О романе Тургенева «Рудин»
Работунад «Рудиным» Иван Сергеевич Тургенев начал в 1855.
Сначалароман назывался «Гениальная натура». Под «гениальностью» Тургенев понималспособность убеждать и просвещать людей, разносторонний ум и широкуюобразованность, а под «натурой»-твердость воли, острое чутье к потребностямобщественной жизни. Но по ходу работы такое название перестало удовлетворятьТургенева, так как по отношению к Рудину оно зазвучало иронически: «натуры» внем вышло мало, не хватало воли к практическому делу, хотя «гениальность» в нембыла.
Нарукописи авторская пометка: «Рудин. Начат 5 июня 1855 года, в воскресенье, вСпасском, и кончен 24 июля 1856 года, в воскресение, там же, в 7 недель.Напечатан с большими прибавлениями в январской и февральской книжках«Современника» за 1856 год».
Под«большими прибавлениями» Тургенев подразумевает свои переработки отдельных главромана и дописывание новых при подготовке «Рудина» к печати, когда после чтенияромана в редакционном кружке (а состоялось оно в первые же дни приездаписателя в Петербург в октябре 1855 года) у друзей Тургенева возниклипожелания, чтобы он отчетливее оттенил фигуру главного героя. Некрасову инекоторым другим литераторам был ясен и подтекст романа, и сложностьисторического фона, на котором развертывался сюжет, и значение деятельности техлиц, которые послужили автору прототипом (Бакунин, Станкевич и др.).
Дружескиесоветы помогли многое уяснить Тургеневу. Его постоянная готовность проверятьсебя сказывалась, в частности, в том, что он редко отдавал печатать своипроизведения, не выслушав мнение тех, кому доверял.
Преждевсего он стал перерабатывать страницы, посвященные юношеским годам Лежнева иРудина, а затем эпилог романа. Время от времени он прочитывал Некрасову главы истраницы, написанные заново, и встречал горячее одобрение с его стороны.Сообщая о работе Тургенева над эпилогом, Некрасов в одном из писем предрекал,что «выйдет замечательная вещь. Здесь первый раз Тургенев явится самим собою…Это человек, способный дать нам идеалы, насколько они возможны в русскойжизни».
Появлениеромана в печати вызвало много толков и споров в литературных кругах и средичитателей.
Критик«Отечественных записок» рассматривал Рудина лишь как бледную копиюпредшествующих героев русской литературы — Онегина, Печорина, Бельтова. Но емувозражал Чернышевский в «Современнике», отмечая, что Тургенев сумел показать вобразе Рудина человека новой эпохи общественного развития. Сопоставив Рудина сБельтовым и Печориным, Чернышевский подчеркнул, что «это люди различных эпох,различных натур, — люди, составляющие совершенный контраст один другому».
Послевыхода романа в печать Некрасов выразил уверенность, что для Тургенева«начинается новая эпоха деятельности, для его талант приобрел новые силы, чтоон даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил вглазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя».
Вписьме к Тургеневу Сергей Тимофеевич Аксаков говорил о жизненности изображениятипа Рудина и отметил, что роман «возбуждает много мелких вопросов и раскрываетглубокие тайны духовной природы человека».
Говоряо признании романа в среде народнической интеллигенции, нельзя обойти словаВ.Н. Фигнер: «Мне кажется, весь роман взят прямо из жизни, а Рудин — чистейшийпродукт нашей русской действительности, не пародия, не насмешка, а настоящаятрагедия, которая совсем не умерла, которая ещё живет, ещё продолжается…».«Во всяком образованном человеке нашего времени сидит частица Дмитрия Рудина»,- писал Степняк-Кравчинский.
Главныйгерой романа во многом автобиографичен: это человек тургеневского поколения,который получил хорошее философское образование за границей.
ХарактерРудина раскрывается в слове. Это гениальный оратор. «Рудин владел едва ли невысшей тайной — тайной красноречия. Он умел, ударяя по одним струнам сердец,заставлять смутно звенеть и дрожать все другие». В своих философских речах осмысле жизни, о высоком назначении человека Рудин просто неотразим. Человек неможет, не должен подчинять свою жизнь только практическим целям, заботам осуществовании, утверждает он. Без стремления отыскать «общие начала в частныхявлениях» жизни, без веры в силу разума нет ни науки, ни просвещения, нипрогресса, а «если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нетпочвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях,в значении, в будущности своего народа?».
