Реферат по предмету «Новая история» на тему:
Отношения Церкви и государства в большевистский период.
_______________________
Преподаватель _______________________
Санкт-Петербург
1999 г.
План.
Введение.
1. Краткий обзор отношений РусскойПравославной Церкви (РПЦ) и
русского государства.
2. Особенности исторического периода.
Основная часть.
3. Краткая биографическая справканаиболее видных церковных деятелей рассматриваемого периода.
– Патриарх Тихон
– Митрополит Сергий (Страгородский)
– Введенский Александр Иванович
4. Период политики государства,направленной на уничтожение РПЦ путем открытого террора (1917 – 1941 гг.)
4.1.Физическое уничтожение безоружных священнослужителей и
верующих.
4.2.Кампания вскрытия мощей — особенности борьбы государства с РПЦ.
4.3.Кампания изъятия церковных ценностей «для помощи голодающим Поволжья».
4.4.Церковный раскол как средство борьбы государства с церковью.
5. Декларация 1927 г. и последующиегоды.
6. Война – общее бедствие.Послевоенное возрождение.
7. Возобновление гонений на РПЦ (1958– 1970 гг.)
8. Заключительныйпериод большевизма в России (1970 – 1985 гг.)
Заключение.
9. РПЦсегодня. Государство и РПЦ.Введение
1. Вся история русского народа является переплетением взаимоотношенийРусской Православной Церкви (РПЦ) и русского государства. Поэтому многиесовременные историки считают, что истоки проблем, возникшие во взаимоотношенияхРусской Православной Церкви (РПЦ) и государством в начале ХХ века во многомбыли заложены в предыдущие периоды. Поэтому необходимо совершить краткий обзоротношений РПЦ и русского государства, начиная с Х века до революции 1917 года.
Формальнодатой крещения Руси считается 988 год. Но по свидетельству историковхристианство на территории Руси появилось задолго до этой даты. В этот периодгосударство равнодушно относилось к христианству среди своих подданных.
988 г.фактически является годом признания за христианством статуса государственной религии.Благочестивые Киевские князья, беря пример со св. равноапостольного князяВладимира (в крещении Василия), строили и благоустраивали храмы, организовывалимонастырскую жизнь, выделяя для этих целей часть государственных доходов, атакже часть своих княжеских средств. В свою очередь православная церковь всемисилами способствовала развитию русского народа и русского государства.Православные монастыри становятся культурными центрами, церковь способствуетразвитию общерусского мышления. Это был первый (домонгольский) период развитияРПЦ.
Второйпериод – монгольский (XIII – XV века) можнохарактеризовать раздроблением единого государства на мелкие княжества иподпадения их под влияние более сильных государств (Золотая Орда, Литва,Польша). РПЦ в этот период всей своей деятельностью стремиться противостоятьцентробежным тенденциям и служить центром объединения патриотических русскихсил. Она выступает силой, сохраняющей единство русской нации, сохраняя ивозможность объединения раздробленных княжеств в единое государство.
Третийпериод (автокефальный) – период самостоятельного управления РПЦ (1448 – началоXXVIII века). Церковь продолжает поддерживать усилияМосковских князей по укреплению Русского государства и объединению русскогонарода под властью Москвы. Однако «благодарность» государства оказалась весьмасвоеобразной. Государство все больше и больше стремится руководить церковнойжизнью, взимать налоги с монастырских и церковных земель, решать вопросыперемещения епископов и т. д. Именно в этот период царь Иоанн IV(Грозный), недовольный постоянными обличениями своей жестокости со стороны митрополитаФилиппа (Колычева), посылает своего приближенного Малюту Скуратова убитьсосланного митрополита.
Четвертыйпериод (синодальный) это период максимального подчинения РПЦ государственнымструктурам (начало XXVIII века – 1917 год). В это времянад церковью довлел обер-прокурор – государственный чиновник, подчас не простоневерующий человек, но и откровенный масон, активно стремящийся уничтожить РПЦ.Государство принуждает церковь признать интересы государства выше интересовпаствы. В этот период ни разу не собирался поместный собор (в другое времясоборы проводились каждый год). Под давлением государства РПЦ принимаетпротиворечащие православию постановления – нарушение тайны исповеди (приналичии признака государственной измены), лишение церкви и прихода права вестисамостоятельную экономическую деятельность и иметь собственность и т. д. Нужноотметить, что большинство священников с возмущением отвергали возможностьразглашения тайны исповеди, например священник, исповедовавший Каракозова,отказался предоставить следствию сведения полученные им на исповеди.
