Предмет и место в системе знаний

Предмет и место в системе знаний

Яблоков И.Н. д-р филос. наук

Есть
такие философские направления, которые не признают существования философии
религии в качестве относительно самостоятельной области философского знания,
поскольку оно, по мнению представителей этих направлений, не компетентно в
решении проблем религии. Такая точка зрения снижает возможности философии в
познании многообразных явлений культуры, да и не соответствует истории:
исторически философия всегда делала предметом рассмотрения религию.

Философия
религии не представляла и не представляет собой некоего монообразования,
совокупности единогласных решений и суждений. Можно говорить о плюрализме,
альтернативности подходов к решению комплекса философских задач, связанных с
религией. Это относится и к проблемам определения предмета, метода, статуса
философии религии, построения ее содержания. Ответы на подобные вопросы зависят
от исходных, базовых философских посылок, понимания природы философского и
религиоведческого знания, соотношения философии религии и доктринального
(кредового) вероучительного пласта религий, от предпочтений того или иного
мыслителя.

Философия
религии представала и предстает в разных видах. Как разрозненное множество философских
высказываний о религии, принадлежащих различным философским течениям,
философам, культурам. В этом виде философия религии выступает как нечто
несистематизированное. Сами высказывания могут быть плодотворными, но общая
картина философских размышлений о религии воссоздается в результате
реконструкции. Ее производит или сам автор или исследователи его творчества.
Философия религии может представать как раздел философских систем, концепций,
специально выделенный и разработанный, находящийся в единстве с целым, а также
как относительно самостоятельная дисциплина, самостоятельное построение, не
вплетенное в общефилософский контекст.

Философию
религии можно рассматривать в контексте четырех областей знания: философии,
религиоведения, конкретных наук, делающих религию объектом исследования в
определенном аспекте, в соотношении с. теологией.

Природа
и строение философского знания в целом являются предметом дискуссии. В
частности, обсуждается вопрос о единстве философии и возможности членения ее на
относительно самостоятельные разделы. Одни полагают, что идея единства не
совместима с последним, а позволяет только выделять “срезы” — онтологический,
гносеологический, социально-философский и пр. Другие считают, что единство
философского знания не исключает, но предполагает его дифференциацию. Вторая
точка зрения представляется более плодотворной.

В
изданных за последние годы многочисленных учебниках и учебных пособиях по
философии выделение разделов производится на разной основе. Не включаясь в
дискуссию о их правомерности, нельзя не заметить, что в большинстве издании про
философию религии как раздел философского знания, к сожалению, забывают. Можно
принять точку зрения, согласно которой в философии выделяются относительно
самостоятельные разделы: метафизика, онтология, социальная философия, философия
истории, философская антропология, гносеология, логика, философия языка,
философия религии, эстетика, философия права, философия политики, философия
науки, философия культуры. В этом ряду философия религии предстает в качестве
полноправного раздела, как одна из специальных философий, имеющая свой предмет,
отличный от предметов других областей философского знания.

Некоторые
авторы полагают, что философия религии появилась вместе с философией как
своеобразным способом осмысления мира, прежде всего, в античности. Другие
исследователи считают, что философия религии возникает в новое время в ходе
секуляризации, освобождения философии от теологии, когда философия перестала
быть служанкой теологии. Вторая точка зрения представляется предпочтительней;
применительно к более ранним периодам истории уместно говорить о развитии
философских знаний о религии. Экспликация философии религии как специальной
предметной области философского знания происходит в XVII-XIXвв. благодаря трудам
философов Б. Спинозы, Д. Юма, П. Гольбаха, И. Канта, протестантского теолога и
философа Ф. Шлейермахера, философов И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г. Гегеля, Л.
Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Гартмана, теолога и историка религии К.
Тиле, теолога и философа С. Кьеркегора, философа В. С. Соловьева и др.

В
XX в. проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда выдающихся
представителей различных направлений философии. Содержание философии религии
образуют философские понятия и концепции. Эти концепции многообразны,
интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-либо
субординирующего принципа – натурализма, материализма, экзистенциализма,
прагматизма, позитивизма, аналитической философии, философской антропологии,
персонализма, неотомизма и т. д.

От
философии религии необходимо отличать религиозную философию. Ее образует
совокупность исходящих из принципов религиозного мировоззрения представлений,
понятий, идей, концепций о Боге и мире (онтология и метафизика), человеке
(антропология), об обществе (социология, историософия ), о познании
(гносеология и эпистемология), ценностях (аксиология). Религиозная философия
делает объектом рассмотрения и религию, разумеется, на базе своего решения
онтологических, антропологических, гносеологических и других проблем. Значит,
правомерно различать внерелигиозную, светскую и религиозную философию религии.
Некоторые представители последней полагают, что философия религии не может быть
внерелигиозной, если хочет быть адекватной своему предмету. Вряд ли такая категоричность
правомерна: история показывает, что внерелигиозная (разумеется,
высокопрофессиональная) философия религии получала и получает эвристически
весомые результаты в познавании, понимании и объяснении религии.

