Добрускин Марк Евсеевич — доктор философских наук,профессор Харьковского государственного технического университетарадиоэлектроники.
Постановка проблемы
Вобширной проблематике социологии религии важнейшее место принадлежит социальнойроли религии, ее положению в обществе и государстве, ее соотношению сполитикой, моралью, правом, экономикой и другими сферами жизни. Социальная рольрелигии, на наш взгляд, реализуется в функциях церкви, которые имеют социальныйхарактер, в отличие от внутрицерковных функций по отправлению религиозногокульта и управлению делами церкви. Рассмотрим подходы к социальной роли религиии социальным функциям церкви.
М.Вебер, как и Э. Дюркгейм, заслуженно считается основоположником социологии,внесшим существенный вклад в разработку теоретических проблем социологиирелигии. Вебер отрывает религиозные взгляды индивидов от социальной почвы, отсоциальных отношений. Они, по его мнению, определяются исключительно сознаниеминдивидов. Ценность религии Вебер видит в «артикуляции самых глубокихмотивов индивидуальных человеческих действий» [1].
Вебертакже высоко оценивает социальную и политическую роль религии каксамостоятельной силы, независимой от политической структуры общества. Вместе стем, одна из главных проблем, рассмотренных им в ряде произведений, — соотношение религии, в частности, протестантской, с буржуазным общественнымстроем, роль религии в возникновении и укреплении капитализма в Германии.Общество, утверждал Вебер, нуждается в религии, ибо последняя — социальный факти строительный материал любого общества [2]. В то же время, под влияниемкритики он признает и возможность влияния социального фактора на формированиерелигии, ее институтов. Среди социальных функций церкви Вебер считает главнымиконсолидирующую и интегрирующую, которые способны сплачивать общество, недопускать социальных конфликтов и революционных потрясений.
Социологическиевзгляды Дюркгейма во многом не совпадают со взглядами Вебера. Дюркгейм считалрелигию проявлением социальной жизни, ибо «религия продукт социальнойсреды». Французский ученый приходит к выводу о том, что цель религии-возвышение человека над самим собой и перенесение его в высшую жизнь посравнению с той, в которой он ныне пребывает [3]. Религиозное и общественноесознание, по существу, отождествляются им. Все формы общественного сознания, помнению Дюркгейма, порождены религией [4]. Подобные положения вплотную подводятего к пониманию религии как фактора социальной интеграции, необходимой длянормального функционирования социальных систем. Религия должна стать выражениемсоциального единства, средством преодоления социальной розни и неравенствалюдей, обеспечить целостность и стабильность общества, помочь преодолетьпротиворечия и конфликты, которые он считал «патологическимиявлениями». Итак, по Дюркгейму, главная социальная функция церкви — интегрирующая — направлена на поддержку и укрепление политического строя.
ВзглядыМ. Вебера и Э. Дюркгейма оказали существенное влияние на несколько поколенийсоциологов религии. Так, в ряде вопросов развивают идеи этих исследователейновейшие социологические концепции религии, возникшие в 60-70-х годах наЗападе, — феноменологическая и функциональная. Характерно, что взгляды на рольрелигии в данных концепциях совпадают, неся в себе высокий политическийпотенциал. Американский социолог П. Бергер считает, что религия «в человеческойистории играла стратегическую роль в конструировании человеком социальнойреальности, являясь самым эффективным и наиболее распространенным средствомобъяснения и оправдания социального порядка». И делает вывод, что«главная функция религии — это функция объяснения и освящения социальногостроя» [5]. Аналогичную мысль высказывает другой американец, О. Деа,особо выделяющий «освящение норм и ценностей определенной социальнойсистемы» религией [6, p. 14-15 J.
Чтокасается советской литературы, в ней социальные функции церкви нерассматривались, так как, в соответствии с законодательством, она не имелаправа заниматься какой-либо деятельностью, кроме культовой. Роль религии ицеркви многие годы оценивалась как реакционная, враждебная социализму, что объяснялосьи длительной антисоветской позицией церковных верхов. Частично подтверждалась,на наш взгляд, ленинская оценка социальной роли церкви как реакционной. Вцелом, Ленин, однако, утверждал, что «все современные религии и церкви — органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманиваниюрабочего класса» |7|. Эта абсолютизированная оценка легла в основуантицерковной политики советской власти, философской и социологическойлитературы того времени.
