Откровение Бога, проявляющееся в его именах

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВИДЕНИЕ»
Филиал F00149UKR28
РЕФЕРАТ
НАТЕМУ: «Откровение Бога, проявляющееся в Его именах»
ПО КУРСУ: «Систематическая теология- I»
Студентки 4 курса
Белоус Ольги
Преподаватель:
Загородняя Светлана
г. Запорожье 2010

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1.ИМЯ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1.1Имя в Ветхом Завете
1.2Функция имени
1.3Откровение Бога в Его Имени
2.БОГ ЕСТЬ ЛИЧНОСТЬ
2.1Божьи Имена
2.2Божественное предназначение Имен Бога
2.3Божественные цели Имен Бога
3.ИМЯ ИИСУСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ
 
Уже давно принято считать, что имячеловека определяет сущность его характера и даже отражает его судьбу. Всесогласятся, что имя является неотъемлемой частью жизни человека. С именемчеловек начинает жизнь и заканчивает ее. Многие считают, что во многих случаяхимя — это слово, утратившее свое первоначальное смысловое значение и несущеескорее традиционную, символическую нагрузку, так, что искать в нем тайны бытияили код определенных качеств человека попросту бесполезно. Но имя всегдаостается и будет одним из признаков, по которому идентифицируют человека. Такли это в отношении Имени Бога? В первых трех главах, в которых описан совершенныйБожий план, нигде Бог, обращаясь к Адаму, не называет Себя по Имени. Очевидно,Адам знал Бога, Его величие, Его могущество, сущность. Что произошло послегрехопадения? Когда Бог явился Моисею, Он назвал Себя. И каждый раз, когда Богхотел открыть Себя Своему народу, Он называл Себя, открывая при этом в Своем Именито, что хотел открыть о Себе.
Исследование значения Имен Бога, аименно откровение Самого Бога, открывающееся в его Именах, тема, актуальная длялюбого времени. И это верно, так как Имя Бога выражает концепцию Его сущности,а также Его отношение к Своему народу.
Объектом исследования данной работыявляется Имя Бога, а предметом исследования является откровение Бога, котороеоткрывается через Его Имя.
Целью данной работы является раскрытьзначение имени; откровение Бога, которое проявляется в Его Имени, изучить влияниеэтого откровения, Божественное предназначение и цели Имен Бога, а такжезначение имени Иисуса. Для более глубокого исследования данной темы будет использованаБиблия, другая дополнительная духовная литература.

1.ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ
 
Священное Писание отводит особую рольимени. Для большинства героев Библии, имя нечто большее, чем просто личноеназвание человека, даваемое при рождении, отличительный признак или титул. Имядля Библейского народа есть сама действительность, отражение личности. В древности,имя и реальность были тесно взаимосвязаны. Эта связь берет свое начало отсамого творения. Бытие рассказывает о том, как Бог приводит к человекуживотных, чтобы «видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякуюдушу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена…» Бытие 2: 19-20 [1].Итак, Бог даровал человеку право давать имя или название всему, что егоокружает. Симха Полонский так описывает этот процесс в соей книге «Вот имена…»:«Адам назвал коня «сус», распознав его веселый, даже ликующий нрав (от сус –«ликовать», «кричать от радости»). [3, С.11].
1.1Имя в Ветхом Завете
В ветхозаветные временаимя служило как для указания на личность, так и для выражения ее. С именем нередкосвязано сущностное значение. Имена выполняли функцию разъяснения (ср.объяснение Авигеи относительно ее мужа: «Каково имя его, таков и он. Навал«Безумный» — имя его, и безумие его с ним» 1Цар.25,25). Перемена имени былаважным делом, поскольку имя несло в себе некое сообщение. Авраам — отец великийстал Авраамом — отец множества. Бытие 17:5: «И не будешь ты больше называтьсяАврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов»[1]. В каком-то смысле имя было выражением скрытой реальности. Подтверждениемэтого служат также слова Симхи Полонского в книге «Вот имена…»: «Библия говоритнам также и о том, что имя несет в себе четкую информацию о судьбе человека.Поэтому с изменением имени происходят изменения о судьбе человека. Поэтому с изменениемимени происходят изменения в судьбе и предназначении человека. Так, Бог изменилимена первых прародителей еврейского народа: Авраама и Сарры» [3, С.26].
 
