"Муза мне была подруга…"

“…”
О,память сердца! Ты сильней
Рассудкапамяти печальной…
К.Батюшков
Творческоенаследие Константина Николаевича Батюшкова невелико, но историко-литературное ихудожественное значение его поэзии огромно.
Еговоображение, поэтическое чутье, изысканный вкус, остроумие вы­зывали восхищениесовременников. Им восторгались Н. М. Карамзин, П. А. Вяземский, В. А.Жуковский. Юный Пушкин с восторгом приветст­вовал Батюшкова:
Философрезвый и пиит, Парнасский счастливый ленивец…
“Никтов такой мере, как он, не обладает очарованием благозвучия. Одаренный блестящимвоображением и изысканным чувством… он дал нам подлинные образцы слога… Еготалант пресекся в тот момент, когда его мощь должна была раскрыться во всейсвоей полноте”, — писал о свое­образии поэтического творчества Батюшкова В. А.Жуковский.
СудьбаБатюшкова замечательна и трагична; участник войн с Наполео­ном, путешественник,секретарь русской дипломатической миссии в Неапо­ле, член многих литературныхобществ, образованнейший человек своего времени, в пору расцвета поэтическогодара застигнутый душевной болезнью. “Я похож на человека, который не дошел доцели своей, а нес на голове кра­сивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвалсяс головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай, что в нем было!” —сказалБатюшков в одну из минут просветления Вяземскому. Давно и безнадежно больнойБатюшков не узнал посетившего его в 1830 году Пушкина. Не тогда ли началискладываться в голове великого поэта эти строчки: “Не дай мне бог сойти сума…” ?
Темпоразительней звучит роскошная поэзия молодого Батюшкова— “энтузиаста всегопрекрасного”:
О,пока бесценна младость
Неумчалася стрелой”
Пейиз чаши подвой радость
И,сливая голос свой
Вчас вечерний с тихой лютней,
Славьбеспечность и любовь!..
Дляпоэзии раннего Батюшкова характерны дух вольнодумства и кри­тического отношенияк традициям, которым он противопоставлял идеалы независимой личности,находившей смысл жизни в наслаждениях ума и сердца, а не в роскоши и светскойсуете:
Но ия счастлив и богат,
Когдаснискал себе свободу и спокойство,
И отсует ушел забвения тропой.
“Мечтаньеесть душа поэтов и стихов” — так впервые выразил сущ­ность своегоромантического мировоззрения поэт. Одна из особенностей романтизма Батюшкова, вотличие от Жуковского, заключается в том, что его мечта воплощается всегда вреальных образах земной человеческой жизни, а не в порывах в потустороннюю,беспредельную даль. Как патри­отично, мужественно и совершенно звучит гармониябатюшковского стиха, в котором отзывается гордость победителя:
Стеклись,нагрянули за честь твоих граждан,
Зачесть твердынь, и сел, и нив опустошенных,
Иберегов благословенных,
Гдерасцвело в тиши блаженство россиян…
Откликомна 1812 год были исторические элегии “Переход через Неман” и “Переход черезРейн”. В первой элегии, проникнутой патриотическим во­одушевлением,прославляется героизм и военное могущество русского наро­да, вдохновлявшиелучших людей России и вселявшие в них веру в будущее. А в “Переходе через Рейн”уже ощущается назревающий глубокий духовный кризис: наряду с военнымикартинами, даны скорбные раздумья автора об исчезнувших временах героическогопрошлого. Автор не может примирить свое жизнеутверждающее мировоззрение ссознанием кратковременности че­ловеческого счастья и трагизма участи поэта,которого даже народное при­знание не спасает от безрадостной личной судьбы.
“Скажимне, к чему прибегнуть, чем занять пустоту душевную; скажи мне, как могу бытьполезен обществу, себе, друзьям!” — с болью писал Ба­тюшков Жуковскому. Поэтговорил о черном пятне, которое росло с летами и чуть было не зачернило душу, ио том, что в нем живут два человека: черный и белый. Уже в прошлом векебиографы заговорили о Батюшкове как о пер­вом онегинско-печоринском типе врусской жизни. В его записной книжке есть поразительная запись, заставляющаявспомнить о лермонтовском Печо­рине: “Недавно я имел случай познакомиться состранным человеком, каких много!.. Он то здоров, очень здоров, то болен, присмерти болен. Сегодня бес­печен, ветрен, как дитя; посмотришь завтра — ударилсяв мысли, в религию и стал мрачнее инока. Лицо у него точно доброе, как сердце,но столь же непостоянно… Он перенес три войны и на биваках был здоров, впокое — умирал…” Со страниц его творений встает перед нами человек со сложнымпротиворечивым характером: жизнерадостный и склонный к глубоким деп­рессиям,страстный и меланхоличный, беспечный и страдающий — таким Батюшков изображен напамятнике скульптора В. М. Клыкова в центре Во­логды, где он прожил последниедвадцать два года. Неподалеку знаменитый Софийский собор, как и при Батюшкове,золотит небо куполами. Глядя.на них, осознаешь, каким живым историческимчувством обладал Батюшков: его поэтического прикосновения было достаточно,чтобы прошлое зазвучало, при­шло в движение, чтобы древние соборы предстали как“свидетели протекшей славы и новой славы наших дней”. Эти стихи в числе многихдругих нашли отклик у Пушкина. По этому поводу Белинский писал: “Батюшков многоспособствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился в действи­тельности.Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтобы имя его произносилосьв истории русской литературы с любовью и уважением”.