Проблемы религии всоциологииО. Конта и Г. Спенсера
Яблоков И.Н., доктор философских наук
О.Конт — французский философ, социолог, методолог науки”, один из основателейпозитивизма. В своих работах “Курс позитивной философии”, “Систему позитивнойполитики, или трактат о социологии, устанавливающей религию человечества” онрассматривал и ряд социологических проблем религиоведения. Конт ввел сам термин“социология”, осуществил “иерархизацию” научного знания. Система этого знания,по Конту, содержит переходы от наиболее абстрактных, “простых” наук к болееконкретным, “сложным”: математика, астрономия, физика, химия, биология,социология. При этом предполагалось, что каждая предыдущая дисциплинавключается в последующую в преобра-зованном виде. По мнению Конта, социологияосновывается на биологии, но с добавлением принципа взаимодействия людей.Социология должна заниматься социальным, коллективным, общественным организмом.Конт задумал построить науку об обществе, которой была бы присуща “чистая”,“подлинная” научность, по аналогии с естественнонаучным знанием. Желаяподчеркнуть, что социология — точная наука, он назвал ее “социальной физикой” иразделил на “социальную статику” и “социальную динамику”. Социальная статикадолжна заниматься законами сосуществования общественных явлений, а социальнаядинамика — законами их последовательности.
Встатическом плане Конт искал элементы общества и принципы их связи. Обществопредставлялось ему социальным организмом, связанным принципами “консенсуса”,который истолковывался как общее взаимодействие, взаимозависимость людей,обеспечивающие их солидарность. Общество обладает целостностью — неразрывностьюсвоих “элементов”, “частей”, “фрагментов”, связанных в общем состояниицивилизации.
Первичнымэлементом, обеспечивающим “начало общества” Конт считал семью. Это модель, наоснове которой можно построить главные социальные отношения. В семьебиологическое и социальное едины, в ней получают выражение альтруистическиесоциальные чувства, которые более всего способствуют утверждению консенсуса исолидарности в обществе. Главным чувством в семье является чувство симпатии. Изсемьи оно распространяется на род, с рода — на общество, с общества — на всечеловечество. Наряду с альтруистическими чувствами социальное согласиеобеспечивают идеи и институты. “Кооперацией” занимается “правительство” в видесветской и духовной властей.
Динамикуобщества Конт объяснял с помощью идеи прогресса — восходящего закона развитиячеловеческой культуры и цивилизации, совершенствования человечества в целом.Движение обеспечивают различные — прежде всего духовные — силы. Благодаря ихдействию реализуется телеологическая связь прошлого, настоящего и будущего.Динамика общества подчинена общеисторическому “закону трех стадий” или“состояний” — “теоретическому закону двойной эволюции” — социальной иинтеллектуальной одновременно, “закону поступательного развития всегочеловечества”.
Переходот низшей к высшей стадии, полагал Конт, совершает как сознание всегочеловечества, так и индивидуальное человеческое сознание. Таких стадий три:теологическая, или фиктивная; метафизическая, или отвлеченная; научная, илипозитивная. В теологическом состоянии человеческий ум, исследуя главным образомвнутреннюю природу вещей, первые и конечные npичи-ны всех явлений, стремясь кабсолютному знанию, рассматривает их как продукты прямого и беспрерывноговоздействия многочисленных сверхъестественных факторов. Теологическая стадиявключает три фазиса — фетишизм, политеизм, монотеизм. На этой стадиигосподствуют духовенство и военные власти.
Вметафизическое состояние, которое представляет собой видоизменениетеологического, сверхъестественные факторы заменены отвлеченными силами,“сущностями” (олицетворенными абстракциями). Эти сущности (абстракции)нераздельно связаны с различными предметами, которым приписывается способностьсамостоятельно порождать все наблюдаемые явления. Абстракции, или сущности,оторваны от реальности и противопоставлены; ей. Объяснение явлений сводится копределению соответствующей им сущности. На этой стадии, являющейся переходнойк следующей, главенствуют философы и юристы.