1.2Функция имени
Исследуя, какое значение придавалосьимени в Ветхом завете, можно сказать, что имя выражает какую-то граньвнутренней природы человека, обладающего этим именем; имя служит не только дляопознания, установления личности, но также выполняет описательную функции враскрытии характера человека. Обращение по имени, представляет человека,частично раскрывает черты его характера и даже может рассказать о каких-тоособенных моментах в жизни человека. Поскольку имя касается внутренних глубин испособно раскрыть то, что спрятано от внешних, в древности люди часто избегалипублично называть свои настоящие имена.
Выражение «нарекать что-либо, кого-либосвоим именем» в ветхозаветном Израиле стало своего рода юридическим термином,который означал «взять что-либо во владение», «сделать что-либо, кого-либо своим»Псалом 48:11-12: «Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды ибессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим. В мыслях у них, чтодомы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своимиименами» [1]. 2 Царств 12:28: «Теперь собери остальной народ и подступи кгороду и возьми его; ибо, если я возьму его, то мое имя будет наречено ему»[1]. Бог предъявляет право на обладание Израилем, Иерусалимским храмом иковчегом не просто ссылаясь на то, что Он дал им имя, но что нарёк их Своимименем. «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очиТвои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое» Даниила:9:18 [1]. «Дом сей, над которым наречено имя Моё» Иеремии 7:10 [1].
Анализируя вышесказанное, понятносетование Исаии об Израиле, совратившегося с путей Господних: «Мы сделалисьтакими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал, и над которыми неименовалось имя Твоё» Исаии 63:19 [1]. Теперь, возвращаясь к примеру с Адамом,можно утверждать, что Бог привёл полевых животных, небесных птиц и даже жену кАдаму вовсе не для того, чтобы он получил власть над ними, раздав им имена, ночтобы посмотреть, как он соотнесет их с собой и какое впечатление произведёт нанего само действие наименования. Поэтому неудивительно, что только о женщине, скоторой Адама соединяло тесное духовное и физическое родство, он мог сказать:«Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называтьсяженою, ибо взята от мужа» Бытие 2:23 [1]. Т.е. «называть кого-либо своим именем»не означает, что наречённые впредь будут носить имя человека, который «назвалих своим именем». Скорее, они будут принадлежать этому человеку, находиться подего защитой и попечением. Это исследование приобретает особую важность вописании отношений Бога к Израильскому народу. Евреи, как владение Божье,защищены и одарены Его любовью и заботой, а также со своей стороны подчинены Еговоле и следуют Его повелениям.
1.3Откровение Бога в Его Имени
Из Писания мы узнаем,что Бог открылся с именем Яхве Моисею на горе Хорив. Когда Моисей пас овецсвоего тестя мадиамского священника Иофора явился ему Ангел Господень в пламениогня из среды тернового куста. Моисей спросил как имя Того, кто посылает еговывести народ из Египта.
Священное Писаниепридает большое значение именам Бога, поскольку в этих именах заключаетсябогословие. «ЯЯхве, это — Мое имя» Исаии 42:8 [1]. Можно сказать, что ИмяБога служит заменой Бога. Притчи 18:10: «Имя Господа — крепкая башня: убегает внее праведник — и безопасен» [1]. Чтить это имя (то есть Самого Бога) —означает призвать на себя Его благословение. Малахии 3:16: «Но боящиеся Богаговорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Егопишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его» [1]. Поэтому вопросМоисея о имени говорит нам о том, что он хочет вступить в контакт с Богом,голос Которого он слышит, хочет постичь Того, кто его призывает.
Нередко Бог Сам опережал непростоелюбопытство человека, называя Свое Имя. «Господь явился Аврааму и сказал ему: ЯБог Всемогущий, ходи предо мною и будь непорочен» Бытие 17:21 [1]. Человек,благодаря имени Бога, не только знакомится с Ним, но и познает Его какЛичность. Имя Бога в Священном Писании не обозначает Его, как Он существует вСебе, но как Он являет Себя в многообразном откровении и отношении к творению.Имена Бога, данные в Библии, обращают внимание на совершенно конкретныесовершенства и качества Бога. В Писании «быть» и «быть названным» обозначаетодно и то же. Только откровение Бога, которое Он открывает в Своем Имени, надорассматривать с разных позиций: Бог есть то, чем Он называет Себя, и Онназывает Себя тем, чем Он есть.
Все, что Бог открывает о Себе, выраженов определенных именах. Своему творению Он дарует привилегию именовать Его иобращаться к Нему на основании и в соответствии с Его Откровением. Одно имяБога, включающее в себя определенное откровение, для нас разделено на многоимен. Концепция имени, лишь только потому, что она затрагивает сферу откровенияБога, заслуживает самого глубокого рассмотрения.

