атлас, тыпрогоняешь меня! Ну, так прими же от меня подарок!
С этими словами быстро вынулПерсей голову Медузы и, отвернувшись, показал её Атласу. Тотчас же обратился вгору великан. Его борода и волосы обратились в густолиственные леса, руки иплечи – в высокие скалы, голова – в вершину горы, ушедшую в самое небо. С техпор поддерживает гора Атлас весь небесный свод, со всеми его созвездиями.
Персей же, когда взошлана небо утренняя звезда, понёсся дальше.
«Возвращение Персея наСериф»
После спасения ПерсеемАндромеды и женитьбы на ней, Персей, взяв с собой прекрасную Андромеду,вернулся на Сериф к царю Полидекту. Персей застал свою мать Данаю в великомгоре. Спасаясь от Полидекта, ей пришлось искать защиты в храме Зевса. Не смелаона ни на единый миг покинуть храм. Разгневанный Персей пришёл во дворецПолидекта и застал его с друзьями за роскошным пиром. Полидект не ожидал, чтоПерсей вернётся, он был уверен, что герой погиб в борьбе с горгонами. Удивилсяцарь Серифа, увидав пред собой Персея, а тот спокойно сказал царю:
— Твоё приказаниеисполнено, я принёс голову Медузы.
Полидект не поверил, чтоПерсей совершил такой великий подвиг. Он стал издеваться над богоравным героеми назвал его лжецом. Издевались и друзья Полидекта. Гнев закипел в грудиПерсея, он не мог простить оскорбления. Грозно сверкнув очами, Персей вынулголову Медузы и воскликнул:
— Если ты не веришь,Полидект, то вот тебе доказательство!!!
Полидект взглянув наголову горгоны, в миг обратился в камень. Не избежали этой участи и друзьяцаря, пировавшие с ним.
«Персей в Аргосе»
Персей передал власть надСерифом Диктису брату Полидекта, а сам с Данаей и Андромедой отправился вАргос. Когда дед Персея Акрисий, узнал о прибытии внука, он вспомнилпредсказание оракула бежал далеко на север. Персей начал править в Аргосе. Онвернул подарки нимфам, вернул и Гермесу его острый меч. Голову Медузы отдалАфине-Палладе, а она укрепила её у себя на груди, на своём сверкающем панцире.Счастливо правил Персей в Аргосе.
Дед его Акрисий неизбежал того, что определил ему неумолимый рок. Однажды устроил Персей пышныеигры. Много героев собралось на них. И Акрисий был там. Во время состязанияПерсей метнул тяжёлый диск. Высоко, к самым облакам поднялся диск, и, падая наземлю, со страшной силой попал в голову Акриссия и поразил его насмерть. Полныйскорби, похоронил Персей Акрисия, сетуя, что стал невольным убийцей деда.Персей не захотел править в Аргосе, царстве убитого им Акриссия; он ушёл в Тиринф и царствовал там много лет. Аргос же Персей отдал вовладение Мегапенту, своему родственнику.
3.2 Мифология Древнего Рима
В науке долгое времягосподствовало мнение о том, что у римлян первоначально отсутствовали ясныепредставления о богах как о неких определённых, индивидуализированных персонажах– в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы – нумина,свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Так, в жреческихкнигах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян,цветения, созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развитиязародыша, рождения ребёнка, и т.д. Утверждению такого мнения способствовалинеопределённость пола древних божеств, отразившаяся в наличии мужских и женскихипостасей у некоторых из них (Фавн – Фавна, Помона – Помон), в формулеобращения к божеству – «бог или богиня», «муж или женщина»; использовали вобращении к божеству добавления: «или каким иным именем ты желаешь называться».Свидетельство Варрона о том, что у римлян в древности существовали лишь символыбогов (Юпитер – камень, Марс – копьё, Веста – огонь и др.), а различные обряды иритуалы толковались как действия, имевшие целью усилить благодетельное инейтрализовать губительное воздействие нумина, также служило обоснованием того,что само мировосприятие римлян препятствовало антропоморфизации богов исозданию мифологической системы, предполагающей взаимосвязи между богами, ихродственные и брачные отношения. Из массы нумина исследователи выделяли толькодревнейшую триаду – Юпитера, Марса и Квирина, с которыми, однако, не связываликакие-либо мифы, появившиеся, по их мнению, лишь под влиянием этрусской иособенно греческой мифологии: греки принесли в Рим своих антропоморфных богов исвязанные с ними нимфы, научили римлян строить храмы, ваять статуи богов, различатьбогов по их полу, возрасту, функциям, положению в иерархии, воздавать им болеесложный, чем магические обряды, культ.
На основе немногихдошедших источников, а также отдельных упоминаний у позднейших авторовдопустимо полагать, что верования римлян в древнейший период были аналогичныверованиям других народов.
Вероятно, существовалнекогда миф о сотворении мира Янусом, а также миф о происхождении людей отдуба, об их первоначально дикой жизни и последующей цивилизации культурнымигероями или богами (Янусом, Пиком, Пилумном и Пикумном и др.).