2. Горькие результатыразвития взаимоотношений РПЦ и государства к началу XX века:
– интеллигенция идетпутем нецерковных религиозных исканий (основная масса русской
интеллигенциибыла настроена антиклерикально, к их числу приходится отнести Л. Н. Толстого,И. С. Тургенева);
– духовенство считалось сословием неуважаемым (большинствоприходских священников не получали жалованья, священники стремились отдатьсвоих детей в светские учебные заведения);
– жизньрабочих и крестьян все больше становится бездуховной, приземленной;
– пропаганда радикальных политическихреформ сопровождается антицерковными лозунгами;
– ухудшается материальное положениецерковных учреждений (церковно-приходских школ, воскресных школ, кружковрелигиозного образования);
Вместе с тем нарубеже XIX – XX вековв РПЦ появляется целая плеяда талантливых архиепископов, таких как митрополит Тихон (Белавин), митрополит Сергий(Страгородский), митрополит Антоний Храповицкий и другие. Высокообразованные,преданные своему служению, эти церковные деятели во многом определили события20х – 30х годов и взаимоотношения РПЦ и государства. Дляпонимания происходивших в РПЦ процессов необходимо хотя бы кратко познакомитьсяс биографиями некоторых церковных деятелей.
Основная часть
3. Краткие биографическиесведения о видных церковных деятелей:
А) Патриарх Тихон.
ВасилийИванович Белавин родился 31 января 1865 года в городе Торопец Псковской губернии в семье священника. Учеба: Торопецкое Духовное училище, ПсковскаяДуховная семинария, Санкт-Петербургская Духовная академия. Служба:преподаватель в Псковской семинарии (в это время следует его постриг в монахи сименем Тихона), инспектор Холмской семинарии, архиепископ Люблинский Холмскойепархии, архиепископ Алеутский и Аляскинский (за время его управления епархияиз Алеутской и Аляскинской выросла в Русскую Православную Церковь в Америке),архиепископ Ярославский, архиепископ Виленский и всей Литвы. Как видно изпослужного списка будущего патриарха Тихона он почти всегда служил в епархияхудаленных, сложных и всегда блестяще справлялся с порученной должностью.
Б) Митрополит Сергий(Страгородский).
Иван Николаевич Страгородский родился 11 января1867 года в городе Арзамас в семье священника. Учеба: Арзамасское Духовноеучилище, Нижегородская Духовная семинария, Санкт-Петербургская Духовнаяакадемия (в это время следует монашеский постриг с именем Сергия). Служба:Японская православная миссия – священник в Киото, доцент в Санкт-ПетербургскойДуховной академии, инспектор в Московской Духовной Академии, настоятельпосольской церкви в Афинах, помощник начальника Японской православной миссии,инспектор, а чуть позже ректор Санкт-Петербургской Духовной академии,архиепископ Финляндский,
В) Введенский Александр Иванович.
Родился 1889 году в городе Витебск, отец– директор гимназии. В 1911 году заканчивает Санкт-Петербургский университетпосещает религиозно-философские кружки, пишет стихи, прекрасно музицирует. В1914 году рукоположен в военные священники. В 1922 году оказывается в группе«прогрессивного духовенства».
4. Период попыток государствафизического уничтожения РПЦ (1917 – 1941 гг.).
4.1.Православное сознание осмысляет государство как богоустановленный институт:
«нет власти не от Бога, существующие же власти от Богаустановлены» (послание апостола Павла к Римлянам 3, 1). Поэтому церковьпредписывает своим чадам не только повиноваться государственной власти — повиноваться независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, независимоот их отношения к церкви, но и молиться за власть, исключая случаи прямогобогоборчества государства. Коалиция же партий, пришедших к власти в результатеоктябрьского переворота 1917 года, изначально гордо утверждала себя, какотстраненную от всякой религиозности общность людей. Достаточно сказать, чтоРСДРП(б) вообще никак не рассматривала вопрос своих взаимоотношений с церковьюв случае прихода к власти. С другой стороны, это не единственный темный вопроспрограммы РСДРП(б). К октябрю 1917 года программа РСДРП(б) не имелаконструктивной части, т. е. все чаяния большевиков заканчивались свержениеммонархии (программа минимум) и взятием власти путем вооруженного восстания (программамаксимум). Что делать дальше ни партия, ни ее деятели не знали. В условияхотсутствия конструктивных программ сразу после взятия власти в свои рукибольшевики и их союзники запустили массу программ деструктивных — уничтожительных. Одна из них – полное уничтожение церкви и полное изжитие изнарода всякой религиозности. Простейший способ решить эту задачу – физическоеуничтожение церковнослужителей и массовый террор против верующих.
