Раскольников и его «двойники»
«Преступлениеи наказание» — психологический и социальный роман. Причём психологиячеловека и общественное сознание тесно связаны, неразрывны друг с другом. Ф.М.Достоевский показывает внутренний мир человека и среду, в которой тотнаходится, исследует их взаимодействие.
Геройсовершает убийство. Автор прослеживает путь душевных переживаний и борьбы этогочеловека от первых мыслей о преступлении до раскаяния, пытается понять, чтопобудило его совершить этот поступок. Одной из причин автор называет влияниесреды, то есть общества.
Мысльо преступлении зародилась у Раскольникова в тот момент, когда Родион задумалсяо значении человека в жизни, о своём положении среди людей. Причина убийства — это теория, родившаяся в уме и душе Раскольникова. Это мысль о том, что естьлюди, «право имеющие», и «материал», и что он, возможно,принадлежит к высшей категории. Герой пытается доказать себе, что это так, нотщетно.
Всемходом романа Ф.М. Достоевский развенчивает теорию Раскольникова. Один изприёмов разоблачения антигуманной сущности теории — это использование системыдвойников. К двойникам Раскольникова можно отнести П.П. Лужина, следователяПорфирия Петровича, Соню, Свидригайлова, студента, встреченного в распивочной.
Попробуемопределить, почему каждый из этих людей является двойником героя, и понять, какони повлияли на Раскольникова.
Зайдяоднажды в распивочную, куда Родион заходил крайне редко, он услышал спор. Один изоппонентов говорил, что если бы была его воля, то он избавился бы от однойстарухи-процентщицы, которая чрезвычайно скупа и бесцельно проживает жизнь,мучая окружающих и близких. Он рассказывал, как страдает сестра этой старухи,вынужденная подчиняться и выполнять всю чёрную работу по дому и все прихотистарой чиновницы. И что все свои богатства старуха завещает не сестре,сделавшей ей столько добра, а монастырю. Студент говорил, что убить процентщицу- благое дело, поскольку через её смерть получат средства к существованиюмножество обездоленных семей. Грех окупится сполна.
Раскольниковвнимательно слушал оратора. Позже он часто вспоминал этот вечер. Те мысли,которые он вынашивал и которых, возможно, боялся, были услышаны им из устнезнакомого человека. Эта встреча с «двойником» только подтолкнулаРаскольникова к убийству. Он до того момента лишь думал о своей теории, нерешаясь доверить её кому-либо открыто. И вот перед ним единомышленник. Конечно,будь этот случай раньше, до создания теории, вряд ли он обратил бы внимание нахмельные речи студента. Но сейчас случайно услышанное подтверждение собственныхмыслей действует на Раскольникова иначе: он воспринимает этот случай какпровиденье, как некий знак его правоты. Он отуманен собственными мыслями сильнее,чем прежде, уходит в себя; убийство представляется теперь вполне осуществимымпоступком, а не страшной мечтой, которая, впрочем, нереальна.
Стоитсказать, что такое восприятие одного из множеств разговоров, возникающих враспивочных, стало возможным благодаря обострённому восприятию Раскольникова,его повышенному суеверию. Воспалённый разум, выведший то, что существуют люди,которые высшими силами назначены властвовать, легко увидел вразглагольствованиях студента тот знак свыше. В том состоянии, в котором былРаскольников, ум его цеплялся за любое, самое ничтожное подтверждениесобственных мыслей, но множество опровержений его теории он просто не замечал,целиком отдаваясь размышлениям о пробе и о себе.
ОПетре Петровиче Лужине читатель впервые узнаёт из письма матери Раскольникову.А впервые встречаются сразу после болезни Родиона — Лужин приходит знакомится сбудущими родственниками. С начала беседы Раскольников ожесточается противЛужина, а причиной тому является теория «целого кафтана». Лужин — двойник Раскольникова, а его теория — аналог теории героя, чего не мог незаметить и не ужаснуться этому герой. Теория «целого кафтана»заключается в том, что любой человек должен стремиться, прежде всего, кдостижению своих целей, жить для себя одного, употребляя все силы и всевозможные средства. Свою точку зрения Лужин подтверждает примером: имеется укакого-то человека кафтан, а рядом сидит человек без кафтана. Что лучше:разорвать кафтан, поделиться с неимущим, и обоим замёрзнуть, или хотя бы одномуостаться в целом кафтане и выжить? Понятно, что Лужину предпочтительней второйвариант.
Раскольниковс ужасом слушает Лужина. В словах Петра Петровича он узнаёт свою теорию, толькоопошлённую и сниженную до бытового уровня понимания. Исчезла пафосность, асмысл остался. Те же категории людей — слабые и сильные, то же право сильныхвершить судьбы слабых.
Какэто ни удивительно, своеобразным двойником Раскольникова является самый сильныйего «противник» — Порфирий Петрович. Несмотря на то, что это разныелюди, между ними много общего. Сходство это в мышлении героев, в их психологии.
ПорфирийПетрович старше Раскольникова. Но в молодости он тоже создал подобную теорию.Поэтому, собрав факты о преступлении, он без труда вычислил убийцу. ПорфирийПетрович видел перед собой такого же, как и он сам в молодости, а поэтомупрекрасно понимал психологию Раскольникова. Он не сомневался в виновностиРодиона. Насколько точно Порфирий рассказывает убийце о преступлении! Всёописывает просто с ужасающей точностью, до мельчайших подробностей. Это нетолько результат логических размышлений, но и воспоминаний.
Однако,на мой взгляд, есть ещё сходство у этих героев. Оба они очень человечны. У этихлюдей, в отличии от лужиных, есть совесть и сострадание. Кажется этоневозможно! Убийца и следователь, охотник и жертва. Разве может преступник,скрывающийся от наказания, иметь совесть? И какое может быть сострадание уследователя, допрашивающего преступника? Но Раскольников мучается, он стараетсяискупить грех, душевные страдания заставляют его сделать массу ошибок, косвенноподтверждающих его вину. А Порфирий Петрович, зная, что испытывает Родион,пытается не только доказать вину Раскольникова, но и помочь ему. В конечномсчёте Порфирий Петрович сделал очень много, чтобы герой признал свою вину ираскаялся.
Важнуюроль в воскрешенье души Родиона сыграла также Соня Мармеладова, которая тожеявляется двойником Раскольникова. О Соне герой узнаёт из рассказа Мармеладова,который поведал ему историю своей семьи, о жертве, которую принесла Соня ради близких.Она «переступила» через себя ради других.
ПоступкиСони и Раскольникова противоречили их сущности, но в определённый момент ониобя совершают преступление против себя ради достижения более важных, как имказалось, целей. И оба лишь внешне переходят границу, но внутренне не могут еёпереступить, и поэтому страдают.
Спомощью героев-двойников Раскольникова Ф.М. Достоевский подводит своего героя кпереосмыслению прежних взглядов. Только один закон может быть мерилом поступковчеловека — великий закон нравственности, основанный на христианской религии, настремлении к поиску в себе Бога. Ставить себя на место Бога — это ли невеличайшее из преступлений, ведь следствие этого — полная безнаказанность,вседозволенность и потеря человеком всех моральных ориентиров.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/