Мое
отношение к лирике Пастернака
Он награжден
каким-то вечным детством,
Той щедростью и
зоркостью светил,
И вся земля
была его наследство,
А он ее со
всеми, разделил.
Анна Ахматова
Когда-то Марина
Цветаева в пылу полемики воскликнула: “Где человек до конца понявший
Пастернака?”. И сама же пояснила: “Пастернак — это “тайнопись”, “шифр”. Разве
это не предупредительный сигнал для таких, как я, для тех, кто отправляется
странствовать по морю, название которого “Лирика Бориса Пастернака”.
Творческий путь
Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки. Но его
глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, Вселенной, а также
свежий, взволнованный стих всегда поражали и поражают ценителей
поэтического искусства.
Мы знаем, что
крупные русские поэты двадцатого века формировались в сложных и противоречивых
связях с различными литературными течениями. А. Блок начинал как символист, В.
Маяковский — как футурист, А. Ахматова — как акмеист. Борис Пастернак как поэт
пересекался сразу с двумя течениями: с символизмом и футуризмом, с Блоком и
Маяковским. Влияние литературных направлений освежило язык его поэзии.
Что же
позволило Борису Пастернаку выделиться среди современников? Развитию таланта
способствовало то, что будущий поэт рос в благоприятной атмосфере: его отец —
академик живописи, мать — известная пианистка. Он учился за границей, изучал
философию, увлекался историей, литературой, музыкой. Поэтому-то и нравится мне
его творчество, изяществом и музыкальностью стиха.
Поэзия
Пастернака призывает вслушаться, всмотреться в мир, но не вторгаться в него,
чтобы не нарушить гармонию природы. Ранняя лирика Пастернака — это преклонение
перед природой:
Февраль. Достать
чернил и плакать!
Писать о
феврале навзрыд,
Пока грохочущая
слякоть
Весною черную
горит.
Слезы восторга
и трепет души — постоянные спутники его общения с природой. Борис Пастернак
провозглашает: природа — огромный живой организм, в котором есть душа, любовь и
язык. Об этом он говорит и в стихотворении “Весна” и во многих стихах из
сборника “Сестра моя — жизнь”.
У капель —
тяжесть запонок,
И сад слепит,
как плес,
Обрызганный,
закапанный
Милъоном синих
слез.
В этом
стихотворении поэт говорит о саде, по которому пробегают первые лучи солнца, и
он, “обрызганный, закапанный” прошедшим ночью дождем (кстати, дождь —
любимейшее явление природы Пастернака), загорается, “слепит” невольного
наблюдателя.
Говоря о лирике
Пастернака, следует отметить, что поэт не мог да и не хотел “замыкаться” только
на теме природы. Две революции (1905 и 1917 гг.), три войны (первая мировая,
гражданская и вторая мировая), годы сталинщины, хрущевской оттепели — вот что
вместилось в рамки одной жизни. Первой русской революции посвящены поэмы
“Девятьсот пятый год”, “Лейтенант Шмидт”.
В его лирику
ворвалась тревога, истребляющая человеческие жизни гражданская война болью
пронизывает его стихи:
А в наши дни и
воздух пахнет смертью:
Открыть окно
что жилы отворить.
Об этом говорит
он в 1918 году в стихотворении “Разрыв”. Мне дороги произведения Бориса
Пастернака, в которых раскрывается его творческая личность. Это стихи “Тишина”,
“Ночь”. В них звучит любовь к жизни, он внушает нам свою любовь к бытию, хотя
все отчетливее и глубже осознает, что они от него уходят. Столь же сильна его
любовь к творчеству: “Цель творчества — самоотдача” (“Быть знаменитым
некрасиво…”), к женщине (“Ева”, “Женщины в детстве”). Все, чем Пастернак так
дорожил всю жизнь, сохранено и передано в его последних стихах:
Природа, мир,
тайник вселенной,
Я службу долгую
твою,
Объятый дрожью
сокровенной
В слезах от
счастья отстою.
(“Когда
разгуляется”)
В стихах
последних лет явственно чувствуются ноты глубокого драматизма. Свое место в
жизни он называет “бедственным” (“Тени вечера волоса тоньше…”). Он просит
смягчить ему “горечь рокового часа”:
Прощай, размах
крыла расправленный,
Полета вольного
упорство…
Особенно
подкупают меня стихи, написанные опальным поэтом. Горечь обиды, боль души
вылились в них:
Я пропал, кок
зверь в загоне.
Где-то люди,
воля, свет,
А за мною шум
погони,
Мне наружу ходу
нет. …
Что же сделал я
за пакость,
Я убийца и
злодей?
Я весь мир
заставил плакать
Над красой
земли моей.
(“Нобелевская
премия”, 1959)
В последних строках
этого стихотворения звучит надежда на пришествие новой эры — милосердия и
справедливости. К сожалению, Борис Пастернак мог об этом, как и мы сегодня,
только мечтать.
Верю я, придет
пора —
Силу подлости и
злобы
Одолеет дух
добра.
Трудно читать
Пастернака, сложен рисунок творческого пути его, но его вклад в нашу поэзию
весьма значителен. Его долгое время от нас прятали. Теперь мы знаем почему.
Поэтому с каждым новым прочтением его стихов мы будем любить его больше и
больше.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/