Многоликий Печорин

Многоликий
Печорин

Роман
“Герой нашего времени” создавался Михаилом Юрьевичем Лермонтовым с
1837 по 1840 год. Трагические тридцатые годы 19 века явились результатом
подавления реакции. Судьбу поколения 30х годов ярко отразил Лермонтов в своём
романе.

Реалистически
рисуя своего героя со всеми его противоречиями и “пороками”, писатель
в то же время показывает в нём и те задатки подлинно героической личности,
которые позволяют говорить о романтико-реалистическом воплощении в этом образе
идеалов, вынашивавшихся поэтом со времён его романтической юности до конца его
жизни. В основу психологического портрета своего героя Лермонтов положил
“теорию страстей” Фурье, по которой не нашедшие выхода в положительном
деле душевные силы искажают в целом хорошую природу человека, его характер.

Именно из
понимания противоречий между потребностями внутреннего мира и императивами мира
внешнего возникли такие определения Печорина, как “эгоист поневоле”,
“романтик поневоле”. В начале романа о Печорине рассказывают два
героя: молодой офицер и Максим Максимыч (повести “Бэла”, “Максим
Максимыч”). Но ни один, ни другой не в состоянии понять этого человека.
Поэтому характер его помогает раскрыть такая форма психологического анализа,
как монолог-исповедь в виде дневника (повести “Тамань”, “Княжна
Мери” и “Фаталист”).

Первой в
“Журнале Печорина” является повесть “Тамань”. Здесь уже
намечены основные мотивы журнала: стремление Печорина к активным действиям,
любопытство, толкающее его ставить “эксперименты” над собой и
окружающими, вмешиваться в чужие дела, его безрассудная храбрость и
романтическое мироощущение. Лермонтовский герой стремится понять, что движет
людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию.

В повести
“Княжна Мери” автор представляет почти ежедневную запись жизни
главного героя. Интересно, что он почти не пишет о событиях в стране, о
Пятигорске, его прежде всего волнуют мысли, чувства, поступки. В этой повести
он показан в типичной для него дворянской среде, представители которой вызывают
у него насмешку, иронию, презрение. Печорин превосходно понимает лживость и
лицемерие “водяного общества” и высшего света, он видит, что жизнь
здесь это или пошлая комедия, или дешёвая драма, где все участники играют какие-то
роли. На фоне этого общества особенно выделяются ум и искренность Печорина, его
образованность, богатство духовного мира. Стремление к чему-то светлому живёт в
душе его, видимо, порождая в нём такую привлекательную особенность, как любовь
к природе.

Спокойное
созерцание красоты и гармонии природы приносит ему ощущение счастья, но Печорин
натура активная, и он не может остановиться на этом. В стремлении к “бурям
и битвам” чувствуется желание независимости и свободы, неумение
довольствоваться тем, что представляет жизнь герою. Как бы ни был счастлив
герой в общении с природой, ему необходимо участие в жизни общества. Во
взаимоотношениях с разными людьми раскрываются все новые и новые грани
характера Печорина, все глубже обнажается трагическое противоречие между
внутренними возможностями героя и его поведением.

Холодность,
душевная опустошенность, эгоизм, равнодушие к людям все эти черты несомненны в
Печорине. И все-таки нельзя не заметить, что он способен к искреннему
сочувствию, к бескорыстной любви. (Душа Печорина “некаменистая
пустыня”). Герой устал от одиночества, но признается в этом только самому
себе, да и то редко. Он не знает цели, но чувствует, что родился не для того,
чтобы скучать в жизни. Он сожалеет, что не угадал своего назначения и
“утратил навеки пыл благородных стремлений”. “Силы
необъятные” не находят настоящего применения, и человек мельчает. Сознание
несоответствия своих поступков подлинному характеру ведет к раздвоению
личности.

В душе Печорина
давно живут два человека: один действует, а другой судит его поступки. Герой
уже не может полно ощутить радость и счастье, потому что сделал из себя
постоянный объект для наблюдения. Такой постоянный самоанализ мешает ему
отдаться целиком не только чувству, но и действию, хотя в характере его одним
из ведущих качеств является активность. Не получив настоящего развития, это
качество постепенно угасло, и Печорин, в ком так сильна была жажда действия и
борьбы, едет в Персию с надеждой умереть “где-нибудь по дороге”.
Рассказывая “историю души человеческой”, Лермонтов с исключительной
глубиной и проникновенностью сумел донести до сознания и сердца читателя
трагедию духовной ее опустошенности, которая завершается бессмысленной смертью.

Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/