Святойкнязь Борис (+2 мая 907) — креститель болгар и первый болгарский подвижник. В889 г. он отказался от престола и ушел в монастырь, где и скончался. КнязьБорис отличался ревностью в храмостроительстве. На его средства был воздвигнутна южном берегу Охридского озера монастырь святого Наума.
Святыебратья Кирилл (+869) и Мефодий (+885), создатели славянской письменности,переводчики на славянский язык богослужебных и священных книг. “И вспыхнул вомраке свет! Была создана новая литература! Вспыхнули лучи новой культуры! Вистории Европы появилась новая сила!” —говорится о великом деле святых братьевв послании Священного Синода Болгарского Патриархата по случаю 1100-й годовщиныблаженной кончины святого Кирилла.
Равноапостольныебратья явились первыми распространителями философской терминологии наславянском языке, включающей такие понятия, как естество, природа, свойство,сущность, существо, идея, вещь, вселенная и др. Святому Кириллу принадлежит какодному из ранних философов в истории Христианской Церкви и первому в славянскойлитературе определение понятия “философия”. Отвечая на вопрос “Что такоефилософия?” —он говорил: “Знание Божественных и человеческих вещей,приближение, насколько возможно, человека к Богу и приучение его посредствомдобродетелей к тому, чтобы быть таким, как Тот, Кто создал его по своему образуи подобию”.
Ежегодно24 мая в Болгарии торжественно празднуется память святых славянскихпервоучителей. “Большая заслуженная слава двух великих наших братьев, жителейСалоник, в нашем народе, — читаем в упоминавшемся Послании, — являетсястихийным признанием народной души, что Кирилло-Мефодиеву делу мы, болгары,обязаны своим христианским просвещением, духовным возвышением и национальнымсохранением. Что стало бы с болгарским народом без гениального дела св.Кирилла, который дал нам славянскую азбуку, этот ключ к знаниям, вере и науке?То, что мы сегодня читаем и пишем на своем родном языке, то, что мы радуемсясамобытной и богатой литературе, то, что мы наслаждаемся изящной болгарскойпоэзией, гордимся замечательными болгарами-литераторами, духовниками, учеными,беллетристами, то, что молимся Богу на своем понятном языке, то, что у нас естьвозможность читать слово Божие в болгарском переводе, то, что мы можемвоспевать Творца своей звучной родной речью, — всем этим мы обязаны святомуКириллу и его брату святому Мефодию!”
СвятительКлимент, епископ Охридский (+916) — один из способнейших учеников святыхКирилла и Мефодия. После кончины св. Мефодия, когда ученики его были изгнаны изМоравии, святитель Климент вместе с Наумом и Ангеларием были приняты святымкнязем Борисом, который вскоре назначил святителя Климента учителем ипроповедником в области Кутмичевица, расположенной в нынешней ЗападнойМакедонии и Южной Албании. В это время он подолгу пребывал в Охриде иГлавенице. Около 3500 учеников святителя стали чтецами, иподиаконами,диаконами, священниками и епископами.
Значительныйинтерес вызывают оставленные святителем Климентом догматические творения,как-то: “Похвальное слово о Святой Троице, о сотворении мира и о Cтрашномсуде”, “Слово о Рождестве Христовом”, посвященное раскрытию явления на Землеради нас и нашего спасения Бога во плоти, и “Похвальное слово о святыхАрхангелах Михаиле и Гаврииле”, говорящее о небесных воинствах. Осободогматично и исполнено глубоких мыслей “Похвальное слово о Святой Троице…”Святая Троица—это, по рассуждению святителя Климента, три Ипостаси единойсубстанции, “Бог един в трех Ипостасях”. Бог не имеет ни начала, ни конца. Оннепреходящ, независим от времени, неизменен в бытии; Он существует вечно. “Нетничего ни видимого, ни невидимого, которое могло бы Его охватить и вместить Егов Себя”. Он есть Творец мира невидимого и мира видимого “с его четырьмясоставными частями: небом, землей, водой и воздухом, вместе со всем, что есть вних”. Учение западных богословов о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, святительКлимент считает попыткой разложить единую субстанцию на два первоначала.“Святой Дух, — говорит он, — не происходит от двух начал: Он—един и из одногоНачала. Отец есть Начало, и Он стоит над всяким предвечным Началом”. СвятительКлимент отличает “исхождение” Святого Духа от “раздавания”. “Первое, — по егомысли, — объясняет способ существования Духа, потому что как Сын происходит отОтца по рождению, так и Дух исходит от Него по происхождению. Давание необъясняет способа существования, а показывает обогащение и раздавание”.
