Развитие ислама

ПланВведение1. Аравия до ислама
1.1    Формирование классового общества
1.2    Культ язычества в доисламской Аравии.Основные предпосылки возникновения ислама
2. Ханифы и Мухаммед.
2.1.  Мухаммед – носитель откровения
2.2.  Учение Мухаммеда
3. Гонимые и гонители
3.1    Мухаммед в Медине. Хиджра
3.2    Борьба с неверующими «мекканцами».Воцарение ислама в Мекке
4. Дальнейшее распространение ислама.Шиизм и суннизм
4.1    Первые (выборные) халифы
4.2    Али и шииты
4.3    Омейяды и суннизм
4.4    Арабские завоевания
4.5    Ислам в Индии и других странахВостока
5. Коран – священная книга мусульман
Заключение
Литература

Введение
Ислам – третья ипоследняя из развитых монотеистических религий. Она также возникла на БлижнемВостоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась тем же идеями,основывалась на тех же культурных традициях, что и христианство и иудаизм. Этарелигиозная система с ее наиболее строгим и завершенным, доведенным до пределамонотеизмом сложилась на базе двух ее предшественников, так что заимствования вплане не только общекультурном, но и чисто теологическом, религиозно–культовом,ощутимы здесь на каждом шагу. Ими наполнена священная книга мусульман Коран.Они сказываются в символе веры, в принципах культа, мифологии, заповедях моралии т.п. И все же, несмотря на это, исламу как мировой религии нельзя отказать всамобытности. Пусть даже в философских поисках и решениях, в сфере религиознойдоктрины ислам, возникший сравнительно поздно, в основном ограничилсязаимствованием уже давно апробированных идей. Много существенней для оценкироли и места этой религии то, что в практике, в повседневном влиянии на жизньлюдей, в колоссальном воздействии на культуру и быт ряда народов Азии и Африкиислам имеет не только свой неповторимый облик, но и весьма специфичен похарактеру. Специфика эта настолько велика и ощутима, что специалисты далеко неслучайно говорят о «мире ислама», об исламской (арабо-исламской) цивилизации.
Исламсыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, его первых иосновных адептов, но и всех народов ближневосточного региона, а также иранцев,тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов Средней Азии, Кавказа, Поволжья,Балкан, значительной части населения Африки. В результате арабского завоеванияи под прямым воздействием ислама складывались не только судьбы народов«исламского мира», но и их культурные традиции, идейный багаж, нормы быта иморали, мифопоэтические и эпические образы и предания, которые и сегодня вомногом определяют их жизнь. Конечно, покоренные арабами страны и народысохраняли и развивали собственные доисламские культурные традиции, — и темболее это относится к странам, куда ислам проник мирным путем. Однако напротяжении веков почти абсолютного господства ислама доисламские традиции либобезвозвратно уходили в прошлое, либо настолько преобразовывались, исламизировались,что практически свелись лишь к национально-культурной специфике. Разумеется,эта специфика весьма дорога каждому из народов исламского мира, так какотражает его лицо и придает ему оригинальный собственный облик. И в этом смыслеее нельзя недооценивать, считать ее чем-то второстепенным. Однако важноподчеркнуть, что у любого из мусульманских народов она с лихвой перекрывается комплексомнорм и предписаний общего для всех них ислама.

