ВВЕДЕНИЕ
Истории сикхизма,одной из самых молодых религий мира, насчитывается пять веков. Конечно, поисторическим меркам это не такой уж большой срок, но, тем не менее, эти столетиявместили в себя многое. Зарождение учения сикхов при Гуру Нанаке в конце XV-началеXVI вв., дальнейшее формирование учения при девяти последующих гуру в XVI — XVIII вв., расцвет, трансформация и возникновение современных форм сикхскойрелигии – все это и есть история развития заложенного Гуру Нанаком религиозно –реформаторского учения. Благодаря простоте и доступности проповедуемых принципов,предлагаемому относительно лёгкому (в сравнении, например, с индуизмом) путиспасения, а также, что немаловажно — своему оптимистическому настрою онопривлекло к себе много единомышленников во все времена.
ГУРУ НАНАК ДЭВ ( 1469- 1539 )
Будь чист
И Истинаоткроется тебе.
Превыше всегоимей в своем сердце любовь к Богу
И не вредичувствам Его созданий.
Гуру Нанак.
Гуру Hанакродился в 1469 г. в селении Раи Бхоки Талванди, ныне известном как Hанкана Сахиб, расположенном в провинции Панджаб (западныйПакистан).
Отец Гуру, Мехта Калу,был патвари. Мать Гуру звали Мата Трипта. У него была старшая сестра по имениБиби Hанки. Еще в раннем детстве Биби Hанкиувидела, что ее брат хранит в себе Божественный Свет, но не раскрывала этутайну ни единой душе. Она считается первой ученицей Гуру Hанака[1].
Родители Нанака,основателя сикхизма, были искренними последователями индуизма. И сам он былтакже расположен к религиозным размышлениям. Но глубокое впечатлениепроизводили на него и ревностные последователи ислама — религии, которуюпроповедовали иноземцы-мусульмане. С одной стороны, он видел глубокуюпреданность своей вере у членов индуистской секты Бхакти, а с другой —искреннее следование своему учению мусульман суфистского направления. В товремя правителем близлежащего города Талванди был обращенный в мусульманствоиндус, который поддерживал идею примирения обеих религий.
Нанак вначале былпастухом, потом продавцом, а затем стал государственным служащим в городеСултанпур. Там он женился, у него родилось двое детей. Но ни работа, нисемейные обязанности не отвлекли его от религиозных поисков, направленных насоздание нового учения.
Относительно жизниНанака существует множество легенд, в которых сказочные элементы переплетены среальными событиями. Так, в Джанамсакхи рассказывается, что он уже в 7 летпроявил свои чудесные способности, попросив школьного учителя объяснить емузначение букв алфавита. Когда учитель оказался не в состоянии сделать это,Нанак подробно описал ему значение каждой буквы, раскрыв глубокую истинуотносительно человека и Бога и способа реализации Бога в понятиях алфавита.
В Султанпуре Нанакубыло первое видение Бога, в котором он получил право на призыв к человечеству.Это событие также описано в Джанамсакхи. Однажды утром Нанак пришел к реке,чтобы совершить омовение. Во время купания он исчез в воде и оставался там троесуток. В течение этого времени Нанак имел видение Божественного присутствия иему было поручено проповедовать Божественное имя (Нам) во всем мире. КогдаНанак появился через 3 дня, он провозгласил: «Нет индусов, нет мусульман»[2, с. 42].Это означало, что нет различий между людьми различных вероисповеданий.
После этого виденияНанак и стал проповедовать новую религию. Его сопровождал друг Мардан. В духерелигиозного примирения Нанак начал носить на голове мусульманскую чалму икостяные четки на шее, а лоб свой пометил красным пятном, как это принято в индуизме.Самый большой успех проповедь Нанака имела в провинции Пенджаб, где он вместе сМарданом смог организовать первые группы сикхов.
СИКХИЗМ
Нанак соединилотдельные положения индуизма с идеями бхакти и ислама, но при этом он никогдане разделял до конца воззрения тех религий, откуда черпал свои идеи. Этопозволило учению Нанака в скором времени выделиться в самостоятельнуюрелигиозную систему.
Сикхизм провозгласилравенство всех людей перед богом, независимо от их касты и социальногоположения, а также отверг культовую обрядность и внешние формы почитаниябожества. Демократические принципы, которые утверждал сикхизм, обеспечили емупопулярность среди самых широких слоев населения.