25 января 1918 года в Киеве происходит бессмысленное изверское убийство митрополита Владимира. По свидетельству современников м.Владимир был прост в обращении со всеми, но тверд и настойчив в своихтребованиях и распоряжениях. Желал, чтобы столичное духовенство возможно ближестояло к народу, чаще совершало богослужения и проповедывало. В целях усиленияи оживления пастырской деятельности московского духовенства митрополит Владимирстал открывать новые вакансии при столичных приходах и назначать новыхсвященников. Также Владыка пытался внести истинное христианское нравственноеучение в среду рабочего класса, который в то время был увлечен социалистическиммировоззрением. Он посещал собрания московских рабочих, обращался к ним сословом христианского наставления, сам печатал свои слова и речи, переводил синостранных языков лучшие литературные произведения по вопросам, касающимсясоциализма. В период службы митрополитом Петроградским на личной аудиенции уимператора Николая II он изложил свое мнение о пагубном влиянии деятельности Г.Распутина. За открытое неприятие Г. Распутина был переведен на Киевскуюкафедру.
Страшные события начались с того, что митрополитВладимир был взят в келии настоятеля Киево-Печерской Лавры группой во главе скомиссаром-матросом. После допроса убийцы повели митрополита в его спальню. Чтотам происходило неизвестно, только потом келейники нашли на полу в разныхместах комнаты, разорванный шелковый шнурочек, ладанку и серебряную нательнуюиконку. На место расстрела его видимо привезли на автомобиле, хотя это местобыло совсем близко от Лавры. Митрополит попросил время на молитву, воздел рукивверх и сказал: «Господи! Прости мои согрешения, вольные и невольные, иприми дух мой с миром». Потом благословил крестообразно своих убийц и ещене успел опустить руки, как послышались выстрелы. Помимо огнестрельных ран нателе покойного было найдено множество колотых ран. Тело мученическискончавшегося м. Владимира оставалось на месте убийства до утра следующего дня.Митрополиту Владимиру было тогда семьдесят лет.
Петроградский протоиерей Алексей Ставровский послеубийства председателя Петроградского ЧК Урицкого был арестован, в числемногочисленных заложников и вывезен в Кронштадт. Большевики расстреляли каждогодесятого заложника. Будучи в преклонных летах, протоиерей Алексей Ставровскийпоменялся жребием с молодым священником и был расстрелян.
16 июня 1918 года убит большевиками архиепископТобольский Ермоген. Так же как и м. Владимир он был сослан за обличение Г.Распутина. ЧК арестовывает его без предъявления каких бы то ни было обвинений,но соглашается освободить под залог крупной суммы. Когда деньги были верующимисобраны, чекисты забирают деньги, но архиепископа с камнем на шее бросают вТобол.
Убивали не только священнослужителей но и мирян,перечислим хотя бы некоторых из погибших в 1918 — 1919 годах. АрхиепископПермский Андроник, Воронежский Тихон, Черниговский Василий, АстраханскийМитрофан, Вяземский Макарий, Енотаевский Леонтий, Ревельский Платон, епископАмвросий, протоиерей Иоанн Кочуров, Петр Скипетров, Иосиф Смирнов, ПавелДернов, игумен Гервасий, иеромонах Герасим, священники Михаил Чафранов, ПавелКушников, Петр Покрывало, диакон Иоанн Касторский и многие другие. Страшные,жестокие убийства служителей алтаря Господня и мирян! Многие священнослужители,монахи и монахини были зверски замучены бандитами в кожанках: их распинали наЦарских вратах, варили в котлах с кипящей смолой, скальпировали, душилиепитрахилями, топили в прорубях. Никто из убитых не держал в руках оружия,никто из них не был осужден судом даже в виде фарса.
