Плюшкин
(“Мертвые души”)
Многие писатели
первой половины 19-го века огромную роль в своем творчестве отводили теме
России. Как никто иной, они видели всю тяжесть положения крепостных крестьян и
безжалостную тиранию чиновников и помещиков.
Нравственные
ценности отходят на второй план, а на первый выходят деньги и положение в
обществе. Крепостное право лежит в основе государственной системы России. Люди
не стремятся к лучшему, не интересуются науками и искусством, не пытаются
оставить потомкам никакого духовного наследия. Их цель – богатство.
В своем
стремлении к наживе человек не остановиться ни перед чем: будет воровать,
обманывать, продавать. Все это не может не волновать людей мыслящих, которым не
безразлична судьба России.
И, конечно же,
НВГ не мог оставить это без внимания. Смысл названия “М-ых душ” очень
символичен. Г не жалеет красок, показывая читателю духовное убожество, грозящее
России. Мы можем только посмеяться над тем, что не в силах исправить. Целая
галерея помещиков проходит перед читателем по мере продвижения сюжета
“М-ых душ”, направление этого движения очень знаменательно. Начав
изображение помещиков с пустого праздного мечтателя и фантазера Манилова, Г
завершает эту портретную галерею “страшной прорехой на человечестве”
– Плюшкиным.
Автор
использует следующие художественные средства, когда описывает своих героев:
“говорящие фамилии”, фольклор, символику, устойчивые эпитеты,
зоологические сравнения, художественные детали (вид имения, дома, интерьер,
внешность хозяина, обед, разговор о мертвых душах). Описания всех помещиков
происходят по одному и тому же сценарию. Наиболее выразительно использование
этих средств проявляется в описании Плюшкина. Тоской проникнуто описание
деревни и усадьбы этого хозяина. Окна в избах были без стекол, некоторые были
заткнуты тряпкой или зипуном. Барский дом похож на огромный могильный склеп,
где заживо погребен человек. Только буйно растущий сад напоминает о жизни, о
красоте, резко противопоставляемой безобразной жизни помещика. Чичиков долго не
может понять, кто перед ним, “баба или мужик”. Наконец, он заключил,
что это верно, ключница.
Предположение
Чичикова многозначительно. Подобно ключнице, Плюшкин раб вещей, а не хозяин их.
Ненасытная страсть приобретательства привела к тому, что он утратил реальное
представление о предметах, переставая отличать полезные вещи от ненужного
хлама. Плюшкин гноит зерно и хлеб, а сам трясется над маленьким кусочком кулича
и бутылкой настойки, на которой сделал пометку, чтобы никто воровством не
выпил.
Даже от
собственных детей Плюшкин отказался. Где уж тут думать о просвещении,
искусстве, нравственности. Г показывает, как постепенно распадаются
человеческие личности. Когда-то Плюшкин был простым бережливым хозяином. Жажда
обогащения за счет подвластных ему крестьян превратила его в скрягу,
изолировала от общества. Плюшкин прервал всякие отношения с друзьями, а затем и
с родственниками, руководствуемый соображениями, что дружба и родственные связи
ведут за собой материальные издержки.
Окруженный
вещами, он не испытывает одиночества и потребности общения с внешним миром.
Крестьян Плюшкин считает тунеядцами и мошенниками, лентяями и ворами, и морит
их голодом. Крепостные у него мрут, “как мухи”, спасаясь от голодной
смерти, они бегут из усадьбы помещика. Плюшкин жалуется, что крестьяне от
праздности и прожорства “завели привычку трескать”, а ему самому есть
нечего. Этот живой мертвец, человеконенавистник, превратился в “прореху на
человечестве”.
В “М-ых
душах” Г выставляет напоказ все человеческие недостатки. Несмотря на то,
что в произведении присутствует не малая доля юмора, “М д” можно
назвать “смехом сквозь слезы”. Автор упрекает людей в том, что в этой
борьбе за власть и деньги они забыли о вечных ценностях. Жива только внешняя
оболочка, а души людей мертвы. В этом виноваты не только сами люди, но и
общество, в котором они живут. Забываются даже такие русские традиции как
гостеприимство и хлебосольство. Все Г это не смог игнорировать и в полной мере
отразил в “М-ых душах”. Люди мало изменились, поэтому “М-ые
души” – это предостережение и для нас.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/