СОДЕРЖАНИЕ:
Введение… 2
1. Бытие с Аллахом… 2
2. Между аллахом и невротическим “я”.… 4
3. Молитва в жизни мусульманина.… 6
4. Идея самообновления.… 8
5. Понятие свободы.… 9
6. Колесо развития.… 10
7. Значение человека в Исламе.… 12
Заключение… 15
Список литературы:… 16Введение.
Тема представленной работы – “Психологиячеловека в Исламе”.
Ислам — многогранная и мудрая религия,со своими, отличными от христианских, уложениями (не имеются в видуСимвол веры и Заповеди), обычаями, законами и принципами, снисходительная к маленькимчеловеческим слабостям, строгая к исполнению обрядов, гибкая в политическихрецептах… Даже вопросы обыденного существования в этих двух религиях будутосвещаться и разрешаться по-разному. И с другой, нежели христианская, точкизрения рассматриваются семейные узы, положение женщины в обществе, отношение кдрузьям и врагам, вопросы кровной мести, не говоря уже об основных положенияхверы.
Итак, рассмотрим психологию человека вИсламе.1. Бытие с Аллахом.
А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я —близок, отвечаю призыву зовущего, когда он позовет Меня. Пусть же они отвечаютМне и пусть уверуют в Меня, — может быть, они пойдут прямо! (Коран 2:186)
Центральное местов жизни мусульман занимает вера в существование и единство Аллаха, Всевышнего.В Коране особо подчеркивается роль Аллаха как реально существующего и любящегоБога, к которому должны будут, вернуться все его человеческие дети и передкоторым мы все в ответе за наши поступки. Присутствие Аллаха в мире и нашабезусловная подотчетность Ему признаются практически всеми мусульманами. Яговорю “практически всеми”, поскольку в отличие от теологического определения“мусульманина”, уммах (единая общность Мусульман) включает в себя и ихдетей, которые — не объявляя об этом во всеуслышание — отошли от веры в Аллаха,продолжая рядиться в разнообразные парадные одежды религиозной общностимусульман.
У большинствамусульман вера в Аллаха проявляется с помощью целой серии религиозных обрядови произносимых вслух религиозных формул. В этой вере они находят последнееубежище в момент столкновения с личными бедами, природными или социальнымикатаклизмами. Другие столь же искренне отчаялись уверовать в присутствие Аллахав мире, где зло (как кажется) столь часто превалирует над добром. И тогда какдля многих мусульман жизнь, наполненная исключительно религиозными ритуалами,является значимой сама по себе, другим (чья вера находится в неустанном поискецелостности и правдивости) необходимо разобраться во многих проблемах иответить на мучающие их вопросы, чтобы найти свое место в нашем мире.
Суфийская традицияв исламе сделала центром своих поисков живую связь с Аллахом и — через это —достижение сознательной жизни в Боге, подтверждая тем самым ограниченность религиозногосуществования, довольствующегося лишь идеологией, соблюдением законов иритуалов. И несмотря на кажущееся преобладание более суровых приверженцевислама, огромное число обычных верующих по всему миру до сих пор чтут многое иззавещанного суфийскими наставниками. К сожалению, на широком практическомуровне это перешло в новый вид народных ритуалов, в центре внимания которыхоказались святые и чудотворцы, способные вступать в непосредственное общение сПророком (да пребудут с ним мир и благословение), от которого, в свою очередь,ожидают заступничества перед Аллахом.
Жизнь мусульман взначительной степени лишена действенной и живой связи с Аллахом. Эта связьосознается лишь в минуты затруднений, передоверяя ее посредническому классурелигиозных деятелей, управляющих посвящением, или же формальным ритуалам пятиежедневных молитв, паломничества в Мекку и поста в месяце Рамадан.