1. Аравия до ислама
 
1.1 Формированиеклассового общества
 
Ислам возник в Азии наАравийском полуострове, в его западной части – области Хиджаз, в начале VII века. Он возник в среде арабов,коренных жителей Аравии. Доисламские арабы – один из многих семитских народов,обитавших в этом районе Ближнего Востока с незапамятных времен. Более поздняятрадиция, зафиксированная в Коране, исходит из того, что легендарный библейскийпервопредок евреев Авраам был праотцом не только иудеев, но и арабов: обанарода произошли соответственно от его сыновей Исаака и Исмаила, рожденныхразными его женами. В Хиджазе и в смежных с ним областях Аравии происходилоразложение патриархально-родового строя и формирование классового общества. Вотдельных местах полуострова уже длительное время существовалирабовладельчество и работорговля, а в некоторых областях, особенно на юге,появились зачатки раннефеодальных форм эксплуатации. Уже более века в жизниарабов чувствовалось назревание значительных идейных и социальных сдвигов,перемен, получивших отражение едва ли не во всех сферах их бытия. Обострениеэтих процессов в немалой мере было связано с событиями, происходившими нетолько в самой Аравии, но и в смежных с нею странах. Дело в том, что народыобширного Аравийского полуострова, расположенного на стыке Азии, Африки иСредиземноморского бассейна, издавна были вовлечены в торговые, политические икультурные связи с близкими и далекими странами Востока и Запада. Особоезначение для них в столетия, непосредственно предшествовавшие возникновениюислама, имели отношения с двумя крупнейшими государствами региона – Ираном иВизантией. В свою очередь каждая из этих монархий, учитывая экономическое истратегическое значение Аравии, стремилось установить над нею свое господство — прямое или косвенное, используя для этой цели своих саттелитов как на севере,так и на юге полуострова. Задача противодействия агрессивным намерениямсоседних Ирана и Византии в немалой мере способствовала возникновениюнескольких союзов арабских племен, действия которых порой становились весьмаэффективными, но, как правило, сами эти союзы были не долговечными, эфемерными.Вместе с тем образование почти каждого из союзов племен, отражаясь в сфереидеологии, по условиям времени сказывалось и на их религиозных воззрениях,культе. Возникновеннию племенных объединений порой предшествовала деятельностьпроповедников, выступавших в роли пророков и прорицателей и широкоиспользовавших религиозные мотивы.
Процессразрушения обычаев и культов патриархально-родового строя был весьма длительными протекал не одновременно в разных областях Аравии. Их преодоление продолжалосьвека и до сих пор не всюду может считаться полностью завершенным.
 
1.2 Культ язычества вдоисламской Аравии. Основные предпросылки возникновения ислама
Небольшиепротогосударства южной Аравии (Йемен, Мекка, Ясриб и другие) в IV-VI веках были объектом пристального внимания со сторонывышеназванных Византии и Сасанидского Ирана. Расположенные на побережье вдольактивных функционировавшего торгового пути, эти города-государства жили восновном за счет торговли, отчасти так же ремесла и ростовщичества. Через Меккуи другие торговые центры шли караваны с индийскими пряностями, изысканнымифруктами и винами, драгоценными одеждами и камнями, товарами дальнего экспорта,включая китайский шелк. Правда, торговые пути пересекали и Северную Аравию, нотам они находились под контролем сильных, соперничавших держав. Южная дорога,менее зависимая от политической конъюнктуры, была спокойнее и надежнее и потомупроцветала. На караванной торговле наживались и городские арабы (торговцы иремесленники), и кочевые племена бедуинов, шейхи которых взимали свою долю за беспрепятственныйпроход караванов.