Ипосле перехода Русской православной церкви к политической лояльности иизменения ее социальной роли, отношение к ней советской власти под влияниемсталинского режима оставалось напряженным. Серьезно ущемлялись интересы церквии священнослужителей, часть которых подверглась репрессиям как «врагинарода». Это также не могло не отразиться на состоянии антирелигиознойлитературы, нередко приобретавшей антицерковный характер. Лишь в последние10-15 лет опубликованы содержательные труды, дающие, как представляется,объективное понимание социальной роли религии [8 J. Но социальные функциицеркви не получили достаточного рассмотрения и анализа, изложены с предельнойкраткостью и описательно, без раскрытия на материалах церквей и с упущениемнекоторых функций. Данная проблематика остается одной из наименее разработанныхв социологической литературе.
Впредлагаемой статье предпринимается попытка: 1) трактовки социальных функцийцеркви на основе теоретического и фактического материала, с учетом происшедшегов России за последнее десятилетие; 2) раскрытия социальной роли религии наматериалах русской православной церкви (РПЦ), а также, отчасти, другиххристианских церквей. Особо выделим две функции церкви как главные, ведущие,которыми прежде всего определяется, на наш взгляд, социальная роль религии: социально-политическуюи «мировоззренческую», обращенные церковью ко всему обществу иявляющиеся базой для реализации остальных. Следует учесть, что религия, хотя исодержит некоторые политические положения, не имеет классово-политическогохарактера, является «общечеловеческой». В отличие от религии, церковьвсегда занимает определенную политическую позицию и, в зависимости отпоследней, может придать религии политические черты. Сходные религиозныеположения неодинаково истолковываются различными конфессиями. Что наблюдается исегодня в связи с модернизацией христианства. К главным функциямнепосредственно примыкают органически с ними связанные компенсаторная иморально-этическая функции, ориентированные на психику верующего, егорелигиозное сознание. Существенную роль играют и такие функции, как культурнаяи «международная», направленная на связь с другими конфессиями. Крометого, существуют интегрирующая, благотворительная, коммерческая функции,которые мы в данной статье не рассматриваем.
Социально-политическая функция церкви
Объеми эффективность социально-политической функции церкви зависят не только от еесоциальной активности, но, главным образом, от отношения к ней со стороныгосударства. И можно без всякого преувеличения сказать, что в истории РПЦникогда еще не было таких дружественных отношений с властью, какие существуютсегодня, не только по сравнению с советским режимом, но и с царизмом.
Впервыеза 300 лет, прошедших со времени антицерковных реформ Петра I, РПЦосвободилась от унизительного для нее контроля и командования со стороны властии получила свободу действия во всех сферах жизни общества. Созданные в РФучреждения, ведающие делами вероисповедания, — Комитет Государственной Думы,Отдел Министерства юстиции и др. имеют исключительно информационные июридические функции, рассматривают обращения церковных организаций поудовлетворению их нужд и привлекают представителей данных организаций дляучастия в принятии решений.
Ссередины 80-х годов и, особенно, в 90-е годы произошли коренные изменениявероисповедной политики в Российской Федерации. Преодолены искривления,допускавшиеся по отношению к религии и церкви. Последней были возвращены храмыи монастыри, пересмотрена роль церкви и религии в обществе и государстве.Религия обрела понимание как одна из равноправных форм общественного сознания инациональной культуры, отражающая взгляды и чувства миллионов людей,заслуживающая высокого уважения общества и государства.
Патриархиявысоко оценивает сложившиеся ныне государственно-церковные отношения как«особый тип взаимоотношений, которые удовлетворяют обе стороны».Отношения базируются на политическом и мировоззренческом единстве. Личноеотношение к церкви и принадлежность к ней неоднократно демонстрировали высшиеруководители государства, хотя в их искренности можно усомниться, помня ихнедавнее атеистическое прошлое.
Социально-политическаяфункция осуществляется церковью: в разработке и совершенствовании своейсоциальной доктрины с учетом изменяющихся условий; в выступлениях патриархии впечати с обращениями к народу и президенту по актуальным проблемам внутренней ивнешней политики государства, в политических наставлениях патриарха привступлении президента на свой пост; в проповедях священнослужителей в своихприходах, комментирующих происходящие события в свете позиций церкви, в ихвыступлениях в период избирательных кампаний в поддержку определенныхкандидатов с соответствующей ориентацией верующих, в чем заинтересованаполитическая элита; в активном участии патриархии в делах государства, в формированииего политики при безоговорочной поддержке существующего строя, егополитического и экономического курса, в разработке законодательства.
Следуетпризнать, что социально-политические действия РПЦ, поддержанные властью,привели к созданию особого привилегированного положения церкви, и не только всоответствии с законодательством, но и в его нарушение. Перечислим достиженияРПЦ: признание РПЦ приоритетной среди всех других конфессий России, что вызвалосерьезные возражения на Западе, где превалируют протестантское и католическоевероисповедания; придание главным православным праздникам статусагосударственных и проведение религиозных торжеств на государственном уровне;допущение религиозных церемоний в государственных и общественных организациях,что противоречит закону; щедрые государственные ассигнования на церковноестроительство при отсутствии средств на содержание науки и образования; выходцеркви на светские каналы массовой информации; подавление атеизма в угодуцеркви для укрепления ее позиции в духовной жизни общества; введениерелигиозного обучения в школе; создание института капелланов в воинских частях;получение значительных налоговых и таможенных льгот в коммерческой деятельностицеркви.
