Природа и человек в романтической лирике В. А. Жуковского

Природа и
человек в романтической лирике В. А. Жуковского

Предметом
своего творчества Василий Андреевич Жуковский избирает мир человеческой души.
Он обогащает русскую поэзию особым качеством – психологизмом. Лирика поэта
носит глубоко личностный характер. В жизни Жуковского было много страданий. Их
он отразил в творчестве.

Любимый жанр
поэта – элегия. Часто здесь лирический герой на фоне природы размышляет о
жизни, о судьбе человека. Так, в первом своем стихотворении «Сельское кладбище»
поэт изображает романтический пейзаж: луна, черные сосны и вязы, дикая сова,
могилы. Вся атмосфера этой картины призвана передать особый эмоциональный
настрой героя. В меланхоличной задумчивости приходит он на сельское кладбище,
чтобы наедине с собой посетовать на жизнь, полную слез и страданий. Однако
после долгих размышлений герой заключает, что к этому нужно относиться спокойно
и принимать свою судьбу такой, какая она есть. Ведь рано или поздно жизнь
закончится, а перед лицом смерти все равны:

И здесь
спокойно спят под сенью гробовою

И скромный
памятник, в приюте сосн густых,

С непышной
надписью и резьбою простою,

Прохожего зовет
вздохнуть над прахом их.

Этот вывод
рождает у героя душевный всплеск, и он уходит в дубраву лить слезы.

В первом
произведении Жуковского много сентиментального, но впоследствии он работает в
романтическом направлении.

Одно из ранних
стихотворений поэта о человеке и природе – «Вечер». Здесь, общаясь с прекрасным
окружающим миром, герой размышляет о творчестве. Природа выступает его
вдохновительницей. Увидев дивную красоту вечера, герой зовет Музу:

Ручей, виящийся
по светлому песку,

Как тихая твоя
гармония приятна!

С каким
сверканием катишься ты в реку!

Приди, о Муза
благодатна…

…И, звуки
оживив, туманный вечер пой

На лоне
дремлющей природы.

Закат дня
рождает у героя множество замечательных переживаний. Автор передает все оттенки
его разнообразных ощущений, делает это очень тонко, изображая даже едва заметные
переходы. У Жуковского получается целая гамма звуковых и цветовых образов:
«златые холмы», «в зеркале воды колеблющийся град», «багряный блеск», «гул
рева» стад, шум пловцов, журчание потока, веяние «зефира», «крик коростеля»,
«стенанье филомелы». И все это герою так приятно! Поэт уводит нас в мир
утонченных человеческих переживаний. Здесь герои Жуковского находят
нравственную опору, защиту от роковой действительности. Эта позиция утверждает
романтизм в творчестве поэта.

Отсюда
происходит некая невысказанность, недоговоренность, скрытая у Жуковского за
реальными предметами и явлениями природы. Рассмотрим, к примеру, элегию «Море».
Поэт рисует эту стихию в трех состояниях: в покое, во время бури и после нее.
Все они показаны мастерски. В тихой морской глади отражается и чистая лазурь
неба, и «облака золотые», и блеск звезд. В бурю мы видим бьющиеся, вздымающиеся
волны:

Когда же
сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо
отнять у тебя

Ты бьешься, ты
воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и
терзаешь враждебную мглу…

Не сразу море
успокаивается и после шторма:

Но, полное
прошлой тревоги своей,

Ты долго
вздымаешь испуганны волны,

И сладостный
блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе
тишину возвращает;

Обманчив твоей
неподвижности вид…

Морской пейзаж
великолепен, но не сам по себе он занимает воображение. Нетрудно заметить, что
герой хочет сказать здесь о чем-то сокровенном, дорогом ему. Море
представляется этому человеку живым, трепетным, мыслящим существом, которое
таит в себе «глубокую тайну». Герой вызывает его на откровенность, словно
друга:

Что движет твое
необъятное лоно?

Чем дышит твоя
напряженная грудь?

Ответ на этот
вопрос дается как предположение. В разгадке тайны моря раскрываются взгляды на
жизнь Жуковского-романтика. Эта стихия находится в неволе, как и все в мире.
Земное существование изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и
печали. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из
земной неволи» к «далекому, светлому» небесному краю, любуется им и «дрожит за
него».

Романтический
мотив одиночества, присутствующий в этой элегии, поэт развивает и во многих
других философских произведениях о природе. Например, в стихотворении «Листок»
звучит тема безрадостных скитаний по жизни героя, отлученного от семьи. С тех
пор, как «гроза разбила дуб родимый», он одинок в своих страданиях. Никто
теперь ему не поможет. Герою остается лишь мчаться по «воле случая», «куда на
свете все стремится», то есть к своему концу. Это произведение, я думаю, также
навеяно биографией поэта, который рано остался без матери.

Меланхоличный
мечтатель Жуковский нередко обращался в своих произведениях к природе, чаще
грустной, чем радостной, но всегда чудесной. Поэт боготворил живой окружающий
мир и считал, что нет таких слов, чтобы выразить все его величие и красоту. В
стихотворении «Невыразимое» он писал:

Что наш язык
земной пред дивною природой?

С какой
небрежною и легкою свободой

Она рассыпала
повсюду красоту

И разновидное с
единством согласила!

Но где, какая
кисть ее изобразила?

Умение воспеть
пленительную красоту природы, ее живую душу и внимание ко внутреннему миру
человека, к его переживаниям – все это неоспоримые достоинства романтической
поэзии Жуковского.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/