Впозитивном состоянии человеческий ум, признав невозможность достигнутьабсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначенияВселенной, от познания внутренних причин явлений. Он сосредоточивается,используя и правильно комбинируя рассуждение и наблюдение, на изучениидействительных законов явлений, т. е. неизменных отношений последовательности иподобия. На этой стадии утверждается позитивно-научный взгляд на природу иобщество, используются методы положительных наук; человек с помощью наблюденияи эксперимента изучает реальность, выделяет постоянные связи и формулируетзаконы, а на первый план выступают научно-эмпирически ориентированные ученые имыслители.
Теологическаясистема достигла наивысшего совершенства, когда поставила провиденциальноедействие единого существа на место разрозненных вмешательств многочисленных,независимых друг от друга божеств. Крайний предел метафизической системысостоит в замене частных сущностей одной общей великой сущностью — природой,рассматриваемой как единственный источник всех явлений. Совершенство, ккоторому постоянно, хотя, весьма вероятно, безуспешно стремится позитивнаясистема, заключается в возможности представить все наблюдаемые явления частнымислучаями одного общего факта, как, например, тяготения.
Теологическоесостояние умов приводит к военно-авторитарному режиму, поскольку представлениео богах ассоциируется с представлением о героях, от которых ведут родословнуюплеменные вожди, а затем и аристократия возникающих государств. Своегозавершения эта стадия достигает в “католическом и феодальном режиме”.Христианский монотеизм является последней исторической формой “теологическогрсинтеза”, который выполнял функцию гармонизации “инстинктивных импульсов”,особенно военных. Но прогресс развития промышленности, интеллекта подрываеттеологический порядок вещей, а падение веры приводит к распаду социальныхсвязей. Это разложение достигает апогея в период революционных кризисов.Абстракции метафизического разума противостоят исторически сложившемусясоциальному порядку и приводят к возмущению против него — наступает метафизическаяэпоха, переход к индустриальному существованию. Наследием революции является“анархия умов”, с которой должен покончить “позитивный синтез” научного знания;средоточением этого синтеза является социология.
Контрасширил рамки социологии до “практической науки” преобразования общества наоснове “социолатрии” — культа человечества как единого “Великого Существа”.Ведь сам по себе человек — это “зоологический вид”, его истинная природараскрывается только в человечестве как огромном организме, составленном изсовокупности ушедших, живущих и будущих поколений.
Отвергаябогооткровенные религии (иудаизм, христианство, ислам), Конт стремился создать“позитивную религию человечества”, деля ее на два вида: общественную и частную.
Вобщественной религии вместо Бога предметом почитания и преданности являетсячеловеческий род: Идеально-Реальное, коллективное “Великое Существо” (GrandEtre). Оно образует непрерывное целое, включающее в себя прошедшее, настоящее ибудущее. Суть религиозного отношения в общественной религии — служение благучеловечества. Религия — то, посредством чего можно систематизироватьчеловеческую жизнь, состояние полного единства в существовании социальном иличном, состоя ние альтруизма. Она сосредоточивает все стремления человечес-койприроды — деятельность, любовь, мысль — и руководит по литикой, искусством,философией.
Культобщественной религии состоит из церемоний, жеств, праздников, посвященныхпрославлению человечества различных политических союзов, воспоминанию о великихисто-рических событиях. Институт служителей общественной религия имеет всюполноту моральной власти.
Вчастной религии предметом является не человечество, а его достойныеиндивидуальные представительницы: женщины мать, жена, дочь. Культ составляютмолитвы, являющиеся излия-ниями чувств. Каждому предоставляется право самомусочинять их текст. Конт устанавливал девять “таинств”, которые посвященывыдающимся событиям в жизни человека: представление ворожденного; посвящение(инициация) достигшего 14 лет; допущение к приготовлению на службу в 21 год;назначение на должность в 28 лет; брак; зрелость по достижению 42-летнеговозраста; отставка по достижению 63 лет; “преобразование” перед смертью;освящение и включение достойного в “Великое Существо” через 7 лет после смерти.