Вусловиях обострившейся в 90-е годы политической борьбы законодательной иисполнительной власти церковь, к сожалению, отнюдь не являлась нейтральной иподдержала противозаконные и аморальные, на наш взгляд, действия Президента.Алексий II, как и иерархи других церквей, не возвысил свой голос протеста противкровавой расправы с парламентариями в октябре 1993 г. РПЦ одобрила оберусско-чеченские войны, хотя они привели к гибели тысяч военных и гражданскихлиц. Свою политическую линию РПЦ обычно обосновывает известным христианскимположением о том, что «нет власти не от бога».
Анализсовременной религиозно-политической ситуации свидетельствует о том, чтоустановленное Конституцией отделение церкви от государства приобретает чистоформальный характер. По существу, происходит сращивание последних. Однако,согласно Библии, Христос предупреждал против слияния власти мирской и властидуховной: «Воздайте кесарю кесарево, а Богу — Божие». «Вгосударственном мундире, — писал В. Соловьев, — церковь перестанет быть самасобой и превратится в Министерство вероисповедания и треб» [9|.
Приэтом РПЦ неизменно утверждает, что она находится вне политики, непридерживается никакой политической идеологии, не участвует в политическойдеятельности государства и общества, ибо все это — мирская сфера жизни, неимеющая отношения к духовной сфере, в которой действует церковь. В обращенииАрхиерейского Собора Русской Православной церкви (апрель 1992 г.) сказано:«Участвуя в общественной жизни, церковь имеет лишь одно устремление — проповедовать Христа словом и делом, заботиться, чтобы жизнь народа былаустроена в мире, любви и справедливости. Церковь не связывает себя ни с какимобщественным или государственным строем, ни с какой политической силой, она над»правым” и «левым» и поэтому может вести диалог с любыми общественнымидвижениями, ища их примирения и объединения в служении благу людей” |10|.В решениях Собора 2000 г. этот тезис сохраняется. Аналогичная концепция былаодобрена на Втором Вселенском Соборе католической церкви еще в 1962 г.:«церковь не связана ни с какой формой человеческой культуры, особойполитической, экономической или социальной системой» [11 J.«Отмежевание религии от политики, — справедливо отмечает немецкий теологЮ. Мольтман, — само по себе политика и не самая лучшая, ибо исходит из правоголагеря, хотя и рядится в либерально-демократические одежды» [ 12]. Церковьтакже учитывает политическую неоднородность своих верующих, примыкающих кразличным политическим партиям или сочувствующих им. Открыто становясь насторону одного направления, она рискует утратить доверие сторонников другогонаправления.
Отметим,что русская православная церковь не восприняла постмодернистские тенденции,проявившиеся в зарубежном христианстве, особенно в его протестантской ветви,направленные на коренной пересмотр традиционной поддержки церковью буржуазногогосударства. Известный немецкий теолог И.Б. Мец называет религию своего временибуржуазной религией и требует «освобождения Христианства из буржуазногоплена, чтобы войти в новую постбуржуазную эру и проявить в ней свою вдохновляющуюроль». Он видит в Христианстве социальную опору правящих классов,оказывающих определяющее влияние на церковь. «Христианство потеряет себя,- утверждает богослов, — если не осознает, что стало опиумом для неимущихклассов» 113]. Церковь должна учитывать духовный переворот, происходящий всознании верующих, отход части их от буржуазии и ее идеологического влияния.И.Б. Мец, как и его единомышленники, видят глубокую пропасть между верхами инизами общества. Видные деятели христианской церкви открыто и самокритическипризнали многолетние укоренившиеся пороки и ошибки церкви, ее иерархов ибогословов. Огромное впечатление на мировое общественное мнение произвелапроизнесенная в Ватикане покаянная речь папы Иоанна-Павла II в феврале 2000 г.[14]. Он признал существенную вину католической церкви перед своими верующимиза то, что она была далека от жизненных интересов трудящихся слоев, страдавшихот бедности и нищеты и не встречавших поддержки со стороны своей церкви.
Вмногочисленных публичных выступлениях патриарха РПЦ но самым разнообразнымвопросам нет ни одного требования к правительству, парламенту но вопросамулучшения положения трудящихся, о недопущении принятия ‘законов, ущемляющих ихинтересы (новый Кодекс о труде, социальное страхование, пенсионное обеспечениеи др.). Напротив, из уст патриарха не раз исходили призывы к профсоюзам, другимобщественным организациям относительно недопущения акций публичного протеста,митингов и других проявлений активности людей.