Всего же к 1921 г. погибло более 12 тысяч мирян,несколько тысяч приходского духовенства и монашествующих, 28 архиереев.
4.2. Еще незакончилась гражданская война, еще не решен окончательно вопрос, быть или не
быть большевистскому государству, нобольшевики развертывают кампанию по вскрытию мощей. Вызывает удивление тотфакт, что в сложнейший для большевистской власти период,
16 февраля 1918 г., принимаетсяпостановление о вскрытии мощей – православной святыни. Можно спорить о том,было ли необходимо в тот период производить массовое вскрытие мощей, ноочевидно, что цель этой кампании совершенно другая – спровоцировать выступлениеверующих против этой «государственной» акции. Поэтому, согласно инструкции,вскрытие мощей должно было производиться при массовом стечении верующих, вовремя богослужений. Но и подобные провокации не смогли изменить соотношенияподдержки народом РПЦ и большевистского правительства.
К исходу гражданской войныдаже правительству большевиков стало ясно: продолжать красный террор противсвященнослужителей – окончательно дискредитировать себя. Поэтому государствоприбегает к другим формам уничтожения Церкви.
4.3. Летом 1921 г. на русский народобрушилось еще одно бедствие – голод. В конце года голодало 20 миллионовчеловек. Уже в августе 1921 г. было ясно – голод неизбежен, и патриарх Тихонобращается к народам мира с просьбой о помощи. Он просит помочь стране (азначит и правительству — большевикам), которая в течение двух лет физическиуничтожала Церковь. «Помогите стране, кормившей многих и ныне умирающей отголода» (послание патриарха Тихона к народам мира). Под председательствомпатриарха организуется общественный комитет помощи голодающим – Помгол, но уже27 августа ВЦИК распустил Помгол и образовал свою Центральную комиссию помощиголодающим. В декабре 1921 г. эта Комиссия обратилась к Патриарху с просьбой опожертвовании. В ответ на эту просьбу Патриарх Тихон 19 февраля 1922 г. издаетвоззвание, призывающее приходы жертвовать драгоценные церковные украшения, неимеющие богослужебного характера. Казалось бы, вопрос разрешен миром, но мирбольшевикам был не нужен. Поэтому 23 февраля 1922 г. ВЦИК издает декрет обизъятии церковных ценностей. То, что не помощь голодающим была целью этогодокумента, видно из секретных инструкций, дополняющих этот декрет. Из запискиТроцкого от 17 марта 1922 г. явствует, что параллельно основной комиссии поизъятию церковных ценностей большевики создают другую – секретную, в которуювходят карательные органы ЧК и армия. Роль этих комиссий становится ясна напримере Петрограда. 19 марта 1922 В. И. Ленин пишет письмо в политбюро: «Именнотеперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей… мы можем и, поэтомудолжны провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощаднойэнергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления». Иззаписки заместителя председателя ГПУ от 20 марта 1922 г.: «…провести работу поподготовке к успешному экспроприированию этого имущества путем разного роданалетов и нападений на церкви и нападений на хранилища церковного имущества ипр.». И это государственный документ! Однако далеко не все изъятые ценностииспользовались государством большевиков для помощи голодающим. В это времяКрасин строит в Лондоне роскошный особняк для советского торгпредства, а внедрах ГПУ возникает такая записка: «…выдать два чемодана драгоценностей дляорганизации помощи германской компартии по проведению мировой революции…».Наверное, только большевики мерили драгоценности чемоданами. С другой стороны,большевики используют изъятие ценностей как предлог для расправы сосвященнослужителями. В Москве было приговорено к смертной казни 11 человек.Особенно хорошо видно назначение кампании по изъятию ценностей на примеренашего города. Митрополитом Петроградским в это время был Вениамин. Он был избран на Петроградскую кафедру в марте 1917 года вопреки желанию ВременногоПравительства по желанию приходских собраний и рабочих Путиловского иОбуховского заводов. При возникновении необходимости вести диалог сПетроградской комиссией помощи голодающим м. Вениамин выставил 3 требования:
1. Передачаценностей должна быть осуществлена в форме пожертвования, а не изъятия;
2. В органы поконтролю за использованием изъятых ценностей включить верующих;
3. Разрешитьверующим выкупать церковные предметы богослужебного назначения.
