“Необыкновенная
история”И.А.Гончарова
Реферат ученика
10 класса 577 школы
Коренивского
Сергея
О
И.А.Гончарове
“Обыкновенная
история”, опубликованная в 1847 году в “Современнике”, была первым
художественным произведением И.А.Гончарова , появившимся в печати.
Над
“Обыкновенной историей” писатель работал в течении трех лет. В статье автобиографического
характера “Необыкновенная история”(18751878) он писал : “ Роман задуман был в
1844 году, писался в 1845, и в 1846 мне оставалось дописать несколько глав “.
Гончаров несколько вечеров сряду читал Белинскому свою “Нобыкновенную
историю”.Белинский был в восторге от нового таланта, выступавшего так
блистательно. До того, как отдать свое произведение “на суд” Белинскому,
Гончаров несколько раз читал его в дружеском литературном кружке Майковых.
Прежде чем появиться в печати, роман претерпел много исправлений и переделок.
Вспоминая позднее 40-е годы, мрачную пору николаевского царствова ния когда
огромную роль в борьбе с феодально-крепостнической реак цией играла передовая
русская литература, Гончаров писал : ”Крепостное право,телесное наказание,гнет
начальства, ложь предрассудков общественной и семейной жизни, грубость, дикость
нравов в массе вот что стояло на очереди в борьбе и на что были устремлены
главные силы русской интеллигенции тридцатых и сороковых годов”.
“Обыкновенная
история” показала, что Гончаров был чутким к интересам своего времени
писателем. В произведении нашли отражение измене ния и сдвиги,которые происходили
в жизни крепостнической России 18301840 гг.Призывая к борьбе с “всероссийским
застоем”, к труду на благо отчизны , Гончаров страстно искал вокруг себя те
силы, тех людей которые могли бы осуществить стоящие перед русской жизнью
задачи.
“Обыкновенная
история” Сущность псевдоромантического миросозерцания, присущего значительной
части идеалистически настроенной , оторванной от действительности дворянской
интеллигенции 30-х годов, вскрыта Гончаровым в образе основного героя романа
Александра Адуева. Почву, на которой вырастало это явление, художник видел в
дворянско поместном , крепостни ческом строе жизни , в барском помещичьем
воспитании .
Романтическое
восприятие жизни, возвышенные отвлеченные мечты о славе и подвигах , о
необыкновенном, поэтические порывы кто не про ходил в какой то мере через все
это в молодости , в “эпоху юношеских волнений”. Но заслуга Гончарова как
художника в том, что он показал, как извращают и уродуют эти юношеские мечты и
иллюзии барски крепост ническое воспитание . Молодой Адуев о горе и о бедах
знает только “по слуху” “жизнь от пелен улыбается ему”. Праздность , незнание
жизни “преждевременно” разви ли в Адуеве “сердечные склонности” и чрезмерную
мечтательность. Перед нами один из тех “романтических ленивцев”, барчуков
,которые привыкли беспечно жить за счет труда других. Цель и счастье жизни
молодой Адуев видит не в труде и творчестве (трудиться казалось ему странным),
а в “возвышенном существовании”. В имении Адуевых царят “тишина.. неподвижность…
благодатный застой”. Но в имении он не находит поприща для се бя. И Адуев уезжает
“искать счастья” ,”делать карьеру и фортуну в Петербург”. Вся фальшь житейских
понятий Адуева начинает раскрываться в романе уже в первых столкновениях
избалованного ленью и барством племянника мечтателя с практическим и умным
дядюшкой, Петром Иванычем Адуевым.В борьбе дяди с племянником отразилась и
тогдашняя,только что начинавшаяся ломка старых понятий и нравов
сентиментальности , карикатурного преувеличения чувства дружбы и любви, поэзия
празд ности , семейная и домашняя ложь напускных, в сущности небывалых чувств ,
пустая трата времени на визиты, на ненужное гостеприимство и т.д. Словом, вся
праздная мечтательная и аффектационная сторона старых правов с обычными
погрывами иности к высокому,великому,изящному, к эффектам, с жаждой высказать
это в трескучей прозе, всего более в стихах. Адуев-старший на каждом шагу
безжалостно высмеивает напускную, беспочвенную мечтательность
Адуева-младшего.“Твоя глупая восторженность никуда не годиться “, ”с твоими
идеалами хорошо сидеть в деревне”, “забудь эти священные да небесные чувства, а
приглядывайся к делу”. Но молодой герой не поддается нравоучениям. “А разве
любовь не дело? “ отвечает он дядюшке. Характерно , что после первой неудачи в
любви Адуев-младший жалуется “на скуку жизни, пустоту души”. Страница романа,
посвященные, описанию любовных похождений героя, разоблачение
эгоистического,собственнического отношения к женщине,несмотря на все
романтические позы, которые принимает герой перед избранницами своего сердца.
