Монографический анализ стихотворения И. Анненского «Смычок и струны»

Монографический анализ стихотворения И. Анненского
«Смычок и струны»

Прежде
чем проанализировать стихотворение этого поэта, хочу отметить, что смысловое
строение стихов у Анненского сложное. Образы “вещного мира”, как и фигуры
людей, их голоса, доносящиеся извне, вступают в постоянную перекличку с
внутренним миром поэта, вызывают в нем глубокие отзвуки, “я” переплетается с
“не я”, одно из них просвечивает сквозь другое, и поэтическое целое создается
благодаря лишь этому проникновению. Сложновато, но проще поэзию Анненского и не
объяснишь.

Итак,
я выбрал стихотворение “Смычок и струны”:

Какой
тяжелый, темный бред!

Как
эти выси мутно-лунны!

Касаться
скрипки столько лет

И
не узнать при свете струны!

Мгновенное
впечатление читателя, впервые впитавшего своим воображением эти строки, таково:
в мрачной комнате скрипач — со своей скрипкой. На душе печально. Впервые
предмет любви, скрипка, в лунном свете, показалась чужой. Столько лет была
частью души музыканта, и вдруг… Он, оказывается, совсем ее не знал… Она,
оказывается, только притворялась, что они одно целое… Просто была молодость,
надежды на лучшую жизнь, благодаря его таланту и ее любви к нему. И вот… все
рухнуло. Он талантлив, в этом сомненья нет, значит, причина несостоявшегося
счастья — в ней, в этой вещице, от которой только и требовалось, что любить, и
все… Оказалось, она была все эти годы так же далека от него, как эти мутные
небесные светила. Они хороши, когда на душе светло, и моментально тускнеют,
если в душе сумрачно…

Кому
ж нас надо? Кто зажег

Два
желтых лика, два унылых…

И
вдруг почувствовал смычок,

Что
кто-то взял и кто-то слил их.

Вторая
строфа совершенно неожиданна: оказывается, не музыкант, а смычок выступает в
роли лирического героя, а музыкант — лишь сила и воля, которая их свела со
скрипкой. Но так как он (смычок) полностью зависит от воли музыканта, то все
равно в драме участвуют трое, и всем в данной ситуации одинаково сложно
разобраться в чувствах

О,
как давно! Сквозь эту тьму

Скажи
одно: ты та ли, та ли?

И
струны ластились к нему,

Звеня,
но, ластясь, трепетали.

Но
здесь явно вопрошает музыкант. Он обращается к скрипке, как бы посредничая
между ней и смычком. Он, оставаясь пока в стороне, тем не менее с упреком в
голосе констатирует факт иных прошлых отношений между смычком и скрипкой. Но
читатель уже чувствует еле уловимую лукавинку, ноту превосходства музыканта над
смычком и одновременно — нотку растерянности, потому что музыкант понимает свою
первостепенность. Значит, и вина за отчуждение, по сути, вся на нем.

Не
правда ль, больше никогда

Мы
не расстанемся? Довольно?..

И
скрипка отвечала да,

Но
сердцу скрипки было больно.

Опять
я слышу попытки смычка восстановить отношения. Но скрипка понимает, что это
зависит не от них, а от музыканта.

Смычок
все понял, он затих,

А
в скрипке эхо все держалось…

И
было мукою для них,

Что
людям музыкой казалось.

Смычок
понял то, что скрипка разлюбила его навсегда и что не признается ему в этом
лишь из жалости к нему. Он понял также, что всегда его счастье зависело от
музыканта, от чужой воли. Он понял, что этот момент рано или поздно должен был
наступить, потому что первым разлюбить мог только музыкант, и в тот же миг
нелюбовь обрушилась на бедный смычок. Страдания смычка и скрипки усиливаются
еще и тем, что музыкант, сближая их, не понимает, что это уже не музыка, а мука
двух чужих существ, сводимых против их воли в одно целое. Они вынуждены искать
выхода друг у друга, да не в их это силе…

Но
человек не погасил

До
утра свеч… И струны пели…

Лишь
солнце их нашло без сил

На
черном бархате постели.

То,
что смычок и скрипка понимают и находят в себе силы принять судьбу, вызывает
бурный протест у музыканта. Он не может смириться с таким отчуждением против его
воли. Он пытается восстановить, найти музыку прошлого, ту самую… Но тщетно.
Лишь физическое бессилие прекращает эти муки.

Музыкант
— бог для смычка и скрипки, он не может смириться с таким финалом. А выход лишь
один: музыкантдолжен вновь полюбить. Ибо без любви нет ничего — ни Бога, ни
человека.

Я
сделал монографический разбор стихотворения Анненского, пойдя по ассоциативному
пути. Вывод таков: смысловая связь между звеньями стихотворения не прерывается,
внутренне и внешне все психологические переходы четко мотивированы, создано
особое эмоциональное напряжение, обусловленное приведенной житейской ситуацией,
ответ на вопрос найден.

Итак,
из этого следует, что И. Анненский — поэт большой психологической силы и
тонкости. Он не надеется только на интуицию. У него, как показал разбор
стихотворения, идет четкий психологический анализ. Анненский —
поэт-исследователь, певец и философ “вещного” мира, в котором он ищет
нравственный путь к своему подлинному “я”.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/