Выражениемвзглядов и настроений значительной части верующих и духовенства явилосьвозникшее в последние годы в лоне Русской Православной Церквинационально-патриотическое направление, выступающее против сращивания верхушкипатриархии с государственной властью, что ведет к утрате церковью ее моральныхпринципов, влияния на верующих и подрыву авторитета церкви в обществе и зарубежом.
Итак,социальные последствия политической деятельности церкви и основном негативны.
«Мировоззренческая» функция
Сегодняона непосредственно связана с социально-политическими действиями РПЦ и еевозросшим политическим влиянием в обществе и во многом обусловлена ими.Значительное расширение деятельности церкви по формированию мировоззренияоказалось возможным именно благодаря новым государственно-церковным отношениям[15|.
«Мировоззренческая»функция имеет основной целью возвышение авторитета религиозной идеологии вобществе, обращение в религиозную веру инакомыслящих. Взгляды свободомыслящих иатеистов при этом осуждаются. С помощью пропаганды церковь убеждает верующих иколеблющихся в вере в том, что религия — единственно верное и достойноеуважения мировоззрение, школа жизни. Рассматриваемая функция реализуется натрех направлениях: религиозно-пропагандистском, информационном иучебно-воспитательном.
МитрополитСанкт-Петербургский и Ладожский Иоанн подвел теоретическую базу под претензиицеркви, утверждая, что «критерием государственного устройства должна статьего богоугодность, соотнесенная с тысячелетними святынями веры» 116].Видимо, святой отец упускает из виду слова Христа: «Царствие мое не отэтого мира» (Ин. 18.36). Сторонники митрополита Иоанна ныне стремятся кобъединению, чтобы решить задачи по утверждению клерикального мировоззрения вважнейших областях современного общества 117), добиться всеобъемлющейхристианизации общественной жизни, подчинения ее догматам и установлениямправославной церкви. Ставится цель — создание православной политики,православной идеологии, православной экономики, православной культуры,православного законодательства, православной государственности. Клерикальныеправославные круги, чувствуя поддержку патриархии, создают команду православныханалитиков и историков, политологов и юристов. И это еще в большей степениотдаляет руководство патриархии от широких слоев духовенства, далеких отподобных устремлений.
Религиознаяпропаганда использует различные каналы: регулярные проповеди священников,основанные на изложении и истолковании Библии и других религиозных источников;выступления патриарха и местных иерархов по случаю крупных религиозныхпраздников в церквах, что имеет общественный резонанс, сравнимый с резонансомсветских праздников.
Особенноэффективны выступления деятелей РПЦ с религиозной целью в светских учреждениях:больницах и домах призрения, в местах заключения, в воинских частях, в школах ивузах, в научных учреждениях, в том числе, и в такой цитадели науки, какПедагогическая Академия России. И это при том, что в докладе на сессии Академииобразования патриарх Алексий II заклеймил «так называемое научное мировоззрение»,которое не имеет ничего общего с наукой, ибо подлинное научное творчество — отБога |18|. Теплый прием представителей церкви в учебных и научных учреждениях,очевидно, свидетельствует о том, что уважение к церкви и сочувствие ей какперенесшей в прошлом страдания перевешивают отношение к религии какиррациональному мировоззрению.
Ещеболее разветвленной сферой мировоззренческого влияния религии является ееинформационная деятельность. У церкви есть свои издательства, творческиеобъединения, типографии и магазины. Православная церковь, используя свои права,издает около 200 газет и журналов религиозного содержания, сотни книг и брошюрна религиозные темы, широко использует при поддержке государственных органов иобщие средства массовой информации, рассчитанные на широкие круги населения.Богослужения и религиозные обряды, церковные проповеди, интервью сотечественными лидерами церкви и зарубежными проповедниками, события в жизницеркви, религиозные праздники и церемонии — все это получило постоянную пропискув средствах массовой информации.
Третьясторона мировоззренческой функции — учебно-воспитательная деятельность,основными объектами которой являются учебные заведения. Часть школьниковохвачена религиозным обучением в «светских» школах. Оно осуществляетсятакже в воскресных школах, давно узаконенных, наряду с обучением в стенахцеркви и в семьях верующих. Это создает напряженную духовную атмосферу вобычной школе, где развертывается борьба противоположных мировоззрений. РПЦпринимает меры к проникновению религии в высшие учебные заведения. Судя повыступлениям министра образования России, ведется подготовительная работа порелигиозно-нравственному воспитанию студентов.