В IV веке расширившееся южно-аравийскоегосударство Химьяритов объединило весь Йемен. В начале VI века это государство было завоевано эфиопским царствомАксум, а в 570 году эфиопы были изгнаны иранцами. С захватом Йемена ипревращением его в свою сатрапию Иран практически взял в свои руки транзитнуюторговлю и направил ее по северному пути. Южно-аравийская торговля захирела, ееторговые центры оказались в состоянии серьезного кризиса, задевшего также иинтересы кочевых арабских племен, в среде которых уже выделилась привыкшая кроскоши родоплеменная верхушка. Напряженность кризисной ситуации нашла своевыражение, как это нередко случалось в истории, в сфере духовной, видеологических спорах, что и послужило непосредственным толчком к возникновениюрелигии. Большинство арабов, особенно кочевники, были язычниками. Следуя древнимсемитским традициям, восходившим к вавилонской и даже довавилонской Месопотамии,они поклонялись солнцу и луне, различным божествам и духам, силам природы,мертвым предкам. На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший свое отражение вкульте больших поставленных на ребро камней. Крупнейшим из них был знаменитыйчерный камень в святилище Кааба, находившимся в Мекке – крупнейшем торговом икультурном центре Хиджаза. Кааба был назван так внешнему виду, напоминающемусооружение кубической формы (по- арабски каъба – игральная кость, куб). Он сталодним из важнейших религиозных центров Западной Аравии. Еще задолго довозникновения ислама к этому храму совершалось религиозное паломничествоарабов. Господствовавшее в Мекке племя курейшитов (курейш, курайш), среди знатикоторого были крупные торговцы, ростовщики и рабовладельцы, образовало особое «товарищество»,или союз, занимавшееся караванной торговлей. Как отмечено в Коране, ониотправляли караваны «зимой и летом» (106: 2). В окрестностях Мекки курейшитамиустраивались ярмарки, на которые съезжались представители многих родов иплемен. Время этих ярмарок, длившихся четыре месяца в году, объявлялосьсвященным. Любые военные столкновения, нападения друг на друга ради мести илиграбежа торговых караванов были под строгим запретом. Нарушения этого запрета(харам) были осуждены от имени бога в Коране (29: 67).
 Сосредоточив в Мекке иее окрестностях ряд заповедных мест – масджидов, считавшихся священными,племенная и жреческая знать курейшитов добилась ежегодного участия обитавшихпоблизости арабских родов и племен в ярмарках и паломничествах, проводившихся вМекке и ее окрестностях, и тем самым усилила свое экономическое, политическое иидейное влияние на других арабов. Последнее нашло отражение в ряде преданий, вчастности в том, где рассказывается о находившихся в Каабе ко временивозникновения ислама 360 изображений божеств различных арабских родов и племен,количество которых позднее стало связываться с числом дней в году. Ключи отКаабы и руководство совершавшимися в ней богослужениями удерживались в рукахрода Хашим племени курейшитов. Этот черный камень воспринимался всеми арабамикак высший божественный символ. Возможно, что это уже в какой–то мере отражалоскладывавшееся среди арабских племен представление о существовании высшеговерховного божества. Такого рода представления в Аравии были распространеныдовольно давно.С ними были знакомы арабы и в Мекке, и в Ясрибе (будущаяМедина), и в городах Йемена. Источник их известен — это монотеистическиерелигии, иудаизм и христианство. Иудаизм существовал в Аравии уже на протяженииряда веков, особенно в городах. Крупные иудейские общины живших там евреев,прежде всего еврейских торговцев, активно функционировали в южно-аравийскихторговых центрах и довольно охотно распространяли свое учение, особенно вЯсрибе-Медине и в Йемене, где на рубеже V-VI веков иудаизм за короткое время сталофициальной государственной религией. Завоевание Йемена эфиопами (христианами)резко уменьшило влияние иудаизма, но зато усилило роль христианства.Христианство широко распространилось в это время среди арабов Сирии, Палестины,Месопотамии, не говоря уже о том, что территориально Аравия была буквальноокружена христианскими государствами (Византией, Египтом, Аксумом), а в южно-аравийскийгородах существовали христианские общины и храмы.
