Святитель свт. Николай Сербский (Велимирович)
Усекновение,братья, это третий великий праздник, который Православная Церковь установила вчесть и память великого Крестителя Господня святого Иоанна. Этот праздникпосвящен его славной смерти – Усекновения главы и поэтому он дает нам повод ивозможность, больше, чем два других посвященных ему праздника, охватитьдуховным зрением всю жизнь этого духовного великана, первого глашатая изнаменосца Христова, ибо сказано, что трудно вынести окончательный суд очеловеке до его смерти. Почему? Это очевидно. Потому что смерть – главный пробныйкамень героя и героизма. В богатейшей ризнице опыта нашей святой Церкви мынаходим очень поучительные примеры. Мы читаем о некоторых христианах, много летподвизавшихся ради своего спасения, но когда они оказывались перед пробнымкамнем смерти, они убоялись и отреклись от Спасителя и Бога своего ипоклонились идолами. Это равносильно тому, как если кто-нибудь собрал обильнуюжатву в житницу и поджег житницу, чтобы она сгорела. Читаем и о людях безбожныхи распутных, которые всю жизнь уничтожали веру Божию, грехом или мечом, новдруг опомнились, признали Христа и мужественно положили за него душу, так какбудто кто-то долго, долго, блуждал по бездорожью и, наконец, нашел верный путьи вышел к родному дому. Первые навлекли на себя вечное проклятие, а вторыеполучили вечное благословение Божие. Как говорит Всевышний устами своегопророка: «И праведник, если отступит от правды своей и будет поступатьнеправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли онжив? Все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какоеделает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет. Но вы говорите: «неправ путьгоспода!» Послушайте дом Израилев! Мой ли путь неправ? Не ваши ли пути неправы?Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, тоон умирает за беззаконие свое, которое сделал. И беззаконник, если обращаетсяот беззакония своего, какое делал и творит суд и правду – к жизни возвратитдушу свою» (Иез. 18, 24-27). Это значит, в чем застанет человека смерть, в этоми будет его судить Господь. Святого пророка Иоанна Господь застал внепримиримой борьбе за закон Божий с Иродом, развратным царем, и даровал емувенец вечной жизни и неувядаемой славы.
Носвятой Иоанн не был праведником, который в конце своей жизни попрал правду, небыл и грешником, который перед смертью покаялся. Он был праведником от рождениядо смерти.
Вспомните,как он был рожден от престарелых и праведных родителей Захарии и Елизаветы.
Вспомните,как он еще будучи во чреве матери взыграл в присутствии праведника изправедников.
КакИрод старший преследовал его младенцем, думая, что он новорожденный Царь –Христос.
Кактридцать лет он постился и подвизался в пустыне ради правды Божией в своейдуше.
Какна Иордане звал к покаянию и на путь правды Божией и трудился ради правды Его вземном мире.
Каккрестил Мессию, Праведника большего себя и явил Его миру.
Каквосстал против греха Ирода Младшего, как попал в темницу, как был тамобезглавлен, все это – за правду Божию.
Всяжизнь пророка Иоанна посвящена правде, вся исполнена жаждой правды, вся вподвигах и труде и борьбе за правду Божию.
Подвигради спасения души, труд ради людей, борьба против безбожного царя. На этомпрямом пути он не колебался и не свернул с него. В этом он был очень похож насвою тетю, Пресвятую Богородицу. Поэтому в церковной иконографии они стоятрядом с Христом, Она справа, а он слева от Царя славы. Он стоит впереди всехсвятых и апостолов. Не сам ли господь, Царь славы, свидетельствовал о нем.Говоря: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший ИоаннаКрестителя» (Мтф. 11, 11).
Видители вы, братья, какого великого светильника правды вы празднуете сегодня?Празднуете день святого Иоанна, который заслуживает великой славы. Празднуетесродника Божия, который, как Господь, ходил среди неправедных и отвращал их отпути неправды. Когда вы празднуете Святого Иоанна Крестителя вы творите делоБожие, ибо славите того, кого прославляет Господь и на земле и на небесах. Дабудет вам благословен и богоугоден праздник сей.