Просвещение,наука, смысл жизни — вот о чем говорит Рудин так увлеченно, вдохновенно ипоэтично. Он рассказывает легенду о птице, залетевшей на огонь и опятьскрывшейся в темноту. Казалось бы, человек, подобно этой птице, появляется изнебытия и, прожив короткую жизнь, исчезает в безвестности. Да, «наша жизньбыстра и ничтожна; но все великое совершается через людей».
Еговысказывания вдохновляют и зовут к обновлению жизни, к необыкновенным,героическим свершениям. Силу воздействия Рудина на слушателей, убеждениесловом, ощущают все. И каждый восхищается Рудиным за его «необыкновенный ум».Не признает достоинств Рудина лишь Пигасов — от обиды за свое поражение вспоре.
Нов первом же разговоре Рудина с Натальей раскрывается одно из главныхпротиворечий его характера. Ведь только накануне он так вдохновенно говорил обудущем, о смысле жизни, о назначении человека, и вдруг предстает усталымчеловеком, не верящим ни в свои силы, ни в сочувствие людей. Правда, достаточноодного возражения удивленной Натальи — и Рудин корит себя за малодушие и вновьпроповедует необходимость делать дело. Но автор уже заронил в душу читателясомнение в том, что слова Рудина согласуются с делом, а намерения — поступками.
Противоречивыйхарактер своего героя писатель подвергает серьезному испытанию — любви. Эточувство у Тургенева то светлым, то трагичным и разрушительным, но всегда этосила, обнажающая душу, истинную натуру человека. Вот тут то и обнаруживаетсянастоящий характер Рудина. Хотя речи Рудина полны энтузиазма, годы отвлеченнойфилософской работы иссушили в нем живые источники сердца и души. Перевес головынад сердцем ощутим уже в сцене первого любовного признания.
Первоевозникшее на его пути препятствие — отказ Дарьи Михайловны Ласунской выдатьдочь за небогатого человека — приводит Рудина в полное замешательство. В ответна вопрос:«Как вы думаете, что нам надобно теперь делать?» — Наталья слышит:«Разумеется, покориться». И много тогда горьких слов бросает Наталья Рудину:она упрекает его в малодушии, трусости, в том, что его высокие слова далеки отдела. И Рудин чувствует себя жалким и ничтожным перед нею. Он не выдерживаетиспытания любовью, обнаруживая свою человеческую неполноценность.
Вромане главному герою противопоставлен Лежнев-открыто, прямолинейно. Рудинкрасноречив — Лежнев обычно немногословен. Рудин не может разобраться в самомсебе — Лежнев превосходно понимает людей и без лишних слов помогает близким,благодаря душевному такту и чуткости. Рудин ничего не делает — Лежнев всегдачем-то занят.
НоЛежнев не только антагонист Рудина, он истолкователь героя. Оценки Лежнева неодинаковы в разные моменты, даже противоречивы, но в целом они внушают читателюпонимание сложного характера героя и его места в жизни.
Самуювысокую оценку Рудину дает, таким образом, его антагонист, человекпрактического склада. Может быть, он-то и есть истинный герой романа? Лежневнагражден и умом, и пониманием людей, но деятельность его ограниченасуществующим порядком вещей. Автор постоянно подчеркивает его будничность. Онделовит, но для Тургенева невозможно свести весь смысл жизни к деловитости, неодухотворенной высшей идеей.
ВРудине отражается трагическая судьба человека тургеневского поколения. Уход вотвлеченное мышление не мог не повлечь за собой отрицательных последствий:умозрительность, слабое знакомство с практической стороной. Такие люди, какРудин, носители высоких идеалов, хранители культуры, служат прогрессу общества,но явно лишены практического потенциала. Ярый противник крепостного права,Рудин оказывался абсолютно беспомощным в осуществлении своего идеала.
Врусской жизни ему суждено остаться странником. Его судьбе вторит другой образстранника-скитальца, образ бессмертного Дон Кихота.
Финалромана героичен и трагичен одновременно. Рудин гибнет на баррикадах Парижа.Вспоминаются слова из рудинского письма к Наталье: «Я кончу тем, что пожертвуюсобой за какой-нибудь вздор, в который даже верить не буду…».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта sochinenia1.narod.ru/