Характернойособенностью сикхизма является то, что в нем практически отсутствуетразвернутая религиозно-философская система. В основе сикхизма лежит идеяединого бога (или, скорее, божественного начала), выражающего себя во всейприроде и в человеке. Сикхизму было одинаково чуждо как обожествление животныхи поклонение статуям, как это принято в индуизме, так и образ Всевышнего,сотворившего мир, как учит ислам. В духовной поэзии сикхов безличный богпредстает в образе гигантского огня, искры которого разлетаются далеко вокруг.Эти искры и есть человеческие души. Души, заброшенные в мир, обрекаются наскитания из одной телесной оболочки в другую, подчиняясь закону кармы. Ипрекратить это мучительное странствие души не помогут ни жертвоприношения, ниотшельничество, ни далекие паломничества — то есть ничто из того, к чему прибегаютв своей практике индусы и мусульмане. Единственное, что приводит к желаннойцели обретения спасения — это добрые дела, которыми очищается душа, преданнаябогу. Средством освобождения от кармы становится следование законам общины, идисциплина воина начинает приобретать черты религиозного культа.
Культовые обряды усикхов существуют, но их совершают не жрецы, а сикхи-воины, равные друг другуперед лицом безличного божества. Отсутствие профессиональных священнослужителейдо сих пор резко отличает сикхов от всех остальных индийских общин.
И все же, отвергнувкасты, сикхи фактически сами образовали гигантскую касту воинов. Многие сикхи ив наши дни остаются верными своему традиционному занятию — воинской профессии.Поэтому процент сикхов в индийском офицерском корпусе очень высок.
При преемниках Нанакасикхизм получил организационное оформление. 3-й гуру Амар Дас (1552-1574 гг.)превратил власть гуру в наследственную и стал основателем династии сикхскихдуховных правителей. Его преемник, 4-й гуру Рам Дас, основал столицу сикхов — город Амритсар, в котором был построен знаменитый Золотой Храм. 5-й гуруАрджуна (1581-1606 гг.) составил священную книгу сикхов Адигрантх(«Изначальная Книга»), хранящуюся в Золотом храме. Во времяпраздников огромный фолиант этой книги выносят из храма и в торжественнойпроцессии проносят по улицам города.
При 10-м (и последнем)гуру Говинд Сингхе (1675-1708 гг.) были проведены серьезные реформы внутриобщины сикхов, в результате которых община окончательно превратилась всплоченное военизированное объединение. В 1699 г. Говинд Сингх собрал общийсъезд сикхов, на котором объявил их общиной равных (хальсой), а общее собрание- высшим органом сикхов. Наследственная власть гуру была отменена. В это жевремя были установлены и некоторые внешние знаки, которые отличали сикхов отостального населения Пенджаба. Был введен особый обряд посвящения в членыобщины — пахул, обязательный для каждого сикха. Все сикхи были обязаны носитьтюрбан, узкие штаны до колен, длинные волосы и бороду и постоянно иметь присебе три стальных предмета: меч, гребень и браслет. Каждому сигху присваивалсяблагородный титул «сингх» (лев).
В начале ХVIII в.хальса сикхов возглавила борьбу народов Пенджаба против империи ВеликихМоголов, в результате которой в 1765 г. на территории Пенджаба было созданонезависимое государство сикхов. В 1849 г. англичане после двух ожесточенных войнзахватили это государство.
В настоящее времячисло приверженцев сикхизма насчитывается более 22 миллионов по всему миру. Этодевятая по величине религия в мире[3].
Первая мантра(молитвенная формула или зaклинание), именуемая «Мул Мантра», скоторой начинается священная книга сикхов «Ади Грантх», выглядитследующим образом (она написана на пенджаби): «Om sati namu karata puruku nirabau niravairu akal murati ajuni saiba gur prasadi».
В переводе этоозначает: «Бог един и вечен. Он содержится во всём, и в то же время Он — творец всего сущего. Он лишён страха и враждебности. Он существует вне времени.Он вне рождения и смерти. Он познаётся милостью Гуру» [4].
В этом кратком изреченииизложена сама суть учения Нанака.
В сикхизме существуетпредставление о бесконечной цепи рождений человека в соответствии с егозаслугам или проступками, совершёнными в жизни. Есть подобные положения и вбуддизме, и в индуизме. Но в сикхизме эта цепь не столь длинна и безнадёжна, ипрервать её (то есть получить полное духовное и материальное освобождение, азначит, максимально приблизиться к божеству) вполне возможно для каждого верующегосикха. Постижение божества — вот основная цель и стремление каждого верующего.А полное постижение — это не что иное, как абсолютное погружение в Бога,растворение в Нём, означающее прерывание цепи рождений. Бог должен быть всердце человека, и это главное. Так учил Нанак.