Нопослушайте вопрос, который был мне задан одним человеком: Почему Господь ИисусХристос не спас от темницы и гибели Своего сродника Иоанна? Ведь Господь слышал,что Иоанн в попал в застенки царя Ирода. Ученики Иоанна приходили к Нему иприносили Ему вести от заключенного пророка, и Он знал, что Ирод – лисица (Лк.13, 32), а лисица не выпустит из своих зубов добычу, и не отпустит его живым.Почему же Он не поспешил спасти Иоанна, спросил меня некто. Тот, Которыйповелевал ветру, бурям и бесам, разве не мог повелеть, чтобы открылись двериИродовой темницы и освободили Иоанна? Мог, конечно, мог! Но не хотел. Онпопускал Своим сродникам наибольшее страдание. Его Пресвятая Мать несластрадание и боль до самой Своей старости и сколько раз не пронзал меч теласвятых мучеников за Ее Сына, столько раз пронзал он и Ее душу, так как былопредречено святым Симеоном Богоприимцем.
СвятойЗахария, отец святого Иоанна Крестителя, дядя Иисуса Христа, был убит в храмеслугами Ирода и кровь его засохла на белых мраморных плитах и осталасьсвидетельством о преступлении Ирода и о мученичестве сродника Божия.
Святойапостол Иаков, брат Господа,, сын плотника Иосифа, стал первым епископомИерусалима, о нем сказано, что он много и коленопреклоненно молился Богу, что колениего ороговели, словно копыта. Его считали праведником Божиим все, и христиане ине христиане. Иудеи, ненавистники Христа, однажды просили сказать истину оХристе с храма Иерусалимского и когда он громко и ясно свидетельствовал о том, чтоХристос – Сын Бога Живого, Который умер и воскрес, и Который снова придетсудить мир, иудеи зарычали от гнева и злобы, стащили его с крыши храма, закидаликамнями и забили кольями. Так погиб еще один сродник Христов.
АпостолФаддей, или Иуда, брат Иакова и Христа, сын Иосифа, проповедовал ЕвангелиеХристово в разных землях. Он приходил и к известному царю Авгарю в Эдес икрестил его и его народ. Совершив много трудов и подвигов он пришел в Персию, гдеязычники распяли его на кресте и умертвили стрелами. Так погиб еще один сродникХристов.
Мученическипогиб и святой Иоанн, родственник Иисуса Христа. Пока его вопль взывал кпокаянию весь народ в целом, все восхищались им и восхваляли его. Но когда онвосстал против страшного беззакония царя Ирода, который при живой жене, взялжену брата, святой пророк сразу же был схвачен и брошен в застенок. Но грехцаря был для Иоанна тяжелее уз, потому что он соблазнял и развращал весь народ.Не темница а грех царя был тяжел Иоанну. Он тридцать лет жил в пустыне безхлеба, крова и постели, не видя людей и не разговаривая с ними. И узы не былидля его тела хуже пустыни, но преступление царя, очевидное Богу и народу, теснилдушу пророка, как тяжелые кандалы. Старшие из вас еще помнят как один сербскийцарь разводился со своей женой, царицей. Вспомните, каким страшным соблазномэто было для всего сербского народа, и какой тяжестью он лег на души всехблагочестивых честных людей. Такая же тяжесть лежала и на душе праведногоИоанна, как царь, который стоит между Богом и народом, может совершить такойотвратительный и грязный грех? Грех блуда, которому среди болезнейсоответствует безумие? Грех, который ставит себе на службу все грехи, иубийство? Святой пророк видел, что развратный царь занес меч над его головой.Но он боялся не своей телесной смерти, он боялся духовной смерти царя и народа,поэтому темница не страшила пророка и меч Ирода не ужасал его. И Христос неизбавил его от них, но попустил, чтобы Ирод отсек его голову, по требованиюсвоей незаконной жены, истекающей гноем грешницы.
ПочемуГосподь не избавил Иоанна от меча? О братья мои, если бы избавил его, какпоказал бы роду сему какое беззаконие воцарилось на земле? Как бы люди увидели,что никто другой, кроме Бога, не может спасти их от греха? Но подумайте, развеГосподь не спас дивного Предтечу и Крестителя? Он не спас его от временнойтелесной смерти, но спас вечным спасением. Он не продлил ему жизнь на несколькобыстротечных земных лет в царстве Ирода, но на небесах в Царстве Божием. УИрода был свой замысел, у Христа Свой. Ирод желал убрать из этого мира святогоИоанна, чтобы он не мешал его греху, но Христос обратил это мерзкое желаниегрешника для высшей цели. Он сделал так, чтобы Иоанн был Его Предтечей в смерти,как он был Его Предтечей в рождении и земном служении.
