Быстров М.В.
Фатальноепротивостояние двух взглядов на мир – научного и религиозного – восходит кабсолютизации либо анализа, либо синтеза. Должны ли оба подхода к осознаниюмироустройства всегда оппонировать или, наоборот, дополнять друг друга? Еслиони, так или иначе, тяготеют к разным полушариям нашего мозга, то, казалось бы,и могут вполне соединиться у нас «под шляпой», стоит лишь нам гармонизироватьсвое мышление…
Действительно,смыслообразование как раз и начинается при движении от одной «подсистемы» корык другой, когда между ними возникает своеобразный диалог. Так, новое ивнезапное видение реальности в целом – инсайт – озаряет нас, вероятно, припереходе информации от левого, дискурсивно – дискретного полушария к целостно –образному правому, а катарсис – скорее всего, при обратном ходе…
Но,оказывается, есть возможность совершить, так сказать, и осознанный «прыжок» излевой половины мозга в правую – если вспомнить о так называемых отрицательныхтеоремах математической логики. Это фундаментальное открытие в теории познанияназывают вехой, разделяющей две эпохи. Главный вывод заключается в «легализации»бесконечности, причем актуальной. Выяснилось, что только в бесконечности любаясистема достигает совершенства, полноты и самодостаточности, а следовательно, — и самообоснованности. Никакой алгоритм или дискурс не выводит к этимпредельным, трансцендентным категориям.
Такпришлось признать, что роль строгой логики в познании сильно преувеличена, есливообще не пренебрежимо мала, а механизм прорыва к новым представлениям совсеминой… Но ведь и к вере мы приходим также интуитивным путем, когда обретаем полную«уверенность в невидимом». А «невидимое Его, вечная сила Его и Божество… черезрассматривание творений видимы».
Иначеговоря, «внелогическое» знание поступает к нам сквозь призму эстетическоговосприятия. Наверное, только Гете, совмещавший в себе поэта и ученого, смог тактонко подметить роль эстетики в онтологии и познании: «Прекрасное –манифестация сокровенных законов природы, без проявления которого они навсегдаостались бы сокрытыми». Как бы развивая эту мысль, решающий шаг в понимании«сокровенного» устройства сделал не менее гармоничный деятель кино и докторискусствоведения С.Эйзенштейн (1939). Он блестяще показал, что магия искусстваобъясняется его «органическим строем», когда во всех шедеврах и любом жанре,будь то поэзия или музыка, запечатлевается заимствованный у самой природыединый принцип организации.
Этотвсепроникающий принцип обеспечивает главное – целостность, благодаря чему мы ивоспринимаем весь окружающий мир и произведения искусства как прекрасные. Такнеосознанное и многогранное эстетическое чувство находит свою универсальную ипростую интерпретацию.
Длянеповрежденного ума ясно, что речь идет о золотой, или «божественной»пропорции, которая на протяжении многих веков интригует человека своимвсеприсутствием и… необъяснимым происхождением. Она настолько же проста посвоей идее, насколько и загадочна… И сегодня её продолжают находить во всёновых природных объектах и глубинном строении нашего организма (см. хотя бы1),а вопрос о её причинах – подчеркнём, с научной точки зрения – так и висит ввоздухе.
Норазве «образ и подобие» Божие не проявляется у нас прежде всего в творчестве?Всецело отдаваясь ему с любовью, мы, наверное, бессознательно и следуем элегантной«технологии» Творца и тоже продуцируем нечто, достойное восхищения и дажезаслуживающее оценки «и вот хорошо весьма»…
Оединстве материального и духовного писал ещё 4 тысячи лет тому назад илегендарный мудрец Египта, «трижды великий» Гермес Трисмегист: «Что наверху, тои внизу, и как внизу, так и наверху». Единая гармония должна обеспечиватьсяобщим принципом организации, который в активной форме становится Вселенскоймыслью или духом.
Итак,объединяя интуицию и логику, прекрасное и рассудочное, мы и приходим к искомомудейственному первоначалу. Записав золотую пропорцию в необычном – развернутом инепрерывном виде – мы сразу обнаруживаем её глубинный онтологический смысл. Втаком бесконечном представлении она объемлет единую взаимосвязанную целостностьво всех масштабах бытия. Все оказывается скореллированным со всеми и во всем.Только так и с полным триумфом выводов матлогики во всей своей полноте ираскрывается идея целостной организации, завуалированная в золотой пропорции.
Будучизамкнутым на бесконечности на обоих концах, и не имея следовательно, нинаименьшего, ни наибольшего значения, полученный ряд, как единое и завершенноецелое, обретает самое главное – причину самого себя в самом себе(!). Онстановится самодостаточным и самообоснованным. И «первооснова для своегосуществования, — говорил Барух Спиноза, — ни в чем другом, кроме себя, ненуждается, а следовательно, является «причиной самой себя».
Таковойпервоосновой должна быть только мысль, поскольку она предшествует всему разумносозданному как в природе, так и руками человека. Все потому устойчиво существуети наполнено смыслом, что всегда берет начало с идеи, концепции или замысла. И«все великое, достигнутое в мире», сначала было тщательно обдумано…
Ивот оказывается, что именно упомянутый бесконечный ряд, описывающий единое иорганичное целое, как раз и аппроксимирует саму мысль2. Опуская подробности,которые можно найти в 3, отметим лишь два существенных момента .