Значительнуюроль в социологическом осмыслениии религий сыграл английский философ исоциолог, также входивший в кpyг родоначальников позитивизма Г. Спенсер. Всвоих трудах “Основные начала”, “Основания социологии”, “Основания психологии”и других он стремился создать систему “синтетической философии”, развил идеиорганической и эволюционной социологии. Спенсер принял разделение социологии на“социальную статику” и “социальную динамику”; рассматривал Строение эволюциюобщества на основе принципов естественных наук, И прежде всего биологии. По егомнению, общество представляет собой организм, свойства которого сходны сосвойствами живого тела, а постоянные отношения между частями обществаанало-гичны тем же отношениям между частями тела. Социолог выделял черты, позволяющиесмотреть на общество как на организм: непрерывный рост, усложнение строения,общественные отправления, наличие систем-органов — питания, распределения,регуляции и т. д.
Спенсервыделял три вида эволюции: неорганическая, органическая, надорганическая.Эволюция человеческих обществ включена в общий эволюционный процесс ипредставляет собой форму надорганической эволюции. В числе факторов социальныхявлений в ней выделяются внешние — климат, поверхность земли, флора и фауна; ивнутренние — физические, эмоциональные и интеллектуальные качества социальныхединиц-индивидов. К вторичным или производным, факторам относится переменаклимата в результате вырубки лесов и осушения почвы, изменение флоры и фауныобитаемой местности. Рост общества является одновременно и следствием ипричиной социального прогресса. Взаимовлияния общества и его единиц постояннокооперируются в производстве новых элементов. По мере того как обществаувеличиваются в объеме и усложняются в строении, они производят глубокиеизменения друг в друге путем то военных столкновений, то промышленныхотношений. Постоянно накапливающиеся и усложняющиеся надорганические продукты,вещественные и духовные, образуют новый класс факторов, которые становятся всеболее и более влиятельными причинами изменений.
Спенсерследующим образом описывал процесс эволюции. Повсюду во Вселенной, как в общем,так и в частном, происходит беспрерывное перераспределение материи и движения.Это перераспределение является эволюцией, когда в нем преобладает интеграцияматерии и рассеивание движения, но — разложением в случае преобладания движенияи дезинтеграции материи. Эволюция будет простой, если процесс интеграции илиобразования связного агрегата не осложняется другими процессами. Эволюция будетсложной, если рядом с первичным изменением от бес-пзяэного состояния к связномупроисходят вторичные изменения, вызванные несходством в положениях различныхчастей arpeгата. Вторичные изменения совершают превращение однородного вразнородное. Это превращение, подобно первичному изменению, обнаруживается воВселенной как в целом, так и во всех (или почти всех) ее частях: в агрегатахзвезд и туманностей; солнечной системе; земле как неорганической массе; каждоморганизме, животном и растительном; собрании организмов в течение геологческого периода; духе; обществе; во всех продуктах общественной деятельности.Процесс интеграции соединяется с процессом дифференциации, чтобы сделать этопревращение не просто переходом от однородности к разнородности, но переходомот неопред ленной однородности к определенной разнородности. Одна развитиеимеет предел: равновесие является конечным результатом превращений,испытываемых развивающимся агрегатом, после чего начинается процессдезинтеграции (разложения). Разложение есть процесс обратных изменений,которому рано или поздно подвергается всякий развивающийся агрегат. Этот ритм|эволюции и разложения вечен и всеобщ — каждая из чередующихся фаз процессагосподствует когда-то в одном месте, когда-то — в другом. Таким образом,имеются в виду три момента в законе эволюции: интеграция — переход разрозненныхэлементов в нечто сплоченное и концентрированное; дифференциация — движение отоднородности (гомогенности) к разнородности (гетерогенности); возрастаниеопределенности.
