Повесть
Куприна “Поединок”
Биография
Куприна была насыщена разнообразными событиями, которые давали писателю богатую
пищу для его литературных трудов. Повесть «Поединок» уходит корнями в тот
период жизни Куприна, когда он приобретал опыт военного человека. Желание
служить в армии было в юности страстным и романтическим. Куприн закончил
кадетский корпус и Московское Александровское военное училище. Со временем
служба и показная, нарядная сторона офицерского бытия обернулась своей
изнанкой: утомительно однообразными занятиями «словесностью» и отработкой
ружейных приемов с отупевшими от муштры солдатами, попойками в клубе да пошлыми
интрижками с полковыми распутницами. Однако именно эти годы дали возможность
Куприну всесторонне изучить провинциальный военный быт, а также познакомиться с
нищей жизнью белорусской окраины, еврейского местечка, с нравами «заштатной»
интеллигенции. Впечатления этих лет явились как бы «запасом» на много лет
вперед (материал для ряда рассказов и в первую очередь повести «Поединок»
Куприн почерпнул именно в пору своей офицерской службы). Работа над повестью
«Поединок» в 1902 – 1905 годах была продиктована желанием осуществить давно
задуманный замысел – «хватить» по царской армии, этому сосредоточению тупости,
невежества, бесчеловечности.
Все события
повести происходят на фоне армейской жизни, ни разу не выходя за ее рамки.
Возможно, это сделано для того, чтобы подчеркнуть важность и реальную
необходимость хотя бы задуматься над теми проблемами, которые показаны в
повести. Ведь армия – это оплот самодержавия, и если в ней есть недостатки, то
их надо стремиться устранять. Иначе вся важность и образцовость существующего
строя – это блеф, пустой звук, и нет никакой «Великой державы».
Осознать весь
ужас армейской действительности предстоит главному герою подпоручику Ромашову.
Выбор автора не случаен: ведь Ромашов во многом очень близок Куприну: оба они
окончили военное училище, поступили на службу в армию. С самого начала повести автор
резко погружает нас в атмосферу армейского быта, рисуя картину ротных учений:
отработка несения службы на посту, непонимание того, что от них требуется,
некоторыми солдатами (Хлебников, исполняющий приказания арестованного;
Мухамеджинов, татарин, слабо понимающий по-русски и, как следствие, неверно
исполняющий приказания). Осознать причины этого непонимания несложно.
Хлебников, русский солдат, просто не имеет хоть кого-либо образования, и потому
для него все произнесенное ефрейтором Шаповаленко – это не более чем пустой
звук. Кроме того, причиной такого непонимания служит резкая смена обстановки:
подобно тому, как резко нас погружает автор в такого рода обстановку, так и
многие новобранцы не имели до этого никакого представления о военном деле, не
общались с военными людьми, для них все ново: «они еще не умели отделить шутки,
примера от настоящих требований службы и впадали то в одну, то в другую
крайность». Мухамеджинов же ничего не понимает в силу своей национальности, и
это тоже большая проблема для русской армии – всех пытаются «подвести под одну
гребенку», не учитывая особенности каждого народа. Ведь эти особенности,
врожденные и не могут быть устранены никакой выучкой, тем более криком,
физическими наказаниями.
Вообще проблема
«рукоприкладства» очень отчетливо фигурирует в данной повести. Это апофеоз
социального неравенства. Конечно же, не надо забывать, что телесные наказания
для солдат были отменены только в 1905 г. Но в данном случае речь уже идет не о
наказании, а об издевательстве: «Унтер-офицеры жестоко били своих подчиненных
за ничтожную ошибку в словесности, за потерянную ногу при маршировке, – били в
кровь, выбивали зубы, разбивали ударами по уху барабанные перепонки, валили
кулаками на землю». Разве станет так себя вести человек с нормальной психикой?
Моральный мир каждого, кто попадает в армию, коренным образом меняется и, как
замечает Ромашов, далеко не в лучшую сторону. Так даже капитан Стельковский,
командующий пятой ротой, лучшей ротой в полку, офицер, который всегда «обладал
терпеливой, хладнокровной и уверенной настойчивостью», как оказалось, тоже бил
солдат (в пример Ромашов приводит то, как Стельковский выбивает вместе с рожком
зубы солдату, неверно подавшему сигнал в этот самый рожок). То есть завидовать
судьбе таких людей, как Стельковский, не стоит.
