МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра гуманитарных исоциально-экономических дисциплин
Дисциплина: Религиоведение
/>Реферат
по теме №4: «Православное вероучение и культ»
Подготовил:
Студент 454 группы
Ровный Р.А.
Проверил:
Преподаватель
кафедры Г и СЭД
Стеклов Л.Г.
Белгород – 2008
План Страницы Вступительная часть 3 Учебные вопросы: 1. Православное вероучение и культ 3-11 2. Церковная организация православия 11-21 Заключительная часть (подведение итогов)
Введение
Политическоеи культурное разделение Римской империи уже в III – IV веках привело к обособлениювосточных и западных церквей. Фактически раскол христианства на два основныхнаправления – православие и католицизм – произошел после распада Римскойимперии в начале V в. на Восточную и Западную. Уже кначалу V в. между образовавшимися двумя религиознымицентрами – в Риме и Константинополе – практически исчезает административнаясвязь, выявляются и углубляются различия в догматике, обрядах, организационнойструктуре. Православие сформировалось в Восточной части Римской империи.Католицизм – в Западной части Римской империи.
Причиныраскола церкви коренились в разных социально-экономических условиях Византии иЗападной Европы, а также во влиянии специфических культурных традиций античнойГреции на восточную церковь и Рима – на западную.
Об этом мыболее подробно поговорим в лекции посвященной католицизму. А пока рассмотримправославие как одну из конфессий христианства.
Вопрос №1.Православное вероучение и культ
Священныекниги Главной священной книгой православныххристиан, как и всех христиан мира, является Библия, традиционно именуемая вРоссии Священным писанием. Она разделяется на:
– Ветхий завет — древнееврейские тексты,рассматриваемые как богодухновенное изложение предыстории появления Христа;
– Новый завет — собственно христианские священныекниги, содержащие жизнеописание Христа и излагающее суть христианскоговероучения.
Ветхий завет состоит из 50 книг, Новый завет — из27. Исторический язык Ветхого завета — древнееврейский, Нового завета — эллинистический греческий.
Непосредственно за Священным писанием по значимости православная церковьставит Священное предание. В состав Священного предания входят:
– решения первых семи Вселенских соборов;
– решения Поместных соборов автокефальных церквей, признанныхобщезначимыми;
– так называемая патристика (святоотеческая литература) — сочинениявосточных «отцов церкви», установившие чины, каноны и апостольские правила православия.
Авторитет западных «отцов церкви» в православии признается, но неканонизируется; их сочинения в православное Священное предание не включены.
В Русской церкви в богослужении и молитвословии используетсяцерковнославянский текст Библии, установленный и неизменный с 1751г. В мирскомобращении и чтении используется русский текст Библии, впервые полностьюизданный в 1876 г. Церковнославянский перевод Библии традиционно приписываетсясвятым братьям Кириллу (Константину) и Мефодию (IX век). Русский переводвыполнялся в 1818 -1875 гг. группой ученых иерархов и богословов (такназываемый синодальный перевод). В настоящее время он распространен оченьшироко.
В тексте православной Библии 39 книг Ветхого завета переведены сдревнееврейского языка и считаются каноническими; 10 книг переведены сгреческого текста III — II веков до н.э. (такназываемой Септуагинты, перевода «70 толковников»), одна книга — с латинскогоперевода IV века (так называемой Вульгаты). Последние 11 книг считаютсянеканоническими, но включаются в Библию. Имеетсяряд неканонических вставок в канонические книги (особые примечания в текстеБиблии). Названные особенности — главное отличие православной Библии откатолической, в которой все тексты признаются каноническими. Новый завет единдля всех христиан без канонических различий.
Православная церковь в отличие от католической не осуждаетсамостоятельное чтение Библии, полагая это достойным и богоугодным делом. В тоже время она считает такое чтение трудным для неподготовленных людей и потомупредостерегает их от попыток толкования священных текстов.
Таинствахристианства.Человек, живущий без Бога (или спридуманным, пусть даже внешне очень привлекательным, богом), так или иначе,становится жертвой греха. Человек, нашедший Бога, получает возможностьосвобождения от греха. Обретая уже здесь, на земле, радость богообщения, человек находит высший смысл жизни, который естьлюбовь к Богу и людям.
Внутреннее содержание православной жизни – общение сБогом. Это и есть собственно сердцевина церковной жизни.
Верующий получает благодать, то есть освящающую силу Божию, прежде всего, втаинствах, называемых так не из-за их якобы «секретности», а из-за ихпринципиальной необъяснимости рациональным человеческим разумом. Важныесвойства таинств – их действительность и действенность.
Их действенность связана с наличием апостольского преемства. Внешнеевыражение таинств христианской церкви имеет аналоги в священнодействияхдохристианской религии (язычества), но приобретает совершенно иной смысл.
Христианство восприняло «формы» языческой религии, поскольку «весьзамысел христианства в том и состоит, чтобы все «формы» в этом мире не заменитьновыми, а наполнить новым и истинным содержанием… Крещение водой, религиознаятрапеза, помазание маслом — все эти основоположные религиозные акты церковь невыдумала… все они уже имелись в религиозном обиходе человечества».
В православии основными считаются семь таинств: крещение, миропомазание,покаяние, причащение (евхаристия), священство, брак и елеосвящение (соборование).
1. Крещение – приобщение человека к церкви. Оно совершаетсяпосредством троекратного погружения в воду во имя Святой Троицы. В православиикрещение совершается как над взрослыми, прошедшими «оглашение» (сознательноепринятие веры), так и над младенцами по вере восприемников (крестныхродителей).
Православие признает действительным крещение в любой христианскойконфессии, совершаемое во имя Святой Троицы.
В отличие от других таинств, оно может совершаться в исключительныхслучаях (отсутствие священника, болезнь ребенка) любым христианином-мирянином.Но при первой же возможности крещеный таким образом человек и лицо, совершавшеекрещение, должны обратиться в храм к священнику, который проверит правильностьсовершенного обряда и «довершит» его.
