Поэма Некрасова «Кому жить на Русихорошо» — энциклопедия народной жизни
ПоэмуНекрасова «Кому на Руси жить хорошо?» принято называть поэмой-эпопеей.Эпопея — это художественное произведение, с максимальной полностой изображающеецелую эпоху в жизни народа. В центре некрасовского произведения — изображениепореформенной России. Некрасов писал свою поэму в течение двадцати лет, собираяматериал для нее «по словечку». Поэма необычайно широко охватываетнародную жизнь. Автор хотел изобразить в ней все социальные слои: открестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена — помешаласмерь поэта. Таким образом основной темой произведения осталась жизнь народа.Жизнь крестьян.
Снеобычайной яркостью и отчетливостью предстает перед нами эта жизнь. Всеневзгоды и беды, которые приходится терпеть народу, вся эта трудность исуровость его существования. Несмотря на реформу 1861 года, «освободившую»крестьян, они оказалисьеще в худшем положении: не имея своей земли, они попалив еще большую кабалу.
Черезвсю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелойкрестьянской доле, о крестьянском разорении.
Этотмотив голодной жизни бедного мужика, которого «тоска-беда измучила» сособой силой звучит в народных песнях, которых довольно немало в произведении.Стремясь воссоздать со всей полнотой картину народной жизни, Некрасовиспользует и все богатство народной культуры, все многоцветье устного народноготворчества.
Однако,напоминая о народном таланте выразительными песнями, Некрасов не смягчаеткрасок, показывая тут же нищету и грубость нравов, религиозные предрассудки ипьянство в крестьянском быту. Положение народа с предельной отчетливостьюрисуется названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели:
УездаТерпигорева,
Пустопорожнейволости,
Изсмежных деревень —,
Зашгатова,Дырявина,
Разутова,Знобишина,
Горелова,Неелова —
Неурожайкатож…
Впоэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа: и«счастие мужицкое, дырявое с заплатами, горбатое с мозолями», и«голодные дворовые, покинутые барином на произвол судьбы» — все люди«досыта не едавшие, несолоно хлебавшие».
Переднами встает целая сеть ярких разнообразных образов: наряду с бездейственнымихолопами вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата появляются сохранившие подлиннуючеловечность и душевное благородство образы Матрены Тимофеевны, богатыряСавелия, Якима Нагого, Ермила Гирина, старосты Власа, семи правдоискателей идругие. Эти лучшие из крестьян в поэме сохранили в себе способность ксамопожертвованию, у каждого из них есть своя задача в жизни, своя причина«искать правду», но они все вместе свидетельствуют о том, что крестьянскаяРусь уже пробудилась, ожила. Уже появляются люди, которые с искренностью могутсказать такие слова:
Ненадо мне ни серебра,
Низолота, а дай Господь,
Чтобземлякам моим
Икаждому крестьянину
Жилосьвольготно, весело
Навсей святой Руси!
Например,.вЯкиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца,крестьянского «праведника». Яким Нагой способен глубоко понять то, вчем состоит сила и слабость крестьянской души:
Укаждого крестьянина
Душа,что туча черная,
Гневна,грозна — и надо бы
Громомгреметь оттудова,
Кровавымлить дождям
Авсе вином кончается!
ЯковНагой живет той же трудолюбивой, нищенской жизнью, как. и все крестьянство. Но,наделяя его непокорным нравом и тягой к возвышенному (история с картинками),Некрасов пытается наметить в этом образе стремление крестьянства к духовнойжизни, показать, что в душах народа уже назревает протест против существующихусловий жизни. Но пока он мало заметен и не заявляет о себе.
Примечателени Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округусправедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостойпоказал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов неделает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата,назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния, чуть не кончаетсамоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за своевыступление во время бунта. Образ Ермила говорит нам о таящихся в русскомнароде духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянина.
Однако,непосредственно в бунт крестьянский протест превращается в главе «Савелий- богатырь святорусский». Убийство немца -притеснителя, произошедшее”стихийно, незапланированно, олицетворяет собой крупные крестьянские бунты,которые тоже возникали стихийно, как ответ на жестокие угнетения со стороныпомещиков.
Савелий-богатырьявляется самым положительным образом в поэме. В нем живет дух бунтаря,ненависть к угнетателям, но при этом сохраняются и такие человечные качествакак: искренняя любовь (к Матрене Тимофеевне), сила духа, чувство человеческогодостоинства, понимание жизни и способность глубоко переживать горе других. —
Именнотакие герои, а не кроткие и покорные были близки Некрасову. Поэт видел, чтопробуждается сознание крестьянства, накипает бурный протест против угнетения. Сболью и горечью он осознавал страдания народа, но все же с надеждой смотрел вего будущее, с верой в «сокрытую искру» могучих внутренних сил:
Ратьподнимается
Неисчислимая,
Силав ней кажется несокрушимая.
Крестьянскаятема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся система процветания посвящена темепоиска крестьянского счастья. Здесь можно вспомнить и «счастливую»крестьянку Матрену Тимофеевну, чей образ вобрал в себя все то, что могла быпережить и испытать русская женщина-крестьянка. Ее огромная сила воли при стольмногочисленных страданиях и лишениях была свойственна всем русским женщинам,самым обездоленным и забитым существам на Руси.
Конечно,в поэме есть еще много интересных образов: «холопа примерного Яковаверного», который сумел-таки отомстить своему барину, или работящихкрестьян из главы «Последний», которые вынуждены ломать комедию передстарым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, иеще много других образов…
Всеэти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы,перекликаются друг с другом. Поэтому-то ж можно, я считаю, назвать поэмуНекрасова «Кому на Руси жить хорошо?» энциклопедией народной жизни.Поэт, как эпический художник, стремился к полноте воссоздания жизни, квыявлению всего многообразия народных характеров. Поэма, написанная наольклорном материале, создает впечатление народной песни, исполняемой на многиеголоса.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/