"Главная роль, конечно, – роль Чацкого…"

“Главная
роль, конечно, – роль Чацкого…”

Главная роль,
конечно, – роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а была бы,пожалуй,
картина нравов”.

И.А. Гончаров

Нельзя не
согласиться с Гончаровым. Да, фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе
ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена (1816-1824 гг.), когда молодые
люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и
репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и
для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что
“вольнее всяких дышит”. Свобода личности – вот мотив времени и
комедии Грибоедова. И свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести,
службе, смысле жизни.

Чацкий и его
единомышленники стремятся к “искусствам творческим, высоким и
прекрасным”, мечтают “в науки вперить ум, алчущий познаний”,
жаждут “возвышенной любви, перед которой мир целый – прах и суета”.
Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными. Как и всегда в
драматическом произведении, позиция главного героя раскрывается прежде всего в
сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого
прогрессивного человека в этом обществе.

В пьесе, где изображён
всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, затронуты наиболее
важные вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском
долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. На страницах
комедии разворачивается борьба “века нынешнего” с “веком
минувшим”, Чацкого и фамусовского общества. В доме Фамусова отношения
между людьми построены на лжи и лицемерии. Их основные занятия – “обеды,
ужины и танцы”. И вот в этот дом, где все пороки прикрыты показной добродетельностью,
вихрем врывается Чацкий.

В образе
Чацкого автор показал человека нового склада ума и души, воодушевлённого новыми
идеями, ищущего новые, более современные формы жизни. Стремление Чацкого –
служить отечеству, “делу, а не людям”. Он ненавидит все прошлое, в
том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество,
низкопоклонство. И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь
чинов, крестов, “денег, чтоб пожить”, не любви, а выгодной женитьбы.
Их идеал – “умеренность и аккуратность”, их мечта – “забрать все
книги бы да сжечь”.

Чацкий – это
человек нового мира. Он не принимает законов жизни старой Москвы. У него своё
представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно,
“не требуя ни мест, ни повышенья в чин”. Чацкий выступает против
людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения.
Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и
образования, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее
воспитание, обладающий блестящим умом, не желает принимать за образцы таких как
“дядюшка Максим Петрович”, потому что не видит в них никаких
нравственных достоинств и может заявить об этом во всеуслышанье.

Чацкий ставит
под сомнение моральный авторитет отцов, говоря о “подлейших чертах
прошедшего житья” и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в
пользу минувшего. Чацкий не только обличитель лжи, он ещё и борец. Борец за
дело, за идею, за правду. На все советы Фамусова перестать блажить и брать пример
с отцов, он отвечает: “Служить бы рад – прислуживаться тошно”. В
обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страдания остаются непонятыми. Ему
хочется высказать всё, что накопилось у него на душе. На балу в доме Фамусова
он восстанавливает против себя всех собравшихся, потому что сосуществование его
с “московскими” невозможно.

Окружение мстит
Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад
жизни. Чацкого объявили сумасшедшим за его инакомыслие. Вот парадокс:
единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем! Комедия Грибоедова
говорит о горе человека, проистекающем от его ума. Именно ум Чацкого ставит его
вне круга Фамусова.

Лучшие
человеческие свойства делают его для окружающих непонятным чудаком, угрозой
обыденной и праздной жизни. Он находится среди людей, которые не живут, а
играют свою роль. Чацкий поражён тем, что не находит в них ничего
человеческого. Он не может, да и не хочет более оставаться среди них и уезжает.
Такая игра для него противоестественна и неприемлема. Однако не остается
сомнений, что именно люди с гражданской позицией Чацкого в конечном итоге
возьмут верх, несмотря на все преграды, чинимые на их пути “фамусовским
обществом”. По словам И.А. Гончарова, “Чацкий сломлен количеством
старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы
свежей…Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь ум.”

Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/