Психологизм
лирики Ф. И. Тютчева
Психология —
это наука о душе, наука о познании внутреннего мира человека. Люди,
занимающиеся психологией, могут глубоко понять своего собеседника, а подчас
играть его чувствами, тем самым управляя его сознанием. Вспоминается Порфирий
Петрович из романа Достоевского “Преступление и наказание”, который был
искусным психологом и смог, ловко воздействуя на сознание Раскольникова,
разоблачить его. Тютчева тоже можно назвать своеобразным психологом, в своих
стихотворениях он изображает душу как реально существующую материю, он живет
мыслями о ней.
Чуть ли не в
каждом стихотворении Ф. И. Тютчева мы встречаем тему души, несмотря на то что
часто психологизм скрыт под пеленой таинственности. Эта тема очень волновала
поэта. А теперь рассмотрим психологизм лирики Тютчева на конкретных примерах.
Наиболее часто
мотив души у Тютчева ассоциируется с состоянием природы. Недаром мы, изучая
поэму Гоголя “Мертвые души”, говорили о том, что сад — это метафора души. У
Тютчева природа берет на себя эту функцию. Состояние природы — состояние поэта.
В качестве примера мы можем взять стихотворение “Тени сизые смесились…”:
…Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет
незримый Слышен в воздухе ночном…
В этом отрывке
упоминается мотив полета, мотив бабочки, а бабочка — это душа, поэтому мы можем
говорить о полете души. В этом отрывке с точки зрения эвфонии преобладает звук
“у”, что создает настроение тоски.
…Сумрак
тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, темный, благовонный, Все
залей и утиши…
Эта строфа, по
сравнению с вышеприведенными строками, более спокойна, все становится на свои
места, сумрак цогло-щается. Душа все утихомиривает, спасает мир. Здесь
преобладают такие звуки, как “т”, “и”, “у”, что создает ощущение гнева, зависти
и в то же время нежность, ласку.
Тютчев, как и
любой творческий человек, был неуравновешенным. Это состояние поэта наложило
свой отпечаток на его творчество, в особенности на психологические
стихотворения.’ Например, стихотворение “Еще земли печален вид…”: Душа, душа,
спала и ты…
Но что же вдруг
тебя волнует, Твой сон ласкает и целует И золотит твои мечты?..
В этом примере
душа изображается очень беспокойной, можно предположить, что в тот момент,
когда поэт писал это стихотворение, душа его не была на месте, что-то ее
волновало, тревожило. Человеческую душу всегда что-нибудь тревожит, она не
может находиться в покое. Человек все время придумывает себе какие-либо заботы,
в его голове всегда формули руются какие-либо странные мысли. Душа человека
всегда терзается и при жизни ее носителя, и после смерти.
Мотив души,
психологизм наиболее часто встречаются в стихотворениях о временах года. Самым
печальным временем является осень. Осень — это не только время года, но и этап
в жизни человека, это самая унылая пора. Вот стихотворение “Осенний вечер”, где
можно увидеть мотив души: Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка
увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья.
Здесь нет
конкретного упоминания о душе и даже нет слова “душа”, но ее присутствие мы
видим в “кроткой улыбке увяданья”. В этом отрывке душа тоже страдает.
Страдания, боль, тоска всегда являются причиной, по которой люди души роняют
слезы. Самыми горькими и мучительными слезами являются слезы горя: …Слезы
людские, о, слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой…
Льетесь
безвестные, льетесь незримые, Неистощимые, неисчислимые, — Льетесь, как льются
струи дождевые В осень глухую порою ночной.
В этом
стихотворении Ф. И. Тютчева “слезы людские” льются из-за мучений, терзаний “в
осень глухую” — пору тоскливую, пору, когда терзаются души. С точки зрения
поэтической техники в этом стихотворении мы встречаем такие приемы, как
анафора: .
Льетесь…
Льетесь…
….
Льетесь…
Это нам
указывает на мучительные страдания, здесь слезы — не просто капли из глаз, а
слезы, как “струи дождевые”. Это стихотворение окружено печалью, горестью, быть
может, это и есть типичное состояние Ф. И. Тютчева.
Хотя душа такая
же несчастная, как и мы — люди, но все же душа безжалостна по отношению к нам.
Например, стихотворение “Она сидела на полу…”: Брала знакомые листы И чудно
так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело…
Человек не
умирает, это просто душа покидает его тело. Жизнь человека обречена на смерть.
Он не может жить вечно, а душа, покинувшая тело, продолжает существовать. В
этом отрывке можно предположить, что душа смеется над “брошенным телом”. Эти
строки заключают в себе великое пространство, гнев, зависть, печаль, боязнь.
Завершить наше
путешествие по лирике Ф. И. Тютчева хотелось бы стихотворением “Видение”. В
этом стихотворении душа предстает перед нами как часть хаоса. Возникает вопрос:
“Почему душа относится к хаосу?”В хаосе все неопределенно, как писал Лаврецкий:
“Хаос, по Тютчеву, — бесформенная и безличная, темная, слепая, неорганизованная
и зыбкая, как библейские воды, кипящая, бурная основа Мира”. В душе тоже все
сумбурно, непонятно. В душе человека всегда присутствует смятение, непонятость.
Поэтому душа, как хаос — что-то бесформенное и беспорядочное.
Тогда густеет
ночь, как хаос на водах, Беспамятство, как Атлас, давит сушу; Лишь Музы
девственную душу В пророческих тревожат боги снах! В этом стихотворении
“Видение” душа изображена как нечто нетронутое, девственное, как младенец,
который делает первые шаги. Этот отрывок наполнен нежностью, лаской и в то же
время великолепием, великим пространством.
Таким образом,
рассмотрев некоторые примеры психологической лирики Ф. И. Тютчева, мы можем
сделать вывод, что мотив души выражается через природу, ее состояние, через
мотив времен года и состояние самого человека, через мотив двойного бытия, а
также через полет, полет души. Лаврецкий писал о Тютчеве: “Личное, как хрупкое,
как совершенно нереальное, по сравнению с вечной материей, — нечто
противоположное ей, непреходящей и всемогущей”. То есть противопоставляется
личное, хрупкое Ф. И. Тютчева хаосу, которого поэт боится.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/