В
настоящее время в качестве проблемных областей философии религии можно
выделить:

выявление
статуса философии религии в общей системе философских, религиоведческих и иных
знаний, определение специфики философского осмысления религии, решение вопроса
о философских методах постижения объекта и т. п. (круг метапроблем по отношению
к самой философии религии);

рассмотрение
особенностей и структуры религиоведческого знания, закономерностей его
развития, места религиоведения в ряду наук (круг метапроблем по отношению к
религиоведению как научной дисциплине);

анализ
различных (многообразных) вариантов раскрытия сущности религии, нахождение
принципов подхода к ее определению, наконец, формулирование философского
определения понятия религии;

выявление
онтологических основ религии в бытии Космоса, планеты Земля, человечества,
этноса, отдельного человека и т. д., анализ гносеологических предпосылок
религии;

изучение
особенностей процессов познания в религиозном сознании (своеобразия субъекта,
объекта, форм и результатов познания);

исследование
религиозного мировоззрения, разных типов и видов, религиозных верований,
понятий,представлений, суждений, высказываний, структур умозаключений, языка
религии, теистических учений о Боге, обоснований его бытия и т.д.;

выявление
содержания и специфики религиозной философии — религиозной метафизики и
онтологии, эпистомологии, историософии, антропологии, этики и т. д.

Видимо,
можно сказать, что в философии религии исходным и главным является анализ
религиозного сознания на основе перечисленных аспектов в единстве с языком
религии; изучение религиозных верований (знаний, способов их присвоения,
индиви-дуации), суждений (догматов, вероучительных положений), понятий, а также
отличий этих компонентов религиозного сознания от веры, верований, понятий в
других формах сознания. В то же время важно рассмотреть как религиозное
сознание выражается в практике религиозных людей. В связи с. этим немаловажной
задачей является раскрытие семантики естественных и искусственных языков в
религии, а также символики культа, религиозного искусства, архитектуры,
пространства и времени.

Обозначенные
предметные области входят в современную философию религии. В истории же
философия включала и такие знания о религии, которые с современной точки зрения
не имели философского статуса, — исторические, психологические, географические,
лингвистические и пр. Лишь по мере предметного самоопределения философии в
целом и философии религии, в частности, удалось сформулировать указанные
предметные области. Что же касается другого рода знаний, то они нашли свое
место либо в иных разделах религиоведения, либо, в различных конкретных науках.

Рассмотрим
место философии религии в контексте религиоведческого знания. Существует точка
зрения, согласно которой философия религии должна рассматриваться за пределами
религиоведческого знания. По существу это означает, что, с одной стороны,
религиоведение отрывают от философии, т. е. от философского мировоззрения и
методологии; освобождают религиоведение от философии религии, нередко заменяя
ее философской теологией как “религиоведческой” дисциплиной; а с другой
стороны, отвергают религиоведческое содержание самой философии религии. С этим
во многом связано представление о религиоведении как об эмпирической науке. На
наш взгляд, философия религии является вполне релевантным разделом как
философии, так и религиоведения.

Конечно,
статус и связи философии религии в философии вообще и в религиоведении
неодинаковы: в философии интеграторами выступают метафизика, онтология,
гносеология, социальная философия — философия религии взаимодействует с ними, а
также логикой, этикой, эстетикой и другими философскими дисциплинами; в
светском религиоведении философия религии, как уже отмечалось, сама является
интегратором, базовым разделом и связана с социологией, психологией,
феноменологией, историей религии. Здесь философия религии соединяет
разноуровневые и разноаспектные знания о религии в систему, выполняет
соответствующие методологические функции.

Каково
место и функции философии религии в ряду конкретных наук? – Религия фактически
становится объектом рассмотрения практически всех гуманитарных дисциплин —
экономики, политологии, юриспруденции, истории, филологии, лингвистики,
литературоведения, музеологии, регионоведения и пр., а также и ряда
естественных — географии, биологии, экологии и др. Если философия представляет
собой мировоззрение и методологию, то эти характеристики относятся и к
философии религии. Однако с существенным уточнением: философия религии — это
одна из специальных философий. Она рассматривает своеобразное сущее в мире — религию
— в контексте целокупного сущего; разрабатывает общие знания об этом сущем в
плане “человек – мир”, обеспечивает видение религии в ракурсе предельных
измерений (аспектов) взаимоотношений человека и мира, в связи конечного и
бесконечного. В контексте философского знания в целом философия религии
конкретизирует идеи метафизики, онтологии, гносеологии, социальной философии и
других разделов философий применительно к анализу религии и, в свою очередь,
дает им знания о своеобразном сущем. Поэтому можно утверждать, что философия
религии по отношению к конкретным наукам, изучающим религию в своем аспекте и с
помощью собственных методов, выступает в качестве метатеории и методологии, а
также выполняет мировоззренческую функцию.