Иоаннродился за несколько месяцев раньше Христа. За несколько месяцев раньше Христаон вышел из пустыни на Иордан и воззвал – покайтесь, ибо приблизилось царствиенебесное. На несколько месяцев раньше Христа его душа сошла в ад, чтобы бытьПредтечей Господа. Святой Иоанн, трижды Предтеча Господа – в рождении, вслужении и в смерти, не был нужен мерзкому царю ироду, но он был нужен ЦарюХристу и Его миру. Вот почему премудрый Господь не хотел спасать Своегосродника святого Иоанна от уз и меча Ирода. Потому, что Он уготовал Ему нечтобольшее, чем этот мир. И для того, чтобы Иоанн, который довольно послужил Ему вэтом мире, был нужен Ему, чтобы он как предтеча послужил Ему в мире ином. Этоот Господа и есть дивно в очах наших.
Скорбелли Господь о Своем Иоанне? Что скорбеть Ему, Господу трех царств, когда однаовца Его переходи из одного загона в другой? Когда Ему сообщили о смерти Иоанна– «Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один» (Мтф 14, 13). Господьудалился в пустыню, ибо Иоанн всю свою жизнь был пустынником. Один в пустыне, вуединении и молитве Господь прозорливым духом Своим наблюдал путь Иоанна в ад, отземли до ада. Наблюдал как сходит душа Иоанна сходит к Адаму и Авелю, Сифу иНою, Аврааму и Лоту, Исааку и Иакову, Иосифу и Моисею, Аарону, Иисусу Навину иСамуилу, пророкам Исайе, Иеремии, Иезекиилю, Даниилу и других, царю Давиду идругих праведных царей, к многострадальному Иову и богобоязненной Руфи, родителямЗахарии и Елизавете, Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Богородицы, к тысячаммладенцев, которых истребил меч Ирода за рождество Христа, ко всем праведнымдушам от начала времен, умерших с верой в живого Бога. Видел и слышалпрозорливый Господь как они спрашивают Иоанна – Кто ты? И слышал ответ его — ябыл предтечей Тому, Кому должно было придти и Который пришел в мир, и сейчас яПредтеча Ему в этом мире, куда Он вскоре придет. Смотрел Господь и видел какуюнесказанную радость испытали от этой вести все праведные души, находившиеся допришествия Христа во аде. И слышал много другие вопросов, с которыми приступалиэти души к Иоанну. Одни спрашивали – где родился Мессия? Другие – а как Онвыглядит? Третьи – что Он говорит? Четвертые – какие дела Он творит? И так одинза другим без конца и края. А Иоанн отвечал на все вопросы, завершая словами, которыеГосподь с ученикам прислал Иоанну в темницу – «слепые прозревают и хромые ходят,прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищиеблаговествуют» (Мтф. 11, 5). Слушая рассказы Иоанна о Царе и Господе, праведникирадовались райской радостью среди печального ада. А Господь видел все это, слышали радовался, что предтеча Его и во аде совершает свою дивную службу, также каксовершал ее на земле.
Тутнарод обступил Господа, народ жаждущий видеть Его лик, жаждущий Евангелия Его.И Господь обратил взор Свой от того чудного видения к народу и пошел из пустынис народом, ведя его за Собой. И тысячи глаз были устремлены только на Него. Оесли бы взоры и нашего народа были на Него направлены, только на Него, единственногоСпаса и Бога нашего!
Вминувшую войну, многие власть имущие оберегали своих сыновей и родных отвоенной опасности и устраивали их на несложные и легкие должности в тылу. Нобыли благородные и праведные властители, посылавшие своих сыновей на передовую.Первые потерпели позор перед лицом народа, а вторые прославились. Вот и Господьпосылал родных Своих на передовую великой Духовной Войны, Которую начал Он вмире и в которой Он принял первые удары на Себя. По слову Своему – «не мирпришел Я принести, но меч» (Мтф. 10, 34).