Особоевнимание патриархии к религиозному воспитанию детей и молодежи обусловлено и тревогойцеркви за будущее. «Упустим молодое поколение — говорит патриарх, — и небудет той России, которую мы знаем и любим». Хотя РПЦ добилась некоторогоповышения религиозности молодежи, но глубоких корней в ее сознании и в бытуона, представляется, не имеет, так как не подкрепляется посещением церкви иисполнением религиозных обрядов, изучением религиозных книг.
Впоисках путей выхода из глубокого духовного кризиса молодежь не только«приобщается к атеизму», но, к сожалению, включается в многочисленныепсевдорелигиозные, по сути, человеконенавистнические секты, нашедшиеблагоприятную почву в духовном и моральном оскудении общества, упадке культуры.Вследствие попустительства властей, а нередко при их поддержке илиблагожелательном нейтралитете, сектантство приобрело невиданный размах, сталозловещим символом действительности. По данным аналитиков Госдумы в различныесектантские объединения уже вовлечено от 3 до 5 млн. человек, 70% которых — молодежь, в т.ч. около миллиона студентов, из них 25-30% бросили учебу [19].Результат участия в сектах — психические расстройства, утеря интереса к жизни,массовые самоубийства, моральное и бытовое разложение молодых людей.
Вцелом «мировоззренческая» функция церкви, несмотря на огромныйразмах, еще явно не достигает своих целей.
Компенсаторная функция
Сущностькомпенсаторной функции состоит в том, чтобы облегчить верующим тяготы и заботы,переживания, нести им утешение. В Ветхом Завете сказано: «Откровение твое- утешение мое» [20]. В Новом Завете апостол Петр говорит о боге,утешающем верующих во всякой скорби [21]. О. Деа считает, что человек нуждаетсяв эмоциональном утешении перед лицом неопределенности, неуверенности,страдания, насилия [6. Р. 121]. На современном этапе развития России, как идругих стран бывшего СССР, миллионы людей страдают от материальной нужды,безработицы, политического бесправия. Эта функция несомненно полезна верующим,так как временно снимает психологическую напряженность и успокаивает. Нореального улучшения их положения не происходит, ибо для этого нужны средства,лежащие за пределами религии.
Компенсаторнаяфункция церкви имеет и социально-политический смысл, поскольку нередко служитинтересам правящих классов, отвлекает людей от акций социального протеста, какбы примиряет верующих с их классовыми противниками. Тем более, что в Священномписании прокламируются такие духовные качества как терпение, смирение,страдание, покорность судьбе, как бы она ни была тяжела. О социальном значениикомпенсаторной функции еще в XVIII в. писал французский философ П.-С. Марешаль. Ему, а не Марксу, принадлежит определение религии как наркотика, опиума,ослабляющего волю и усыпляющего разум верующего [22]. Эти положениявпоследствии были развиты марксизмом-ленинизмом как краеугольный камень ученияо религии.
Значениекомпенсаторной функции хорошо усвоили правящие круги России, поддерживающиецерковь в надежде на то, что она сумеет примирить верующих с тяжелыми условиямижизни и предостеречь их от возможных социальных эксцессов, внушить людям веру внеизбежность непродуманных экономических реформ. Отметим, что компенсаторная иморально-этическая функции также закрепляют в сознании верующих взгляды ичувства, в которых заинтересована церковь.
Морально-этическая функция
Моральныенормы, правила поведения людей являются частью любой религии, зафиксированы всвященных книгах всех религий и особенно широко, на наш взгляд, -в исламе, гдесодержится всеобъемлющая система правил и запретов, охватывающая разнообразныеотношения между людьми.
Церковьнеизменно отождествляет религиозную мораль с общечеловеческой и отвергаетзначимость нерелигиозных форм морали. Но, тем не менее, религиозная моральвыполняет прогрессивную роль в обществе вследствие влияния на верующих. И этоособенно ценно в условиях морального оскудения общества, когда широкий просторполучают коррупция, организованная преступность, стяжательство, нетерпимость вовзаимоотношениях людей.
«Вернутьлюдям терпимость, развеять вражду и рознь между людьми, приобщить их кобщечеловеческим ценностям, развивать нравственные основы личности». Такопределяет моральную функцию церкви Патриарх Алексий II. Но как ни велик вкладцеркви, она не может претендовать на монополию в нравственной сфере в качествеосновного источника и единственного носителя моральных идеалов общества, ихродоначальника. Доброта и человечность, честность и бескорыстие, духовность имилосердие — эти и другие общечеловеческие моральные нормы возникали искладывались не только в религиозной сфере, но и в глубинах народной мудрости,в массовом сознании на протяжении тысячелетий. Заслуга церкви заключается втом, что она обобщила общечеловеческие моральные нормы и способствовала ихзакреплению в сознании людей. «Религия — писал Г. Плеханов, — не создаетнравственности. Она только освящает ее правила» [231, облекая их врелигиозную форму. Нельзя также согласиться и с утверждением церкви о том, чтотолько священники и верующие способны воспитывать молодежь.