2.БОГ ЕСТЬ ЛИЧНОСТЬ
 
Божественное Имя открывает, что Бог естьЛичность. Бог Библии есть живой и суверенный Бог, Который словом непреложнооткрывает то, что с нами общается Личность. Итак, истинный Бог это тот, Которыйприходит к человеку, устанавливает отношения с ним и дает ему слово.
Без откровения Своего имени Бог бынавсегда остался Неизвестным Богом, поскольку имя Божье – это то, чтопринадлежит Ему Самому, характеризует и отличает Его от всего остального. Дажелюди с гениальной способностью к рассуждению и анализу никогда бы не смоглидать адекватное имя Богу; знание Имени может быть дано только Самим Богом.
Для Израиля Божественное Имя никогда неявлялось «тайной за семью печатями», к которой имели доступ только посвящённые.Наоборот, каждый еврей в любое время мог употреблять имя Бога, и более того, онне должен был скрывать его от язычников, но был обязан провозглашать им этоИмя. «Призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, чтовелико имя Его» Исаии 12:4 [1]. Таким образом, израильский Бог должен бытьоткрыт всему миру, поклонение идолам должно исчезнуть, и каждое коленопреклониться пред именем Бога Израилева. Поэтому, правильное знание Бога былобы не мыслимо без дарования нам дара Его имени.
2.1Божьи Имена
Когда Моисей с новыми скрижалями вовторой раз поднялся на Синай, «И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всюславу Мою и провозглашу имя Яхве пред тобою, и кого помиловать — помилую, когопожалеть – пожалею. Исход 33:19 [1]. В этом отрывке не сказано, видел ли Моисейчто-либо, кроме облака, но с уверенностью можно сказать, что он слышал голосБога из среды облака, и первое, что он услышал от Него, – Имя. БожественноеИмя, вышедшее из уст Самого Бога, служило Моисею указанием, что перед нимприсутствует не какой-то невидимый дух, а – Личность, Сам Бог.
И в имени, которое Бог объявил Моисею,Он является в первую очередь Богом милующим: «И прошел Господь пред лицем его ивозгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливыйи многомилостивый и истинный» Исход 34:6 [1]. Посредством этого искупительногоимени Моисей мог отождествить пришедшую к нему на встречу Божественную Личностьс Тем, Кто избавил Его народ от египетского ига, – Богом отцов; у него не былосомнений, что перед ним Сам Господь. «Моисей тотчас пал на землю и поклонилсяБогу» Исход 34:8 [1]. Этот аспектИмени ранее сыграл важную роль в возобновлении отношений между Богом иИзраилем.
Вслед за провозглашением Имени Господьзаключает завет с народом. «И приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и выузнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского» Исход 6:7[1]. Иначе говоря, Израилю предстояло увидеть в будущих действиях Бога поотношению к Своему народу некое подтверждение Его Имени.
Аврааму Бог раскрывается как БогВсемогущий – Эль Шаддай. Бытие 17:1: «Аврам был девяноста девяти лет, и Господьявился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен»[1]. Впервые Имя Эль Шаддай было открыто Аврааму, когда тому было 99 лет.
Важнейшим Библейским утверждениемявляется святость Божия. Бог свят и поэтому приступать к Нему и служить Емумогут только освященные Им Самим. Библейское имя Эль Кадош говорит нам обабсолютной святости Бога. Исаии 5:16: «А Господь Саваоф превознесется в суде, иБог Святый явит святость Свою в правде» [1]. Все небесное воинство, Израиль иЦерковь воздают хвалу святому Богу, потому что идея святости отделяет Его отвсего остального. Исход 15:11: «Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, какТы, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес» [1]. Святость естьто, что есть Бог.