2. Миропомазание – обряд, производимый сразу после крещения. Оносовершается посредством помазания частей тела (лба, ладоней, ступней) святыммиром — особым ароматическим маслом, освященным Собором епископов. Означаетвведение в звание мирянина — члена церкви.
3. Покаяние – исповедание грехов перед священником — духовнымотцом. В православии покаяние, соединенное с отпущением грехов (исповедь),происходит как по сознательной воле кающегося, так и при отсутствии его воли,например в отношении тяжелобольного в бессознательном состоянии — такназываемая «глухая исповедь».
4. Причащение (евхаристия) – приобщение верующего к Христу.
Оно совершается во время главного православного богослужения — литургии — путем употребления небольших порций хлеба и вина, воплощающих тело и кровьХристовы.
Согласно Священному писанию, первую евхаристию совершил сам Христос вовремя вечерней трапезы накануне своего предания в руки врагов
. Он раздал апостолам хлеб и вино, которые, благословив, назвал своимителом и кровью. По православному вероучению, евхаристия имеет значениебескровной жертвы, как выражение крестной жертвы Спасителя.
5. Священство (посвящение в священнослужители) – выражениеапостольского преемства церковной иерархии посредством передачи даров СвятогоДуха через рукоположение.
Смысл священства — в наделении принявшего возможностью совершениятаинств. В православии священство имеет три степени (епископат, пресвитернат,диаконат), составляющие церковную иерархию — клир. Полномочия иерархии включаютсвященство (совершению таинств), пастырство (попечение о духовной жизни членовцеркви) и учительство (проповедование Слова Божия).
Епископат обладает всей полнотой тайнодеиствия, включая рукоположениепресвитеров и диаконов. В православных церквах патриархи, митрополиты, всеепископы (вне зависимости от различий по власти и по чести), архиепископы равныпо благодати, тогда как в католицизме высший епископ (папа Римский) составляетособую высшую степень священства — примас.
Рукоположение епископов осуществляется как старшим епископом любойизправославных церквей, так и Собором епископов (архиереев). В отличие отепископов пресвитеры (иереи, протоиереи) обладают ограниченным тайнодействием — правом совершения всех таинств, кроме рукоположения. Диаконы имеют лишь правопомогать пресвитерам в тайнодействии.
6. Брак – благодатное освящение союза мужчины и женщины,являющихся членами церкви, для совместной христианской жизни и деторождения.Православная церковь, в отличие от католической, признает возможность десакрализации таинства брака — его расторжения, но в ограниченных пределах, сомногими оговорками и ограничениями (бесплодие любого из супругов, доказаннаясупружеская измена, совершение тяжкого преступления, отлучение одного изсупругов от церкви).
7. Елеосвящение (соборование) – особый обряд, совершаемый надбольным или умирающим, сообщающий оздоровление души и придание силы дляпринятия христианской смерти.
Символическим сакральным жестом, являющимся обязательным атрибутомповедения христианина в храме, во время молитвы и в некоторых бытовыхситуациях, служит крестное знамение. Общеупотребительным оно стало с VII века.Представляет собой движение правой руки в порядке «лоб — середина груди — обаплеча», что символизирует Животворящий Крест и Крест Распятия Христа.
Крестное знамение признается и совершается православными и католиками, ноне признается и не совершается протестантами. Крестное знамение в православиисовершается тремя сложенными пальцами (символ Святой Троицы) в порядке «справаналево» (у старообрядцев — двумя пальцами в том же порядке). Католики совершаютего всеми пальцами открытой ладони в порядке «слева направо». Больные и увечныемoгут совершать крестное знамение любой здоровой рукой.
Помимо основных таинств в православной церкви принят ряд менее значимыхтайнодействий, сообщающих благодать Святого Духа, например освящение храма,икон, богослужебных предметов, воды, хлебов, плодов, жилища.
Православие не отвергает действенность таинств, совершаемых вкатолической церкви как сохранившей апостольское преемство иерархии. Католическиеклирики при изъявлении ими желания перейти в православие принимаются всуществующем сане.
Иконопочитание Развитая традиция иконопочитания являетсяхарактерной особенностью православного христианства. Иконопись в православии — не только искусство священных изображений, но и свидетельство потустороннегомира в его образах. Искусство иконописи требует соединения в одном лицехудожника и богослова.
Происхождениеикон восходит к началу христианства. По преданию, евангелист Лука оставилнесколько изображений Богоматери. Со времени Константина I Великого иконавходит во всеобщее употребление в храмах и домах. Одновременно возниклодвижение против почитания икон, получившее наименование иконоборчества.Его сторонники объявили иконопочитание идолопоклонством, несовместимым схристианским единобожием.
Несмотря на то, что иконоборцев поддержали византийские императоры ЛевИсавр (правил в 717-741 гг.) и Константин V Копроним (правил в 741-775 гг.), ихусилия не привели к успеху. После длительной религиозно-политической борьбы в787 г. стараниями Константинопольского патриарха Тарасия VII Вселенскийцерковный собор в г. Никее утвердил догмат иконопочитания. Крайностииконопочитания, ведущие к идолопоклонству, были осуждены.
Окончательно иконопочитание утвердилось в 843 г. при императрице Феодореи патриархе Мефодии. В честь этого события установлен праздник — ТоржествоПравославия, отмечаемый в первое воскресение Великого Поста.
Почитание мощей святых Помимо икон почитанием в православнойцеркви пользуются мощи (останки тел) святых угодников. Согласно православномувероучению, существует мистическая связь Святого Духа с телесными останкамисвятых, до конца не разрушаемая смертью.
Почитание мощей берет свое начало от раннехристианской традициисобираться на могилах мучеников, погибших во время антихристианских гонений.Впоследствии их мощи нередко береглись в храмовых алтарях. Данная традициясохранилась в наличии антиминса — покрывала со вшитыми в него частицами мощей,возлагаемого на престол, находящийся в алтаре православного храма.
