"Горе от ума" – политическая комедия

“Горе
от ума” – политическая комедия

Но в них не
видно перемен; Все в них на старый образец.

И дело не в
старых чепцах и гриме, дело в более существенном: Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп. Напрасно героиня романа “вслушаться желает в
беседы, в общий разговор”: Все в них так бледно, равнодушно, Они клевещут
даже скучно. Не вспыхнет мысли в целы сутки… Не дрогнет сердце хоть для
шутки. Пушкин как бы довершил грибоедовскую сатиру на “московское
барство”. Его “отпускные гусары, записные франты, архивные юноши с
чопорными взглядами” — явление нарицательное. “Шум, хохот, беготня,
поклоны, галоп, мазурка, вальс…” — вот она, жизнь московского
“общества”. Здесь все по старинке: по старинке вершат дела, делают
карьеру, выдают замуж, заключают выгодные сделки, хранят традиции старого, чуть
ли не екатерининских времен, барства. Вальяжная, хлебосольная, никуда не
спешащая вторая столица, деревенская родственница столицы первой — Петербурга.

Стоят на
московских бульварах два памятника двум Александрам Сергеевичам, а мимо них
течет московская толпа. Интересно, что написали бы о сегодняшней Москве наши
великие поэты? Комедия “Горе от ума” — одна из подлинно реалистических
комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо,
незабываемо, психологически верно. Но современный читатель “Горя от
ума” с трудом воспринимает произведение как комедию. Объясняется это тем,
что главный герой ее Чацкий не является комическим персонажем. Причины его
разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого,
обличающие “прошедшего житья подлейшие черты”, заглушают комедийное
звучание произведения. При написании произведения Грибоедов использовал элементы
комедии. Это — наличие любовной интриги, саркастическое изображение персонажей,
комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.

“Горе от
ума” — политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные
общественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном
праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному.
Реализм “Горя от ума” выявляется и в принципах изображения
персонажей. У Грибоедова все персонажи — характеры, верные правде жизни, яркие,
неодномерные. Персонажи “Горя от ума” не карикатуры, а точные подобия
живых людей. Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах
персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина,
карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие
Репетилова предпочтительнее ума и здравомыслия Чацкого. Более всего
характеризует то общество, которое противостоит Чацкому, Фамусов. Недаром это
общество мы называем “фамусовским”.

Фамусов —
типичный московский барин начала XIX века с характерной смесью самодурства и
патриархальности. В образе Фамусова высмеяно высшее чиновничество, его
бездеятельность на службе, чванство, взяточничество. Ярким примером безделья
является составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты зваными
обедами и ужинами. Идеал человека для Фамусова — тот, кто сделал вы-годную
карьеру; при этом для него неважно, какими средствами это достигнуто. Его
политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося, ему
хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Чацкого он боится и не любит,
потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтовщика. В Фамусове поражает
откровенная безнравственность; она особенно опасна тем, что Фамусов, как
знатный барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность власти не
может не быть страшной и опасной. Фамусов, каким его создал Грибоедов, зло не
отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь — и потому оно
особенно пугает.

Это справедливо
и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отображает измельчание, опошление
военного человека. Его грубое солдафонство, презрение к культуре, невежество
отталкивают читателя. Это удачливый карьерист, который характеризуется самой
фамилией. Но карьеризм его преступен. Он основан на военных потерях в армии:
“Иные, смотришь, перебиты”. Автор высмеивает Скалозуба как тупого и
бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободы и просвещения.
Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова. “Молодые” либеральные
идеи дают возможность этой части дворянства “пошуметь” в клубе. Свою
деятельность они прикрывают пустословием. С исключительной сатирической силой
разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шумиха и крик, дискредитирующие и
тормозящие либеральное движение. По всем качествам характера

Молчалин тоже
принадлежит к фамусовскому обществу. Читателю он кажется ничтожеством: боится
произнести лишнее слово, угодничает, не имеет собственного мнения, однако
именно эти качества являются залогом его будущего успеха в фамусовском мире.
Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно. Это не
только многие основные герои, но и второстепенные, эпизодические. Например,
Хлестова — важная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не
сдерживаться в словах. Загорецкий — необходимый спутник всех Фамусовых и
хлестовых. “Лгунишка он, картежник, вор… /Я от него было и двери на
запор; /Да мастер услужить…” — говорит о нем Хлестова. Чацкий является
обличителем всех пороков общества. Его монолог “А судьи кто?” звучит
как приговор политическому строю и моральным устоям фамусовского общества.
Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость и бесчестье,
умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость крепостников. Он не может
молчать, оттого что ему больно и мучительно видеть вокруг зло и
несправедливость, он ненавидит все дурное, потому что любит добро и истину.

Чацкий — это
тоже проблема. Проблема непонятой и высмеянной интеллигенции, проблема
попранного патриотизма и притесненной культуры. Это даже не проблема, а целый
аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате вылившихся в
восстание декабристов 1825 года. Чацкий — это прообраз декабристов,
ниспровергателей старой эпохи. Комедия “Горе от ума” произвела
большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовала и позднее
— вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н. В. Гоголь и Ф. М, Достоевский, М.
Е. Салтыков-Щедрин и еще многие другие русские писатели и читатели. Комедия не
утратила своей злободневности и сегодня. Образ Чацкого будет жить до тех пор,
пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет
“начинать новый век”.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/