Мое отношение к лирике Пастернака

Мое
отношение к лирике Пастернака

Он награжден
каким-то вечным детством,

Той щедростью и
зоркостью светил,

И вся земля
была его наследство,

А он ее со
всеми, разделил.

Анна Ахматова

Когда-то Марина
Цветаева в пылу полемики воскликнула: “Где человек до конца понявший
Пастернака?”. И сама же пояснила: “Пастернак — это “тайнопись”, “шифр”. Разве
это не предупредительный сигнал для таких, как я, для тех, кто отправляется
странствовать по морю, название которого “Лирика Бориса Пастернака”.

Творческий путь
Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки. Но его
глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, Вселенной, а также
свежий, взволнованный стих всегда поражали и поражают ценителей
поэтического  искусства.

Мы знаем, что
крупные русские поэты двадцатого века формировались в сложных и противоречивых
связях с различными литературными течениями. А. Блок начинал как символист, В.
Маяковский — как футурист, А. Ахматова — как акмеист. Борис Пастернак как поэт
пересекался сразу с двумя течениями: с символизмом и футуризмом, с Блоком и
Маяковским. Влияние литературных направлений освежило язык его поэзии.

Что же
позволило Борису Пастернаку выделиться среди современников? Развитию таланта
способствовало то, что будущий поэт рос в благоприятной атмосфере: его отец —
академик живописи, мать — известная пианистка. Он учился за границей, изучал
философию, увлекался историей, литературой, музыкой. Поэтому-то и нравится мне
его творчество, изяществом и музыкальностью стиха.

Поэзия
Пастернака призывает вслушаться, всмотреться в мир, но не вторгаться в него,
чтобы не нарушить гармонию природы. Ранняя лирика Пастернака — это преклонение
перед природой:

Февраль. Достать
чернил и плакать!

Писать о
феврале навзрыд,

Пока грохочущая
слякоть

Весною черную
горит.

Слезы восторга
и трепет души — постоянные спутники его общения с природой. Борис Пастернак
провозглашает: природа — огромный живой организм, в котором есть душа, любовь и
язык. Об этом он говорит и в стихотворении “Весна” и во многих стихах из
сборника “Сестра моя — жизнь”.

У капель —
тяжесть запонок,

И сад слепит,
как плес,

Обрызганный,
закапанный

Милъоном синих
слез.

В этом
стихотворении поэт говорит о саде, по которому пробегают первые лучи солнца, и
он, “обрызганный, закапанный” прошедшим ночью дождем (кстати, дождь —
любимейшее явление природы Пастернака), загорается, “слепит” невольного
наблюдателя.

Говоря о лирике
Пастернака, следует отметить, что поэт не мог да и не хотел “замыкаться” только
на теме природы. Две революции (1905 и 1917 гг.), три войны (первая мировая,
гражданская и вторая мировая), годы сталинщины, хрущевской оттепели — вот что
вместилось в рамки одной жизни. Первой русской революции посвящены поэмы
“Девятьсот пятый год”, “Лейтенант Шмидт”.

В его лирику
ворвалась тревога, истребляющая человеческие жизни гражданская война болью
пронизывает его стихи:

А в наши дни и
воздух пахнет смертью:

Открыть окно
что жилы отворить.

Об этом говорит
он в 1918 году в стихотворении “Разрыв”. Мне дороги произведения Бориса
Пастернака, в которых раскрывается его творческая личность. Это стихи “Тишина”,
“Ночь”. В них звучит любовь к жизни, он внушает нам свою любовь к бытию, хотя
все отчетливее и глубже осознает, что они от него уходят. Столь же сильна его
любовь к творчеству: “Цель творчества — самоотдача” (“Быть знаменитым
некрасиво…”), к женщине (“Ева”, “Женщины в детстве”). Все, чем Пастернак так
дорожил всю жизнь, сохранено и передано в его последних стихах:

Природа, мир,
тайник вселенной,

Я службу долгую
твою,

Объятый дрожью
сокровенной

В слезах от
счастья отстою.

(“Когда
разгуляется”)

В стихах
последних лет явственно чувствуются ноты глубокого драматизма. Свое место в
жизни он называет “бедственным” (“Тени вечера волоса тоньше…”). Он просит
смягчить ему “горечь рокового часа”:

Прощай, размах
крыла расправленный,

Полета вольного
упорство…

Особенно
подкупают меня стихи, написанные опальным поэтом. Горечь обиды, боль души
вылились в них:

Я пропал, кок
зверь в загоне.

Где-то люди,
воля, свет,

А за мною шум
погони,

Мне наружу ходу
нет. …

Что же сделал я
за пакость,

Я убийца и
злодей?

Я весь мир
заставил плакать

Над красой
земли моей.

(“Нобелевская
премия”, 1959)

В последних строках
этого стихотворения звучит надежда на пришествие новой эры — милосердия и
справедливости. К сожалению, Борис Пастернак мог об этом, как и мы сегодня,
только мечтать.

Верю я, придет
пора —

Силу подлости и
злобы

Одолеет дух
добра.

Трудно читать
Пастернака, сложен рисунок творческого пути его, но его вклад в нашу поэзию
весьма значителен. Его долгое время от нас прятали. Теперь мы знаем почему.
Поэтому с каждым новым прочтением его стихов мы будем любить его больше и
больше.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/