Петроградская комиссия помощи голодающимсогласилась с этими требованиями, надеясь отличиться мирным выполнениемдекрета. На другой и на третий день в разных газетах (в том числе и вмосковских «Известиях») появились сообщения о состоявшемся соглашении.
Газетные заметки имели благожелательныйтон по отношению к м. Вениамину и петербургскому духовенству. Но по прошествиинесколько дней в комиссии произошли кадровые изменения, и представителям м.Вениамина было заявлено, что пожертвования не будет, а будет изъятие. Позжебыло сфабриковано дело против митрополита Вениамина и целого ряда егосоратников. В результате суд приговорил митрополита Вениамина (Казанского),епископа Венедикта (Плотникова), архимандрита Сергия (Шеина), протоиереяЧукова, протоиерея Новицкого, Ковшарова, профессора Огнева, Елачича красстрелу.
4.4 Большевики постоянно говорят о том,что всякая религия – «опиум для народа» и внешне действительно более менееодинаково относятся к разным вероисповеданиям и религиям. Но на практике особуюненависть они питают к православию. Поэтому в этот период основным методом ЧК вборьбе с РПЦ становится поддержка ЧК обновленческого раскола. Прочтемрезолюцию коллегии ВЧК: «Выяснить характер отдельных епископов, викариев, дабына черте честолюбия разыгрывать всякие варианты…» — вот так государствопланирует подрывную работу в РПЦ – как будто в тылу врага. Так, при арестемитрополита Вениамина вместе с сотрудниками ГПУ прибывает и лидеробновленческого движения Введенский – ведет он себя, по свидетельствуочевидцев, как штатный чекист. Отношение государства к обновленческому движениювидно из протокола заседания комиссии ВЦИК по отделению Церкви от государства.«Взять более твердую ставку на группу «живой церкви», коалируя с ней левуюгруппу» (речь идет об объединении двух обновленческих движений, которыеподдерживаются государством в противовес РПЦ). Проанализируем еще один документ- записку Ем. Ярославского в Политбюро ЦК РКП(б) 19 июня 1923 г.:
«Прошу поставить в порядок дняближайшего заседания следующие вопросы
антирелигиозной комиссии:
1) Директива по поводу обращения Тихонав Верховный суд.
2) Информация о съезде мусульманскогодуховенства и съезде Буддийского
духовенства Калмыцкой области.
3) Просьба антирелигиозной комиссии обускорении утверждения резолюции
XII-го съезда об антирелигиознойпропаганде.
Председатель Комиссии Е.ЯРОСЛАВСКИЙ»
Из документа видно, что государствоинтересуется исламом и буддизмом, причем слово «Буддизм» написано почему-то сбольшой буквы(наверное,это вероисповедание большевики уважали больше других). А вот отношениегосударства большевиков к католицизму. Посмотрим еще два документа. Первый:«Протокол антирелигиозной комиссии. (т.Попов Н.Н.)
П о с т а н о в и л и :
42. 1) Принять следующие предложенияантирелигиозной комиссии:
а) Разрешить групповое преподаваниекатолическим детям катехизиса перед
конфирмацией;
б) добиваться замены польских ксендзовнемецкими или итальянскими.
в) Продлить следствие по делу Тихона ине возражать против изменения меры пресечения и тем из сопроцессников его,которые публично покаятся в своих преступлениях.»
И второй: «Секретарь ЦК Отпечат. в 1экз. Секретарю ЦК РКП тов. СТАЛИНУ.
ИЗ САНТА МАРГЕРИТА ЛИГАРЕ № 3 90 мин.17/V. 0,40 НАРКОМИНДЕЛ, Москва.
Пиццадо помощник Гаспарри от имени Папыпросит освободить Тихона кстати предлагает купить взятые из церквей предметыкульта и отставит их как (пропуск I группы) у епископа Цеплека зпт а деньгинемедленно вручат нам абзац Это соблазнительно зпт но передача православных церковныхпредметов католикам вызовет бурю в России тчк Ответьте немедленно НрIII (спецЦибизов 16/V-22) Ч И Ч Е Р И Н».
Как видно, к католической церквибольшевистское правительство относится вполне лояльно и даже готово идти насотрудничество, если бы не опасение «бури в России».