Как же постичь Бога всикхизме? Во-первых, необходимо познать мистическое Слово («шабд»).Медитируя, размышляя о божественной сущности, человек может услышатьзачаровывающую «беззвучную» музыку («анахад шабд»), котораяи является откровением.
Во-вторых, необходимопостоянно повторять в молитвах Имя («нам»). Для обозначения Бога усикхов существуют разные имена, но все они несущественны. Имя — это божественнаясущность, которая определяется с помощью понятий «сат» — «истинный»,«сач» — «истина». «Сати нам» («Его Имя –Истина») — одно из основных понятий в сикхизме.
Ещё одно важнейшеепонятие Гуру (Божественный Наставник), являющийся проводником высшей Истины. Вучении Нанака это понятие используется в различных смыслах: в одних случаяхГуру ассоциируется с Богом, в других — чётко прослеживается различие междуБогом и Гуру (когда в роли Гуру выступает голос Бога, с помощью которого Богсообщает истину человеку). Существует и такое толкование Гуру: это Слово,Божественная Истина. Но наиболее понятным и для индуистов, и длямусульман-суфиев было восприятие гуру как духовного наставника, открывающегосвоим ученикам путь к спасению. Всё сущее определяется понятием Хукам(Божественный Порядок, Указание, Воля), которое относится не только кфизическому миру, но и к понятию кармы (то есть закона причин и следствий).Сикхи верят в предопределённость судьбы, жизненного пути человека, которыйобусловливается тем, что он делает в настоящей жизни, и тем, что он делал всвоих предьщущих воплощениях. Каждый человек должен жить в соответствии с тем,что ему предначертано свыше, то есть выполнять свою дхарму (долг). Таким долгомНанак считал активную жизнь, заполненную трудом, исполнение дхармы домохозяина.
Постижение Бога исоединение с Ним возможны для каждого человека, следующего путём любви, веры,преданности Богу и размышляющего о Его деяниях. Человек должен избавляться отсвоих пороков. Их пять — гнев, гордыня, алчность, страсть, привязанность кземным благам.
При этом служение Богуни в коей мере не подразумевает отход от мирских дел, отшельничество илиаскетизм. Жизнь Нанака — тому пример. Размышляя о Боге, познавая Его черезмедитацию и исполнение гимнов, Нанак приходит к осознанию необходимостифизического труда. И в последние десятилетия своей жизни Нанак вместе сучениками обрабатывает земли, принадлежащие общине, следуя некогдапровозглашённой им заповеди: «Человек должен трудиться и делиться плодами своеготруда с другими людьми» [5]. Неотступное следование этим принципамдолжно привести, в конце концов, к прерыванию цепи рождений и слиянию сбожеством. Каждый последователь этого учения может общаться с Богом напрямую, безпосредников, поэтому в сикхизме нет священнослужителей.
ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН ВСИКХИЗМЕ
«Женщины обладаютвеликими талантами, но они не гении, т.к. всегда остаются субъективными»,говорил Шопенгауэр в книге «Мир как сила воли и идея». нанак религия сикхизм гуру
Такие утвержденияпреобладают и сегодня. На этом фоне значительным является то, что сикхизм, однаиз самых молодых религий мира, более пятисот лет дает женщинам полное равенствос мужчинами во всех сферах жизни. В 15-веке это было выдающимся достижением,тем более в таком патриархальном мире, как Индия, где общепринятой являетсяпокорность женщин и их эксплуатация.
В качестве резкогоконтраста Гуру Нанак, основоположник религии сикхов, с самого начала подчиняетобщество правилам просвещения, простым, практичным и прогрессивным человеческимидеалам. Сикхи избегали мрачности, фанатизма, суеверий, слепой привязанности,которые были неотъемлемой частью Индии 15 века. Новый подход Гуру Нанакаохватил и религию и общественную жизнь.
Женщины признавалисьсикхами духовно равноценными мужчинам. Гуру Нанак понимал и ценил объединяющуюроль женщин в обществе и работал над их эмансипацией. Писания Сикховкатегорически заявляют, что мужчины и женщины вместе делают общество единым иправильно сбалансированным, дополняют друг друга и не должны рассматриватьсякак угроза один другому.
Женщины имеютмногогранную личность и должны играть значительную роль в обществе.