Такогорода эволюции подчинено общество в целом, его от, дельные области и явления, втом числе и религиозные верова-ния, обряды, учреждения. В качестве исходнойфирмы верований и обрядов Спенсер признавал культ предков, в ходе эволюции изнего рождаются многообразные религиозные представления. Вслед за поклонениемнедавно умершим и местным предкам возникает культ тех, которые умерли в болееотдаленные времена и, сохраняясь в памяти потомков вследствие своего могуществаили особого общественного положения, приобрели в сознании общества известноеверховенство. Божествами Потомков становятся наиболее отдаленные предки.Поскольку они на основании преданий считаются прародителями, или причинами,существующих ныне людей, то в качестве единственных известных причин начинаютбезмолвно признаваться причинами и всех других вещей. Все или почти всеплемена, объединения, народы имеют смутные или отчетливые верования в оживающеедругое “я” умершего человека. Из представления о духах усопших — манах (лат.manes — души умерших, тени усопших) — возникало постепенно разнообразнейшеепонимание сверхъестественных существ.
СогласноСпенсеру, религия утверждает принцип социальной непрерывности, идентичностиобщества. Она выполняет ряд функций: 1) усиливает семейные связи, интегрируетсемью посредством похорон и культового почитания предков; 2) служит основойуправления поведением людей,.укрепляя его традиционные формы; 3) обосновываети усиливает национальное единство, которое первоначально мыслится какрелигиозное единство; 4) легитимирует институт собственности тем, чтотабуиэация священных предметов и мест переносится по аналогии на частноевладение. Религия в наибольшей мере пронизывает “военизированные” (примитивные)общества, в наименьшей мере индустриальные (современные) общества.
Спенсерразработал понятие “социальный институт” (“учреждение”) и выделил шесть группинститутов (учреждений): домашние, обрядовые, политические, церковные,профессиональные, промышленные. Среди домашних институтов он рассматривалэкзогамию, моногамию, семью, положение женщин, детей и т. д. Характеризуяобрядовые учреждения, социолог использовал термин “правительство”, под которымпонимал всякий контроль над поведением индивидов. Самый ранний видправительства и вместе с тем самый общий его вид, постоянно самопроизвольновозникающий, есть правительство обрядовых правил. Этот вид правительствапредшествовал всем остальным, всегда принимал и принимает участие врегулировании жизни людей. Политические и религиозные (церковные) учрежденияразвиваются из обрядовых. Но со временем обрядовые институты утрачиваютпервостепенное значение, на первый план выходят политические и церковные, аобряд начинает регулировать второстепенные деятельности, хотя и включается вдеятельность других учреждений, прежде всего политических и церковных.
Анализируяпостобрядовую “регулятивную систему”, механизмы ее социального контроля,Спенсер утверждал, что в конечном счете контроль держится на “страхе передживыми и перед мертвыми”: первый поддерживает государство, второй — церковь.Эти институты возникли из “эмбриональных” форм, существо-вавших еще впервобытном обществе. Тогда социальный кон роль осуществлялся обрядовымиинститутами, которые старше государства и церкви и часто эффективнее, чем они,выполняли свою функцию. Церемонии регулировали общение, культивировали чувствосубординации.
Спенсерпо-своему решал вопрос о соотношении религии, науки и философии. Он различалобласти непознаваемого и познаваемого. Знание не может монополизироватьсознание, и для нашего ума остается постоянная возможность заниматься тем,лежит за пределами знания. Поэтому всегда должно найтись место для какой-нибудьрелигии: она во всех своих формах всегда отличалась от всего остального тем,что предметом ее было лежащее вне опыта. Какими бы ошибочными ни казалисьверования многих людей, мы имеем право принять, что они возникли издействительного опыта и первоначально содержали, а быть может, и теперь ещесодержат, небольшую долю истины. Особенно это касается тех верований, которыеполучили всеобщее или почти всеобщее распространение. Наука есть высшееразвитие обыкновенного знания, она истинна. Если обе, и религия и наука, имеютоснования в действительном положении вещей, то между ними должно существоватьосновное согласие. Не может существовать абсолютного и вечного противоречия междудвумя порядками истины. Наука и религия выражают противоположные стороны одногои того же факта: одна — ближайшую, или видимую, другая — отдаленную, илиневидимую. Конечную истину обе стороны признают открыто и совершенно искренне;наиболее отвлеченная истина, заключающаяся в религии, и наиболее отвлеченнаяистина, заключающаяся в науке, должны быть тем, в чем обе стороны согласны.