Кроме монотеизмаиудео–христианского типа, на южно-аравийских арабов оказывал определенноевлияние и проникавший из Ирана зороастризм, а также поздние его модификации,сложившиеся под влиянием христианства (манихейство – маздакизм). Вся этасложная картина взаимно переплетавшихся верований и религий с их ощутимымимонотеистическими тенденциями не могла не оказать серьезного воздействия наарабские племена, жившие на стыке мощных религиозных потоков. В условиях болееспокойного и долговременного усвоения чуждого культурного влияния, выработка наего основе собственного религиозно–культурного потенциала (или простоприсоединение к одной перечисленных систем) могла бы произойти без особыхпотрясений. Однако в обстановке резкого спада в торговле и вынужденногопересмотра структуры экономики, ломки традиционного жизненного уклада всесложилось иначе. Южно-аравийский арабы, потерявшие привычные источники доходов,остро ощутили свою слабость, разобщенность, неспособность противостоятьсвалившимся на них ударам. История полна примерами упадка и даже гибели многихнародов, оказавшихся в аналогичном положении. Но арабы нашли в себе силысоздать мощный интегрирующий импульс, причем генератором этого импульсаоказалась новая религия.

2. Ханифы и Мухаммед
 
2.1 Мухаммед –носитель «откровения»
В VI веке в южной Аравии широкораспространилось движение ханифов, пророков–проповедников, призывавшихотказаться от языческого поклонения разным богам и идолам в пользу единогобога. Подробных сведений о ханифах не сохранилось, детали их проповедей неясны.Однако известно, что предлагавшийся ими новый бог отличался и от иудейскогобога Яхве, и от христианской троицы. Есть сведения, что некоторыми из ханифовиспользовалось слово Аллах (ал и эл – общесемитский корень понятия «бог»).Каждый из ханифов провозглашал себя доверенным лицом нового бога, однако допоры до времени проповедь ни одного из них успеха не имела, хотя деятельностькаждого вносила определенный вклад в накопление того нового качества, котороерано или поздно должно было как-то проявиться. Успех выпал на долю Мухаммеда –человека, вошедшего в историю ислама в качестве его великого и главногопророка. Мухаммед выступил с проповедью, смысл которой сводился к тому, чтосуществует всего лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле(«ислам», «мусульманин» — от слова «покорность»). За короткий срок Мухаммедстал полным и общепризнанным повелителем огромной, тесно сплоченной и хорошоорганизованной общины «правоверных», жаждавших активной деятельности во имяАллаха и новой религии.
Мухаммед родился в 570году. Маулид – день его рождения – отмечается 12 числа месяца раби-ал авай полунному календарю. Маулид совпадает с днем смерти Мухаммеда и это символичноесовпадение дат рождения и смерти, то есть рождения для вечной жизни, было даноМухаммеду, по преданию, Творцом в знак его особой миссии носителя откровения,последнего, как считает ислам, пророка в истории человечества. Он родился вобедневшем клане Хашим могущественного мекканского племени курейш. Он раноосиротел. Его отец умер во время торговой поездки до рождения Мухаммеда, мать –через несколько лет. Он воспитывался у своего дяди Абуталиба, скот которогопас. А затем поступил на службу к богатой вдове Хадидже и вел ее торговые дела,что способствовало его активному общению с представителями разных народов ирелигий. Вскоре Мухаммед женился на Хадидже и, несмотря на разницу в возрасте(вдова была на 15-16 лет старше), брак их был счастливым. За 20 лет совместнойжизни Хадиджа родила ему нескольких детей, но только любимая дочь пророкаФатима пережила отца и оставила потомство. После смерти Хадиджи у пророка быломного жен, включая и малолетних (пример пророка в этом смысле – норма ислама ипо сей день), но ни одна из них, насколько известно, не оставила емунаследников. Благополучный брак дал Мухаммеду обеспеченную жизнь, позволявшуюиметь достаточно свободного времени, которое на протяжении многих лет онпосвящал религиозным исканиям. Духовное напряжение, побуждавшее Мухаммеда краздумьям о цели смысле жизни, об основах мироздания с годами крепло и,наконец, оформилось в убеждение, что именно ему уготовано узнать истинного богаи выполнить миссию возвещения соплеменникам истинной веры. Мухаммед любилодиночество и благочестивые размышления и часто удалялся в соседние с Меккой горы.Когда ему было 40 лет, во время из одного периодов уединения ему стали являтьсявидения, а затем — речения извне, позднее записанные по памяти с его слов исоставившие священную книгу мусульман — Коран. Первоначально Мухаммед испугалсяначавшихся «откровений», но затем уверился, что избран божеством в качествепосланника (расул) и пророка (наби), чтобы нести людям слово божие. Первые«откровения», которые Мухаммед пытался передать своим сородичам, провозглашаливеличие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное вАравии многобожие, предупреждали о грядущем воскрешении мертвых, Дне суда инаказаний в аду всех, кто не верует в Аллаха.