Сами мощи обычно находятся в раке — металлическом ларце, помещаемом вхраме.
Православные праздники.Главным праздником всех христиан считаетсяПасха – Праздник Светлого Христова Воскресения, установленный в честьвоскресения Христа на третий день после распятия. Согласно Евангелию от Иоанна,Иисус был распят накануне иудейской Пасхи, пришедшейся в тот год на субботу, ав первый день после Пасхи его гроб был пуст.
Современные исследователи Библии датируют эти события 7-9 апреля 30 г. н.э.Основным ориентиром для ежегодного исчисления даты праздника ВоскресенияХристова долгое время служила иудейская Пасха.
Христиане-евреи, соблюдавшие этот праздник, соединили его с празднованиемВоскресения Христова, сохранив прежнее наименование Пасха. После ПервогоВселенского собора 325 г. было принято решение праздновать Пасху независимо отиудейского праздника — в первое воскресенье первого полнолуния после весеннегоравноденствия.
Пасха открывает собой 12 наиболее важных православных праздников, именуемыхдвунадесятыми. Они делятся на «преходящие» (исчисляемые по дате Пасхи) и«непреходящие» (выпадающие на строго определенную дату). К первым относятсяпраздник Вознесения Господня и День Святой Троицы.
Вознесение Господне празднуется в четверг шестой недели послеПасхи. Установлен в память вознесения Христа на небо после его явленияапостолам, которое произошло на 40-й день после Воскресения Христова.
День Святой Троицы (Пятидесятница) установлен в память сошествияСвятого Духа на апостолов. Это произошло в г. Иерусалиме во время иудейскогопраздника Пятидесятницы (50-й день после Пасхи). Считается днем основанияцеркви Христовой. Празднуется в воскресенье через семь недель после Пасхи.
К числу «непреходящих» относятся основные праздники церковного года,который, по ветхозаветной традиции, начинается осенью.
Рождество Богородицы. Празднуется 21 сентября. Дата рождения Мариив семье благочестивых праведников Иоакима и Анны отмечается церковью как«начало спасения».
Воздвижение Креста Господня. Празднуется 27 сентября.Происхождение праздника связано с восстановлением христианских святыньИерусалима по приказанию римского императора Константина I Великого. Согласнорассказу ряда церковных историков (Евсевия, Иоанна Златоуста, Руфина) г.Иерусалим посетила мать императора — императрица Елена. Она произвела раскопкина горе Голгофе, где был найден крест, на котором совершилось распятие Христа.Праздник символизирует искупление Иисусом грехов мира путем крестных страданий.
Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Празднуется 4 декабря.Установлен в память принесения, по иудейскому обычаю, маленькой Марии вИерусалимский Храм для посвящения ее Богу. Такой обычай существовал лишь поотношению к мальчикам. Посвящение девочки явилось событием исключительным — свидетельством высшего избранничества Девы Марии.
Рождество Христово. Празднуется 7 января. Точная дата рожденияХриста не установлена. В Священном писании упоминается 30-й год правленияримского императора Октавиана Августа; одновременно говорится о рождении Христа«во дни царя Ирода». Некоторые церковные историки относят рождение Иисуса нанесколько лет раньше точки отсчета европейского летосчисления «от РождестваХристова», к 7-6 гг. до н.э., поскольку иудейский царь Ирод I Великий умер в 4г. до н.э.
В качестве праздничной даты первоначально был избран праздникБогоявления, отмечаемый со II века христианами Египта как ожиданиеБожественного Избавителя. Однако с IV века праздник Рождества Христова былотнесен на день зимнего солнцестояния, широко отмечавшийся народамиСредиземноморья, тогда как Богоявление отождествлено с Крещением Господним.
Крещение Господне. Празднуется 19 января. Происхождение праздникасвязано с проповедью пророка Иоанна Крестителя, возвестившего скорое пришествиеСпасителя и призвавшего людей к покаянию. Над кающимися Иоанн совершал обрядомовения в реке Иордан, символизирующий начало праведной жизни. В славянскихпереводах Нового завета греческое слово «баптизма» (омовение) было передано как«крещение» (в связи с последующим освящением Христом обряда омовения своейкрестной жертвой).
Согласно рассказу Священного писания, данный обряд Иоанн соверши, и надявившимся к нему Иисусом. В момент крещения Иисуса голос Бога с небес возвестило нем как о Сыне Божием, а Святой Дух сошел на Христа в виде голубя. ПраздникКрещения Господня именуют также Богоявлением.
Сретение Господне. Празднуется 15 февраля, на 40-й день послеРождества Христова. Введен Иерусалимской церковью с IV века в память опринесении младенца Иисуса в Иерусалимский Храм для посвящения его Богу. Вовремя посвящения произошла встреча («сретение») Иисуса со старцем Симеоном,жившим при храме, которому было предсказано, что он при жизни увидит Спасителя.
Благовещение. Празднуется 7 апреля. Установлен в память о явленииДеве Марии архангела Гавриила, возвестившего о будущем рождении Сына Божия.Утвержден в IX веке исчислением 9 месяцев назад отРождества Христова.
Преображение Господне. Празднуется 19 августа. Установлен в памятьо пребывании Христа на горе Фавор, когда во время молитвы бывшие с ним апостолыПетр, Иоанн и Иаков увидели Иисуса преображенным Божественным Светом, вокружении пророков Моисея и Илии. Праздник отмечался в Палестине как началосбора первых плодов. В связи с этим в восточном христианстве утвердился обычайосвящения первых плодов (яблок, винограда) в праздник Преображения Господня,после чего разрешалось употреблять их в пищу.