Аскетизм и отречениеот жизни не пользовались расположением гуру Нанака. Брак рассматривался им каксвященная организация, духовная связь между равноценными партнерами, а нетолько физическое слияние двух индивидуалистов.
Гуру Нанак в своихречах проповедовал то, что живя семейной жизнью, человек принимает спасение. Всикхизме предписывались строгие моральные правила поведения, где определялисьобязанности мужа и жены по отношению друг к другу. Такие идеи были в то времяреволюционными, но высшие духовные и философские свойства женщин были признаны,как и вклад в создание счастливой семьи — основу равноправного сильногообщества и государства.
Интеллектуальноженщины находятся на одном уровне с мужчинами. Они обладают способностьюглубокой проницательности и полного понимания духовных дел.
Биби Нанаки, старшаясестра Гуру Нанака, являлась примером совершенства. Гуру был особенно близок сней, считал ее своим руководителем и наставником. Нанаки, в свою очередь, имелабезоговорочную веру в идеологию своего брата и одобряла его призвание,жизненную миссию. Она была первым человеком, возведенным в сикхизим ГуруНанаком.
Другой необычнойженщиной в ранний период сикхизма была Биби Амро, дочь Гуру Ангал Дева. Онабыла широко образованной, обладала отличным знанием шабда (гимнов), сочиненныхГуру Нанаком, и сама пела их очень мелодично. Она была замужем за Бхаи Джассо,племянником Амардаса. После замужества она продолжала свою работу пораспространению сикхизма — в основном через киртан (пение гимнов). Ее влияниебыло столь сильным, что Амардас перестал молиться Деви (Мать-богиня индусов) ипринял сикхизм, став позже Гуру Амардасом, третьим Гуру сикхов (1469-1574г.г.). Он был великим проповедником прав женщин и основывал свои представленияна полном равенстве полов и специальных норм для улучшения положения женщин всредневековой Индии.
Большая важность вобустройстве жизни сикхов была отведена лангарам (центрам общественногопитания). Каждый посетитель приглашался к трапезе, прежде чем встречался сГуру. Это было не только путем проявления гостеприимства, но и подчеркивалоидеалы равноправия. Мужчины и женщины сидели рядом друг с другом, независимо отвероисповедания и социального положения) и ели пищу, которую сами приготовили вобщей кухне. Даже император Акбар, посетивший однажды Гуру в Гойндвале, ел влангаре, как и остальные пилигримы.
Гуру Амардас прекратилобычай, по которому женщины носили парду (вуаль) и не разрешал королеве Харипурсидеть в сангате (собрании), если она настаивала на ее ношении. Он запретилпрезрительное упоминание женщины, как детородной машины. «Да будетблагословлена женщина, которая создает жизнь», писал он [6]. Оннастаивал на том, чтобы женщины вели более целенаправленную жизнь, что давалоим возможность активно участвовать в социальных и религиозных делах. Дляраспространения идеологии веры он создал 22 административные ячейки. Из нихчетыре возглавляли женщины, чему трудно было поверить в то время. По положениюони приравнивались к современным епископам, так как каждая из женщин имелаполное экономическое право и могла принимать любое решение в своем округе. Из146 человек, подготовленных для миссии проповедника и несения в массы посланийГуру Нанака, 52 были женщинами. Кроме религиозных инструкций женщины-миссионерыдавали образование сельским жителям, в особенности женщинам. Образованиевключало в себя чтение, письмо и арифметику. Эти инициативы Гуру Амардаса былизамечательны и торжествовали над консервативным и архаичным социальнымклиматом. Кроме равноправия в социально-экономических делах, женщины участвовалии в политике, а потому жили с чувством уверенности. 20 век продолжал бытьсвидетелем того, что женщины-сикхи находились впереди в различных сферах,особенно в движении индии за независимость. Одной из таких знаменитых женщинбыла Раджкумари Амрит Каур, которая под воздействием Махатмы Ганди вступила внационалистическую политику и Движение за независимость Индии. Принадлежав ккоролевской семье Капуртхала, она была одним из блюжайших лейтенантов Ганди изанимала лидирующее место в маршах протеста 1942 года, которые жестоко разгонялисьбамбуковыми палками.
Некоторые другиевыдающиеся женщины Пенджаба были борцами за свободу Пенджаба — Гулаб Каур,Кишан Каур, Амар Каур, Харнам Каур, Дилип Каур и Кертан Каур. Дилип Каурпикетировала ежедневно во время актов гражданского неподчинения 1930 года. Онабыла арестована по закону против пикетирования и помещена в тюрьму под строгийнадзор.