Также лояльно (если не более того)большевистское правительство относится и к евангельским христианам баптистам.Вот что пишет в своих мемуарах первый президент Всероссийского СоюзаЕвангельских христиан баптистов г. Проханов: «В основе политики большевиков вотношении религиозных организаций была свобода для всех, за исключением техгрупп и священства, которые участвовали в политической оппозиции новому режиму.Одним из первых
шагов советского правительства былдекрет об отделении церкви от государства. В соответствии с провозглашеннымдекретом православная церковь теряла финансовую поддержку государства…Миллионы рублей были изъяты из церковных касс и это подорвало средствасуществования Священного Синода, Духовной академии и других церковныхинститутов. Большинство священников были удалены от служения. Но в то же времянекоторые из просвященных священников поняли эти реформы правильно и принялиих…
Таким образом низвержение православнойцеркви было значительным достижением, главной базой религиозной свободы…Упомянутый выше декрет об отделении церкви от государства содержал ясные инедвусмысленные положения, запрещающие любой вид преследований по
религиозным мотивам и гарантировавшиеполную свободу совести… В практической жизни мы, евангельские христиане,видели факты, подтвердающие в общем благоприятное отношение советской власти крелигиозным группам… Общим убеждением верующих в России в те годы было иостается, что если бы Ленин был жив, то в нашей стране не было бы ужасныхгонений на христиан со стороны атеистов.” И это христианин пишет овремени, когда по его собственным словам «…согласно официальной статистике,которая была опубликована с 1917 по 1922 год в Советской прессе, в общем 1 млн.800 тыс. казней было совершено, в том числе
над 28-ю архиепископами, 1404-мясвященниками и 8800-а врачами.”» Большевистское правительство пошло такдалеко, что выдавало баптистам удостоверения о праве проведения массовыхбогослужений и миссионерских мероприятий. Тот же г. Проханов пишет: «Внекоторых местах, когда наши проповедники и миссионеры показывалиудостоверения, выданные Советами в Петрограде, им немедленно оказывалась помощьи в аренде, по возможности крупных залов, и в разрешении печатать объявления оприглашении людей на Богослужения, и в развешивании этих объявлений наулицах”. Приходит на память меткая русская поговорка «Кому война, а комумать родна»
5. Существование РПЦ в условияхгосударства, объявившего уничтожение Церкви своей
задачей, становилось все более и болеесложным, и руководство РПЦ в 1927 г. добивается, наконец (путем значительныхуступок), признания за РПЦ легального положения. 29 июля 1927 года заместительпатриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) издает «Посланиек пастырям и пастве», известное как «Декларация 1927 года».
В Декларацииподчеркивалась патриотическая позиция РПЦ в новых исторических условиях: «Мыхотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашейгражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, анеудачи – наши неудачи».
До сегодняшнегодня многие не понимают значения этого документа и подчас осуждают м. Сергия заэтот шаг навстречу богоборческой власти большевиков. Но именно этот шагпозволил сохранить Православную Церковь не как музейный экспонат, не какушедшую в подполье секту, а как Церковь – Богочеловеческий организм. Но этизначительные уступки государству не сильно повлияли на отношения большевиков кправославной вере. В начале 1929 года за подписью Кагановича на места былаотправлена директива, в которой подчеркивалось, что религиозные организацииявляются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющейвлияние на массы. Этим фактически была дана команда к широкому применениюадминистративных и репрессивных мер в борьбе с религией. Верующим родителямзапрещалось обучать началам религии своих детей. Началось массовое закрытиехрамов. Из сохранившихся к 1928 году 30 тысяч приходов в 1928 г. было закрыто534 церкви, в 1929 г. – 1119. И далее нарастающими темпами. В Москве из 500храмов к 1 января 1930 г. осталось только 224. В 1931 г. был взорван храмХриста Спасителя. Закрытие храмов и уничтожение святынь сопровождалосьарестами, ссылками и высылками священнослужителей и мирян, этапированием их вместа заключения, где уже томились тысячи священников и десятки архиереев. В1932 году «Союз воинствующих безбожников» принял пятилетний план:
1 год – добиться закрытия всех духовныхшкол и лишить священнослужителей продовольственных карточек;
2 год – провести массовое закрытиецерквей запретить изготовление предметов культа;
3 год – выслать всех служителей культа«за границу» (все, конечно, понимали что значит эта «заграница»);
4 год – закрыть оставшиеся храмы всехрелигий;
5 год – закрепить достигнутые успехи.