Успение Пресвятой Богородицы. Отмечается 28 августа в память окончине Богоматери, которая после Воскресения Христова жила в доме апостола ИоаннаБогослова. Ее смерть наступила около 48 г. н.э. в г. Эфесе, где Иоанн Богословжил после ссылки. Некоторые церковные историки местом ее кончины называютГефсиманию. В обоих пунктах есть храмы, посвященные Успению Богоматери.
Помимо двунадесятых праздников почитанием в православии пользуются Великиепраздники, связанные с важными событиями церковной истории:
– Обрезание Господне (в память о совершении над младенцемИисусом древнеиудейского обряда обрезания) — празднуется 14 января;
– Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя) – празднуется 7июля;
– День Первоверховных апостолов Петра и Павла (установлен впамять их мученической кончины во время антихристианских гонений при римскомимператоре Нероне в 64 г.) — отмечается 12 июля;
– Усекновение главы Иоанна Предтечи – отмечается 11сентября;
– Покров Пресвятой Богородицы (установлен на основелегендарного видения византийским подвижником Алексием Божиим Человеком в VIIвеке, во время осады Константинополя арабами, Богоматери в небе, укрывающейгород от врага своим покрывалом) — празднуется 14 октября.
Другие, менее значительные праздники посвящены отдельным святым (дате ихсмерти или прославления церковью), знаменательным событиям в историиправославия, а также особо чтимым иконам. В первое воскресенье после Дня СвятойТроицы отмечается День Всех Святых – общий праздник всех святых, чтимыхв православии, а еще через неделю — особый праздник Всех Святых, в землеРоссийской просиявших.
Посты. Помимо праздников, большую роль в православии играют посты- периоды воздержания от животной пиши, чувственных удовольствий и развлечений- с целью достижения молитвенного сосредоточения. Главные среди них — четыремногодневных поста:
– Великий Пост (семь недель перед Пасхой — духовноеприготовление к празднику Воскресения Христова);
– Петров Пост (от праздника Всех Святых до ДняПервоверховных апостолов Петра и Павла);
– Успенский Пост (две недели перед Успением Богородицы);
– Рождественский Пост (от Дня апостола Филиппа 27 ноября доРождества Христова).
Приняты также однодневные посты: среда и пятница в течение всего года,кроме праздничных «сплошных» недель (в среду Иисус был предан в рукиврагов, в пятницу — распят); канун Крещения Господня («крещенскийсочельник»); День Усекновения главы Иоанна Предтечи; День Воздвижения КрестаГосподня.
Православное богослужение Храмовое богослужение в православииимеет суточный цикл, включающий в себя утреню, обедню (литургию), часы,вечерню, полуночницу и повечерье. Оно состоит из:
– молитвенных песнопений, посвященных церковным праздникам (стихир)и прославлению подвига святого (икосов, кондаков), составляющих особыемолитвословия (акафисты);
– молитвенных прошений (ектений);
– чтения Священного писания в установленном порядке.
Центральное место в суточном богослужении занимает литургия(по-гречески – «общее дело»), во время которой совершается евхаристия — таинство причащения.
Первый единый литургический канон (порядок богослужения) был составлен вIV веке святым Василием Великим. Сейчас литургия Василия Великого служится лишьнесколько раз в году, а наиболее употребительным в православном богослужениистал литургический канон Иоанна Златоуста.
В период Великого Поста служится также литургия Преждеосвященных Даров,во время которой евхаристия не совершается. Литургическое богослужение имеетсложную структуру, включающую:
– проскомидию (подготовительную часть);
– литургию оглашенных (готовящихся к принятию крещения);
– литургию верных, когда совершается евхаристия.
Последование молитв во время евхаристии составляет анафору (по-гречески- возношение). Согласно каноническим правилам, священные сосуды, используемыедля евхаристии, — дарохранительница, дароносица, потир (евхаристическая чаша) — для иных целей использоваться не могут.
Проповедь в православном богослужении центрального значения неимеет, поскольку само богослужение изобилует проповедническими элементами.Богослужение в православных церквах совершается обычно на национальных языках(славянских, греческом, сирийском, грузинском, английском).
В Русской церкви используется церковно-славянский язык — искусственныйязык-интерлингва, созданный на основе южнославянских говоров и диалектов IХ века, который иногда ошибочно отождествляется состарославянским и древнерусским.
Перевод на церковно-славянский язык литургических текстов и богослужебныхкниг был выполнен в 60-х годахIX века святыми Кириллом и Мефодием — создателями славянской азбуки (кириллицы). Получив первоначальноераспространение в Болгарии, тексты славянского богослужения после принятияхристианства попали на Русь. Попытки перевода православного богослужения насовременный русский язык предпринимались неоднократно, но были малоуспешными. Вправославном богослужении используется хоровое пениебез музыкальногосопровождения, в котором ранее принимали участие все молящиеся (данный обычайсохранился у старообрядцев).
Впоследствии появились специальные церковные хоры и чтецы (псаломщики).Первые специализированные вокалы церковных служб были составлены в VIII веке И.Дамаскином и Ф. Студитом.
Среди российских композиторов, оставивших значительноенаследие духовной музыки, наиболее известны П. Чайковский (1840-1893) и С.Рахманинов (1873-1943). Кроме того, можно назвать М. Березовского (1745-1777),А. Веделя (1767-1806), Д. Бортнянского (1751-1825), А. Кастальского (1856-1926),А. Гречанинова (1864-1956), П. Чеснокова (1877-1944).
Вопрос №2.Церковная организация православия
Внастоящее время общая численность православных в мире составляет более 220 млн.человек… Согласно православному вероучению Церковь – это не просто собраниелюбых желающих поговорить или вспомнить об Иисусе Христе. Православная Церковь– это:
1) дом Божий, храм, дом Господень;
2) от Бога единожды установленное и непрерывно существующеевселенское общество верующих во Христа, соединенное словом Божиим, законнымсвященноначалием и таинствами, управляемое Самим Господом и Духом Божиим, длявечной жизни и спасения верных;
3) живое, бессмертное и обладающее сознанием, единственное иединое Тело; всегда оживляемое, очищаемое и освящаемое Духом Святым; постоянноот Бога имеющее благодать Божию; созданное и неизменно возглавляемое СамимБогочеловеком Господом Иисусом Христом – средоточием православной веры;
4) Вселенская Православная Церковь – единая Святая, Соборная иАпостольская Церковь – все входящие в нее Поместные Православные Церкви.