Современныеженщины-сикхи во всем мире занимают выдающиеся места, становясь академиками,администраторами, предпринимателями, политиками, врачами, поэтами ихудожниками.
Им не приходилосьбороться за свое полноправное место в обществе сикхов, они получили все, что имполагается, благодаря просвещенным идеалам череды Гуру[6].
СМЕРТЬ НАНАКА И ЕЕЗНАЧЕНИЕ
«Гуру Нанак неявляется монополией только сикхов или одной Индии. Он принадлежит всемучеловечеству. Он принадлежит миру, и мир принадлежит Ему. Он засвидетельствовалславу Бога, единство людей, единство закона — закона товарищества и любвилюдей. Он пришел примирить все религии и все веры. Он пришел привести вгармонию все священные писания мира. Он пришел, чтобы провозгласитьобщечеловеческим языком учения не только древней Индии, но единую мудрость,которая так красноречива в учениях всех пророков, апостолов, мудрецов ипровидцев; чтобы показать, что во всех храмах, алтарях и таинствах человекасияет одно пламя любви. Самой сутью послания Гуру Нанака была любовь к Богу илюбовь к человеку.»
Сан Кирпал Сингха«Джап Джи. Послание Гуру Нанака»
Нанак умер в 1539 г.,назначив своим преемником преданного ученика по имени Амардас [7].Легенда рассказывает, что за день до смерти Нанака между его ученикамипроизошло разногласие о том, кто будет хоронить тело учителя. Индусы считали,что эта привилегия принадлежит им, мусульмане же настаивали на противоположном.Нанак предложил решить спор следующим способом: пока он еще жив, пусть с правойего стороны положат цветы индусы, а с левой — мусульмане. Чьи цветы окажутсяутром свежими, те пусть и хоронят. Цветы были положены, и Нанак, накрыв себяполотном, затих. Утром, когда ученики сняли покров, тела под ним не оказалось,а цветы с обеих сторон были свежими и благоухали. Таким образом, даже своей смертьюНанак возвестил примирение между исламом и индуизмом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, сикхизм – это религия,отвергающая многобожие индуизма, признающая существование одного божества.
Сикхизм — самаямолодая из мировых религий, прослеживающая свое происхождение от Гуру Нанака,первого в последовательности десяти великих Гуру. Как и другие веры, сикхизмпринял характер религии только в последующие времена. Его Мастера никогда непретендовали на какую-либо новизну своих учений. Фактически, они особоподчеркивали то, что их учения являются истинами, которым учили с незапамятныхвремен.
Более того, сикхскаявера, появившаяся из учений не одного, а непрерывного ряда великих Мастеров,раскрывает почти каждый важный аспект духовного поиска человека. Если Буддаподчеркивал необходимость непривязанности и умеренности, Христос — любви, тосикхские учения преуспели в подчеркивании всех граней. Кроме того, будучисравнительно недавнего происхождения, записи о личной жизни десяти великих Гурусохранились, и мы много знаем об их путешествиях и действиях.
Сикхизм провозгласилравенство всех людей перед богом, независимо от их касты и социальногоположения, а также отверг культовую обрядность и внешние формы почитаниябожества. Демократические принципы, которые утверждал сикхизм, обеспечили емупопулярность среди самых широких слоев населения.
Нанак сделал своюрелигию открытой для всех желающих, вне зависимости от кастовой принадлежности,предшествующих деяний или пола. Превыше всего Нанак ставил внутренний характербогопочитания, не нуждающегося во внешних проявлениях или предметах культа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Сикхизм, sikhism.ru.
2. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н. Религия сикхов: (Социал.-филос. аспекты).Учебн. пособие. Ростов-на-Дону, 1995, 65 с.
3. Статья «Сикхизм» на сайте Свободной Интернет – Энциклопедии, ru.wikipedia.org.
4. Статья «Сикхизм» на сайте Религиозная символика и иконография,simbolarium.ru/iconography/sikhism/symbol/ek_onkar.htm.
5. Статья «Религия индии – сикзизм» на сайте «Все об Индии»,india.ru/india/religion/sikhs_moskow2.shtml .
6. Положение женщин в сикхизме, nervana.name/india/sikhs/index.html.
7. Статья «Сикхизм» на сайте Онлайн Энциклопедии «Кругосвет»,krugosvet.ru.