Религиознаямораль утверждает, что высокий моральный облик присущ только верующим. Однаковера в Бога никогда не являлась гарантией высоких моральных качеств, преградойдля преступлений, творившихся под эгидой церкви. Достаточно вспомнитьинквизицию, физически уничтожившую 8 млн. человек. «Безнравственность, — отмечал 3. Фрейд, — во все времена находила в религии не меньшую опору, чемнравственность» [24 J. И ныне честные и порядочные люди, как ипреступники и аморальные личности, обнаруживаются среди атеистов и верующих.
Былобы наивно думать, что страх преступника перед мифическей небесной карой сильнеестраха перед реальной силой закона на Земле, ибо «виселицу он видит передсобой, а ада он не видит», — писал У. Дакоста |25]. И нисколько неустарели слова верующего ученого В.И. Вернадского: «Я не смотрю на народкак на зверя с дурными инстинктами… удерживает от дурных поступков религия — это положение никогда не было проверено и исходит из обобщений, которые принятыбыть не могут» [26]. Кроме того, какие бы преступления человек нисовершал, церковь готова отпустить грехи. Как разъяснил «Журнал Московскойпатриархии», «достаточно покаяться, чтобы любой грех, любаянечистота, телесная или духовная, изгладились полностью. И не вменится человекугрех его, если он принесет плод, достойный покаяния» [ 17]. К тому же,нормы общечеловеческой морали признаются обоими мировоззрениями. Но есть ипринципиальные различия. Религия «пропустила» общечеловеческую моральчерез призму своей идеологии, воспринимая ее как взаимосвязь с«божественной волей». Следует также учитывать, что религиозная моральне исчерпывается общечеловеческими нормами. Немало моральных норм, которыеисконно присущи только религии, обосновано в религиозной традиции и в разныхвариантах вошло в вероисповедания.
Ведущееместо в религиозной морали занимает пренебрежение к земной жизни но имя вечнойзагробной. Как сказано в «Экклезиасте», земная жизнь есть не чтоиное, как «суета сует и всяческая суета и томление духа» (МФ.9.4). Ихотя церковь нередко замалчивает или по-иному истолковывает основные положениярелигии, религиозных книг уже не переделать. И сама церковь признает ихнеопровержимыми. Современные церковные авторы подтверждают, что «не земля,но небо — истинное наше отечество», «на небе наша вечная жизнь, нашпокой и блаженство» [27].
Чтокасается земной жизни, мало надежд на то, что наши люди, как верующие, так иневерующие, сегодня согласятся с требованием христианского всепрощения,записанным в Нагорной проповеди: «любите врагов ваших, благословляйтепроклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящихвас». В энциклике папы Иоанна Павла II «О божественномсострадании» записано: «Мы возносим нашу молитву, идущую от веры…Эта молитва одновременно является любовью к людям без различия между друзьями иврагами» [28]. Эти «советы» обращены и сегодня к верующим,несмотря на вопиющее несоответствие реальным отношениям людей.«Формула» опровергается на практике даже в Ватикане, где всегдажестоко расправлялись с инакомыслящими и объявляли войну атеистам, как«врагам религии». Так что разрыв между словом и делом — существеннаячерта сегодняшнего состояния религиозной морали.
Культурная функция
Вшироком смысле религия и церковь взаимодействуют со всеми проявлениямиматериальной и духовной культуры, включая представления о науке инаучно-техническом прогрессе. В узком смысле (например, христианство) — с темиотраслями искусства — живописью, архитектурой, скульптурой, музыкой,литературой, — которые непосредственно обслуживают потребности религиозногокульта.
Культурнаяфункция церкви играет важную роль в культурном развитии общества, а создаваемыецерковью духовные ценности обогащают не только религиозную, но и светскую,общечеловеческую культуру. Вместе с тем, нельзя согласиться с гиперболизациейзначения христианской культуры, которая исходит от современных теологов. Так,протестантский богослов П. Тиллих утверждает, что «религия — этосубстанция, основание и глубина духовной жизни человека», «она питаеткультуру и придаст ей смысл, а сама культура есть форма религии» [29]. О.Деа считает, что подлинной культурой является лишь христианская культура, таккак религия имеет в культуре фундаментальное значение [6. Р. 113]. Подобныевзгляды соответствуют библейской догме «блаженны нищие духом»,развитой Тертуллианом, писавшим, что «мирские вещи -творение дьявола.Основание открытиям, изобретениям, искусствам положили злые духи» [30].Противоположная точка зрения на роль религии в сфере культуры неоднократноприводилась в советской литературе, ложно утверждавшей, что религия — врагкультуры, чужеродное тело в искусстве; предпринималась попытка представить еекак некую ” антикультуру ” |31]. Следует отметить, что параллельноеразвитие, например, светского и религиозного искусства не было свободно отпротиворечий, что особенно проявилось в период феодализма, когда все формыобщественного сознания и идеологии находились под преобладающим влияниемрелигии как господствующей идеологии.