Вселенская Православная Церковь состоит из 15поместных Церквей, упоминаемых в официальных списках в установленном порядке всоответствии с их древностью и значением (до 1054 года, то есть до отпаденияЗападной Церкви – католиков, этот список начинался с Римской Церкви):Константинопольский Вселенный Патриархат; Александрийский Патриархат;Антиохийский Патриархат; Иерусалимский Патриархат; Русская ПравославнаяЦерковь, Московский Патриархат; Грузинский Патриархат; Сербский Патриархат;Румынский Патриархат; Болгарский Патриархат; Кипрская Церковь; ЭлладскаяЦерковь; Албанская Церковь; Польская Православная Церковь; Чехо-СловацкаяЦерковь; Православная Церковь в Америке.
Кроме того, в структуру православной церкви входятавтономии: Синайская автономная Архиепископия; Финляндская автономная Церковь;Японская автономная Церковь.
Структура Русской Православной Церкви.Согласно Уставу Русской Православной Церкви, преемственно утвержденномуЮбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году, онаявляется многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительномединстве и молитвенно-каноническом общении с другими ПоместнымиПравославными Церквями. Таким образом, Русская Православная Церковь в единствеверы и духа является равноправной составной частью единого Богочеловеческогоорганизма – Вселенской Православной Церкви – единой Святой Соборной иАпостольской Церкви, Глава и основа которого есть Сам Господь Иисус Христос,Сын Божий по божественной Природе, одна из трех ипостасей единой ПресвятойТроицы – одного и единого Бога. Благодатное общение с Богом осуществляетсяРусской Православной Церковью и в ней всех православно верующих людей безвсяких посредников, сотоварищей, иных форм языческого многобожия и эманаций.
В духовной жизни Русской Православной Церкви, как и во всей ВселенскойПравославной Церкви, при принятии и утверждении всех решений действует принципсоборности в Духе Святом. В земной Церкви ее Главу – Иисуса Христа,представляет не один «главный епископ» или «папа», а только весь епископат вцелом. Церковность противополагается индивидуализму власти. Любая общинаправославных верующих возглавляется законным священником, а не действует изсвоих собственных самовольных начал.
В Русской Православной Церкви имеются три степенисвященства: первая (высшая) – епископы(архиереи), которые преемственно (то есть, законно) от апостолов принялиполноту иерархических даров и полномочий; вторая – священники; третья (низшая) – диаконы.
Все находящиеся на одной ступени священства равны поблагодатному дару Божьему, но между ними могут быть различия по чести иадминистративным полномочиям. В этой связи важно, что в православии патриарх,митрополиты, архиепископы, епископы, все священноначалие и все остальные безисключения члены Вселенской Церкви окормляются каждый своим духовником, которыйтакже обязательно имеет своего духовника, и так далее… до всей церковнойсоборной духовной полноты (возглавляемой Господом Иисусом Христом). Все этодуховное окормление осуществляется при строжайшем соблюдении тайны исповеди.
В настоящеевремя юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православногоисповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви:в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии,Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также надобровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.
Все входящие в Русскую Православную Церковь канонические подразделения:Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные учреждения, благочиния,приходы, монастыри, братства, сестричества, Духовные учебные заведения, миссии,представительства и подворья канонически составляют Московский Патриархат.Любые самочинные своевольно возникшие структуры, даже если они признают Библиюсвященной книгой и считают Иисуса Христа Богом, не входят в РусскуюПравославную Церковь. «Московский Патриархат» – другое официальноенаименование Русской Православной Церкви.
Русская Православная Церковь при уважении и соблюдении существующих вкаждом государстве законов осуществляет свою деятельность на основе:
а) Священного Писания (письменного слова Божьего) и Священного Предания(живого слова Божьего – жизни и сознания Тела Христова в Духе Святом);
б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и ПоместныхСоборов и святых отцов (письменной и устной части Священного Предания);
в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синодаи Указов Патриарха Московского и всея Руси:
г) Устава Русской Православной Церкви.
Канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся натерритории конкретных государств, могут быть зарегистрированы в качествеюридических лиц в соответствии с существующими в каждой стране законами.
В духовной жизни Русской Православной Церкви, как и во всей ВселенскойПравославной Церкви, действует принцип соборности в Духе Святом при принятии иутверждении всех решений. В практической управленческой и властной деятельностиРусская Православная Церковь имеет иерархическую структуру. Высшими органамицерковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор,Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.
В Русской Православной Церкви действует церковный суд в трехинстанциях: епархиальный суд; общецерковный суд; суд Архиерейского Собора.Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики имиряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский судпо вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническоеуправление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность.Церковный суд Русской Православной Церкви реализует судебную власть посредствомцерковного судопроизводства. Никакие другие церковные органы и лица не вправепринимать на себя осуществление функций церковного суда. Судебная система вРусской Православной Церкви устанавливается священными канонами, УставомРусской Православной Церкви и «Положением о церковном суде». Имеется механизм,обеспечивающий единство судебной системы Русской Православной Церкви.
Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведутполитической деятельности и не предоставляют свои помещения для проведенияполитических мероприятий.
