Милосердие и сострадание в романе«Преступление и наказание»
Милосердиесостоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержкеближнего.
Л.Н.Толстой
Милосердиеи сострадание.
Яхочу, чтоб жили лебеди,
Иот белых стай
Мирдобрее стал…
А.Дементьев
Песнии былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру,милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добропомни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Покаживешь, творишь добро, лишь путь добра — спасение души», — гласит народнаямудрость. Так что же такое милосердие и сострадание? И почему сегодня человекнесет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное потому, чтодоброта — это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощьдругим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способенпочувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, абез этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает ксебе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям.Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобыбыло что отдавать другим. Все это мы понимаем благодаря великим русскимписателям, их замечательным произведениям.
Поистинемилосердными и сострадательными людьми являются герои романа Ф.М. Достоевского«Преступление и наказание». Появление романа «Преступление инаказание» явилось следствием обобщения писателем важнейших противоречий60-х годов. Свое произведение Достоевский обдумывал 15 лет. Еще в инженерномучилище будущего писателя интересовала тема сильной личности и ее прав. В 1865году, когда Достоевский был за границей, оформляется замысел будущего романа. Воснове первоначального сюжета — драматическая история семьи Мармеладовых, затемна первый план выдвинулась история преступления, а центральной темой стала теманравственной ответственности. «Преступление и наказание» — идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический похарактеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по своему сюжету. В центревнимания писателя — страшная действительность России конца 19 века, с ее нищетой,бесправием, растлением и разобщением личности, задыхающейся от сознаниясобственного бессилия.
Главныйгерой романа, недоучившийся студент Родион Романович Раскольников, идет настрашное преступление — лишение жизни другого человека — под влиянием теорий,популярных среди молодежи 60-х годов 19 века. Родион — мечтатель, романтик,гордая и сильная, благородная личность, всецело поглощенная идеей. Мысль обубийстве вызывает у него не только нравственное, но и эстетическое отвращение:«Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..». герой задаетсявопросами: позволено ли совершать малое зло ради большого добра, оправдывает либлагородная цель преступное средство? У Раскольникова доброе и сострадательноесердце, уязвленное зрелищем человеческого страдания. Читатель убеждается вэтом, читая эпизод, в котором Раскольников блуждает по Петербургу. Герой видитстрашные картины большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том,что люди не могут найти выхода из социального тупика. Невыносимо тяжкая жизнь бедняков-тружеников,обреченных на нищету, унижение, пьянство, проституцию и гибель потрясает его.Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем свою собственную. Рискуяжизнью, он спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища;сам нищий, дает деньги на похороны Мамеладова, с которым был едва знаком. Ногерой понимает, что он не сможет помочь всем, будучи простым студентом.Раскольников приходит к сознанию собственного бессилия перед лицом зла. И вотчаянии герой решается «преступить» нравственный закон — убить излюбви к человечеству, совершить зло ради добра. Раскольников ищет могущества неиз тщеславия, а чтобы действительно помочь людям, погибающим в нищете ибесправии. Милосердие и сострадание — вот те нравственные законы, которыеподвигли Раскольникова на преступление. Герой жалеет всех: мать, сестру, семьюМармеладовых. Ради них он пошел на преступление. Герой хотел сделать счастливойсвою мать. Она всю жизнь помогала своим детям, высылая сыну последние деньги,пытаясь облегчить жизнь дочери. Раскольников хотел избавить сестру, живущую вкомпаньонках у помещиков, от сластолюбивых притязаний главы помещичьегосемейства. С Мармеладовым Родион встречается в трактире, где Семен Захаровичрассказывает о себе. Перед Раскольниковым предстает пьяница-чиновник, губительсобственной семьи, который заслуживает сочувствия, однако не снисхождения. Егонесчастная жена вызывает у Раскольникова жгучее сострадание, но и она повинна втом, что хоть и «в болезни и при плаче детей не евших», а послалападчерицу на панель…да и вся-то семья живет ее позором, ее страданием. ВыводРаскольникова о подлости людей выглядит неотвратимым. Одно только застрялозанозой в сознании героя: а в чем виновата Соня, отдавшая себя в жертву радиспасения сестер и брата? В чем виноваты они сами — этот мальчик и две девочки?Ради этих детей и всех других Раскольников решается на преступление. Онговорит, что детям «нельзя оставаться детьми». Герой втолковываетиспуганной Соне: «Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да итолько: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь… Свободу ивласть, а главное — власть! Надо всею дрожащей тварью, надо всеммуравейником!..» О каких страданиях говорит Раскольников? Наверное обубийстве. Он готов переступить через себя, убив человека, чтобы последующиепоколения жили в ладу со своей совестью.
ТрагедияРаскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать попринципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огоньжертвенной любви к людям.
Вромане практически каждый персонаж способен сочувствовать, сострадать и бытьмилосердным. Сонечка преступает через себя для других. Чтобы спасти семью, идетна панель. У Сонечи находит любовь и сострадание, готовность разделить егосудьбу, Раскольников. Именно Сонечке герой признается в своем преступлении. Онане судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призываетего самого «пострадать», искупить свою вину перед Богом и людьми.Благодаря любви к героине и ее любви к нему Родион воскресает к новой жизни.«Сонечка, Сонечка
Мармеладова,вечная Сонечка, пока мир стоит!» — символ самопожертвования во имяближнего и бесконечного «ненасытимого» сострадания.
СестраРаскольникова, Авдотья Романовна, которая, по мнению Родиона, «скорее внегры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит духсвой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает»,собирается замуж за Лужина. Авдотья Романовна не любит этого человека, но затобраком этим надеется поправить положение не столько даже свое, сколько брата иматери.
Вэтом произведении Достоевский показал, что нельзя совершать добро, опираясь назло. Что сострадание и милосердие не могут ужиться в человеке вместе сненавистью к отдельным людям. Тут либо ненависть вытесняет сострадание, либонаоборот. В душе Раскольникова происходит борьба этих чувств, и, в концеконцов, побеждают милосердие и сострадание. Герой понимает, что не сможет житьс этим черным пятном, убийством старушки, на совести. Он понимает, что он — «тварьдрожащая» и никакого права не имел на убийство. Любой человек имеет правона жизнь. Кто мы такие, чтобы лишать его этого права?
Милосердиеи сострадание в романе играют значительную роль. На них строятсявзаимоотношения почти всех героев: Раскольникова и Сонечки, Раскольникова иДуни, Раскольникова и семьи Мармеладовых, Пульхирии Александровны иРаскольникова, Сони и Мармеладовых, Сони и Дуни. Причем милосердие исострадание в этих отношения проявлялось с обеих контактирующих сторон.
Да,жизнь сурова. Многие человеческие качества героев подверглись испытаниям.Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главноето, что среди пошлости, грязи и разврата герои смогли сохранить, пожалуй, самыеважные человеческие качества — милосердие и сострадание.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/