Радищев А.Н.
Радищев Александр Николаевич (1749 – 1802), писатель.
Родился в помещичьей семье. Его детские годы прошли в селе Верхнее
Аблязово (ныне Пензенская область). Первыми воспитателями мальчика были
крепостные крестьяне: няня Прасковья Клементьевна и обучивший его грамоте
дядька Петр Мамонтов. Они ввели его в мир народного творчества, интерес и
любовь к которому писатель сохранил на всю жизнь. В 1762 г. Радищева определили
в привилегированное учебное заведение – Петербургский пажеский корпус. Всем
наукам питомцев корпуса обучал один преподаватель-француз, но зато юные пажи
дежурили во дворце, прислуживали самой императрице. Здесь и наблюдал Радищев
дворцовую атмосферу и придворные нравы.
По окончании корпуса Радищева в числе лучших учеников отправили за
границу, в Лейпциг, для получения специального юридического образования.
По окончании университета Радищев возвратился на родину, готовый, по
его собственным словам, “жертвовать и жизнию для пользы Отечества”.
Он рассчитывал принять участие в большой работе по составлению нового
законодательства, обещанного Екатериной. Однако Радищев вынужден был занять
весьма скромную должность протоколиста в Сенате. Здесь перед ним прошла целая вереница
дел о крепостных: истязания помещиками крестьян, крестьянские бунты и волнения,
усмиряемые “мелким ружьем и пушкой”. Через некоторое время он вышел в
отставку.
В эти годы Радищев заводит знакомства в литературных кругах, сближается
с Н. И. Новиковым. В примечаниях к переводу книги французского
философа-просветителя Мабли он пишет: “Самодержавство есть наипротивнейшее
человеческому естеству состояние…” Вслед за этим он подчеркивает, что
“неправосудие государя” дает народу право судить и карать его как
злейшего преступника. Здесь сжато выражена мысль, которую позже писатель
разовьет в знаменитой оде “Вольность” (1783).
Воспевая в ней тираноборцев – Брута, Вильгельма Телля, он славит и
призывает “грозу царей” – революцию, “глас” которой должен
превратить тьму рабства в свет. В то же время “Вольность” Радищева –
гимн народу, его труду.
В 1789-1790 гг. одно за другим публикуются четыре произведения
Радищева, написанные на разные темы. Это “Житие Федора Васильевича
Ушакова”, рассказывающее о жизни в Лейпциге русских студентов;
“Письмо к другу…”, дающее исторически верную оценку деятельности
Петра I; “Беседа о том, что есть сын Отечества”, где в праве
называться патриотом отказывается большинству представителей дворянского
общества, и, наконец, главный труд и подвиг всей жизни Радищева –
“Путешествие из Петербурга в Москву”.
В “Путешествии…” Радищев поставил задачей показать
современную ему русскую действительность. После выхода в свет
“Путешествия-” по приказу Екатерины II Радищев был заключен в каземат
Петропавловской крепости. Суд приговорил его к смертной казни, замененной
десятилетней ссылкой в Сибирь. Проезжая в ссылку через Тобольск, он писал:
Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?
Я тот же, что и был и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!..
В ссылке Радищев продолжал работать: изучал местный край и написал
историческую работу, посвященную Сибири.
После смерти Екатерины II Радищеву разрешили вернуться в Центральную
Россию. До конца дней своих писатель жил под надзором полиции в небольшом
калужском имении Немцове. Здесь он продолжал заниматься литературным трудом. В
незавершенной поэме “Песни, петые на состязаниях в честь древним
славянским божествам” автор “Путешествия…” говорит о будущем,
ожидающем его родной народ:
О, народ, народ преславный!
Твои поздние потомки
Превзойдут тебя во славе…
Все преграды, все оплоты
Сокрушат рукою сильной,
Победят… природу даже,
– И пред их могущим взором,
Пред лицом их озаренным
Славою побед огромных,
Ниц падут цари и царства…
11 марта 1801 г. произошел очередной дворцовый переворот: Павел I был
убит и на престол взошел его сын, Александр I. Радищева пригласили принять
участие в работе комиссии по составлению законов, и он принялся за дело. Но ни
одному из его проектов не был дан ход. Радищев покончил с собой, приняв
смертельную дозу яда.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/