В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения иканонического устроения принадлежит Поместному Собору. Сроки созываПоместного Собора, количество и состав его участников, повестка дня и иныерешения, касающиеся его деятельности, определяются Архиерейским Собором.Механизм и порядок работы Собора определяется Уставом Русской ПравославнойЦеркви. Поместный Собор:
а) истолковывает учение Православной Церкви на основе Священного Писанияи Священного Предания, сохраняя вероучительное и каноническое единство сПоместными Православными Церквами;
б) решает канонические, богослужебные, пастырские вопросы, обеспечиваяединство Русской Православной Церкви, сохранение чистоты православной веры,христианской нравственности и благочестия:
в) утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления,касающиеся церковной жизни;
г) утверждает постановления Архиерейского Собора, относящиеся квероучению и каноническому устройству;
д) канонизирует святых;
е) избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедурутакого избрания;
ж) определяет и корректирует принципы отношений между Церковью игосударством;
з) выражает в необходимых случаях озабоченность проблемами современности.
Архиерейский Собор является высшим органом иерархическогоуправления Русской Православной Церкви и состоит из епархиальных архиереев, атакже викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и Духовныеакадемии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными имприходами.
Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул «СвятейшийПатриарх Московский и всея Руси». Он имеет первенство чести среди епископатаРусской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам.Отношения между Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, всоответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом свв.Апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора.
Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси(Местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви впериод между Архиерейскими Соборами. Священный Синод состоит из Председателя –Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), семи постоянных и пятивременных членов – епархиальных архиереев.
Московская Патриархия является учреждением Русской ПравославнойЦеркви, объединяющим структуры, непосредственно руководимые ПатриархомМосковским и всея Руси. Синодальным учреждением является учреждение РусскойПравославной Церкви, ведающее кругом общецерковных дел, входящих в егокомпетенцию. Московская Патриархия и Синодальные учреждения являются органамиисполнительной власти Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода иобладают исключительным правом полномочного их представления в рамках сферысвоей деятельности и в пределах своей компетенции.
Самоуправляемые Церкви, входящие в состав Московского Патриархата,осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемыхПатриаршим Томосом, издаваемым в соответствии с решением Поместного илиАрхиерейского Собора. Решение об образовании или упразднении СамоуправляемойЦеркви, равно как и определение ее территориальных границ, принимаетсяАрхиерейским Собором. Органом церковной власти и управления СамоуправляемойЦеркви являются Собор и Синод, возглавляемые Предстоятелем СамоуправляемойЦеркви в сане митрополита или архиепископа и вступающий в должность послеутверждения Патриархом Московским и всея Руси.
Во всех иных случаях самозванцы, утвердившиеся на этот пост, считаютсягрубо нарушившими канонические правила единой Вселенской Церкви и, поэтому, неимеющими законной церковной власти во всех вопросах, в том числе в таинствах.
Епархии Русской Православной Церкви в установленном порядке могут бытьобъединены в Экзархаты на основе национально-регионального принципа.
Русская Православная Церковь в установленном порядке разделяется на епархии– местные церкви, возглавляемые архиереем и объединяющие епархиальныеучреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, духовные образовательныеучреждения, братства, сестричества, миссии.
Епархиальный архиерей, по преемству власти от святыхапостолов, есть предстоятель местной церкви – епархии, канонически управляющийею при соборном содействии клира и мирян. Он в установленном порядке избираетсяСвященным Синодом, получая о том Указ Патриарха Московского и всея Руси. Помере надобности в помощь епархиальному архиерею Священным Синодом назначаютсявикарные епископы с кругом обязанностей по усмотрению епархиального архиерея.Архиереи носят титул, включающий наименование кафедрального города иопределяемый Священным Синодом. Архиереи пользуются, согласно общецерковномууставу, всей полнотой иерархической власти в пределах вероучения,священнодействия и пастырства, без его согласия ни одно решение органовепархиального управления не может быть проведено в жизнь. В иных случаях любыесамочинные действия (то есть, не благословленные архиереем) считаются грубымнарушением канонических правил единой Вселенской Церкви и, поэтому, не имеютзаконной силы во всех вопросах, в том числе в таинствах.
Органом управления епархией является епархиальное собрание,возглавляемое епархиальным архиереем. Оно состоит из клира, монашествующих имирян, проживающих на территории епархии и представляющих каноническиеподразделения, входящие в состав епархии.
Епархиальный совет, возглавляемый епархиальным архиереем,выполняет функции органа управления епархией. Он образуется по благословениюепархиального архиерея и состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерскомсане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираютсяепархиальным собранием на три года.
Епархиальное управление представляет собойисполнительно-распорядительный орган епархии, находящийся под непосредственнымруководством епархиального архиерея, и вместе с иными епархиальнымиучреждениями призванный помогать архиерею в осуществлении его исполнительнойвласти.
Епархия разделяется на благочиннические округа во главе сблагочинными, назначаемыми епархиальным архиереем. Границы благочиний и ихнаименования определяются епархиальным советом. В первую очередь в обязанностиблагочинного входит: забота о чистоте православной веры и достойномцерковно-нравственном воспитании верующих; наблюдение за правильным ирегулярным отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, засостоянием церковной проповеди; забота об исполнении постановлений и указанийепархиальной власти и иное.
Приходом, братством и сестричеством являются общины православныххристиан, состоящие из клира и мирян, объединенных при храме. Они, будучи каноническимиподразделениями Русской Православной Церкви, находятся под начальственнымнаблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного имсвященника-настоятеля.
Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православноговероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиальногоархиерея. Для получения статуса юридического лица приход регистрируетсягосударственными органами в порядке, определяемом законодательством странынахождения прихода. Границы приходов устанавливаются епархиальным советом.Приход в своей гражданско-правовой деятельности обязан соблюдать каноническиеправила, внутренние установления Русской Православной Церкви и законодательствостраны нахождения.
Приход, братство и сестричество в своей религиозной,административно-финансовой и хозяйственной деятельности подчинены и подотчетныепархиальному архиерею. Они исполняют решения епархиального собрания иепархиального совета и распоряжения епархиального архиерея. В случае выделениякакой-либо части или выхода всех членов из состава общины выходящие не могутзаявлять никаких прав на ее имущество и средства.