Во всем этом,однако, нет той сердечности, что видна в нижеследующем отрывке из хадискодси (изречения Аллаха, переданные в словах Пророка):
“Когда же Мои рабыстараются приблизиться ко Мне угодным для Меня путем, лежащим внепредписанного Мною в качестве обязательного, и продолжают свои попытки, усилиемволи преодолевая обязательное, — тогда Я начинаю любить его [ее]. Когда же Ялюблю его [ее], Я становлюсь ушами, которыми он[а] слышит, глазами, которымион[а] видит, руками, которыми он[а] берет и ногами, которыми он [а] ступает.И когда он[а] просит Меня о чем-либо, Я дарую это ему [ей]; когда же он[а] ищетМоей защиты, Я оказываю ему [ей] покровительство”.2. Между аллахоми невротическим “я”.
Многое израссказанного в Коране относится к проблемам поисков благосклонности Аллаха,воспоминаний об Аллахе, безусловной важности обязательных молитв (салят),самоочищения, движения к Аллаху, и множества прочих “духовных” материй,которые никоим образом не могут быть потрясения, прежде чем смог осознатьистину слов пророка Мухаммада: “Поступки людей следует судить по их мотивации”— во-первых, и затем — “Тот, кто знает самого себя, тот способен постичь исвоего Господина”.
Значение первогохадиса в данном контексте достаточно ясно: никто не может использовать исламили идею духовности, чтобы убежать от самого себя; каждому человеку необходимовновь и вновь изучать и оценивать факторы, движущие его помыслами ипоступками, стараясь быть при этом честным с самим собой. И хотя для многихлюдей духовность является религиозно санкционированной формой невроза, онавсе-таки способна поддержать нас в наших попытках противостоять самим себе исобственным неврозам. Раскрывая своих поступков, человек получает возможностьпринять истину о том, какой он есть на самом деле, а следуя эдой истине,верующий также прийти к постижению Господа.
— Второй хадисможно интерпретировать по-разному. Помимо указания на то, что истинноепроникновение в себя ведет к истинному постижению Аллаха, он наводит на мысль,что людям свойственно создавать образ Аллаха. В Аллахе олицетворениесправедливости и всесодержательности.
Все это придаетявное понимание хадису, в котором говорится следующее: “Если вы познали самогосебя, вы познали своего Господина”. Иными словами, необязательнопредпринимать попытки постичь сущность Аллаха; постарайтесь лучше понять тусущность, которая отражает “я” и присущие ему ценности. «Существует и ещеодин хадис, в еще большей степени раскрывающий проблему проекции: “Аллахговорит: каждому своему рабу Я являюсь таким, — каким он меня видит”.
Разумеется, немаломыслителей развивали положение о том, что религия — по сути своей проекция.Аллах и религия — исключительно проекция мусульманина, и не существует ничегопомимо верующего человека и данного материального мира. И даже то немногое, чтомусульманина знает о себе и мире, всех чудесах природы и чуде существования,делает заявления о том, что все, что вовне — лишь простое отражение того, чтовнутри, весьма недалекими.
В Коране естьочень интересное место по вопросу о проекциях: “Аллах свободен от того, чтоЕму приписывают” (К. 37:159; 43:82). Иными словами, все это можно отнести к темформулировкам и принципам, которые мусульмане привыкли связывать с Аллахом;что же касается самого Аллаха, то он всегда “больше”. Азан (призыв кмолитве) начинается с неизменного Аллаху акбар, равно как и каждое новоедвижение во время обязательной молитвы.
Путь к Аллаху —это путь ко Всевышнему, подойти к Нему мы можем, лишь поднявшись над самимисобой.
В Коране естьнемало мест, направляющих внимание человека к Аллаху, поклонению Ему, Еговсеприсутствию в мире. Его заботе и беспокойству о людях, Его свойствам и нашейответственности перед Ним. В Коране особо подчеркивается идея жизни человекакак непрерывного путешествия к Аллаху. Hо утверждается, чтоАллах выше всего того, что народ приписывает Ему. Однако подавляющее большинствомусульман воспринимают Аллаха лишь в рамках официального ислама, и нередкомысль о нем приходит слишком поздно.
Человеческая жизньявляется сокровищем, дарованным Аллахом, и люди должны обходиться с этимсокровищем очень бережно. Именно эту священность своего народа подчеркнулпророк Мухаммад, спросив у своих соратников, знают ли они, кто такой бедныйчеловек. Они ответили, что среди них бедным считается тот, у кого ничего нет —ни денег, ни имущества. На это Пророк сказал: “Бедным среди Моего народа являетсятот, кто встречает Судный день списком салах, постов и закят(налога на имущество), но кто при этом обманул одного, оклеветал другого, укралу третьего, пролил кровь четвертого и напал на пятого (мусульманина)”.3. Молитва вжизни мусульманина.