Рассмотрим
теперь соотношение философии и теологии. В европейской традиции оно исторически
менялось и понималось по-разному. Термин “теология” появился в античной Греции
и вначале не нес философской нагрузки, а использовался для обозначения
мифологических повествований о богах. Слово прилагалось и к поэмам о богах, а
авторов этих поэм — Гомера, Гесиода, Орфея — называли теологами. Так же
именовали последователей Эвгемера из Мессины, которые учили, что боги — это
всего лишь обожествленные люди. Аристотель совершил поворот в истолковании термина,
употребив его для обозначения части философии. Он обозначил этим словом “первую
философию”, “высшую созерцательную науку”. Теоретическую философию Аристотель
разделил на математическую, физическую и теологическую. Последней он отдал
приоритет перед первыми двумя. Она — важнейшая по значению, это наука о бытии
как таковом и о первых началах и причинах всего сущего. Это учение о Боге —
“первом движущем”, о неподвижном перводвигателе, источнике и цели мирового
бытия. В дальнейшем смысл термина приобретал различные значения.

Христианство
отнеслось к античной философии, в том числе и к теологии в аристотелевском
смысле, двойственно. С одной стороны, шло отторжение античной культуры и
философии, защита нового воззрения от языческой критики, с другой, — освоение
философского наследия античности, его понятий, языка. Но главное — происходило
переосмысление этих понятий, идей под углом зрения формировавшегося
христианского мировоззрения, христианской догматики. Пересматривались также
понятия теологии и философии.

Вначале
учители церкви под теологией понимали языческое учение о богах. Позднее ею
стали считать само Откровение — Священное Писание – слово о Боге и от Бога.
Затем к теологии, кроме Священного Писания, Откровения, данного человеку
сверхрационально, стали относить рационалистическое учение о христианских
истинах. И только в XI-XIII вв. этот термин закрепился применительно к
концептуализированному богословию. Теология была господствующим
концептуализированным сознанием средневековья (теология Откровения и
естественная теология). Философию стали отличать от теологии, первая мыслилась
как служанка последней, и исследование религии представало как теология
религии.

В
новое время философия освобождается от диктата теологии. Философия начинает
понимать себя в качестве высшего вида познания: все должно быть подвергнуто
философскому рассмотрению, познанию разумом, в том числе и религия. Такая
позиция часто предполагала и критическую установку по отношению к религии и
теологии, дистанцирование от них. В XX в. многие теологи осознали кризис
традиционной теологии, возникла потребность призвать на помощь философию. Стали
разрабатывать понятия философской теологии, философского теизма, философской
догматики и использовать язык и понятия философского знания для презентации
теологии. Но тем не менее теологию ныне вряд ли правомерно включать в состав
светской философии религии, даже если теология выступает в форме философского
теизма или философской теологии. В случае религиозной философии религии такое
включение возможно.

Выясним,
наконец, из каких источников черпает философия религий исходный материал,
необходимый для решения стоящих перед ней задач. Прежде всего это данные других
разделов философии: метафизики, онтологии, гносеологии, логики, философии
языка, философской антропологии, эстетики, этики, философии права, философии
политики, философии науки. Используются и достижения других разделов
религиоведения: социологии, психологии, феноменологии, истории, географии,
экологии религии. Привлекаются результаты исследований в конкретных науках.
Естественные — физика, химия, биология, космология, астрономия и т. д. дают
материал о картине природы, общественные — всеобщая история, археология,
этнология, культурология, лингвистика, литературоведение, искусствоведение,
юриспруденция, политология и др. — обращаются к анализу человека и общества.
Нельзя обойтись и без материалов теологии и ее истории в тех религиях, где
теология разрабатывается, без доктринальных, кредовых, вероучителъных концепций
других религий, в которых теология не представлена. Весьма “питательны” для
философии религии искусство и художественная литература в их разнообразных
видах – живопись, архитектура, музыка, литературные произведения, затрагивающие
религиозную тематику и т. д.

Философия
религии черпает также данные из истории философии и прежде всего истории
философии религии, осмысляя религию как способ освоения человеком мира.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.religiovedenie.ru