Этоне значит, что Христос не любил Своих родных и друзей, совсем не значит. Именнопотому что Он любил Своих родных и близких, Он попускал им несение тяжкогокреста страданий, чтобы достигли они Царства небесного тесным и скорбным путем.Самозванный пророк Магомет оставил своим родственникам и внукам царствовать вземном царстве после него. И они один за другим, или один ценой другого, убийцана месте убиенного, всходили на престол и правили людьми и народами. Но Господьне так награждал Своих родных в этой краткой быстротечной жизни, но готовил имнаграду небесную, в вечном Царстве света и истины, чтобы даровать их тем, ктоздесь на земле покажут себя родными Ему по духу и жизни, и которые приносятплод в терпении (Лк. 8, 15).
Неделал благой Господь, единственный человеколюбец, разницы между родными инеродными. Один путь спасения Он открыл всем. И за всех пролил Свою пречистуюКровь. И всех звал стать Его сродниками по духу и жизни. Однажды некто сказалЕму: «вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он жесказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? И кто братья Мои? И, указав рукоюСвоею на учеников своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будетисполнять волю отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра и матерь». (Мтф. 12,47-50)
Слышители, братья мои, этот новый догмат о родстве? Видите ли открытый путь, видите, чтои вы можете стать братьями Христу и сестрами Христу и матерями Христу?Исполняйте волю Божию, исполняйте закон Христов и станете сестрами, братьями иматерями Его. Брат Христов тот, кто всем сердцем любит Христа, всей душой всемипомыслами своими. Сестра Христу та, кто во имя Его голодных кормит, больныхпосещает и грешных исправляет. Материте, кто вместе с Пресвятой Девой подкрестом Его оплакивает и радуется воскресению Его с мироносицами. СродникиХристу все, кто в Духе Святом переродился, в грехах покаялся, путем истиныпошел и взяв крест, радостно за Христом последовал, за Христом как заединственным истинным Вождем и Спасителем.
Сколькозвезд на небе и сколько песчинок в море, столько было, есть и будет сродниковХристовых. Никогда и никто не имел и не будет иметь такой семьи как ГосподьИисус Христос. А еще меньше тех, кто имел такую благочестивую и светлую семью.Целое неисчислимое царство святых душ, оправданных от греха и в белые одеждысвятости облаченных. Все светлы, как ангелы, все родные ангелам, все в однодоме с ангелами. Но все были мучениками в этом мире. Все воины передовой. Чемближе Христу по духу и любви, тем страдание больше. Святой Иоанн страдал так непотому, что был сродником Христу по плоти и закону, а потому что был родным Емупо духу. Потому что был братом Ему по духу, стал братом Ему и по страданию, такжекак все апостолы, все святые, все праведники. Все несли крест, все терпели мукии скорби, и многие была закланы безбожникам, словно ягнята. Но никто из них нероптал на страдание за Христа и никто не уклонился от смерти за Господа своего.И если кто-то из них согрешал в жизни, простится им, и души их паче снегаубелятся хотите ли, братья, стать сродниками Христовыми? Для того вы и созданы,для того крещены, ибо вы уже вписаны в семью Его. Только родство это надобережно хранить. А для того, чтобы сохранить его, нельзя ни о чем печалиться, ниот чего уклоняться, даже от смерти. Ибо и смерть от Бога, и через нее, словно вкалитку загоняет Пастырь Небесный Свое стадо из одного загона в другой. Неслучалось ли встречать вам горемыку, который узнав о своем родстве с каким-тодавно умершим князем или правителем, радовался этому, словно нашел огромноесокровище и гордился им как великим счастьем? А как бы радовался он и гордился,если бы узнал о своем родстве с живым и правящим царем! Не только святой Иоанн– сродник Христу, не только Захария, Елизавета, Иаков и Фаддей, но все вы, ктокрещен крестом Христовым и печатью Духа Святого отмечен.