Молитва, будучивторым из пяти столпов ислама, не может рассматриваться отдельно от остальныхбазовых элементов, поскольку ее подлинная ценность проявляется лишь в сочетаниис ними. Каждый элемент ритуального действа (ибадат) должен быть изучен врамках “целого”, наивысшим проявлением которого служит единство Аллаха {тавхид).Молитва же является — или, скорее, должна быть — ключом в поисках того, чтомавлана Фазлур Рахман Ансари определил как “единое существование (тавхиди)”;молитва оказывает поддержку в личной и общественной жизни тем, кто искреннестарается стать настоящим мусульманином.
Молитва в исламенеразрывно связана с таким понятием, как тавхид, то есть единосущиеАллаха. Она отражает Его и направляет к Нему. Тело при этом вовлечено вфизические ритуальные процессы, сердце внимает величию Аллаха, а сознаниеследует за основополагающими моментами молитвы; все вместе это служит длядостижения Единого.
Концепциядостижения единства с Аллахом путем так называемого “вертикального поиска”,когда верующий избегает вторжения в свои ритуалы всего земного (такназываемого “горизонтального поиска”), является необоснованной по отношению кисламу.
Связь междудуховным и мирским Прослеживается и в случае восхождения (мирадж) ПророкаМухаммада, позволившего ему достичь наивысшей точки в своих поисках Аллаха. Иесли человек все, к чему он стремился в жизни, было существование в присутствиеАллаха, то он бы остался там. Но он тем не менее вернулся на землю, посколькуименно на земле были его корни, там он превратился в сознательную личность итам среди альнас, семьи Аллаха, ему открылся лик Аллаха.
Ключевыми идеямиКорана выступают необходимость непосредственного общения с Аллахом (черезмолитву), поиск Его благоволения, полная отдача себя в Его руки. Поиск личнозначимых и социально адекватных путей преображения обычного человека вистинного мусульманина, его стремление достичь единства с Аллахом на первыйплан неизбежно выводит нашу молитвенную практику.
Тем не менее,человек может педантично выполнять все свои обязанности молящегося, но приэтом ни на йоту не приблизиться к нашему Господу. Когда мы читаем о том, какмолились первые мусульмане, нас не может оставить равнодушным факт их полногоподчинения духу благочестия и смирения, что было осуществимо лишь благодаряпостоянному осознанию повсеместного присутствия Аллаха в зкизни каждогоиз нас. И именно эта формула “в присутствии Аллаха” является жизненно важнымэюементом молитвы, — элементом, которым многие из нас, к сожалению,пожертвовали ради формальной упорядоченности ритуала4. Идеясамообновления.
Идея подлинногосамообновления ислах включает в себя понятие свободы выбора обновитьсвою жизнь. В истории ислама уже происходили горячие дискуссии на тему свободывыбора и предопределения. Осталось немало документов, посвященных описаниюпозиций двух главных оппонентов — ашаритов, с их идеей предопределенности, имутазилитов, поддерживавших мнение о свободе выбора.
Необходимопринять идею свободы (возможности) изменить свою личную и социальную жизнь,поскольку лишь подобная предпосылка способна придать подлинную ценность моемусуществованию и укрепить веру в Божественную справедливость. Уверенность в истинностиданной свободы и той ответственности, которую она возлагает на мусульманина, —ответственности вести сознательную жизнь — первое условие для подлинногоразвития.
Второе условиепредставляет критическую и честную оценку самого себя и тех игр, которыечеловек ведет с собой и с другими. Подобные игры служат для маскировкиистинных отношений к себе и к другим.