Еще меньше
зависти вызывает участь простых солдат. Ведь у них нет даже элементарного права
выбора: «Нельзя бить человека, который не может тебе ответить, не имеет права
поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить
голову». Солдаты должны все это терпеть и не могут даже пожаловаться, ведь они
прекрасно знают, что тогда им будет: «Но солдаты дружно гаркали, что они «точно
так, всем довольны». Когда спрашивали первую роту, Ромашов слышал, как сзади
него фельдфебель его роты, Рында говорил шипящим и угрожающи голосом: – Вот
объяви мне кто-нибудь претензию! Я ему потом таку объявлю претензию!» Вдобавок
к тому, что рядовые подвергаются систематическому избиению, их еще и лишаются
средств к существованию: то малое жалование, которое они получают, они почти
все отдают своему командиру. И эти самые деньги расходуются господами офицерами
на всякие посиделки в барах с выпивкой, грязной игрой (опять-таки на деньги), к
тому же в компании развратных женщин. Безусловно, каждый человек имеет право на
отдых. Но этот отдых сильно затянулся и принял очень извращенную форму.
Уйдя официально
от крепостнического строя 40 лет назад и положив на это огромное количество
человеческих жизней, Россия в начале века имела модель такого общества в армии,
где офицерство – это эксплуататоры-помещики, а простые солдаты – это
рабы-крепостные. Армейская система разрушает сама себя изнутри. Она не
выполняет в достаточной степени ту функцию, которая на нее возложена. Ведь если
мы посмотрим на тех людей, которые нас защищают, то есть на простых солдат, то
наверняка в глазах большинства из них мы увидим отражение тех же слов, что
сказал о себе солдат Хлебников: «Не могу больше, … … не могу я, барин, больше…
Ох, Господи… Бьют, смеются… взводный денег просит, отделенный кричит… Где
взять? … Ох, Господи, Господи!» Тех же, кто пытается пойти против этой
системы ожидает очень не легкая судьба. Фактически, в одиночку бороться с такой
«машиной» бесполезно, она «поглощает всех и вся». Даже попытки осознать происходящее
повергают людей в шок: Назнанский, постоянно болеющий и ушедший в запой
(очевидно, пытаясь тем самым скрыться от довлеющей действительности), наконец,
сам герой повести Ромашов. Для него с каждым днем все более заметными
становятся вопиющие факты социальной несправедливости, все уродство системы.
Он, со свойственной ему самокритичностью, находит и в себе также причины
подобного положения вещей: он стал частью «машины», смешался с этой общей серой
массой ничего не понимающих и потерянных людей. Ромашов пытается от них
отгородиться: «Он стал уединяться от общества офицеров, обедал большею частью
дома, совсем не ходил на танцевальные вечера в собрание и перестал пить». Он
«точно созрел, сделался старше и серьезнее за последние дни». Далось ему такое
«взросление» не легко: он прошел через общественный конфликт, борьбу с самим
собой (ведь Ромашов очень любил говорить о себе в третьем лице), ему даже была
близка мысль о самоубийстве (он ясно представлял себе картину, на которой
изображено его мертвое тело, с запиской в руках и толпа людей, собравшихся
вокруг него).
Анализируя
положение хлебниковых в русской армии, образ жизни офицерства и ища пути выхода
из подобной ситуации, Ромашов приходит к мысли, что армия без войны – это
абсурд, и, следовательно, для того, чтобы не было этого чудовищного явления
«армия», а его не должно быть, надо, чтобы люди поняли ненужность войны:
“Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским,
немцам, англичанам, японцам… И вот уже нет больше войны, нет офицеров и
солдат, все разошлись по домам”. Я также близок к подобной мысли: для решения
таких глобальных проблем в армии, для решения глобальных проблем вообще
необходимо, чтобы потребность в осуществлении перемен поняло большинство людей,
так как небольшие группы людей, и уж тем более единицы, неспособны переменить
ход истории.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/