Потому,прославляйте святого Иоанна как Христова сродника, но не только Христова, но ивашего собственного, вам родного. Не считайте его чужаком, считайте братом, роднейродного. Ибо родство по плоти преходит с этим преходящим миром, а родство подуху Божию остается в вечности и для вечности. Потому прославляйте с весельем ирадостью брата своего святого Иоанна. И да будет благословенна слава ваша. Богунашему слава и хвала, а вам благодать, мир, радость, здравие и преуспеяние нынеи вовеки. Аминь.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru
О сроднике Христовом. Проповедь на Усекновение главы св. пророка Иоанна
Святитель свт. Николай Сербский (Велимирович)
Усекновение,братья, это третий великий праздник, который Православная Церковь установила вчесть и память великого Крестителя Господня святого Иоанна. Этот праздникпосвящен его славной смерти – Усекновения главы и поэтому он дает нам повод ивозможность, больше, чем два других посвященных ему праздника, охватитьдуховным зрением всю жизнь этого духовного великана, первого глашатая изнаменосца Христова, ибо сказано, что трудно вынести окончательный суд очеловеке до его смерти. Почему? Это очевидно. Потому что смерть – главный пробныйкамень героя и героизма. В богатейшей ризнице опыта нашей святой Церкви мынаходим очень поучительные примеры. Мы читаем о некоторых христианах, много летподвизавшихся ради своего спасения, но когда они оказывались перед пробнымкамнем смерти, они убоялись и отреклись от Спасителя и Бога своего ипоклонились идолами. Это равносильно тому, как если кто-нибудь собрал обильнуюжатву в житницу и поджег житницу, чтобы она сгорела. Читаем и о людях безбожныхи распутных, которые всю жизнь уничтожали веру Божию, грехом или мечом, новдруг опомнились, признали Христа и мужественно положили за него душу, так какбудто кто-то долго, долго, блуждал по бездорожью и, наконец, нашел верный путьи вышел к родному дому. Первые навлекли на себя вечное проклятие, а вторыеполучили вечное благословение Божие. Как говорит Всевышний устами своегопророка: «И праведник, если отступит от правды своей и будет поступатьнеправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли онжив? Все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какоеделает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет. Но вы говорите: «неправ путьгоспода!» Послушайте дом Израилев! Мой ли путь неправ? Не ваши ли пути неправы?Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, тоон умирает за беззаконие свое, которое сделал. И беззаконник, если обращаетсяот беззакония своего, какое делал и творит суд и правду – к жизни возвратитдушу свою» (Иез. 18, 24-27). Это значит, в чем застанет человека смерть, в этоми будет его судить Господь. Святого пророка Иоанна Господь застал внепримиримой борьбе за закон Божий с Иродом, развратным царем, и даровал емувенец вечной жизни и неувядаемой славы.
Носвятой Иоанн не был праведником, который в конце своей жизни попрал правду, небыл и грешником, который перед смертью покаялся. Он был праведником от рождениядо смерти.
Вспомните,как он был рожден от престарелых и праведных родителей Захарии и Елизаветы.
Вспомните,как он еще будучи во чреве матери взыграл в присутствии праведника изправедников.
КакИрод старший преследовал его младенцем, думая, что он новорожденный Царь –Христос.
Кактридцать лет он постился и подвизался в пустыне ради правды Божией в своейдуше.
Какна Иордане звал к покаянию и на путь правды Божией и трудился ради правды Его вземном мире.
Каккрестил Мессию, Праведника большего себя и явил Его миру.
Каквосстал против греха Ирода Младшего, как попал в темницу, как был тамобезглавлен, все это – за правду Божию.
Всяжизнь пророка Иоанна посвящена правде, вся исполнена жаждой правды, вся вподвигах и труде и борьбе за правду Божию.
Подвигради спасения души, труд ради людей, борьба против безбожного царя. На этомпрямом пути он не колебался и не свернул с него. В этом он был очень похож насвою тетю, Пресвятую Богородицу. Поэтому в церковной иконографии они стоятрядом с Христом, Она справа, а он слева от Царя славы. Он стоит впереди всехсвятых и апостолов. Не сам ли господь, Царь славы, свидетельствовал о нем.Говоря: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший ИоаннаКрестителя» (Мтф. 11, 11).
Видители вы, братья, какого великого светильника правды вы празднуете сегодня?Празднуете день святого Иоанна, который заслуживает великой славы. Празднуетесродника Божия, который, как Господь, ходил среди неправедных и отвращал их отпути неправды. Когда вы празднуете Святого Иоанна Крестителя вы творите делоБожие, ибо славите того, кого прославляет Господь и на земле и на небесах. Дабудет вам благословен и богоугоден праздник сей.