Однако план «воинствующих безбожников»провалился. Даже после невиданных, кровавых репрессий 1936-1937 годов (т.н.«ежовские» репрессии), не прошедших мимо членов РПЦ, перепись 1937 показала,что 2/3 сельского населения и 1/3 городского продолжают считать себя верующими!После этого большевистское государство отказалось от метода совмещениярепрессий и антирелигиозной пропаганды и снова перешло к физическомууничтожению РПЦ. За 1937 год было закрыто более 8 тысяч храмов. По ложнымобвинениям были расстреляны тысячи священников и мирян. Многие погибли взастенках НКВД, в лагерях и в ссылках.
К 1939 году во всей стране оставалосьоколо 100 открытых храмов. Скоро очень скоро ожидалось торжественное закрытиепоследнего храма.
6. 22июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. И впервые за всю историю
богоборческогогосударства его руководитель – И. В. Сталин начал свою речь не обращением“товарищи”, а давно забытым “братья и сестры”. РПЦ откликнулась на призыв озащите отечества, верная традициям св. князя Александра Невского, св. князяДмитрия Донского и других защитников русской земли. Наша Церковь, забыв онанесенных ей большевистским государством ранах, призвала верующих встать назащиту родной земли. Митрополит Сергий в первый же день войны написал исобственноручно напечатал на машинке “Послание пастырям и пасомым ХристовойПравославной Церкви”. В нем он пишет “Православная наша Церковь всегдаразделяла судьбу народа…Благославляет она небесным благословением и предстоящийвсенародный подвиг… Церковь благословляет всех православных на защиту священныхграниц нашей Родины. Господь нам дарует победу”.
Загоды войны РПЦ не только призывала верующих исполнить свой долг защиты роднойземли, но и собирала денежные средства на вооружение. На собранные верующимисредства была построена танковая колонна имени Дмитрия Донского. Всего за годывойны было собрано более двухсот миллионов рублей.
Грознаяопасность, нависшая над самим существованием нашего государства, необходимостьвсенародного единения для победы над врагом, патриотическая позиция РусскойЦеркви побудили Советское правительство к изменению религиозной политики.
Началиоткрываться приходы, многие из оставшихся в живых священников были освобожденыиз лагерей и смогли возобновить служение в храмах. В советской печатипрактически прекратилась антирелигиозная пропаганда. Особое значение имелабеседа трех митрополитов (м. Сергия, м. Алексия и м. Николая) с И. В. Сталиным,состоявшаяся 31 августа 1943 года. Результатом беседы явилось возобновлениеархиерейских соборов, открытие духовных школ, началась подготовка Поместногособора. Показательны в этом отношении слова, сказанные Председателем Совета поделам РПЦ при Совнаркоме Г. Г. Карповым на встрече с членами архиерейскогособора 24 ноября 1944 года: «Те явления, которые сейчас происходят в жизниЦеркви, не носят временного характера». Эти слова выражали основной принципновой религиозной политики государственной власти, которая продолжалась 15 лет.Но этот мирный в отношениях РПЦ и государства период не мог продолжаться долгов условиях большевистской власти.
7. В 1958 году большевистскоегосударство, руководимое в тот период Н. С. Хрущевым, вновь изменило своюполитику в отношении РПЦ. По всей видимости причиной этого стали обнаружившиесятогда разногласия внутри руководства коммунистической партии и экономическиетрудности в управлении страной. В связи с этим руководство решило отвлечь народот насущных проблем, заменив эти проблемы борьбой с религией и РПЦ в первуюочередь. Впервые после эпохи “Воинствующего безбожника” журналы и газетынаполнились антирелигиозными статьями с кощунственными выпадами против святынь.Эта кампания отличалась широким привлечением ренегатов. Вышла в печать брошюра,составленная бывшим преподователем Одесской семинарии Е. Дулуманом. В печатипоявились заявления бывших священников П. Дарматского, А. Спасского и А.Осипова об отречении от Бога. После такой подготовки по стране прокатиласьволна закрытия храмов под разными предлогами: ветхостью зданий, тем, что вблизихрама находится школа, что храм мешает движению транспорта и т. д. Всего запериод хрущевских гонений было закрыто около половины храмов – если в 1959 годунасчитывалось 14 тысяч приходов, то к 1961 году только 8 тысяч. Одновременносокращается количество служащих священников. Необходимо отметить, что второйособенностью хрущевских гонений была их бескровность. Почти не было арестов,только несколько священников были осуждены по сфабрикованным делам в основномза финансовые нарушения.
