Образ автора в романе «ЕвгенийОнегин»
Пушкинработал над романом «Евгений Онегин» много лет, это было самоелюбимое его произведение. Белинский назвал его «энциклопедией русскойжизни». Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русскогообщества: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа. В годысоздания романа Пушкину пришлось многое пережить, потерять своих друзей,испытать горечь гибели лучших людей России. Роман был для поэта, по его словам,плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
Образавтора в романе создают лирические отступления, их в романе двадцать семьзначительных по объему и около пятидесяти малых. Кто же главный герой.романа«Евгений Онегин»? Многие считают, что главный герой романа этовсе-таки сам Пушкин. Если прочесть роман повнимательней, то можно увидеть, чтов нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почтистолько же, сколько и об Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкинсразу сказал об Евгении, что это «добрый мой приятель». Пушкин о себеи об Онегине пишет: Страстей игру мы знали оба, Томила, жизнь обоих нас, Вобоих сердца жар угас…
Автор,как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света,мучается воспоминаниями о юности, светлой и беспечной.
Пушкинунравится «резкий, охлажденный» ум Онегина, его недовольство собой излость мрачных эпиграмм. Когда Пушкин пишет о том, что Онегин родился на брегахНевы, говорит о воспитании Онегина, о том, что он знал и умел, то невольно всевремя представляется сам Пушкин. Автор и его герой это люди одного поколения ипримерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провелимолодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родителиих имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, «жил долгами…»Обобщая, Пушкин пишет: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь икак-нибудь, но воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть». Поэтпоневоле отмечает и свое отличие от Онегина. 06 Онегине он пишет, что «немог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». Пушкин, в отличие отОнегина, занимается. поэзией серьезно, называя ее «высокойстрастью». Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойнойжизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин пишет:«Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок.» По-разномувоспринимают Пушкин и Онегин, например, театр. Для Пушкина петербургский театрволшебный край о котором он мечтает в ссылке. Онегин же «входит, идет межкресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам»,а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным видом «отворотился изевнул». Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылелоОнегину.
ДляОнегина любовь это «наука страсти кожной», у Пушкина отношение кженщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь. Мир Онегина и Пушкинаэто мир светских обедов, роскошных забав, гостиных, балов, это мир высокопоставленныхособ, это мир высшего общества, в который попасть далеко не просто. Читаяроман, мы постепенно понимаем отношение Пушкина к светскому обществу идворянскому классу, к которому он сам принадлежит по рождению. Петербургскийвысший свет он подвергает резкой критике за фальшь, неестественность,отсутствие серьезных интересов. С насмешкой относится автор к поместному имосковскому дворянству.
Онпишет: Несносно видеть пред собою Одних обедов длинный ряд, На жизнь смотретькак на обряд, И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с пей Ни общих мнений,ни страстей…
Пушкинунелегко жить, гораздо труднее чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у негонет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, нонет свободы его высылаю из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегинсвободен, но зачем ему свобода? Он томится и с ней, и без нее, он несчастлив,потому что не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин. Онегину ничего ненадо, и в том его трагедия. Если Пушкин наслаждается природой, то Онегину всеравно, потому что он ясно видит, что «и в деревне скука та же».Пушкин сочувствует Татьяне, которая живет среди «дикого барства» вдеревне, а затем в высшем обществе Петербурга, о котором она говорит, что это«ветошь маскарада». Автор не просто сочувствует Татьяне, он пишет:«Я так люблю Татьяну милую мою». Из-за нее он вступает в спор собщественным мнением. В одном из лирических отступлений автор раскрывает переднами свой идеал женщины, которая «от небес одарена воображением мятежным,умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным».
Пушкинпризнается, что письмо Татьяны он свято бережет и не может им начитаться.Многие строки романа раскрывают перед нами биографию автора, начало еготворческого пути, имена его кумиров, события литературной борьбы, отражениенастроений общественных групп и литературных группировок. Многие лирическиеотступления поэта посвящены культурной жизни России начала девятнадцатого века.Из этих строк мы узнаем, что поэт был горячим театралом. Он пишет о театре:«Там, под сению кулис, младые дни мои неслись».
Размышляяо смысле человеческого существования, о значении молодости в жизни каждогочеловека, Пушкин с горечью говорит: Но грустно думать, Что напрасно была наммолодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она.
Заканчиваяроман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в юности, кому осталсяверен сердцем.
Какимибы ни были разными Пушкин и Онегин, но они из одного лагеря, их объединяетнедовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливыйпоэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбесвоей страны. Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты иизобразил себя в образе Ленского. Но в лирических отступлениях Пушкинпоказывает ироническое отношение к Ленскому. Он пишет о нем: «Во многом онбы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне, счастлив и богат, носилбы стеганый халат». Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этомсказалось все е.го уважение к своему герою.
ОбразТатьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина В.Г.Белинскийназвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», таккак в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. Вцентре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека ЕвгенияОнегина. Евгении Онегин является первым литературным героем, открывающимгалерею так называемых «лишних людей». Он образован, умен,благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства,стремления, желания. Он «до времени созрел», стал молодым стариком.Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века«хандру». Онегин действительно тяжело болен социальной болезньюсвоего времени. Даже искреннее чувство, любовь не способны воскресить его душу.
ОбразТатьяны Лариной противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женскийхарактер противопоставлен мужскому, более того, женский характер оказываетсясильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны,воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотелпоказать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяненеобычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительнопоэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародноеимя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.
Татьянавоспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной «привычкаммилой старины», характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипомкоторой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой,неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в своичувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших ненаходила ответы на свои вопросы.
Итогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно: Ей рано нравилисьроманы, Они ей заменяли все: Она влюблялася в обманы И Ртардсона и Руссо.
Окружающаяжизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересныхлюдей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками ислушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникаетсялюбовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственныекачества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна,своеобразна. самобытна. От природы она одарена: Воображением мятежным, Умом иволею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нужным.
Умом,своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества.Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Онамечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похожна героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин светский молодойчеловек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всейискренностью и простотой влюбляется в Онегина: “… Все полно им; все девемилой без умолку волшебной силой твердит о нем”. Она решается написатьОнегину любовное признание. Резкий отказ Евгения является полной неожиданностьюдля девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Татьянанаходится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то жевремя убеждена, что он не достоин ее любви.
Онегинне понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил«вольность и покой», был эгоистом и себялюбцем.
Любовьприносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны. ВПетербурге она становится княгиней; обретает всеобщее уважение и преклонение в«высшем свете». За это время она сильно меняется. «Равнодушноюкнягиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы» рисует ееПушкин в последней главе.
Новсе равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, ав ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но ив «высшем свете» она одинока.
Издесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой.
Своеотношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину,вернувшемуся после скитаний по России в столицу:… Сейчас отдать я рада, Всюэту ветошь маскарада. Весь этот блеск и шум, и чад За полку книг, за дикий сад,За наше бедное жилище…
Всцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются еедушевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность,правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства кней лежит себялюбие, эгоизм.
Главныечерты характера Татьяны сильно развитое чувстве долга, которое берет верх наддругими чувствами, и душевное благородство.
Этои делает ее душевный облик таким привлекательным.
ТатьянаЛарина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственнобезупречной, ищущей глубокого содержания в жизни.
Сампоэт считал образ Татьяны «идеальным» положительным образом русскойженщины.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта sochinenia1.narod.ru/