Нопослушайте вопрос, который был мне задан одним человеком: Почему Господь ИисусХристос не спас от темницы и гибели Своего сродника Иоанна? Ведь Господь слышал,что Иоанн в попал в застенки царя Ирода. Ученики Иоанна приходили к Нему иприносили Ему вести от заключенного пророка, и Он знал, что Ирод – лисица (Лк.13, 32), а лисица не выпустит из своих зубов добычу, и не отпустит его живым.Почему же Он не поспешил спасти Иоанна, спросил меня некто. Тот, Которыйповелевал ветру, бурям и бесам, разве не мог повелеть, чтобы открылись двериИродовой темницы и освободили Иоанна? Мог, конечно, мог! Но не хотел. Онпопускал Своим сродникам наибольшее страдание. Его Пресвятая Мать несластрадание и боль до самой Своей старости и сколько раз не пронзал меч теласвятых мучеников за Ее Сына, столько раз пронзал он и Ее душу, так как былопредречено святым Симеоном Богоприимцем.
СвятойЗахария, отец святого Иоанна Крестителя, дядя Иисуса Христа, был убит в храмеслугами Ирода и кровь его засохла на белых мраморных плитах и осталасьсвидетельством о преступлении Ирода и о мученичестве сродника Божия.
Святойапостол Иаков, брат Господа,, сын плотника Иосифа, стал первым епископомИерусалима, о нем сказано, что он много и коленопреклоненно молился Богу, что колениего ороговели, словно копыта. Его считали праведником Божиим все, и христиане ине христиане. Иудеи, ненавистники Христа, однажды просили сказать истину оХристе с храма Иерусалимского и когда он громко и ясно свидетельствовал о том, чтоХристос – Сын Бога Живого, Который умер и воскрес, и Который снова придетсудить мир, иудеи зарычали от гнева и злобы, стащили его с крыши храма, закидаликамнями и забили кольями. Так погиб еще один сродник Христов.
АпостолФаддей, или Иуда, брат Иакова и Христа, сын Иосифа, проповедовал ЕвангелиеХристово в разных землях. Он приходил и к известному царю Авгарю в Эдес икрестил его и его народ. Совершив много трудов и подвигов он пришел в Персию, гдеязычники распяли его на кресте и умертвили стрелами. Так погиб еще один сродникХристов.
Мученическипогиб и святой Иоанн, родственник Иисуса Христа. Пока его вопль взывал кпокаянию весь народ в целом, все восхищались им и восхваляли его. Но когда онвосстал против страшного беззакония царя Ирода, который при живой жене, взялжену брата, святой пророк сразу же был схвачен и брошен в застенок. Но грехцаря был для Иоанна тяжелее уз, потому что он соблазнял и развращал весь народ.Не темница а грех царя был тяжел Иоанну. Он тридцать лет жил в пустыне безхлеба, крова и постели, не видя людей и не разговаривая с ними. И узы не былидля его тела хуже пустыни, но преступление царя, очевидное Богу и народу, теснилдушу пророка, как тяжелые кандалы. Старшие из вас еще помнят как один сербскийцарь разводился со своей женой, царицей. Вспомните, каким страшным соблазномэто было для всего сербского народа, и какой тяжестью он лег на души всехблагочестивых честных людей. Такая же тяжесть лежала и на душе праведногоИоанна, как царь, который стоит между Богом и народом, может совершить такойотвратительный и грязный грех? Грех блуда, которому среди болезнейсоответствует безумие? Грех, который ставит себе на службу все грехи, иубийство? Святой пророк видел, что развратный царь занес меч над его головой.Но он боялся не своей телесной смерти, он боялся духовной смерти царя и народа,поэтому темница не страшила пророка и меч Ирода не ужасал его. И Христос неизбавил его от них, но попустил, чтобы Ирод отсек его голову, по требованиюсвоей незаконной жены, истекающей гноем грешницы.
ПочемуГосподь не избавил Иоанна от меча? О братья мои, если бы избавил его, какпоказал бы роду сему какое беззаконие воцарилось на земле? Как бы люди увидели,что никто другой, кроме Бога, не может спасти их от греха? Но подумайте, развеГосподь не спас дивного Предтечу и Крестителя? Он не спас его от временнойтелесной смерти, но спас вечным спасением. Он не продлил ему жизнь на несколькобыстротечных земных лет в царстве Ирода, но на небесах в Царстве Божием. УИрода был свой замысел, у Христа Свой. Ирод желал убрать из этого мира святогоИоанна, чтобы он не мешал его греху, но Христос обратил это мерзкое желаниегрешника для высшей цели. Он сделал так, чтобы Иоанн был Его Предтечей в смерти,как он был Его Предтечей в рождении и земном служении.