Третьим условиемявляется необходимость уважать себя. Жизнь трудна; величайшая извращенностьнашей эпохи заключается в отчаянном стремлении сделать ее еще труднее. В миресуществует немало людей, которые отказываются признать нас и нашу ценность. Нестоит присоединяться к их точке зрения. Условие самоуважения вовсе не являетсятем покрывалом, что закроет нас от возможных изменений; это всего лишь способ остатьсяв дружбе с самим собой несмотря на собственные ошибки и заблуждения, без чего,заметим, невозможно подлинное обновление. И точно так же, как Аллах никогдане оставляет нас, невзирая на наши слабости, мы должны оставаться вернымисамим себе.
Именно в этомзаключается четвертое условие роста. Не сбиваться с пути подлинного самообновления,честности, критической самооценки и самоуважения далеко не одно и то же, чтоупрямое отстаивание устаревших взглядов, дискредитированных теорий и невернойоценки собственной значимости; последнее неизбежно привело бы5. Понятиесвободы.
Свобода оставатьсясвободным стоит выше человеческого “я” и того положения, в котором ононаходится.
Решение самомуопределять свое собственное поведение несет человеку не только освобождение, нои немало страданий, поскольку именно это решение возлагает на наши плечи грузневероятной ответственности. Так, человек уже не имеет права сказать: “Я нежелаю иметь с ней никакого дела, поскольку она все время настроена противменя”; или же: “Я страшно зол, поскольку еда все еще не готова”. Теперь человекдолжен сказать себе: “Она делает то что делает, и я тоже делаю то что делаю — ия один в ответе за свои поступки. Я больше не могу возлагать на нее вину за своенастроение или поведение”.
Разумеется, этосовсем не то же самое, что пассивно подставить другую щеку; это значит, чтоесли вы ударили меня по щеке, то я всегда свободен в выборе: уйти прочь илиответить вам тем же. С этим согласуется и заключенная в Коране идея о том, чтони одна душа не может нести на себе чужую ношу (другими словами, отказперекладывать ответственность за собственную реакцию на плечи других). Будучиконкретной личностью, мусульманин имеет право время от времени проявлятьтвердость и останавливать неподобающие поступки другой личности. Однако егоповедение должно исходить из понимания самих себя как существ, находящихся внепрерывном движении по направлению к Аллаху, что исключает слепую реакцию навнешние воздействия.
Вот интересныйтекст из Корана, показывающий, с одной стороны, суть свободного обращения иповедения, с другой же — суть такого поведения и обращения, что заключаетчеловека в невидимую темницу:
“Разве ты невидел, как Аллах приводит, притчей доброе слово — оно, как дерево доброе;корень его тверд, а ветви в небесах… Оно приносит свои плоды в каждый миг ссоизволения своего Господа. И приводит Аллах притчи людям, — может быть, ониопомнятся! А притча о скверном слове — оно, как скверное дерево, которое вырываетсяиз земли, — нет у него стойкости” (К. 14:24—26).
Приведенная цитатаиз Корана упоминает о временах года; и человеку необходимо свыкнуться с мыслью,что в его жизни бывают периоды осени, когда он мало что может предложитьсвоему окружению, и периоды весны, когда он является более целостными и щедрымисуществами. Но тем, кто искренне стремится быть мусульманином, такая смена недолжна помешать в их стараниях “широко раскинуть свои ветви”. Им необходимопродолжать попытки тянуться своими ветвями как можно дальше, касаясь имидругих, — даже если это проявляется в искреннем стремлении разделить с близкимиих собственную осень.
Для того чтобы онмог творчески подойти к проблеме, большая часть его личности должна былаумереть. Говоря словами Джалаладдина Руми, прославленного персидского поэта:“Ты должен умереть, прежде чем ты умер. И ты должен родиться, пока ты ещежив”. Такое возможно лишь в том случае, когда человек разрушили все “стены” иживет открыто — то есть подлинной жизнью6. Колесоразвития.
Пророк однаждысказал: “Человек, дни которого совершенно одинаковы, — явный неудачник”.Альтернатива этому представлена на следующей иллюстрации, где каждый шагявляется ступенью на пути к раскрытию самого себя, пока в конце концов человекне достигает своей глубинной сущности и предстает пред лицом Аллаха, осуществивпредсказазанное в хадисе: “Человек, который познал самого себя, познал и своегоГоспода”.