Культурнаяфункция православной церкви в основном проявляется в издании массовыми тиражамирелигиозно-догматической и художественной литературы, имеющей религиознуюнаправленность, а также создании и распространении религиозной музыки. Влияниеоказывается и на некоторые круги художественной интеллигенции, качнувшейся отатеизма к религии. Ряд «светских» художественных произведений включаетрелигиозные сюжеты, например, книги Ч. Айтматова («Плаха»), А.Гончара («Собор»), А. Нежного («Мощи») и другие.
Итак,культурная функция церкви имеет положительное и эвристическое значение.Светская и христианская культуры — это две взаимосвязанные и взаимопроникающиечасти единого культурного феномена современного общества.
«Международная» функция
Нарядус социальными функциями церкви, обращенными к региональному (национальному ит.п.) обществу и верующим, у нее есть и функция, обращенная к внешнему миру, кдругим церквам, подразумевающая сотрудничество в решении общецерковных задач.Это — «международная» функция, имеющая две стороны: миротворческую иэкуменическую.
Миротворческаядеятельность церкви основана на теологии мира, ее истоки обнаруживаются вБиблии, содержащей немало призывов к миру между народами. Однако участиехристианства в борьбе за мир обусловлено не только религиозными мотивами, но исовременными реалиями, требующими кардинального изменения взглядов на мир,которые бы отвечали интересам широких масс, как верующих, так и неверующих. Иэто одна из важных постмодернистских тенденций нашего времени,свидетельствующая о ирогрессивом «повороте» ряда церквей. Активныедействия миролюбивых, в т.ч. и церковных сил, препятствуют использованию церквив агрессивных целях, способствуют преодолению противоречий между конфессиями вполитической сфере, сплочению верующих всех религий для обеспечения прочногомира на Земле.
Церковныеобъединения участвуют в антивоенной борьбе, понимая, какую опасность для всегочеловечества несет термоядерная или другая глобальная война. В недавнем прошломодним из наиболее влиятельных международных центров борьбы за мир являласьХристианская мирная конференция, объединявшая православные и протестантскиедвижения сторонников мира и имевшая резиденцию в Праге. На своихвсехристианских конгрессах эта организация приняла ряд важных решений изаявлений, призывала священнослужителей, все прогрессивные силы мира к борьбепротив гонки вооружений, за сохранение и упрочение разрядки международнойнапряженности и недопущение «холодной войны». Эти действияконтрастировали с прежней многолетней политикой церквей, которые не сумелипредотвратить две мировые войны, способствовать взаимопониманию между странами.
Поинициативе Русской православной церкви за последние десятилетия проведены тримеждународные конференции религиозных организаций мира. Цели этих конференцийпросматриваются в провозглашенных ими девизах: «Религиозные деятели запрочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (1977),«Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядернойкатастрофы» (1982), «За безъядерный мир, за выживаниечеловечества» (1987).
Вместес тем, далеко не все христианские церкви стоят на платформе борьбы за мир, хотяэто преобладающая группа церковных объединений. Существует и немало противниковмира, занимающих агрессивные позиции, а также идеологов, скептическинастроенных в отношении установления мира. «Идея сохранения мира на Земле,- писал итальянец Свицерро, — новый опиум для народа» [32]. Он, как ифранцузский богослов Ж. Гоффман, отвергает даже возможность сознательногостремления деятелей церкви к миру и объясняет их участие в борьбе за мир как…выполнение заданий государственной власти, навязывающей священнослужителямопределенную позицию 133].
Подвлиянием агрессивных сил в своих странах ныне многие церковные объединенияотказываются от активной борьбы за мир, предпочитают политику нейтралитета, какэто ясно обнаружилось во время недавней агрессии НАТО против Югославии. Толькоправославные церкви — Русская, Сербская и другие выступили с резким осуждениембомбовых ударов. Церкви в странах НАТО и Ватикан не возвысили свой голос взащиту мира. И здесь налицо неразрывная связь между политической позицией церквии политикой государства.