Однако в связи спроисшедшими перестановками в руководстве страны, хрущевские репрессии вотношении РПЦ постепенно сошли на нет. Но тот подъем духовной жизни народа,который происходил в период 1943 – 1958 годов, уже не вернулся.
8. Наступилпоследний период в эпохе большевистского управления страной. Этот периодзатишья в отношениях государства и РПЦ характеризовался медленным сокращениемколичества храмов, закрывавшихся по необходимости (например, прекращениесуществования деревни). Новые храмы открывались очень редко. Снижаласьпосещаемость храмов, т.к. пожилые люди умирали, а большую часть населениястраны стало составлять поколение, выросшее в эпоху жесткой антирелигиознойпропаганды. Вместе с тем участились случаи обращения людей, воспитанных ватеистических семьях. В результате частичной нормализации отношений РПЦ игосударства был открыт ряд Духовных учебных заведений, увеличилось числообучающихся в них. Московская Патриархия несколько раз осуществляла изданиеБиблии, общий тираж Библии за период с 1976 по 1983 год составил 300 тысячэкземпляров.
Объявление государством перемен во всехсферах жизни общества, получивших название «перестройки», позволило изменить клучшему положение дел в РПЦ. Подготовка к юбилейным торжествам – Тысячелетиюкрещения Руси в 1988 году позволила увеличить число приходов, государство сталопередавать Церкви отобранные ранее храмы, разрешило открыть воскресные школы.
Заключение
9. СегодняЦерковь восстанавливает свое значение в среде народа в сложных условиях.
В отличие от условий большевистскогопериода, РПЦ получила большую свободу, но еще большей свободой пользуютсявсевозможные культы, секты, общества колдунов и астрологов. В наших школахчасто с большим удовлетворением приглашают последователей Муна или СвидетелейИеговы, чем православного священника. В условиях сложной экономической ситуациив стране РПЦ, существующая исключительно на средства прихожан, не можетсостязаться по количеству и полиграфическому качеству миссионерской литературыс миссионерами-протестантами, несущими учение чуждое нашему народу. Многиерасценивают принятие закона о свободе совести, как «огосударствление церкви»,но практика показывает, что при внешнем уважении к традиционной русской религиии ее носительнице – Русской Православной Церкви, сегодняшнее руководство государствомсовершенно безразлично к нуждам РПЦ. Примером может быть ситуация с показомфильма «Последнее искушение Христа». И католики, и протестанты, и дажемусульмане предупреждали, что фильм — недопустимо кощунственный, ноправительство так и не запретило его показ по телевидению. Отказ НТВ выполнитьпросьбу Патриарха (отказаться от показа этого фильма) лишает кого бы то ни быловозможности утверждать, будто православие в России является чем-тогосударственно-обязательным. Другой пример. Несмотря на многочисленные просьбыо передаче РПЦ в Санкт-Петербурге одной из великих святынь русского православия– храма «Спаса-на-крови» правительство продолжает удерживать его в качествемузея. И все же РПЦ живет и развивается. Из года в год открываются новые храмы,создаются новые приходы, открываются воскресные школы, православные классы вобычных государственных школах. Проводятся православные конференции, выставки,фестивали (например Рождественские чтения, которые проводятся каждый год вМоскве). В этом году восстановлена традиция предпасхальной Лазаревой ярмарки,на которой были выставлены изделия, изготовленные детьми и взрослыми в кружкахрукоделия воскресных школ Санкт-Петербурга. РПЦ насчитывает на сегодняшний день125 епархий, на всех континентах есть приходы РПЦ. Во всех часовых поясахпроводятся православные богослужения и, потому, ни на минуту не прерываетсяправославное богослужение.
Литература:
1. Иоанн (Снычев), митрополитСанкт-Петербургский и Ладожский.
«Стояние в вере».
2. Владимир Цыпин, протоиерей.
«История Русской Православной Церкви».
3. Георгий Митрофанов, протоиерей.
«Лекции по истории Русской Православной Церкви ХХвек».
4. Дмитрий Поспеловский.
«Православная Церковь в истории Руси, России и СССР».
5. Проханов И.С.
«В котле России», изданна в 1992 году Всемирным союзом евангельских
христиан.