Иоаннродился за несколько месяцев раньше Христа. За несколько месяцев раньше Христаон вышел из пустыни на Иордан и воззвал – покайтесь, ибо приблизилось царствиенебесное. На несколько месяцев раньше Христа его душа сошла в ад, чтобы бытьПредтечей Господа. Святой Иоанн, трижды Предтеча Господа – в рождении, вслужении и в смерти, не был нужен мерзкому царю ироду, но он был нужен ЦарюХристу и Его миру. Вот почему премудрый Господь не хотел спасать Своегосродника святого Иоанна от уз и меча Ирода. Потому, что Он уготовал Ему нечтобольшее, чем этот мир. И для того, чтобы Иоанн, который довольно послужил Ему вэтом мире, был нужен Ему, чтобы он как предтеча послужил Ему в мире ином. Этоот Господа и есть дивно в очах наших.
Скорбелли Господь о Своем Иоанне? Что скорбеть Ему, Господу трех царств, когда однаовца Его переходи из одного загона в другой? Когда Ему сообщили о смерти Иоанна– «Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один» (Мтф 14, 13). Господьудалился в пустыню, ибо Иоанн всю свою жизнь был пустынником. Один в пустыне, вуединении и молитве Господь прозорливым духом Своим наблюдал путь Иоанна в ад, отземли до ада. Наблюдал как сходит душа Иоанна сходит к Адаму и Авелю, Сифу иНою, Аврааму и Лоту, Исааку и Иакову, Иосифу и Моисею, Аарону, Иисусу Навину иСамуилу, пророкам Исайе, Иеремии, Иезекиилю, Даниилу и других, царю Давиду идругих праведных царей, к многострадальному Иову и богобоязненной Руфи, родителямЗахарии и Елизавете, Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Богородицы, к тысячаммладенцев, которых истребил меч Ирода за рождество Христа, ко всем праведнымдушам от начала времен, умерших с верой в живого Бога. Видел и слышалпрозорливый Господь как они спрашивают Иоанна – Кто ты? И слышал ответ его — ябыл предтечей Тому, Кому должно было придти и Который пришел в мир, и сейчас яПредтеча Ему в этом мире, куда Он вскоре придет. Смотрел Господь и видел какуюнесказанную радость испытали от этой вести все праведные души, находившиеся допришествия Христа во аде. И слышал много другие вопросов, с которыми приступалиэти души к Иоанну. Одни спрашивали – где родился Мессия? Другие – а как Онвыглядит? Третьи – что Он говорит? Четвертые – какие дела Он творит? И так одинза другим без конца и края. А Иоанн отвечал на все вопросы, завершая словами, которыеГосподь с ученикам прислал Иоанну в темницу – «слепые прозревают и хромые ходят,прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищиеблаговествуют» (Мтф. 11, 5). Слушая рассказы Иоанна о Царе и Господе, праведникирадовались райской радостью среди печального ада. А Господь видел все это, слышали радовался, что предтеча Его и во аде совершает свою дивную службу, также каксовершал ее на земле.
Тутнарод обступил Господа, народ жаждущий видеть Его лик, жаждущий Евангелия Его.И Господь обратил взор Свой от того чудного видения к народу и пошел из пустынис народом, ведя его за Собой. И тысячи глаз были устремлены только на Него. Оесли бы взоры и нашего народа были на Него направлены, только на Него, единственногоСпаса и Бога нашего!
Вминувшую войну, многие власть имущие оберегали своих сыновей и родных отвоенной опасности и устраивали их на несложные и легкие должности в тылу. Нобыли благородные и праведные властители, посылавшие своих сыновей на передовую.Первые потерпели позор перед лицом народа, а вторые прославились. Вот и Господьпосылал родных Своих на передовую великой Духовной Войны, Которую начал Он вмире и в которой Он принял первые удары на Себя. По слову Своему – «не мирпришел Я принести, но меч» (Мтф. 10, 34).