С завершениемполного оборота “Колеса развития” человек становится более свободным для любви,более способным идти на уступки и более ранимым. Затем вновь происходит что-тонеприятное, и колесо снова начинает вращаться — но на этот раз путешествиезначительно короче. Человек двигается быстрее, и по более короткому пути. Каждоевнешнее воздействие отправляет человека для совершения еще одного кругаразвития — однако радиус такого круга все меньше и меньше, так что я как быдвигаюсь по спирали, которая завершается в самых глубинах человеческойсущности, там, где обитает Бог, где человек уже не чувствую боли и не долженпоэтому отправляться в следующее кругообращение.
Колесо развития.
/>7. Значениечеловека в Исламе.
Аллах “почтилсынов Адама” (К. 17:70), причем сделал это, невзирая на все нашинесовершенства, зная также, что мы погрязнем в разрушениях и кровопролитии.Значение человека подчеркнуто в акте назначения его наместником Аллаха наземле. Более высокое значение Адама заметно также в его знании “имен” ипредоставленной ему свободе воли. Именно это побудило ангелов поклониться ему(К. 2:30—32).
Величайшим грехомв Коране является “куфр” — неблагодарность по отношению к великим дарамАллаха. Щедрость Его по отношению к нам возрастает по мере того, как человекначинаем проявлять свою благодарность за уже дарованное нам (К. 14:07).
Неспособностьпризнать их как раз и порождена отсутствием в человеке самоуважения. Необходимопроникнуться осознанием множества прекрасных качеств, которыми человек былнаделен при рождении. Отказываясь признавать их, будь то под видом смиренияили униженности, тем самым отвергает милости Аллаха.
Способностьразглядеть все те маленькие чудеса, что наполняют жизнь человека, являютсяпредпосылкой для искренней благодарности Аллаxy, что, в своюочередь, служит предпосылкой для нового обогащения Божественными дарами. Хадис,в котором приводятся слова Пророка:
“Наша вера небудет искренней до тех пор, пока вы йе- пожелаете своему брату того же, что выжелаете самому себе” (Бухари), — обычно рассматривается лишь в связи с вашимичувствами к другим людям.
Для должногоотношения к другим неизбежной предпосылкой является пожелание добра самомусебе. И до тех пор, пока моя жизнь проходит в бесконечных терзаниях по поводумоего несовершенства, пока я мучаюсь осознанием того, что недостоин вашейлюбви и доброты, от меня не следует вкидать, что я буду активно желать всехэтих благ другим братьям и сестрам”.
Данная идеяявляется “взаимодополняющим набором”: когда человек любит соседа, как себясамого, это значит, что он любит и соседа, и себя самого.
Однако всевышесказанное не может не породить в человеке страха наполниться самомнением.Ведь придерживаясь давно привычной и в чем-то такой удобной ненависти к самомусебе. Придерживаться того самого хадиса, в котором приводятся слова Пророка отом, что ни один человек, чья душа хотя бы на йоту заполнена гордыней, несможет попасть в Рай. И когда кто-то готов признать, что он умеет хорошообщаться с людьми или же что он прекрасный учитель, или же что у негозамечательный почерк… разве все это не является той самой гордыней, котораяосуждена Аллахом? Муфтий Мухаммад Шафи в своих комментариях к Корану МаарифалКоран сообщает, что однажды Пророку был задан похожий вопрос, на что Пророкответил, что самоуважение является отражением того почтения, которое мыиспытываем к самим себе по причине нашего существования. В самоуважениизаключается также признание того, что все эти дары пришли к нам от Аллаха. И онтакже добавил, что в высокомерии заключена идея того, что некто представляет изсебя что-то только потому, что тот, на кого он смотрит свысока, являетсяникем.
Все хадисыПророка, осуждающие гордыню, разъясняют ее, как высокомерное отношение к другимлюдям. Возьмем для примера историю Худай-фы (да пребудет с ним милость Аллаха),соратника Пророка, который объявил молитвенному собранию, что он слишком частопроводит молитвы: “Братья, найдите другого руководителя или молитесь одни,поскольку я начал ощущать собственную важность благодаря руководству над вами”.Таким образом, он вовсе не стал утверждать, что его руководство было некомпетентнымили что он недостаточно сведущ в религиозной практике. Он лишь выразил свою неспособностьсовладать с проявившимся в нем самомнением, которое заставило его думатьслишком много о себе, определенным образом принизив прочих мусульман.