Почитание деревьев и рощиграло большую роль. Большинству древних богов были посвящены рощи, где в ихчесть совершались различные священные действия. Общим для всех рощ был богЛукорис, хранитель убежища Ромула. Как священные почитались рощи и деревья вотдельных имениях и на отдельных холмах Рима.
Общими святынями Римасчитались смоковница, под которой волчица кормила Рема и Ромула и признакиувядания которой воспринимались как знак угрожающей городу страшной опасности;священный дуб на Капитолии, которому Ромул принёс свою первую добычу – доспехии оружие убитого им царя, а также каменный дуб на Ватикане.
Культ леса имелнепосредственное отношение к культу водных источников, каждый из них –священное обиталище лимф, а затем нимф – героинь многих преданий.
Существуют мифы освященных животных – дятле, орле и особенно волке.
Волкам приписывалисьразличные чудесные и магические свойства, считалось, что волчица сочетаетсябраком при всех сородичах и, если её муж гибнет, остается верна его памяти, чтонекоторые люди могут превращаться в волков.
Мир богов представлялсяустроенным по образцу мира людей; они имели своего царя Юпитера, наиболеепочитаемые из них именовались, как и сенаторы, отцами – patres, имели своих божественных слуг – famulitivi, и, видимо, аналог весталок –божественных дев – virginesdivi, обслуживавших их очаг. Они делилисьна богов небесных, земных и подземных, однако одни и те же боги моглидействовать во всех трёх мирах. Миры богов, людей и мёртвых были разграничены ивместе с тем взаимосвязаны. Люди не начинали ни одного важного дела, не узнавмнения богов. Отсюда же постоянное стремление истолковать необычное: рождениеуродов у людей и животных, появление двух солнц на небе, комет, влаги на статуяхбогов и т.п., понять, не знак ли это неудовольствия богов, чем оно вызвано икак его искупить.
На дальнейшее развитиемифологии Древнего Рима оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленнаяпобедой плебса, победоносная римская агрессия и знакомство с более развитымикультурами и религиями, с которыми римляне вступили в сложные отношения.
Когда, каким образом, вкакой последовательности, из каких компонентов создавался «римский миф»,установить трудно за отсутствием источников. Один из компонентов – миф об Энее,видимо, очень древен, но неизвестно, каков он был первоначально.
Так, «римский миф»,объясняющий прошлое, оправдывающий настоящее и направляющий будущее, вытеснил,видимо, некогда существовавшие мифы о создании мира людей. Потребность в нихстала удовлетворяться за счёт проникновения в Рим развитой греческой мифологии иотождествления римских богов с греческими. Заимствование греческих боговначалось не позднее кон. 6 – нач.5 вв. до н.э. с введения культа Аполлона,затем римляне начали знакомиться с греческими мифами.
Заключение
Таким образом, мифологиюДревнего Востока можно представить как совокупность: египетской, индийской,китайской мифологий, а также мифология Мессопатамии и Междуречья, индуистскаямифология и индоевропейская мифология. Каждая из представленных мифологий имеетсвои особенности и характерные черты.
Характернейшей чертойегипетской мифологии является обожествление животных, возникшее в древнейшиевремена и особенно усилившееся в поздние периоды истории Египта. Воплощённые вживотных божества первоначально, как правило, считались покровителями охоты, сприручением животных.
Своеобразие отражениямифологии в древнекитайской культуре проявляется в том, что одни и те жемифологические сюжеты и представления начиная со времён глубокой древности,несколько по-разному претворялись в образах словесного и изобразительногоискусств. В одних случаях изобразительные памятники сохраняли более архаичныечерты, чем литературные, в других случаях, наоборот, герои-первопредки впамятниках словесного творчества выглядели более архаическими, чем впроизведениях изобразительного искусства того же периода.
Характерной чертойиндийской мифологии является не только наличие нескольких различных еёвоплощений, но и сосуществование их во времени, органическая преемственностьмифологических систем. С этими обстоятельствами связаны нередко встречающиесяпопытки такого описания индийской мифологии, при котором она выступает какединая мифологическая система, а различия между разными её частями трактующиесякак несущественные.
Мифология античного миратакже представляет собой совокупность, в состав которой входят: мифологияДревней Греции и мифология Древнего Рима. Так же как и мифология ДревнегоВостока, компоненты мифологии античного мира имеют свои особенности.
Мифы Древней Грециискладывались постепенно, в течение очень длительного периода времени,передаваясь из поколения в поколение в устной форме странствующимипевцами-аэдами, так как письменности тогда ещё не было.
Особенностями мифологииДревнего Рима является культ деревьев, рощ, жителей обитающих в них. Вмифологии Древнего Рима присутствует масса компонентов, взятых из греческоймифологии.
Литература
1. Мифологическийсловарь, книга для учителя. М.,1985 «Просвещение»
2. «Мифы народов мира»энциклопедия том I, II, гл. редактор С.А. Токарев М., 1987 «Советская энциклопедия»
3. История ДревнегоВостока под ред. В. Кузнецова, М., 1979
4. История Древнегомира «Древний Восток», Минск, 1999
5. Кун Н.А. Легендыи мифы Древней Греции. – Симферополь «Реноме», 1998. – 480 с.: ил.
6. Грушко Е. А.,Медведев Ю.М. Русские легенды и придания. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 208 с.: ил.