Этоне значит, что Христос не любил Своих родных и друзей, совсем не значит. Именнопотому что Он любил Своих родных и близких, Он попускал им несение тяжкогокреста страданий, чтобы достигли они Царства небесного тесным и скорбным путем.Самозванный пророк Магомет оставил своим родственникам и внукам царствовать вземном царстве после него. И они один за другим, или один ценой другого, убийцана месте убиенного, всходили на престол и правили людьми и народами. Но Господьне так награждал Своих родных в этой краткой быстротечной жизни, но готовил имнаграду небесную, в вечном Царстве света и истины, чтобы даровать их тем, ктоздесь на земле покажут себя родными Ему по духу и жизни, и которые приносятплод в терпении (Лк. 8, 15).
Неделал благой Господь, единственный человеколюбец, разницы между родными инеродными. Один путь спасения Он открыл всем. И за всех пролил Свою пречистуюКровь. И всех звал стать Его сродниками по духу и жизни. Однажды некто сказалЕму: «вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он жесказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? И кто братья Мои? И, указав рукоюСвоею на учеников своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будетисполнять волю отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра и матерь». (Мтф. 12,47-50)
Слышители, братья мои, этот новый догмат о родстве? Видите ли открытый путь, видите, чтои вы можете стать братьями Христу и сестрами Христу и матерями Христу?Исполняйте волю Божию, исполняйте закон Христов и станете сестрами, братьями иматерями Его. Брат Христов тот, кто всем сердцем любит Христа, всей душой всемипомыслами своими. Сестра Христу та, кто во имя Его голодных кормит, больныхпосещает и грешных исправляет. Материте, кто вместе с Пресвятой Девой подкрестом Его оплакивает и радуется воскресению Его с мироносицами. СродникиХристу все, кто в Духе Святом переродился, в грехах покаялся, путем истиныпошел и взяв крест, радостно за Христом последовал, за Христом как заединственным истинным Вождем и Спасителем.
Сколькозвезд на небе и сколько песчинок в море, столько было, есть и будет сродниковХристовых. Никогда и никто не имел и не будет иметь такой семьи как ГосподьИисус Христос. А еще меньше тех, кто имел такую благочестивую и светлую семью.Целое неисчислимое царство святых душ, оправданных от греха и в белые одеждысвятости облаченных. Все светлы, как ангелы, все родные ангелам, все в однодоме с ангелами. Но все были мучениками в этом мире. Все воины передовой. Чемближе Христу по духу и любви, тем страдание больше. Святой Иоанн страдал так непотому, что был сродником Христу по плоти и закону, а потому что был родным Емупо духу. Потому что был братом Ему по духу, стал братом Ему и по страданию, такжекак все апостолы, все святые, все праведники. Все несли крест, все терпели мукии скорби, и многие была закланы безбожникам, словно ягнята. Но никто из них нероптал на страдание за Христа и никто не уклонился от смерти за Господа своего.И если кто-то из них согрешал в жизни, простится им, и души их паче снегаубелятся хотите ли, братья, стать сродниками Христовыми? Для того вы и созданы,для того крещены, ибо вы уже вписаны в семью Его. Только родство это надобережно хранить. А для того, чтобы сохранить его, нельзя ни о чем печалиться, ниот чего уклоняться, даже от смерти. Ибо и смерть от Бога, и через нее, словно вкалитку загоняет Пастырь Небесный Свое стадо из одного загона в другой. Неслучалось ли встречать вам горемыку, который узнав о своем родстве с каким-тодавно умершим князем или правителем, радовался этому, словно нашел огромноесокровище и гордился им как великим счастьем? А как бы радовался он и гордился,если бы узнал о своем родстве с живым и правящим царем! Не только святой Иоанн– сродник Христу, не только Захария, Елизавета, Иаков и Фаддей, но все вы, ктокрещен крестом Христовым и печатью Духа Святого отмечен.
Потому,прославляйте святого Иоанна как Христова сродника, но не только Христова, но ивашего собственного, вам родного. Не считайте его чужаком, считайте братом, роднейродного. Ибо родство по плоти преходит с этим преходящим миром, а родство подуху Божию остается в вечности и для вечности. Потому прославляйте с весельем ирадостью брата своего святого Иоанна. И да будет благословенна слава ваша. Богунашему слава и хвала, а вам благодать, мир, радость, здравие и преуспеяние нынеи вовеки. Аминь.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru