Новый тип романа

Новый тип
романа

В 1839 году
была опубликована повесть Лермонтова “Бэла”, а затем
“Тамань” и “Фаталист”. В 1840 году эти три повести вышли
как главы романа “Герой нашего времени”, а затем свет увидел весь
роман в целом.

Первоначально
произведение называлось “Один из героев нашего века”. Издание 1841
года было дополнено общим предисловием, в котором писатель отвечал критикам,
утверждавшим, что Печорин порочное явления, нетипичное для русской жизни, недостойная
пародия на молодежь России. Это предисловие и предисловие к “Журналу
Печорина” играют важную роль в произведении, максимально выявляя авторскую
позицию, и дают ключ к разгадке лермонтовского метода познания
действительности.

Это первый опыт
критического истолкования своего произведения самим автором. Становление
поэтики романа происходило по пути развития трех важнейших художественных
начал: пространственной структуры повествования, психологических мотивировок и
преодоления одномерности системы образов. На определяющую роль первого из них
указал еще Белинский:

“Роман
нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его автор”. Освоив и
изучив художественный опыт европейских и русских писателей, в “Герое
нашего времени” Лермонтов разрабатывал практически все свои ключевые темы,
проблемы, образы (“Мцыри”, “Маскарад”, “Дума”,
“Княгиня Лиговская”). Подобная композиция позволяет добиться такого
восприятия лермонтовской прозы, когда одно и то же событие читатель видит
глазами Печорина и его окружения, что дает возможность автору, в нарушение
романтической поэтики, не отождествлять себя ни с одним из действующих лиц.

Для достижения
этого эффекта Лермонтов обращается к сложной игре жанрами: “Бэла”
путевой очерк и повесть, первоначально иронически стилизованная под
романтические повести и поэмы. “Княжна Мери” сатирический очерк
нравов общества, авантюрно-любовная и светская повесть. “Фаталист”
мистический рассказ о роковом выстреле и зарисовка станичного быта.
“Тамань” путевой очерк, наполненный намеками на таинственные повести
романтиков. Таким образом, романтические повести сменяются реалистическими и
наоборот.

В отличие от
традиционного для европейской литературы той эпохи приема, в “Герое нашего
времени” циклизация ранее самостоятельных повестей в более сложное
художественное единство произошла не вокруг повествователя, а вокруг
последовательно раскрывающегося образа центрального героя (Печорина). Роман
Лермонтова первый в русской литературе “аналитический” роман, в
центре которого не биография человека, а именно личность, его душевная и
умственная жизнь. Этот художественный психологизм является следствием эпохи
(реакция на восстание декабристов). Писатель подчеркивает, что время
героических деятелей прошло, человек стремится замкнуться в собственном мире и
погружается в постоянный самоанализ. Поэтому литература обращается к
внутреннему миру человека.

“Герой
нашего времени” абсолютно новый тип романа в русской литературе,
сочетающий элементы нравоописательного, авантюрно-приключенческого,
детективного, психологического, философского романа. В повести “Бэла”
описаны быт и нравы кавказских народов, их одежда, их дома. Черты армейского
быта можно обнаружить в повестях “Бэла” и “Максим
Максимыч”. В повести “Княжна Мери” изображаются нравы светского
и “водяного” общества.

Приключенческий
жанр дал Лермонтову возможность обобщить романтический опыт и создать новый тип
русского синтетического романа. Приключенческая литература родилась из
анархического бунта против чистого разума. Ее герои всегда люди необычные и
интересные, а живут они в странном мире, загадочном и необъяснимом. Именно
таков Печорин. Он крадет одну девушку, обольщает другую, занимается любовью с
третьей. Он вмешивается в дела “честных контрабандистов”,
обезоруживает пьяного казака, убивает соперника и умирает в далекой Персии.

Знает ли
русская литература другого героя, совершившего столько “подвигов”?
Главный герой нередко переступает грань между добром и злом, но им нельзя не
восхищаться: он слишком красив, элегантен и остроумен. Приключенческий опыт
Вальтера Скотта, Купера, Дюма дал Лермонтову возможность обобщить романтический
опыт и создать русский роман нового типа. Если Вальтер Скотт отодвигал центр
повествования в Шотландию, Купер к индейцам, то Лермонтов на Кавказ (на окраину
империи). Каковы основные художественные приметы романтизма и реализма в этом
главном произведении Лермонтова? Само место действия было традиционно для
русских романтиков. Кавказ вызывал ассоциации с “Кавказским
пленником” Пушкина, с “Демоном”, с лирикой самого Лермонтова.

Таким образом,
Лермонтов является первооткрывателем психологической прозы. “Герой нашего
времени” это прозаический, социально-психологический и философский роман в
нашей литературе. Все в произведении подчинено главной задаче глубоко и полно
показать состояние души главного героя, в образе которого дан портрет не одного
человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых
людей тридцатых годов XIX века.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/