Восемь лет возился с Александром дядюшка. В конце концов племянник его
становится деловым человеком, его ждет блестящая карьера и выгодный брак по
расчету. От былых “небесных” и “вогзвышенных” чувств и мечтаний не осталось и
следа. Эволюция характера Александра Адуева, показанная в “Обыкновенной
истории”, являлась “обыкновенной” для части дворянской молодежи того времени.
Осудив романтика Александра Адуева, Гончаров противопоставил ему в романе
другое, бесспорно по ряду черт более положительное, но отнюдь не идеальное лицо
Петра Ивановича Адуева. Писатель, не бывший сторонником революционного
преобразования феодально-крепостнической России, верил в прогресс, основанный
на деятельности просвещенных, энергичных и гуманных людей. Однако в
произведении нашли отражение не столько эти взгляды писателя,
колькосуществовавшие в реальной действительности противоречия,которые нес ли с
собой шедшие на смену “всероссийскому застою” буржуазно капиталистические
отношения. Отвергая романтизм адуевского толка, писатель вместе с тем
чувствовал неполноценность философии и практики буржуазного “здравого смысла”,
эгоизм и бесчеловечность буржуазной морали адуевых-старших. Петр Иваныч умен,
деловит и по-своему “порядочный человек”. Но он в высшей степени “безразличен к
человеку, к его нуждам, интересам”.”Смотрят, что у человека в кармане да в
петлице фрака, а до остального и дела нет”,-говорит о Петре Иваныче и ему
подобных его жена Лизавета Александровна о своем супруге :”….что было главной
целью его тру дов? Трудился ли он для общей человеческой цели, исполняя
заданный ему судьбою урок, или только для мелочных причин, чтобы приобресть
между людьми чиновное и денежное значение, для того ли, наконец, чтобы его не
гнули в дугу нужда, обстоятельства? Бог его знает. О высоких целях он
разговаривать не любил, называл это бредом , а говорил сухо и просто, что надо
дело делать”.
Александр и
Петр Иваныч Адуевы противопоставлены не только как провинциальный
дворянинромантик. и делец-буржуа, но и как два психологически противоположные
типа. “Один восторжен до сумабродства, другой ледян до ожесточения”, говорит
Лизавета Александровна о племяннике и муже. Гончаров стремился найти идеал, то
есть нормальный тип человека не в Адуеве-старшем и не в Адуеве-младшем, а
чем-то ином, третьем, в гармонии “ума” и “сердца”. Ясный намек на это
содержится уже в образе Лизаветы Александровны Адуевой, несмотря на то, что
“век” ее “заел” , по справедливому замечанию Белинского, Петр Иваныч. К числу
этих замечательных образов следует отнести не только Лизавету Александровну, но
и Наденьку.
Дочь
несколькими шагами впереди матери. Она без спросу полюбила Адуева и почти не
скрывает этого от матери или молчит только для приличия, считая за собою право
распоряжаться по-своему своим внутренним ми ром и самим Адуевым , которым,
изучив его хорошо,овладела и командует. Это ее послушный раб, нежный,
бесхарактерно-добрый,что-то обещающий, но мелко самолюбивый , простой,
обыкновенный юноша,каких везде куча. И она приняла бы его, вышла бы замуж и все
пошло бы обычным ходом. Но явиласчь фигура графа, сознательно-умная, ловкая, с
блеском. Наденька увидала , что Адуев не выдерживает сравнения с ним ни в уме,
ни в характере, ни в воспитании. Наденька в своем быту не приобрела сознания ни
о каких идеалах мужского достоинства, силы и какой силы? Ее достало разглядеть
только, что она видела тысячу раз во всез других юношах., с которыми танцевала
, немного кокетничала. Она на минуту прислушалась к его стихам. Она ждала , что
сила, талант кроются там. Но оказалось, что он только пишет сносные стихи, но о
них ни кто не знает , да еще дуется про себя на графа за то,что этот прост,
умен и держит себя с достоинством. Она перешла на сторону последнего: в этом
пока и состоял сознательный шаг русской девушки безмолвная эмансипация, протест
против беспомощного для нее авторитета матери.
Но тут и
кончилась эта эмансипация . Она сознала, но в действие своего сознания не
обратила, остановилась в неведении, так как и самый момент эпохи был моментом
неведения.
“Обыкновенная
история” сразу же поставила Гончарова в первый ряд прогрессивных
писателей-реалистов. В “Обыкновенной истории” в полной мере сказался сильный и
оригинальный талант Гончарова, призванного мастера русского реалистического
романа.
Список
литературы
1) Собрание
сочинений И.А.Гончарова
2) Собрание
сочинений В.Г.Белинского
3)“Творчество
И.А.Гончарова” А.Рыбасов