2.2 Учение Мухаммеда
Однако Мухаммед не былглубоко оригинальным мыслителем. Как основатель новой религии он явно уступал вэтом плане другим – будь то полулегендарные Будда, Лао-Цзы и Иисус или вполнереальный Конфуций – в силе и глубине интеллектуального потенциала. Значимостьличности и проповеди Мухаммеда в ином: именно он сумел извлечь из всех знакомыхему религий то главное, что в конкретных условиях Аравии начала VII века было так необходимо, — призыварабов к сплочению под знаменем единого бога. Этот то призыв и создал импульсневиданной силы. Вначале Мухаммед вообще не настаивал на том, что создает новоеучение, новую религию. Он выступил за признание единого бога, в чем-тородственного иудейскому и христианскому, хотя в то же время явно имевшегоотношение и к высшему божественному символу Каабы. Всю догматику своего учения,включая пророков от Авраама до Иисуса, он откровенно заимствовал из Библии.Авраам был даже совмещен при этом с «владыкой Каабы» в качестве праотца арабов.Всех евреев и христиан Мухаммед охотно приглашал не только включиться в общинуправоверных, но и считал также своими духовными братьями. Показательно, что впервые годы распространения нового учения Мухаммед даже молился, обратив лицо ксвятому городу иудеев и христиан – Иерусалиму. Только после того, как евреистали открыто высмеивать теологические и догматические ошибки малограмотного Мухаммеда,пророк предписал обращать лицо во время молитвы в сторону Мекки, которая кэтому времени превратилась в духовный центр ислама. Создав культ единогоАллаха, Мухаммед призвал своих последователей ежедневно молиться ему,сопровождая молитву призывом к ней и омовением, а также соблюдать пост ивносить в общую кассу правоверных в пользу бедных – закят (вначале примерно2,5% общей стоимости имущества). Из Библии Мухаммед заимствовал идею страшногосуда, представление о рае (обогащенном гуриями) и аде, о сатане (шайтане),бесах (джиннах) и многое другое. Не чужд Мухаммеду оказался и духраннехристианского эгелитаризма: по крайней мере на первых порах он активновыступал в защиту бедных, против притеснений («обмериваний») со стороны богатыхкупцов. Под стать пророку были и первые его последователи, среди которыхоказались Хадиджа, сын Абуталиба Али – двоюродный брат Мухаммеда, женившийся наФатиме, купец Абу-Бекр, Омар и некоторые другие, менее известные деятелираннего ислама. Все они уверовали в божественность пророка, поддерживали его иориентировались на связи с иудеями и христианами.

