О поэме Сергея Есенина "Анна Снегина"

поэмеСергеяЕсенина”АннаСнегина”
Художественноевоплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты, влияло наформирование взглядов не только их современников, но и потомков. Такимвластителем дум был и остается поэт Сергей Есенин.
Образвремени со своими проблемами, героями, исканиями, сомнениями был в центревнимания литераторов XIX и XX веков. Сегодня все более укрепляетсяпредставление о Есенине как о крупном социальном мыслителе, обладающемобостренным восприятием своего времени. Поэзия Есенина — источник глубокихраздумий над многими социально-философскими проблемами. Это история иреволюция, государство и народ, деревня и город, народ и отдельная личность.
Осмысливаятрагедию России 20-х годов, Есенин предопределил, предвидел все, о чем мытолько недавно заговорили вслух после семидесятилетней безгласности. Спотрясающей силой запечатлел Есенин то «новое», что насильственновнедрялось в быт русской деревни, «взрывало» его изнутри и привелотеперь ко всем известному состоянию. Есенин написал в письме свои впечатлениятех лет: «Был в деревне. Все рушится… Конец всему».
Есенинапотрясло полное вырождение патриархальной деревни: убогий быт разоренной годами«междоусобного раздора» деревни, «календарный Ленин» вместовыброшенных сестрами-комсомолками икон, «Капитал» вместо Библии.Трагический итог всему этому поэт подводит в стихотворении «Русьсоветская»:
Воттак страна!
Какогож я рожна
Оралв стихах, что я с народом дружен?
Мояпоэзия здесь больше не нужна,
Даи, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Поэма«Анна Онегина», написанная незадолго до смерти поэта — в 1924 году,явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом ипротиворечивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики.
Вцентре поэмы — личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержаниепоэмы и объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием,что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. В поэметесно переплетаются лирическое и эпическое начала.
Личнаятема здесь главная. «Эпические» события раскрываются через судьбу,сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что вцентре — судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России.Имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина — символ чистоты белогоснега — перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи иобозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, этапоэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.
Впоэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается нарязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного изуголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизнидеревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы —в рассказе возницы, который доставляет поэта, давно не бывшего в родных местах.
Скрытыйконфликт благополучного села Радово («У каждого сад и гумно») сбедствующей деревней Криуши, которая «пахала одной сохой», приводит кбратоубийственной войне. Криушане, уличенные в воровстве леса, первыми начинаютпобоище: “… они в топоры, мы тож”. А дальше и расправа с деспотичнымстаршиной, который представлял на селе власть:
Вскандале убийством пахнет.
Ив нашу и в их вину
Вдругкто-то из них как ахнет! —
Исразу убил старшину.
Времяреволюции и вседозволенности выдвинуло из рядов криушан местного лидера ПронаОглоблина, не имеющего каких-либо жизненных стремлений, кроме как «выпитьв шинке самогонки». Этот сельский революционер — «драчун,грубиян», он «с утра по неделям пьян…» Старуха-мельничихаговорит так о Проне, считая его разрушителем, к тому же убийцей. Есенинподчеркивает пугачевское начало в Проне, который, как царь, стоит над народом:
Оглоблинстоит у ворот
Испьяну в печенки и в душу
Коститобнищалый народ:
«Эйвы! Тараканье отродье!
Всек Снегиной! Р-раз и квас
Даешь,мол, твои угодья
Безвсякого выкупа с нас!»
«Тараканьеотродье!» — вот как обращается к народу герой, в котором многие в былыевремена увидели большевика-ленинца. Страшный, в сущности, тип, порожденныйпереломной эпохой. Пристрастие к спиртному отличает и другого Оглоблина,проновского брата Лабутю, кабацкого попрошайку, лгуна и труса. Он «сважной осанкой, как некий седой ветеран», оказался «в Совете» иживет, «не мозоля рук». Если судьба Прона, при всех его отрицательныхсторонах, приобретает в связи с его гибелью трагическое звучание, то жизньЛабути — жалкий, отвратительный фарс. Замечательно, что именно Лабутя«поехал первым описывать снегинский дом» и арестовал всех егожителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником.
Мельникв поэме — это воплощенная доброта, близость к природе, милосердие ичеловечность. Его образ пронизан лиризмом и дорог автору как одно из самыхсветлых и добрых народных начал. Не случайно мельник постоянно соединяет людей.Мельник олицетворяет русский национальный характер в его «идеальном»варианте и этим как бы противостоит поэту, чья душа оскорблена и озлоблена и вней чувствуется надрыв.
Когда«чумазый сброд играл по дворам на роялях коровам тамбовскимфокстрот», когда лилась кровь и разрушались естественные человеческиесвязи, мы по-особому воспринимаем образ Анны Снегиной. Светло и грустновыглядит ее судьба, выписанной Есениным в лучших традициях русской классики.Героиня предстает перед нами в дымке романтического прошлого — «счастливойбыли» — и сурового настоящего. Мираж воспоминаний, «девушка в белойнакидке» исчезли в «прекрасном далеке» юности. Теперь жегероиня, овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, поражаетсвоим христианским всепрощением:
Скажите,
Вамбольно, Анна,
Заваш хуторской разор?
Нокак-то печально и странно
Онаопускала свой взор…
Аннане испытывает к крестьянам, разорившим ее, ни злобы, ни ненависти. Эмиграциятоже не озлобляет ее: со светлой грустью вспоминает она свое невозвратимоепрошлое. Несмотря на драматизм судьбы помещицы Анны Снегиной, от ее образа веетдобротой и человечностью. Гуманистическое начало звучит особенно пронзительно впоэме в связи с осуждением войны — империалистической и братоубийственной.Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями:мельником и его старухой, возницей, событиями жизни А. Снегиной.
Войнамне всю душу изъела.
Зачей-то чужой интерес
Стреляля в мне близкое тело
Игрудью на брата лез.
Времяперемен предстает в поэме в своем трагическом обличье. Поэтическая оценкасобытий поражает человечностью, «лелеющей душу гуманностью», иботолько поэт-патриот, испытанный гуманист, видя «сколько зарыто вямах», сколько «уродов теперь и калек», мог написать:
… ядумаю,
Какпрекрасна
Земля
И на ней человек!
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kostyor.ru/student/