Поэма
“Кому на Руси жить хорошо”- вершина творчества Н.А. Некрасова
Венцом
творчества великого русского поэта Некрасова является его поэма “Кому на Руси
жить хорошо”. Начав писать ее в 1863 году, он работал в течение 15 лет, до
самой своей смерти, так и не завершив работу. В поэме автор показал широкую
картину послереформенной России, те перемены, которые произошли в ней. Это
произведение было в то время новым и неожиданным, подобных которому еще не
существовало в русской литературе. Глеб Успенский писал о том, что Некрасов
много думал над этим произведением, надеясь создать в нем “народную книгу”, то
есть книгу о народе и для народа. Именно этой причиной и объясняется
своеобразие поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.
Композиция
произведения отвечает авторскому замыслу. По первоначальному замыслу Некрасова,
крестьяне во время своего путешествия должны были встретиться со всеми, кого
считали счастливыми, вплоть до самого царя. Но затем композиция поэмы была
несколько изменена. В прологе мы знакомимся с семью крестьянами из семи
различных деревень, названия которых прекрасно отражают те условия, в которых
жили бедняки России.
Первая часть —
“Путешествие”, во время которого крестьяне встречают большое количество людей,
которые могут считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми
выясняется, что их счастье — совсем не то, что нужно странникам.
Вторая часть —
“Крестьянка”. В ней автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки
Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой русской женщины, и
мы вместе с крестьянами убеждаемся, что “не дело — между бабами счастливую
искать!”.
Третья часть —
“Последыш” — посвящена описанию жизни помещика послереформенной России.
Заключительная
часть поэмы называется “Пир на весь мир”. Она как бы подводит итог всей поэмы.
И лишь в этой части мы встречаем “счастливого” человека — Гришу Добросклонова.
В “Заключении” звучит и песня Гриши “Русь” — гимн родной стране и великому
русскому народу.
Поэма “Кому на
Руси жить хорошо” по стилю очень близка к произведениям устного народного
творчества. С этим читатели сталкиваются, едва начав читать ее:
В каком году —
рассчитывай,
В какой земле —
угадывай,
На столбовой
дороженьке
Сошлись семь
мужиков…
Первые две
строчки здесь — зачин, характерный для рус-1 ских былин и сказок. В поэме очень
много народных примет, загадок:
Кукуй! Кукуй,
кукушечка!
Заколосится
хлеб,
Подавишься ты
колосом —
Не будешь
куковать!
…свекровушка
приметой прислужилася,
Соседкам
наплела,
Что я беду
накликала,
А чем? Рубаху
чистую
Надела в
Рождество.
Никто его не
видывал,
А слышать,
всякий слыхивал,
Без тела — а
живет оно;
Без языка —
кричит.
Сам ритм поэмы
близок к ритму стихотворных произведений русского фольклора, много песен,
близких по звучанию народным, много форм слов, которые употребляются в
фольклоре: уменьшительно-ласкательные — хлебушко, соло-вушко, солнышко;
деепричастия на -учи, -ючи — играючи, измаючи; много постоянных эпитетов (ветры
буйные, черные вороны, псы косматые), сравнений:
Как рыбка в
море синее
Юркнешь ты!
Как соловушко
Из гнездышка
порхнешь!
В
характеристике героев Некрасова важное место занимает портрет. Вот описание
Якима Нагого:
Грудь впалая;
как вдавленный
Живот; у глаз,
у рта
Излучины, как
трещины
На высохшей
земле,
И сам на
землю-матушку
Похож он: шея
бурая,
Как пласт,
сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука — кора
древесная,
А волосы —
песок.
Якима, таким
образом, невозможно отделить от земли русской, земля для крестьянина помещица и
кормилица, но, для того чтобы собрать с нее хоть какой-нибудь урожай, он должен
затратить огромные силы. Тяжела крестьянская доля. И даже в таких условиях Яким
находит деньги для того, чтобы купить сыну картиночки. Спасая эти картинки во
время пожара, Яким не успевает забрать из избы накопленные за всю жизнь 35
целковых, и они сплавляются в один комок, за который крестьянину дают 11
рублей. Все эти картинки Яким повесил в новую избу.
“Есть и новые”,
— сообщает он Веретенникову, стремясь к прекрасному, к искусству.
Характер героев
раскрывается и через их речь. Крестьяне говорят простым языком, а представители
других классов иначе выражают свои мысли: в речи попа встречаются церковные
слова (“Братия, несу мой крест с терпением, аминь”), речь помещиков более
гладкая и потому менее выразительная.
Значительное
место в поэме занимают описания представителей господствующего класса. Вот
портрет Оболта-Оболдуева:
…барин
кругленький,
Усатенький,
пузатенький,
С сигарочкой во
рту… …
Должно быть,
перетрусился,
Увидев перед
тройкою
Семь рослых
мужиков.
Он пистолетик
выхватил,
Как сам, такой
же толстенький
И дуло
шестиствольное
На странников
навел.
Или портрет
Утятина:
…старый
старичок:
Худой! Как зайцы
длинные,
Весь бел, и
шапка белая
Высокая, с
околышем
Из красного
сукна…
Усы седые,
длинные
И — разные
глаза:
Один здоровый —
светится,
А левый —
мутный, пасмурный,
Как оловянный
грош.
Эти портреты в
сатирическом ракурсе изображают тех, кто являлся господствующим классом в
России того времени. Они как бы противопоставлены истинным русским людям —
простым крестьянам. И это противопоставление целиком в пользу последних. Жалким
предстает перед нами Утятин, сватающий за 70-летнюю вдову Терентьевну
шестилетнего Гаврилу Жохова, заставляющий крестьян пересушивать абсолютно сухой
стог сена… Помещики в поэме изображены как умирающий, доживающий свое класс.
“Кому на Руси
жить хорошо” — поэма, значение которой сложно переоценить. В ней развернута
такая картина народной жизни, каких мало в русской и мировой литературе. И
поэтому поэма считается вершиной творчества, главным трудом всей жизни
Некрасова.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/