Следуетотметить также в учении святителя то, что он ставит труд в тесную связь сдобродетелью. “Безделие, —говорит он, — есть учитель всякого зла”. Будучи самобразцом соединения слов с делами, святитель Климент учил сему и других. “Какблагочестивая жизнь без здорового учения является в сущности мертвой исмердящей, — наставлял он, —так и безжизненное учение не ведет к вечной жизни”.
Скончался святитель Климент в Охриде, здесь же, в монастыре св. Пантелеймона, ибыл похоронен.
СвятительНаум (+910) — друг святителя Климента, организатор Преславской литературнойшколы, занимавшейся переводами святоотеческих творений (свв. Афанасия Великого,Василия Великого, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и др.) исоздававшей оригинальные произведения (напр., беседы на евангельские темы —“Учительное Евангелие” —преемника святого Наума по руководству школойКонстантина, епископа Преславского).
БолгарскаяПравославная Церковь наименовала Седьмочисленниками святых Кирилла и Мефодия, Климента,Наума, Горазда, Савву и Ангелария.
ПреподобныйИоанн Рыльский — родился во второй половине IX в. в с. Скрино (Софийская обл.).В детстве был пастухом. Монашество принял в ближайшем монастыре. Вскоре ушел вРыльскую местность (123 км от Софии), где основал монастырь, ставшийвсенародной святыней во все последующие века болгарской истории. Скончалсяпреподобный в 946 г.
Весьмапоучительно сохранившееся до наших дней предсмертное пастырское наставлениепреподобного Иоанна. “Внимайте себе, братья, — учил преподобный, — всех молю:вы прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную и любовьнелицемерную. К сим (подобает) и страннолюбие, смирение с покорением, пост имолитву, пищу и питие немятежно имети; наипаче же смирением украситися, супротивословияудалятися и ничтоже вменяти; жития сего честь же и славу не искати, вместо босих же от Бога мзды богатыя ожидати и вечных благ наслаждения улучити”.
СвятойИоанн Рыльский почитается как покровитель Болгарии.
СвятойФеодосии Тырновский — родом из Тырнова, подвижник первой половины XIV в. (+ок.1363г.), учитель святого Евфимия, впоследствии известного ТырновскогоПатриарха. Святой Феодосии в своем подвиге следовал идеям исихазма и старалсяэти идеи распространить и утвердить в Болгарии. В истории духовного просвещенияболгар святой Феодосии известен также в качестве примерного переводчикасвятоотеческих творений с греческого языка на болгарский.
Емупринадлежит, в частности, перевод отдельных творений своего учителя святогоГригория Синаита (под заглавием “Главы, зело полезные”) и его жития.
СвятительЕвфимий, Патриарх Тырновский. Все служение святителя Евфимия было направлено надуховное возрастание Церкви, на укрепление страны, улучшение состояния народа,усиление его единства, необходимого для сохранения болгар как нации передопасностью османских завоеваний.
Особопочитаются болгарами святые Паисий, игумен Хилендарского монастыря, и Софроний,епископ Врачанский. Два этих святых были канонизированы Святейшим СинодомБолгарской Церкви на торжественном заседании 26 июня и 31 декабря 1964 г., аопределением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 1965г. имена их внесены и в месяцеслов нашей Церкви.
Список литературы
ДанилСтоянов. Особо чтимые святые болгарской Православной Церкви