Спенсерстремился показать, что “конечные религиозные идеи” и “конечные научные идеи”общи. По вопросу о происхождении и природе Вселенной возможны трипредположения: считать ее или самосуществующей, или самосозданной, илисозданной посторонней силой. Однако эти гипотезы немыслимы, не могут бытьпредставлены в сознании. Окружающие нас предметы и деятельность, так же, как явлениянашего сознания, принуждают нас объяснять их причины, а это приводит к гипотезеПервой Причины, на которую мы должны смотреть как на Бесконечную и Абсолютную.Но понятия Бесконечного и Абсолютного окружены противоречиями. Религии, будучидиаметрально противоположными в своих открыто исповедуемых догматах, совершенносогласны между собой в признании того, что существование мира со всем егосодержанием есть тайна, вечно требующая объяснения. Сущность религий — “вера ввездесущность чего-то, что превосходит разум”. Тайна, признаваемая всемирелигиями, оказывается трансцендентной, не относительной, а абсолютной. Сила,проявляемая во Вселенной, совершенно непознаваема.
Конечныенаучные идеи также свидетельствуют об этом. Пространство, время, материя,движение, “продолжительность” и “существо” сознания непостижимы. Всякое знаниеотносительно; действительность, находящаяся позади видимости, вечно остается запределами объясняемого.
Вто же время Спенсер считал: законы мысли решительно предотвращают возможность образованияпонятия об абсолютном существовании; но эти же самые законы не позволяютсовершенно отделаться от сознания абсолютного существования. СуществованиеНеотносительного вытекает из следующих фактов: все наше знание относительно;относительное само по себе не мыслимо иначе, как относящееся к реальномуНеотносительному; если Неотносительное или Абсолютное не будет постулировано,то само относительное станет Абсолютным. Только вера в Абсолютное,превосходящее не только человеческое познание, но и ч ловеческое понимание,может привести к согласию науки религии. Каждое явление есть проявлениебезграничной и непостижимой силы. Этим выводом религия согласуется с наукой.Религия, по мнению Спенсера, среди всех своих многочисленных ошибок иизвращений утверждала и распространяла высшую истину: все вещи суть проявлениясилы, лежащей за пределами нашего знания. Признание подобной истины, хотя бы всамой совершенной форме, было с самого начала жизненным элементом религии.По-настоящему религиозный элемент религии всегда был хорош; а то, чтооказывалось несостоятельным в доктрине вредным на практике, было ееиррелигиозным элементом — от него она со временем избавлялась. Деятель,совершавший это очищение, наука. Прогресс науки — это есть в силунеобходимос-ти движение по направлению к причинам все более и болееабстрактным, все менее и менее понятным. Следовательно, самая a6страктнаяконцепция, к которой наука постоянно и постепенно приближается, та,- чтопогружается в непостижимое и немыслимое. И таким образом оправдываетсяутверждение, будто верования, к принятию которых наука принудила религию, былипо внутреннему своему смыслу религиознее ими замещенных.
Спенсерполагал философию знанием наивысшей общности. Истины философии относятся квысшим научным истинам так, как эти последние относятся к низшим научнымистинам. Как каждое более обширное научное обобщение охватывает и соединяетболее узкие, так обобщения философии охватывают и соединяют самые обширныеобобщения науки. Это конечный продукт того процесса, который начинается простымсобиранием сырых Наблюдений, продолжается установлением суждений, имеющихбольшую общность и более свободных от частностей, и кончается всеобщимиположениями. Знание в своей низшей форме есть необъединенное знание; наука естьотчасти объединенное знание; философия есть вполне объединенное знание. Поэтомук истинам философии относится положение, что все известное естьпроявления, непознаваемого.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.religiovedenie.ru/