В случае принятия собранием прихода, братства или сестричества решения овыходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, онилишаются подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, чтовлечет прекращение их деятельности как религиозной организации РусскойПравославной Церкви и лишает их права на имущество, которое принадлежало им направах собственности, пользования или на ином законном основании, а также правана использование в наименовании названия и символики Русской ПравославнойЦеркви.
Органами приходского управления являются настоятель,приходское собрание, приходской совет и ревизионная комиссия. Братства исестричества создаются прихожанами только с согласия настоятеля и поблагословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют цельюпривлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов внадлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию,религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества приприходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. В исключительныхслучаях устав братства или сестричества, утвержденный епархиальным архиереем,может быть представлен для государственной регистрации.
Во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемыйепархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтоми приходом. В своей деятельности настоятель подотчетен епархиальному архиерею.Он призван нести, в частности, ответственность за исправное, согласное собщецерковным уставом совершение богослужений, за церковную проповедь,религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание членов прихода.
Причт прихода определяется в следующем составе: священник, диакони псаломщик. Число членов причта может быть увеличено или сокращеноепархиальной властью по просьбе прихода и в соответствии с его нуждами, вовсяком случае, причт должен состоять не менее, чем из двух лиц, – священника ипсаломщика. Избрание и назначение священно- и церковнослужителей принадлежитепархиальному архиерею. Чтобы быть рукоположенным в диакона или священниканеобходимо: быть членом Русской Православной Церкви; быть совершеннолетним;иметь необходимые нравственные качества; иметь достаточную богословскуюподготовку; иметь свидетельство духовника об отсутствии каноническихпрепятствий к рукоположению; не состоять под церковным или гражданским судом;принять церковную присягу.
Члены причта могут быть перемещаемы и увольняемы отсвоих мест епархиальным архиереем по личному прошению, по церковному суду илипо церковной целесообразности. Обязанности членов причта определяются канонамии распоряжениями епархиального архиерея или настоятеля. Причт приходаответственен, в частности, за духовно-нравственное состояние прихода и завыполнение своего богослужебного и пастырского долга. Члены причта не могутпокидать приход без разрешения церковной власти, получаемого в установленномпорядке. Священнослужитель может принять участие в совершении богослужения вдругом приходе с согласия епархиального архиерея той епархии, в которой данныйприход находится, или с согласия благочинного или настоятеля при наличииудостоверения, подтверждающего каноническую правоспособность. В соответствии с13-м правилом IV Вселенского Собора священнослужители могут быть приняты вдругую епархию только при наличии отпускной грамоты епархиального архиерея.
Прихожанами являются лица православного исповедания, сохраняющиеживую связь со своим приходом. Каждый прихожанин имеет своей обязанностью, вчастности, участвовать в богослужении, регулярно исповедоваться и причащаться,соблюдать каноны и церковные предписания, совершать дела веры, стремиться крелигиозно-нравственному совершенствованию и содействовать благосостояниюприхода.
Высшим органом управления прихода является приходское собрание,возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателемприходского собрания. В его состав входят священнослужители прихода, егоучредители, а также прихожане, регулярно участвующие в литургической жизниприхода,достойные по своей приверженности православию, нравственному облику ижизненному опыту участвовать в решении приходских дел, достигшие 18-летнеговозраста и не состоящие под запрещением, а также под церковным или светскимсудом. Прием в члены приходского собрания и выход из него осуществляется наосновании прошения (заявления) решением приходского собрания. В случаепризнания члена приходского собрания не соответствующим занимаемому имположению, он может быть выведен из этого собрания решением приходскогособрания. При отступлении членов приходского собрания от канонов и установленийРусской Православной Церкви его состав по решению епархиального архиерея можетбыть изменен частично либо полностью.
Приходской совет является исполнительным и распорядительныморганом приходского собрания, подотчетен настоятелю и приходскому собранию.Приходской совет состоит из председателя – церковного старосты, его помощника иказначея. Состав приходского совета избирается из числа членов приходскогособрания сроком на три года без ограничения числа переизбраний. Епархиальныйархиерей утверждает избрание председателя приходского совета либо назначает наэту должность своим указом настоятеля или другое лицо с введением его в составприходского собрания. Епархиальный архиерей имеет права отстранить от работычлена приходского совета, если таковой нарушает каноны, положения устава илигражданского устава прихода. В период между заседаниями приходского собранияприходской совет выполняет различные функции в соответствии с уставом, вчастности:
– отвечает за сохранность и содержание в надлежащемпорядке храмовых зданий, других сооружений, строений, помещений и прилегающихтерриторий, принадлежащих приходу земельных участков и всего имущества,находящегося в собственности или пользовании прихода, и ведет его учет;
– приобретает потребное для прихода имущество, ведет инвентарныекниги;
– решает текущие хозяйственные вопросы;
– распоряжается денежными средствами прихода с ведома и подконтролем настоятеля и ведет их учет;
– по согласованию с настоятелем и в соответствии со штатнымрасписанием принимает рабочих и служащих на работу;
– заботится об охране и благолепии храма, о поддержании благочинияи порядка во время богослужений и крестных ходов;
– осуществляет контакты с органами государственной власти, местногосамоуправления, общественными объединениями и гражданами.
Все официально исходящие от прихода документыподписывают настоятель и председатель приходского совета – церковный староста.В случае если председателем приходского совета является настоятель, втораяподпись принадлежит казначею.
Приходское собрание из числа своих членов избирает ревизионнуюкомиссию прихода, состоящую из председателя и двух членов. Ревизионнаякомиссия подотчетна приходскому собранию. Ревизионная комиссия проверяетфинансово-хозяйственную деятельность прихода, сохранность и учет имущества, егоиспользование по назначению, проводит ежегодную инвентаризацию, ревизуетзачисление пожертвований и поступлений и расход денежных средств. В случаевыявления злоупотреблений ревизионная комиссия немедленно информирует о томепархиальную власть. Право ревизии финансовой и хозяйственной деятельностиприхода и приходских учреждений принадлежит также епархиальному архиерею. Членыприходского совета и ревизионной комиссии не могут состоять в близком родстве.
