“…”
«МысльТютчева … всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…»
(И.С.Тургенев).
Ф.И. Тютчев, на мой взгляд, был одним из наиболее проницательных в русскойлитературе поэтов-философов.
Егостихи нельзя назвать лирикой в чистом виде, потому что в них выражаются непросто чувства лирического героя, но прежде всего философская системаавтора-мыслителя. Поэт “нуждается в извлечении из мира всего соответствующегосвоей натуре”. В философских поэтических произведениях Федора Тютчева, вотличие от философских трактатов, присутствует не развитие мысли, неразвернутая аргументация, ее подтверждающая, а ее обозначение, декларированиеидеи, которая выражается словом в поэзии, то есть дается комплекс мыслей впереживании, в эмоциональных, художественных, “ощутительных” образах.
Содержаниебытия открывается непосредственно через образы.
Ф.И. Тютчев был поэтом, в творчестве которого соединились в яркой форме идейноесодержание с исключительной поэтической силой, с богатством образности имузыкальности. Основная черта, преобладающая в лирических произведениях ФедораТютчева, — это какое-то всеобщее предметное чувство, носящее космическийхарактер. В то же время чувство носит вполне объективный и реалистическийхарактер.
Ф.И.Тютчев ощущал себя частицей мира, а потому считал все чувства и настроениячеловека проявлениями космического бытия как такового. Целостность жизни,физические явления воспринимались им как проявление самой природы, космоса,“как состояние и действие живой души”. Природа для него — сгусток живыхстрастей, сил, чувств, а отнюдь не мертвый материал, послушный воле художника:
Нето, что мните вы, природа —
Неслепок, не бездушный лик:
Вней есть душа, в ней есть свобода,
Вней есть любовь, в ней есть язык.
Дажев тех произведениях, где темой служат отдельные моменты, проявления личной,внутренней жизни, они представляются поэту одновременно и выражением чувств иявлений всего космоса. У Ф. И. Тютчева душа как бы пребывает в двух ипостасях:вся она словно порыв радости, ликование, открытость стихии в начале жизни и взрелую пору, и затем (“как бы эфирною струею по жилам небо потекло”) старческаялюбовь — это уже вечерняя заря на потухшем небе, страстное томление по упоительномусчастью в былые дни, рождающее сгущение атмосферы перед грозой, слезы же —“капли дождевые зачинающей грозы”. Это не просто образы, а восприятие поэтомподлинно вселенской масштабности природы, перенесение в личную жизнь категорийкосмического порядка.
Самосодержание, наполнение космоса осмысливается как средоточие многообразия, влирике Ф. Тютчева всегда присутствует двойственность, борьба, сопряжениеразличных начал. Наиболее яркий пример тому — стихотворение “День и ночь”:
День— сей блистательный покров —
День-земнородных оживление,
Душиболящей исцеленье,
Другчеловека и богов.
Номеркнет день, настала ночь, —
Пришла— и с мира рокового
Тканьблагодатную покрова,
Собрав,отбрасывает прочь,
Ибездна нам обнажена,
Ссвоими страхами и мглами,
Инет преград меж ней и нами:
Вототчего нам ночь страшна.
Деньи ночь — символы двух различных стихий космоса, светлой и темной, которуюТютчев называет “хаосом”, олицетворением “бездны безымянной”:
Какжадно мир души ночной
Внимаетповести любимой!
Изсмертной рвется он груди
Ис беспредельным жаждет слиться.
О,бурь уснувших не буди:
Подними хаос шевелится!..
Жизнькосмоса — борение светлого начала с хаосом.
Вселенскоебытие двойственно: свет и мрак связаны между собой, как день и ночь, лето изима. И главное, не только светлое начало, но и хаос, мрак божествен, прекрасени привлекателен. Это подтверждается и эпитетами: “родимый саос”, “святая ночь”.
Борьбамежду идеальным и демоническим существует не только в природе, но постояннопроисходит и в самой человеческой душе:
… человеккак сирота бездомный,
Стоиттеперь и немощен и гол,
Лицомк лицу пред пропастию темной…
Ичудится давно минувшим сном
Емутеперь все светлое, живое…
Ив чуждом, неразгаданном, ночном
Онузнает наследье родовое.
Темнаястихия страсти, угрюмый “огонь желания” таит очарование, пожалуй, болеесильное, чем светлая “пламенно-чудесная” игра. День лишь “отраден и чудесен”,ночь же — “святая”.
Воляк смерти (“Самоубийство”) и воля к жизни (“Любовь”) одинаково привлекательныдля человека:
Ив мире нет четы прекрасней,
Иобаянья нет ужасней,
Ейпродающего сердца.
Подлинноезначение хаоса в лирике Ф. И. Тютчева — это угроза уничтожения, бездна, сквозькоторую необходимо пройти для достижения полного слияния с космосом. Тоска,охватывающая при встрече с непонятными проявлениями хаоса — печаль и ужассмерти, страх перед уничтожением, хотя и в преодолении их достигаетсяблаженство. В лирике Ф. И.
Тютчеваобразно выражена мысль, что стихия хаоса позволяет нам при соприкосновении снею осознать всю глубину пропасти, отделяющей нас от истинно космической жизни,мысль, что зло и грех не являются противоположностями добра и святости, этовсего лишь ступени к познанию истины.
Противопоставлениехаоса и идеального начала космоса поэт видит не в образах “дня и ночи”, а вобразах тишины, успокоения.
Зной,мятежность и столкновение их с покоем, умиротворенностью — это столкновениеманящей и бурной красоты жизни с тихой и светлой красотой бессилия и умирания.Хаос, таким образом, как бы олицетворение преодоления всего земного исмертного. Итак, в лирике Ф. И. Тютчева, “самой ночной души русской поэзии”,открывается нам чистая красота божественного космоса, объемлющего собой всесущее — живое и неживое, хаос и гармонию, в борьбе между которыми и протекает“злая жизнь с ее мятежным жаром”:
Ущерб,изнеможение, и на всем
Такроткая улыбка увядания,
Чтов существе разумном мы зовем
Возвышеннойстыдливостью страдания.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/