Самоуважение — этоподтверждение того важного факта, что “я есмь”, а отнюдь не того, что “тебянет” (иначе говоря, “ты никто”). Напротив того, мысль о том, что “ты никто, ипоэтому я что-то значу” является полной противоположностью самоуважению, какпишет об этом Эрик Фромм в своей книге “Бегство от свободы”:
“Самомнение ничутьне похоже на самоуважение; напротив, они прямо противоположны. Самомнение вкаком-то смысле является одним из видов алчности. Подобно всякой алчности, всамомнении заключена ненасытность, особого рода бездонная яма, побуждающаячеловека совершать все новые и новые усилия для достижения насыщения безреальной надежды на это достижение… Такой человек по сути своей совершенно нелюбит себя самого; напротив, он себе глубоко неприятен. Именно в этом недостаткелюбви к самому себе и коренится любое самомнение”.
Следует помнить,что я существую в единственном экземпляре. Никогда этот огромный мир не видел(и не увидит) существа, во всем подобного мне. Отпечатки моих пальцев, цветмоих глаз и звук моего голоса являются поистине уникальными. В этом заключаетсяистинное проявление Славы Аллаха. Я фарид (единственный), и вы являетесьтаковыми же (я надеюсь, моя книга выйдет в продажу до того, как начнетсяклонирование человеческих существ!).
Мы все аманах(доверены) Аллахом нам самим. Поэтому нам следует присматривать за доверенным ине слишком портить его до той поры, когда оно должно быть возвращено. Если мыпричинили ему ущерб в моменты духовного безразличия или запачкали его нажизненном пути, мы можем попытаться “залатать” его или почистить. Но мы не должныненавидеть доверенное нам или же смотреть на него сверху вниз. Все мы, нашитела и души, являемся свидетелями могущества Аллаха. Поэтому нам следуетотноситься к самим себе с почтением, бесконечно поражаясь чуду создания и гениюСоздателя, восклицая при этом: “Господи наш! Не создал ты этого попусту. Хвалатебе! Защити нас от наказания огня” (К. 3: 191).Заключение.
Ислам — не только вероисповедание кактаковое, но и особый образ жизни и мышления. Мусульманские канонырегламентируют самые различные стороны быта, существенно влияют на особенностипсихологии приверженцев ислама. Ислам формирует повседневные навыки поведения,бытовые привычки (омовение, регулярную молитву, месячный пост). Все этостановится практически условными рефлексами, входящими в плоть и кровь нетолько правоверного мусульманина, но и его родственников, не считающих себяверующими.
Именно такой „бытовой“ исламнаиболее устойчив. Мусульманин может легко освободиться от исламской идеологиии религиозного сознания под влиянием образования, жизненного опыта, измененияусловий социальной среды или каких-либо иных причин, но бороться с привычкамине так-то просто и возможно, не нужно. Чаще всего „вера“ мусульманинапроявляется в следовании будничным предписаниям ислама, его обыденнымрегламентациям, в исполнении ставших привычными ритуальных действий,совершаемых без малейшей религиозной экзальтации.
Ислам, будь то в отношении узкоговнутреннего мирка человека или в смысле взаимосвязи его со всеммакромиром, является самой подходящей для его характера и природы, идеальнойсистемой, не имеющей аналогов в плане удовлетворения его потребностей.
В мире Корана существо, вещь иприрода внезапно преображаются и обретают иную форму, человек и его духовные,материальные ощущения достигают иной глубины, разум, благодаря этому чудесномусведению обретает уровень восприятия окружающего мира таким какой он на самомделе, сердце, раскрывшись в этой атмосфере, может расшириться и душа, толькоэтими поступлениями, окрылившись, может возвыситься.Список литературы:
1. Исак Ф. Быть мусульманином. – М., 2002.
2. Максуд Р. Ислам. – М., 2001.
3. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1995.