Близкак миротворчеству и экуменическая деятельность церквей, направленная насближение конфессий мира (особенно христианских) и базирующаяся на общностирелигиозных и социальных интересов. Экуменизм также опирается на Библию, нановозаветное учение, в котором человечество предстает в виде дерева,«корень его -Христос, ветви — народы» ( Римл. 11. 16-20).Экуменические задачи решаются не только в рамках отдельных церквей, но — особенно — в рамках международных объединений — Христианской Мирнойконференции, Конференции европейских церквей, Всемирного Совета церквей и др.Основными задачами ВСЦ является достижение вероисповедного единства всеххристиан, обсуждение актуальных вопросов современности, затрагивающих интересыцерквей, преодоление существующих разногласий, ослабляющих единство.
Заключение
Анализважнейших социальных функций церкви свидетельствует о их взаимосвязи и общностидостигаемых целей. Это — обретение приоритетной роли церкви в обществе игосударстве, христианизация населения, борьба против секуляризации и атеизма.Некоторые социальные функции церкви содержат в себе общечеловеческие аспекты,создающие почву для сотрудничества церковных и светских организаций, верующих иневерующих в борьбе за повышение жизненного уровня людей, нравственноеоздоровление общества в совместной борьбе против явлений, уродующихобщественное сознание и поведение людей, препятствующих утверждениюобщечеловеческой морали. Для реализации такого сотрудничества необходимывзаимное уважение и толерантность, взаимопонимание, которые на сегодняшний деньне достигнуты. Но их достижение с помощью церкви будет способствовать какконсолидации российского общества, так и повышению авторитета русскойправославной церкви, упрочению ее социальной позиции.
Нанаш взгляд, на повестке дня восстановление в России конституционных нормгосударственно-церковных отношений на основе отделения церкви от государства ишколы от церкви, свободы совести не только для верующих, но и дляинакомыслящих, восстановление законодательных прав атеизма. И, наконец,необходимы разносторонние фундаментальные и научно-прикладные социологическиеисследования социальной роли религии, социальных функций не только РПЦ, но идругих российских конфессий, с учетом того, что каждая из них имеет специфику,обусловленную собственной социальной доктриной.
Список литературы
ВеберM. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1964. С. 603.
ВеберМ. Хозяйство и общество. М., 1959.
Осип/таЕ. Социология Эмиля Дюркгейма. М… 1977. С. 217.
ДюркгеймЭ. Социология и теория познания // Новые идеи в социологии. Вып. 2. СПб ., 1914. С.32.
Berber P. Facing up to Modernity. N. Y., 1977. R 148. 85
Dea О. The Sociology of Religion. PrenticeMall. 19(i6.
ЛенинК.И. IICC. T. 17. C. 415.
ЯОлоконИ. II. Социология религии. М, 1979; Угринонич Д.М. введение в религиоведспие.М… 1985; Основы рслигиоведеиия / Под ред. Яблокова И. II. М., 2000.
Звезда.2000. № 2. С. 77. К). Международная жизнь. 1993. № 3. С’. 14. II. Czujktmski L… Junkwski W., Kuheiulo ./. Sohor wielkich nail/. iei.Warszawa, 1963. S. 27.
MoltiminnJ. Ideologic dcr Hoffnung. Koln, 1985. S. 235.
Met:.I.It. Jenseils Biirgerlichcr Religion ” Reden iiber dieZukunft des Christentums. Munched, 1980. S. 21.
OsservaloreRoinano. Roma. 2000. № 9.
Русьправославная // Советская Россия, 1998. 3 декабря.
Православиеили смерть. Альманах. М., 1997. № 3. С. 128.
ЖурналМосковской патриархии. 1973. JVv I I. С. 27.
Высшееобразование России. 1995. № 8. С. 34.
Известия.1998. 10 мая.
ВетхийЗавет. Псалом 118.24.
Оловожизни. Новый Завет в современном переводе Данио. 1992. С. 213.
Miipeniii. ih П.С. Избранные атеистические произведения. М., 1958. С. 128.
ПлеханонГ.В. Избранные философские произведения в 3 т. М… 1957. Т. 3. С. 362.
Фрейд3 Лекции но введению в психоанализ. М.-Пстр… 1922. С. 177.
Историяфилософии в 5 т. Т. 2. М… 1941. С. 18.
ВернадскийВ Письма к II.Е. Вернадской. М… 1938.
ЖурналМосковской патриархии. 1982. № 10. С. 34.
«HerderCorresponden /». Freiburg, 1981, №2.
Tillidi P. The Protestant lira. N. Y., 1966. P. 57-58.
Тертуллшш. Творения. Киев. 1912. Т. I I. С ‘. 192.
Духовнакультура и религия. Ки1в, 1972.
Swizern J. Ja chiesa doro ( jiovanni. Milano, 1963.
Huffman ./. Hglises du silence. Paris, 1967. I’. 15.