"Евгений Онегин" – энциклопедия русской жизни в высшей степени "народное" произведение

“Евгений Онегин” – “энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение”

 “Евгений Онегин”-реалистический роман в стихах, так как . в нем предстали перед
читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного
развития. Можно сказать о романе словами самого поэта – это произведение, в котором “отразился век и современный человек”.

“Энциклопедией русской жизни” назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об
эпохе: о культуре того времени, о том, как одевались и что было в моде (“широкий боливар”, фрак, жилет Онегина, малиновый берет Татьяны),
меню престижных ресторанов (“бифштекс окровавленный”, сыр, шипучее аи, шампанское, страсбургский пирог), что шло в театре (балеты Дидло), кто
выступал (танцовщица Истомина). Можно даже составить точный распорядок дня молодого человека. Недаром П.Плетнев, друг Пушкина, писал о первой главе
“Евгения Онегина”: “”Онегин” твой будет карманным зеркалом русской молодежи”. На протяжении действия романа и в лирических
отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство – то
есть весь народ. Это позволяет говорить нам об “Евгении Онегине” как об истинно народном произведении. Петербург того времени был местом обитания
лучших людей России – декабристов, литераторов. Там “блистал Фонвизин, друг свободы”, люди искусства – Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и
любил Петербург, он точен в описаниях, не забывает ни “о соли светской злости”, “ни о необходимых глупцах”, “накрахмаленных
нахалах” и тому подобное. Глазами столичного жителя показана нам Москва-“ярмарка невест”, Москва провинциальная, в чем-то
патриархальная. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный пошлый вздор”. Но вместе с тем поэт
любит Москву, сердце России: “Москва… Как много в этом звуке для сердца русского слилось”. Он гордится Москвой 12-го года: “Напрасно ждал
Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля”. Современная поэту Россия – деревенская, и он подчеркивает
это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна. Попробуем рассмотреть
основные типы помещиков, показанные Пушкиным. Как напрашивается сразу сравнение с другим великим исследованием русской жизни XIX века – поэмой Гоголя
“Мертвые души”.

Красавец Ленский, “с душою прямо геттингенской”, -романтик немецкого склада, “поклонник Канта”,
не погибни на дуэли, мог бы, по мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь
так, как старый Ларин или дядя Онегина. Десятая глава Онегина полностью посвящена декабристам. Пушкин объединяет себя с декабристами Луниным и
Якушкиным, предвидя “в сей толпе дворян освободителей крестьян”. Появление романа Пушкина “Евгений Онегин” оказало огромное влияние на
дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенный лиризм, присущий роману, стал неотъемлемой чертой “Дворянского гнезда”, “Войны и
мирз”, “Вишневого сада”. Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею “лишних людей” в русской литературе.
Анализируя роман “Евгений Онегин”, Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием. “в котором почти
исключительно выразился прогресс русского общества”, и что в “Онегине” Пушкин “решился представить нам внутреннюю жизнь этого
сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху”.

).