3. Гонимые и гонители
 
3.1 Мухаммед в Медине.Хиджра
Число последователейМухаммеда в Мекке увеличивалось, и это встречало растущее сопротивление состороны богатых купцов – курейшитов, наиболее влиятельных жителей города.Опиравшиеся на святилище и богов Каабы, курейшиты не видели смысла в новойрелигии и даже опасались усиление ее сторонников. Смерть Хадиджи и Абуталиба(который хотя и не стал мусульманином, но поддерживал племянника) лишилаМухаммеда внутренней опоры в Мекке, и в 622 году пророк вместе со своиминемногочисленными последователями отправился в Медину (так стал называтьсяЯсриб после переселения Мухаммеда), соперничавшую с Меккой. Враждебныекурейшитам мединцы охотно приняли Мухаммеда (его мать была родом из Ясриба), аналичие в Медине большой иудейской общины сделало их более подготовленными кпринятию его учения.Вскоре после прибытия Мухаммеда в Медину чуть ли небольшинство населения этого города вступило в число правоверных. Это былогромный успех, почти триумф, поэтому 622 год, год переселения, стал считатьсяпервым годом новой мусульманской эры (по-арабски – хиджра). Мединская общинамусульман выработала свой устав, свои организационные формы, первые законы ипредписания в области не только ритуала и культа, но также и норм повседневнойжизни. Вырабатывая все эти законоположения, Мухаммед заметно углубил отличиямежду его учением и учениями христиан и иудеев, что вполне естественно:культурные традиции арабов не могли не оказать своего воздействия и на нормысемейной жизни (многоженство, подчиненное положение женщины), и на сферу права(четкое отстаивание интересов частной собственности, естественное для торговогонарода), и даже на характер пищевых запретов (не пить вина) и т.п. Все это,вместе взятое, позволило Мухаммеду в Медине сделать значительный шаг по путиобособления новой религии от других, пусть даже и родственных ей. Этому шагуспособствовал и разрыв пророка с иудейской колонией в Медине, выступившей всоюзе с Меккой против мусульман. Таким образом, Мухаммед превратился визпростого проповедника в политического лидера общины. Он все отчетливей говоритоб особой роли ислама, о себе как о последнем пророке – «печати пророков»,иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляетсяисправлением допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботеустанавливается особый мусульманский день общей молитвы – пятница, объявляетсяо святости Каабы и первостепенном значении паломничества к ней. Она становитсяглавной святыней ислама, к ней молящиеся начинают обращаться во время молитвы.Кроме того, начинает особо выделяться положение Мухаммеда как посланникаАллаха. В «откровениях» появляется требование особого почтения к Мухаммеду, ему«ниспосылаются» исключения из некоторых запретов, обязательных для других.
Исходя из всеговышесказанного можно сделать вывод, что Мухаммед сформировал основные принципырелигиозного учения, ритуала и организации общины. Эти принципы были выражены в«откровениях» и частично – в высказываниях, решениях и поступках пророка.
3.2      Борьба сневерующими мекканцами. Воцарение ислама в Мекке
Одной из форм сплоченияобщины и ее расширения с самого начала мединского периода стала борьба сневерующими мекканцами. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканскиекараваны, в 624 году при Бадре мусульмане, возглавляемые Мухаммедом, победилимекканский отряд, и эта победа была воспринята и истолкована как доказательствотого что Аллах – на стороне мусульман. В 625 году мекканцы пошли к Медине исразились с мусульманским войском около горы Ухуд. В бою Мухаммед был легкоранен в голову. Мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развилисвой успех и отошли. В следующем году они снова подошли к Медине, но были остановленыобороной мусульман у специально выкопанного рва. Тесные связи внутреннеймединской оппозиции с мекканцами, ее попытки покушения на жизнь Мухаммеда иупорный отказ от полного ему подчинения вызывали резкие ответные меры.