2.2Божественное предназначение Имен Бога
 
После того, как Яхвераскрыл Свою фундаментальную природу Моисею, а через него — и искупленномународу, происходит настоящий взрыв в употреблении терминов, связанных спонятием святости. Из более чем восьмисот тридцати случаев употребления всехформ этого слова в Ветхом Завете, почти триста пятьдесят приходятся наПятикнижие после Бытия. Таким образом, становится понятно, что конечной цельюБожьего замысла является избрание народа, который будет носить Его святое имя ивыражать характер Его святости. Подтверждение этому Исход 19:6: «А вы будете уМеня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынамИзраилевым» [1].
К понятию святостиБожьей тесно примыкает другое библейское имя Эль Канна – Бог ревнитель.Еврейское слово кана и однокоренные с ним являются наиболее частоупотребляемыми в Ветхом Завете словами для обозначения ревности. Из книги Исход34:14 мы узнаем про Бога, что «имя Его — «ревнитель»; Он — Бог ревнитель» [1].Во Второзаконии 4:24 Бог назван «огнь поедающий, Бог ревнитель» [1], наводя намысль, что Он будет судить вследствие Своей ревности. В книге Иисуса Навина 24:19Иисус Навин призывает народ служить Господу, но напоминает, что служение Емубудет трудным, так как «Он Бог святой, Бог ревнитель» [1]. В Захарии 1:14Господь в ответ на вопрос, почему Он допустил угнетение Иерусалима чужеземцами,говорит «возревновал Я об Иерусалиме и о Сионе ревностью великою» [1].
Рассмотримеще некоторые Имена Бога такие, как Эль РахумиЭль Ханнун,которые открывают нам благого и милосердного Бога. Второзаконие 4:31: «Господь,Бог твой, есть Бог милосердый; Он не оставит тебя и не погубит тебя, и незабудет завета с отцами твоими, который Он клятвою утвердил им» [1]. Хотя людямсвойственно проявлять милосердие, особенно по отношению к тем, кто стал имблизок, для нынешнего состояния человечества характернее отсутствие милосердия.Тем не менее, милосердие — это качество, внутренне присущее природе Бога.Именно по этой причине в некоторых случаях эпитет «Милосердный» оказываетсядостаточным указанием на Бога. Пслом 114:5: «Милостив Господь и праведен, имилосерд Бог наш» [1]. Иногда это качество упоминается наряду с другими Егокачествами, составляя единое описание Его природы, и тогда дети Божий особо егоотмечают и выделяют. Например, Даниила 9:9: «А у Господа Бога нашего милосердиеи прощение, ибо мы возмутились против Него» [1].
Опыт Божьего народа показывает, чтомилосердие Бога, в отличие от человеческого милосердия, не может бытьисчерпано. Доказательство тому стих из книга Плач Иремии 3:22: «По милостиГоспода мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось» [1]. Милосердиепроявляется в деяниях Бога ради освобождения Его народа от рабства; это непросто теория или принцип. Как показывают Писания, где описано установлениезавета с Израилем, милосердие Бога есть та сила, которая побуждает Его вступитьво взаимоотношения с израильтянами. Второзаконие 4:31: «Господь, Бог твой, естьБог милосердый; Он не оставит тебя и не погубит тебя, и не забудет завета сотцами твоими, который Он клятвою утвердил им» [1].
2.3Божественные цели Имен Бога
 
Открывая Своё Божественное Имя человеку,Бог ожидает от него принятия этого Имени. И если это происходит, Он становитсяличным Богом человека. Надо помнить, что под именем имеется в виду неабстрактная идея или определение, а слово Бога, характеризующее Его, преждевсего, Он, превышающий всё сущее, Он, перед Которым все “боги” – или слуги, илиложь, Он есть для меня “мой” Бог, Которому принадлежу я. необходимо вспомнитьтакже пример величайшего в истории откровения Бога в лице Иисуса Христа,Который перед Своим распятием говорил в молитве: «Я познал Тебя, и сии познали,что Ты послал Меня; и Я открыл им имя Твоё и открою…» Иоанна 17:25-26 [1].Во Христе Имя Божье находит наибольшее выражение, связь между Богом и человекомстановится самой тесной.
 