Монастырь – это церковное учреждение, в котором проживает иосуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая изправославных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни длядуховного и нравственного совершенствования и совместного исповеданияправославной веры. Решение вопроса об открытии монастырей принадлежит ПатриархуМосковскому и всея Руси и Священному Синоду по представлению епархиальногоархиерея. В порядке, установленном законодательством соответствующей страны,монастырь может быть зарегистрирован как юридическое лицо. Монастыриуправляются и живут согласно положениям общецерковного устава, гражданскогоустава, «Положения о монастырях и монашествующих» и своего собственного устава,который должен быть утвержден епархиальным архиереем. В случае выхода одного,нескольких или всех насельников монастыря из его состава, они не имеют права ине могут заявлять никаких претензий на имущество и средства монастыря.
Ставропигиальными монастыри провозглашаются решением ПатриархаМосковского и всея Руси и Священного Синода с соблюдением каноническойпроцедуры. Ставропигиальные монастыри находятся под начальственным наблюдениеми каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси или техСинодальных учреждений, которым Патриарх Московский и всея Руси благословиттакое наблюдение и управление. Епархиальные монастыри находятся под наблюдениеми каноническим управлением епархиальных архиереев.
Монастыри могут иметь подворья. Подворьем именуется общинаправославных христиан, состоящая в ведении монастыря и находящаяся за егопределами. Деятельность подворья регламентируется уставом того монастыря, ккоторому данное подворье относится, и своим собственным гражданским уставом.Подворье находится в юрисдикции того же архиерея, что и монастырь. В случаепринятия монастырем решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикцииРусской Православной Церкви, монастырь лишается подтверждения о принадлежностик ней, что влечет прекращение деятельности монастыря как религиознойорганизации Русской Православной Церкви и лишает его права на имущество,которое принадлежало монастырю на правах собственности, пользования или на иныхзаконных основаниях, а также права на использование в наименовании названия исимволики Русской Православной Церкви.
Духовными учебными заведениями Русской Православной Церквиявляются высшие и средние специальные учебные заведения, подготавливающиесвященно- и церковнослужителей, богословов и церковных работников. Духовныеучебные заведения состоят под начальственным наблюдением Патриарха Московскогои всея Руси, осуществляемым через Учебный комитет. Канонически духовныеучебные заведения входят в юрисдикцию того епархиального архиерея, натерритории епархии которого они находятся. Духовные учебные заведенияучреждаются решением Священного Синода по представлению епархиального архиерея,поддержанного Учебным комитетом. Духовное учебное заведение управляется иосуществляет свою деятельность на основании общецерковного устава, гражданскогои внутреннего уставов, одобренных Священным Синодом и утвержденных епархиальнымархиереем.
В случае принятия духовным учебным заведением решения о выходе изиерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, духовноеучебное заведение лишается подтверждения о принадлежности к РусскойПравославной Церкви, что влечет прекращение его деятельности как религиознойорганизации Русской Православной Церкви и лишает его права на имущество,которое принадлежало духовному учебному заведению на правах собственности,пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование внаименовании названия и символики Русской Православной Церкви.
Церковными учреждениями в дальнем зарубежье (ниже именуемыми«заграничными учреждениями») являются епархии, благочиния, приходы,ставропигиальные и епархиальные монастыри, а также миссии, представительства иподворья, находящиеся за пределами стран СНГ и Балтии. Высшая церковная властьосуществляет свою юрисдикцию над этими учреждениями через Отдел внешнихцерковных связей. Заграничные учреждения создаются и упраздняются решениемСвященного Синода. Находящиеся за рубежом представительства и подворья являютсяставропигиями. Заграничные учреждения осуществляют свое служение в соответствиис целями и задачами внешней деятельности Русской Православной Церкви подначальственным наблюдением председателя Отдела внешних церковных связей.
Заключение
Основувероучения составляют Священное Писание (Библия) и Священное предание. Вкультовую деятельность входят: таинства, молитва, иконопочитание, поклонениемощам, богослужение, совершаемое по особым правилам, церковные праздники и посты.
ВселенскаяПравославная Церковь состоит из 15 поместных Церквей, упоминаемых в официальныхсписках в установленном порядке в соответствии с их древностью и значением (до1054 года, то есть до отпадения Западной Церкви – католиков, этот список начиналсяс Римской Церкви): Константинопольский Вселенный Патриархат; АлександрийскийПатриархат; Антиохийский Патриархат; Иерусалимский Патриархат; РусскаяПравославная Церковь, Московский Патриархат; Грузинский Патриархат; СербскийПатриархат; Румынский Патриархат; Болгарский Патриархат; Кипрская Церковь;Элладская Церковь; Албанская Церковь; Польская Православная Церковь;Чехо-Словацкая Церковь; Православная Церковь в Америке.
Список используемой литературы
1. Гараджа В.И. Религиеведение. – М., 1995.
2. История религии: В 2т. /Под общ. ред. И.Н. Яблокова. – Т.2. – М., 2004.
3. Лобазова О.Ф. Религиоведение. – М., 2003.
4. Мень А. История религии. В поисках пути, истины и жизни. – М., 1994.
5. Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 2004.
6. Померанц Г., Миркина З. Великие религии мира. – СПб., 2001.
7. Религиинародов современной России: Словарь /Отв. ред. М.П. Мчедлов.– М., 2002.
8. Тейлор Ч. Библия с пометками. – Заокский, 1994.
9. Энциклопедия для детей. Т.6. ч.2. Религии Китая и Японии. Христианство.Ислам. Духовные искания человечества в конце XIX – XX веков. Религия и мир. /Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М., 2002.