Почему герои Гоголя кажутся нам "знакомыми незнакомцами"

Почему герои Гоголя кажутся нам «знакомыминезнакомцами»
 Боже мой, как грустна наша Россия!  А. С. Пушкин.  Несомненно, чтосмех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии  Фонвизина, вбаснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в  представителях фамусовского общества у Грибоедова. Надчем же  смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже  не надкрепостным правом. Гоголь смеялся над человеческой  бездуховностью,над душевной омертвелостью, над нелепостью и  глупостью людей, лишивших себядуховных интересов, ценностей и  идеалов. Мы знаем, что в произведениях Гоголя нетположительных  героев. Писатель искренне стремился создать такихперсонажей, но у  него ничего не получилось. Для Гоголя самым важнымбыло  беспощадноеобличение пошлости русской жизни. «Изобрази я  картинныхизвергов, мне бы простили, но пошлости мне не простили.  Русскогочеловека испугала его ничтожность..,» _ писал Гоголь…  Прошло многолет после смерти Гоголя, но имя этого замечательного  писателя помняти знают все. Почему? Да потому, что герои его  произведений существуют и в нашивремена. Не вывелись до конца  Чичиковы, Маниловы, Коробочки, Ноздревы, Хлестаковы.Но все же  их стало меньше.
 Герои поэмы «Мертвые души», созданной поднепосредственным  влиянием Пушкина, поистине кажутся нам «знакомыминезнакомцами».  Портретную галерею этого произведения открываетМанилов. Он по  натуре обходителен, добр, вежлив, но все это приняло унего смешные,  уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы.Ни  великих,ни малых дел от Мани-лова и ему подобных ждать нельзя.  Гогольразоблачил явление маниловщины, характеризующее  чиновничество России. Слова«маниловщина» стало нарицательным.
 Манилов страшен Гоголю. Пока этот помещикблагоденствует и  мечтает, его имение разрушается, крестьяне разучилисьтрудиться _ они  пьянствуют, разгильдяйничают. Долг помещика _организовать жизнь  своих крепостных, дать им возможность с пользой длясебя жить и  трудиться. «Маниловщина» больше самогоМанилова. «Маниловщина»,  если ее рассматривать не только как общечеловеческоеявление, а как  явление определенной эпохи и определенной среды, былав высшей  степени свойственна высшему чиновничье-бюрократическому строю  России.Провинциальный помещик Манилов подражал «первому  помещикуРоссии» _ Николаю 1 и его окружению. Гоголь изобразил  «маниловщину»верхов через ее отражение в провинциальной среде.  «Маниловщина»Николая 1 и его окружения предстала перед читателем  окарикатуреннойне столько Гоголем, сколько самой провинциальной  жизнью”, _ писал Лихачев. Акак часто в нашей жизни мы встречаем  людей, подобных Манилову, именно поэтому, читая«Мертвые души»,  этот герой кажется нам «знакомымнезнакомцем».
 Следом за Маниловым Гоголь показывает Коробочку, однуиз «тех  матушек, небольших помещиц, которые плачутся нанеурожаи и  убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок вмешочки,  размещенные по ящикам комодов». Коробочка не имеет претензий на  высокуюкультуру, как Манилов, она не предается пустым фантазиям,  все ее мысли ижелания вертятся вокруг хозяйства. Чичиков называет  Коробочку«дубиноголовой». Это меткое определение вполне освещает  психологиюпомещицы. Согласитесь, что в нашей жизни такие  Коробочки очень распространены.Только в наше время эти люди  превратились в жестокосердных и жадных, стремящихся к  накопительствуи жалеющих пожертвовать несколько грошей нищему.  Типичен в наше время и образНоздрева. Его увлекает пьяный разгул,  буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздревани одно  общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор  ироническиназывает Ноздрева- «историческим человеком». Болтовня,  хвастовство,вранье _ самые типичные черты Ноздрева. По оценке  Чичикова,Ноздрев _ «человек-дрянь». Он держит себя развязно, нагло  и имеет«страстишку нагадить ближнему».
 Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан схозяйственной  деятельностью. Он хитрый пройдоха. Гоголь беспощадноразоблачает  жадного накопителя, которого «омедведила»система крепостного права.  Интересы Собакевича ограничены. Цель его жизни _ этоматериальное  обогащение и вкусная еда. А сколько людей, живущих потакому же  принципу, встречается в нашей действительности?
 Другим героем «Мертвых душ» являетсяПлюшкин, как бы венчающий  галерею губернских помещиков. «Прореха начеловечестве», _ так  называет его Гоголь. Именно в этом человекемелочность, ничтожность  и пошлость достигают предельного выражения. Скупость истрасть к  накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его  к чудовищномууродству. В людях он видел только расхитителей его  имущества. СамПлюшкин никуда не ходил и в гости к себе никого не  приглашал. Онвыгнал дочь и проклял сына. У него люди умирали как  мухи, многиеего крепостные числились в бегах. В самом Плюшкине и  в его домечувствуется движение _ но это движение распада, тления.  Как же страшенэтот человек! И как страшно то, что в современной  действительностиесть такие люди, только, без сомнения, предстающие  перед нами внесколько другом обличий. Таким образом, Плюшкин  тоже кажется нам «знакомымнезнакомцем».
 «Мертвые души» потрясли всю Россию”, _отмечал Герцен.  Крепостники-дворяне, узнавшие себя в разных лицахнового  произведения Гоголя, реакционная критика злобно осудили и автора, и  поэму, обвиняяГоголя в том, что он не любит Россию, что это  насмешка над русским обществом.Гоголь знал, как отнесутся к его  труду представители правящих сословий, но он считалсвоим долгом  перед Россией и народом «показать, хотя с одногобоку, всю Русь». Он  писал: «Бывает время, когда нельзя устремитьобщество или даже все  поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубинуего  настоящеймерзости». Эта мысль не покидала писателя-гражданина во  время всей егоработы над поэмой «Мертвые души».
 Центральным героем поэмы является Павел ИвановичЧичиков.  Прежде всего, Чичиков выделяется на общем фоне деятельностью,  активностью.Это фигура предпринимателя _ новая в русской  литературе. Гоголь показывает,как сложилось умение Чичикова  приспосабливаться к любой обстановке, ориентироватьсяв любой  ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: «Все сделаешь и все  прошибешь насвете копейкой». Вся жизнь Чичикова стала цепью  мошенническихмахинаций и преступлений. Павел Иванович проявляет  громадные усилияи неистощимую изобретательность, пускается на  любые аферы, если они сулятуспех, обещают заветную копейку.
 Чичиков быстро ориентируется в любой ситуации, вездеочаровывает, у  некоторых даже вызывает восхищение. На мой взгляд,Чичиков больше  других кажется нам «знакомым незнакомцем»,ведь и сейчас жизненной  философией многих наших «предпринимателей»стал лозунг: «Зацепил _  поволок, сорвалось _ не спрашивай». Многиесчитают, если «прямой  дорогой не возьмешь», то «косой дорогойбольше напрямик». Да и  вообще, творчество Гоголя представляется нам какгалерея «знакомых  незнакомцев». Вспомним Хлестакова из комедии«Ревизор». Разве мы не  можем утверждать, что его черты присущи каждомучеловеку в той или  иной степени? «Пусть всякий отыщет частицу себя вэтой роли и в то  же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобыне указал кто-нибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени. Всякий хотьна  минуту,если не на несколько минут, делался или делается  Хлестаковым, но, натурально, вэтом не хочет только признаться», _  писал сам Гоголь.
 Таким образом, все герои гоголевских произведенийкажутся нам  «знакомыми незнакомцами». Это происходитпотому, что в нашей  реальной жизни мы часто встречаемся с людьми, вкоторых замечаем  пороки тех или иных гоголевских персонажей. Именнопоэтому его  произведения живы, их любят, по ним воспитывают.Сейчас в нашей  стране происходят большие перемены, зановопереосмысливаются  человеческие ценности, но идеи Гоголя-пророкасовременны и сейчас.  Гоголь дорог нам, ведь он, как никто другой из егопредшественников,  изобразил нравственную сущность и моральные качествалюдей,  которые, бесспорно, присущи нам всем и посей день.
/>