3.ИМЯ ИИСУСА
Выражения, включающие всебя «имя» Иисуса, часто встречаются в Новом Завете и имеют очень большоезначение, потому что их употребление параллельно употреблению имени Бога вВетхом Завете. Первые христиане без затруднений подставляли имя Иисуса вместоимени Бога. В самом деле, для них Имя Яхве, относилось к Иисусу, посколькуперед Ним должно было преклониться всякое колено, и всякий язык должен былисповедовать, что Он — Господь (Филиппийцам 2:9-11) [1]. Новозаветные верующиедолжны жить во имя Иисуса, точно так же, как ветхозаветные верующие должны былижить во имя Яхве.
Люди, услышавшие БлагуюВесть и откликнувшиеся на нее, призывают имя Иисуса во спасение (Деяния 2:21),веруют во имя Его (Иоанна 1:12; 1Иоанна 5:13); затем оправдываются (1Коринфянам6:11) и получают прощение именем Иисуса (Деяния 10:43; 1Иоанна 2:12), а потомкрестятся во имя Иисуса (Деяния 2:33; 10:48; 19:5). Теперь, имея жизнь во имяЕго (Ин.20,31), верующие должны прославлять имя Иисуса (2Фес.1,12), благодаритьи делать все, что делают, во имя Иисуса (Ефесянам 5:20; Колоссянам 3:17). Вточности подобно Ветхому Завету, где имя Божье представляет личность Бога ивсе, что Он есть, в Новом Завете «Имя» Иисуса означает все, что есть Иисус вкачестве Господа и Спасителя.
В своей книге«Основание христианского учения» Кевин Дж. Коннер утверждает: «каждое изсоставных имен искупления показывает, как Иегова удовлетворяет всякую нуждучеловека в искупительной силе. Конечное откровение искупительных имен можнонайти в имени Господа Иисуса Христа» [2, С.69].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Итак, из исследования,проведенных в данной работе, можно сделать вывод, что все Библейские именаимеют четко определенное значение и расширяют горизонты происходящих в Библиисобытий. Имена праведников открывают нам характер Бога и Его проявлений, атакже Его участия в их судьбах. Имя, с которым Всевышний открывался Своему народу,также свидетельствует о Боге, и несет откровение о Нем, в каждом отдельномслучае.
Цель данной работы – достигнута:раскрыто значение имени вцелом; исследованы некоторые откровения Бога, которыепроявлялись и проявляются в Его Именах, изучено влияние этого откровения,Божественное предназначение и цели Имен Бога, а также значение имени Иисуса.
Исследуя, изучая Имена Бога, много можноузнать о Самом Боге, получить откровение о Его бесконечной любви и заботе. Ведьв каждом Своем имени Бог открывает Свою вечную сущность, грани которой Оноткрывает нам лишь постепенно.
Вся полнота Бога открывается нам в имениИисуса, и, наверное, только вечности будет достаточно понять все откровение,которое Бог Отец хотел вложить в это Имя. Иисус относил к Себе все характеристикиВсевышнего. Он проявил качества Бога, Его сущность в материальном мире.
«Итак, познаем, будемстремиться познать Господа; как утренняя заря — явление Его, и Он придет к нам,как дождь, как поздний дождь оросит землю» Осии 6:3 [1]

БИБЛИОГРАФИЯ
1.Библия. КнигиСвященного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русском переводе спараллельными местами. Москва: Российское Библейское общество, 2000.
2.Кевин Дж. Коннер.Основание христианского учения. – Ровно: Принт Хауз. – 308 с.
3.Симха Полонский. Вотимена. – Москва: Издательский дом «Грааль», 2003. – 176 с.