Во-первых,в подтверждение сказанного удается выявить такое важное и замечательноесвойство данного ряда, как направленность, которая как раз и присуща любоймысли. До сих пор на фоне сплошь обратимых уравнений и явлений физики нам былизвестен только один направленный процесс – распада и дезорганизации –контролируемый 2-м законом термодинамики. То, что наука так и не нашлавстречного – созидательного процесса, несущего саму жизнь, указывает на еготрансцендентный характер. Следовательно, он действует вне времени и привычныхнам трех измерений, а потому и ускользает постоянно из рациональных сетейнауки…
Во-вторых,все окончательно проясняется, если обратиться к навязчивым вихревымпредставлениям, преследовавшим разных мыслителей во все времена. Это была явнаядоминанта у многих философов и физиков, начиная с Эмпедокла и кончаяГельмгольцем, — своеобразный юнговский архетип, уходящий в глубины бессознательногои отвечающий, вероятно, истинному положению дел… В новом свете вихреваяконцепция предстает уже в современной научной теории идеальной жидкости, констатирующейсамообусловленность вихрей (!) Однако физическая теория не затрагивает смыслаподобного загадочного самодвижения. Что, собственно, заставляет крутиться идеальныевихри в пароксизме бессмысленного вечного движения?…
Теже злополучные вихри видятся и в одиозном гипотетическом мировом эфире,наполняющем якобы всю Вселенную. Спрашивается, а нужна ли им вообще какая-либосреда, если их действительно считать самодовлеющими и идентичными самой мысли,предшествующей всем и вся?
Ивот, туман рассеивается, а вихревое движение становится осмысленным, еслипринять, что оно совершается по легендарной логарифмической спирали. Дело втом, что эта знаменитая трансцендентная кривая неотъемлема от бесконечного рядазолотой пропорции, члены которой и задают её радиусы. Другими словами, идеяцелостной организации, скрытая в золотой пропорции, получает свое блестящеегеометрическое обрамление и воплощение в логарифмической спирали, которую ужедавно и недаром называют математическим символом духовного развития и роста.
Итак,через логспираль естественно объединяется самообусловленность и вихрей, ибесконечного направленного ряда «золотых» чисел. Теперь «нетленные» вихризаимствуют из идеальной «среды» не виртуальные частицы, как это было у физиков,а… саму идею их образования, или универсальный способ объединения частей вцелое. Тогда и «среда» обретает реальность совсем не физического, а скореемногомерного «пространства смысла», где и закладывается весь план построениянашего трехмерного мира. Так мы приходим к невидимой онтологии, илиненаблюдаемому слою Бытия, управляющему всеми вещами через направленный потокмысли, или духа.
Теперькаждая точка окружающего нас мира представляется онтологизированной за счетустремленного в нее самодвижения по сходящейся золотой ЛОГОСпирали. Ажизнедающий поток, несущий гармонию и поддерживающий все живое, поступает к намкак бы из глубины или изнанки нашего пространства. Примечательно, что и Ап.Павел говорит о глубине как четвертом измерении (Ефес.3:18)
Сходнаямысль записана в Библии и Соломоном еще ровно 3000 лет назад: «На всяком местеочи Господа; они видят злых и добрых» (Прит.15:3) Получается, что и в самомделе вездесущий Творец видит и оценивает нас со всякой «одухотворенной» точки.Так Он и «живит» все созданное (Неем.9:6) – через «раздаяние» Своего Духа(Евр.2:2-4). Говоря техническим языком, все наше психосоматическое устройство«в золоте» вступает в гармонический резонанс с изоморфным ему животворящимпотоком.
Можноли считать вышеизложенное первым шагом на пути объединения религиозной инаучной онтологии? Единственное и небольшое усилие, которое требуется от науки– это признать реальность «чистого», идеального движения без носителя. Тутпридётся преодолеть примерно тот же интеллектуальный шок, что и при аналогичномутверждении независимости информации. Но тогда легко построить новую –духовную, или «христианскую физику», в которой все элементарные частицы,имеющие, как правило, спин, будут просто образованы чистым движением взамкнутой форме. А трагическое «идейное раздвоение человеческой культуры»наконец – то подойдет к своему финалу…
Носамое важное для нас – личностное начало всего сущего. Истинное согласование ивстроенность в целостную гармонию, а следовательно и право на жизнь, причемвечную, мы получаем только на личностном уровне, проявляя искреннюю любовь,«которая есть совокупность совершенства». Это чувство «никогда не перестаёт»,так как проистекает из самого духа истины и всеобщего объединения, эфемерныйслед коего мы и пытались уловить. Безраздельно господствуя во Вселенной, онпорождает в косной материи всемирное тяготение4, а среди живых существ – взаимнуюсолидарность и любовь.
Список литературы
СубботаА.Г. «Золотое сечение» в медицине. СПб 1996 г. 168с.
БыстровМ.В. Об универсальном «гиперболическом законе».// МОСТ, №36 с.34 – 35 и №37с.29 – 30. 2000 г.
www:www.sciential.nm.ru
БыстровМ.В. Прав ли был Ньютон относительно нематериальной природы гравитации? // МОСТ№10 с.56 – 58 и №11 с.57 – 59 1999 г.