Время–это особая художественная категория. В литературе оно часто оказывается непохожим на реальное время. Так, писатель может «сжимать» время,ограничиваясь короткой фразой, например: «Прошло три года», а может «останавливать» мгновение, подробно описывая вспышку молнии или полетстрелы. Очень часто художественное время помогает лучше понять замысел автораи лучше уяснить смысл произведения.
УЧ. Айтматова образ времени – важнейший элемент его художественно-философскойконцепции. Начиная с «Белого парохода» в творчестве Ч. Айтматоваусложняются повествовательные формы: рядом с описанием реальных событийпоявляются легенды, предания, мифы, без которых уже не возможно представитьпроизведение целиком. Усложняет писатель и образ времени, соединяя настоящее спрошлым, позволяя ощутить глубины народной памяти.
Вромане «И дольше века длится день», на мой взгляд, время – самаяглавная, ведущая категория. Это День, в котором разворачивается основноедействие, исторически-конкретное время – судьба Едигея, и мифологическое времяпрошлого и будущего.
Едигей– главный герой романа, железнодорожный рабочий, проживший практически всюжизнь на разъезде Боранлы-Буранный, затерявшемся в безбрежных сарозекскихстепях, и в этом суровом краю укоренились только двое – Едигей и его друг Казангап. И вот Казангапу пришло время умирать. Потеряв лучшего друга, Едигей решаетпохоронить его на старинном кладбище Ана-Бейит, овеянном множеством легенд ипреданий.
Одновременнов художественную ткань романа вплетается другая сюжетная линия, связанная сустановлением контакта с внеземной цивилизацией, планетой Лесная Грудь,которая ушла далеко вперед в своем развитии. Лесная Грудь – это идеальный мир,мир без распрей, национальных и религиозных разногласий, построенный напринципах справедливости и добра. Жители этой планеты предлагают землянам своюдружбу и сотрудничество, но земляне оказываются не готовыми к такому контакту: раздираемая социальными и политическими конфликтами Земля принимает решение нетолько отказаться от встречи, но и окружает себя непроницаемым кольцом боевыхракет-роботов. Эта военная операция носит кодовое название «Обруч», ив сознании читателя невольно возникает легенда о манкурте – одна из самыхзамечательных в романе.
Много-многолет тому назад жуаньжуаны – жестокое племя, захватившее сарозекские степи, — превращали своих пленных в рабов, лишенных памяти, — манкуртов. Несчастномунапяливали на голову кусок свежей верблюжьей шкуры в виде обруча, и, когда онавысыхала, человек забывал свое прошлое, свой род, своих родителей, свое имя.
Легендагласит, что мать одного из таких манкуртов разыскала сына и попыталасьразбудить его память. Она рассказала ему о родных, о его детстве, пела своиматеринские песни, но память манкурта молчала, он превратился в раба, которыйне раздумывая исполнял лишь приказания хозяина. «Вспомни, как твоё имя? „– вновь и вновь повторяла Кайман-Ана, но по наущению хозяев манкурт убиваетсобственную мать. С тех пор, по преданию, над степью по ночам летает птицаДонебай и спрашивает у повстречавшихся путников: “Вспомни, чей ты? Чейты? Как твоё имя? Имя?»
Эталегенда – не просто «вставная новелла». Она связана со всем ходомповествования и внешне, и внутренне. Внешне тем, что её рассказчиком являетсяКазангап, которого Едигей провожает в последний путь. Внутренне – она обобщает главную мысль романа: человеческий род в целом и каждый отдельный человек,лишенный исторической памяти, забывший или старающийся забыть собственноепрошлое и прошлое своего народа, лишается корней, превращается в марионетку,которой легко манипулировать тем, у кого больше власти. Историческая память –это нечто вроде духовной прививки против безнравственности и аморализма.
Такихсовременных манкуртов в романе немало. Это Сабитжан, сын Казангапа, выучившийсяв горде и даже занимающий какую-то должность в облсофпрофе, человек пустой иникчемный. Это – более страшный тип – следователь НКВД, «крчетоглазый», как зовет его Едигей, ломающий судьбы людей, делающийдетей сиротами и жен вдовами. Наконец, это те правители планеты, которыеотдают приказ охватить Землю «Обручем» и превратить всю её в манкурта.
Поэтомуу Чингиза Айтматова время текучее и проницаемое: легенда и миф переливаются вреальную жизнь и возвращаются обратно, приобретая осязаемые черты реальности.
Вком же видит автор опору? Прежде всего, это Едигей, «человек трудолюбивойдуши». После тяжелой контузии он возвращается с фронта домой и начинаетжизнь заново. Ч. Айтматов показывает, какие трудности приходится преодолевать Едигею и его жене, чтобы выжить и прокормить детей. Но ни на фронте, ни втяжелое послевоенное время Едигей не ищет обходных, легких путей, для негопонятия чести, внутреннего достоинства постоянны и в военной, и в мирнойжизни. Эпизод борьбы с снежными заносами, когда не выдерживали даже верблюды ипадали с ног от усталости, и лишь Едигей и Казангап выстояли, можно назватьподвигом, но почему-то теперь Едигею неловко об этом вспоминать, молодыесмеются: старые дураки, ради чего жизнь свою гробили? И действительно, радичего? Этот вопрос задает сам себе Едигей, и ответ на него прост: ради своихдетей, ради потомков, ради тех людей, которые едут в поездах мимо Буранногополустанка.
Подстать Едигею и Казангап. Его тоже можно назвать «прстым» человеком,но на таких-то весь мир держится. Казангап – живое воплощение народноймудрости, традиций и обычаев. Смерть Казангапа проникнута трагическойсимволикой: связь времен распадается, ибо сын его не является духовнымнаследником собственного отца.
Вфинале романа сходятся мифологическое и конкретно-историческое время, далёкоепрошлое и обозримое будущее, недавние события нашей истории и приметысегодняшнего дня. Следует особо подчеркнуть, что само название романа «Идольше века длится день» ориентировано на время. В заключение я хочусказать, что именно с помощью этой художественной категории мне удалось лучшепонять этот непростой роман.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/