Последовательно из Медины были изгнаны иудейские племена бану кайнука и банунадир, значительная часть бану курайза была перебита, были убиты и некоторыеактивные противники и соперники Мухаммеда. Затем были собраны большие силы длярешительной борьбы с Меккой. В 628 году большое войско, к которомуприсоединились некоторые кочевые племена, двинулось в сторону Мекки иостановилось в местечке ал-Худайбийа, на самой границе священной территорииМекки, где произошли переговоры между Мекканцами и мусульманами, которыезавершились перемирием. Ровно через год Мухаммед и его сподвижники совершили всоответствии с договором малое паломничество (умра). Тем временем крепла силамединской общины. Были завоеваны богатые оазисы Северной Аравии Хайбар и Фадак,союзниками Мухаммеда становились все новые и новые племена. В этих условияхпродолжались тайные переговоры мекканцев с Мухаммедом, многие мекканцыпринимали ислам открыто или тайно. Наиболее дальновидные из числа курейшитовстали переходить на стороны пророка. Дни независимой Мекки были сочтены, и в630 году Мухаммед торжественно вступил в этот город. Теперь уже курейшиты нетолько приняли его, но и склонились перед ним. Приняв ислам, они быстро заняливидные места среди ближайших последователей пророка. Мекка была официальнообъявлена священной столицей ислама. Мухаммед, однако, продолжал жить в Медине,лишь однажды (в 632 году) еще совершил паломничество, называемое прощальным(хиджат ал-вада). Победа над Меккой еще больше укрепила уверенность Мухаммеда всебе и подняла его политический и религиозный авторитет в Аравии. Он посылаетразличным послам и вождям Аравии и наместникам пограничных с Аравией областейВизантии и Ирана послания с предложением принять ислам. Мекканские военныеотряды захватывают новые оазисы в Северной Аравии, появляются в Йемене. В Меккуприезжают представители различных племен и областей полуострова. Многие изприезжавших договариваются с Мухаммедом о союзе. В 631-632 годах значительнаячасть Аравии оказывается в той или иной степени включенной в политическоеобъединение, возглавляемое Мухаммедом. В июне-июле 632 года в возрасте 60-63лет Мухаммед неожиданно для своих сподвижников скончался посленепродолжительной болезни. Существует легенда, что он был отравлен. Егопохоронили в главной мечети Медины (Мечети Пророка). После его смерти в Аравиинекоторые кочевые племена пытались восстать против новых порядков, нобезуспешно. Преемники Мухаммеда быстро и решительно пресекли эти смуты. Этомуспособствовало то, что Мухаммед сделал главное, в чем нуждались арабы в начале VII века: он объединил их, дал имсплачивавшее их в единое целое учение и указал тот путь, по которому следовалонаправить нерастраченный после упадка торговли основной запас сил и энергии.Путь этот был теперь ясен: правоверные должны были обратить «неверных»,поставить всех под знамя великого учения «святого пророка».

4. Дальнейшее распространениеислама. Шиизм и суннизм
 
4.1 Первые (выборные)халифы
Смерть пророка поставилавопрос о том, кто теперь возглавит мусульман. При этом речь шла не столько одуховном, религиозном главе, сколько о главе сложившегося к тому временибольшого государства со все увеличивавшимися территорией и населением, сусложнявшейся системой внутренней администрации. В рамках арабской исламскойобщины обе верховные должности, духовная и светская, слились в одном лице,которое под наименованием халифа («заместителя» пророка) должно было возглавитьправоверных. Хотя ближе других к пророку был его кузен и зять Али, отец двухлюбимых внуков пророка, Хасана и Хусейна (сыновей Фатимы), первым халифомизбрали не его, а Абу-Бекра, старейшего сподвижника Мухаммеда. Абу-Бекр правилне долго (632-634), но успел немало: при нем были урегулированы внутренниесмуты в Аравии и дан старт знаменитым арабским завоеваниям (походы на Сирию изанятую Сасанидским Ираном Месопотамию). После смерти Абу-Бекра вторым халифомстал Омар, которого избрал своим преемником Абу-Бекр. За десять лет власти(634-644) Омар добился огромных успехов. Используя слабость и раздоры внутрисасанидского Ирана, он не только отвоевал у него Месопотамию, но и продвинулсядальше, присоединив к своим владениям Закавказье и территории собственно Ирана.Активно действуя против Византии, арабские полководцы завоевали Сирию иПалестину и дошли до стен Константинополя. В 639 г. к халифату был присоединени Египет.
В 644 г. Омар был убитрабом-иранцем. Халифом стал Осман – тоже мухаджир (участник хиджры, т.е.ближайший сподвижник пророка), принадлежавший к богатому мекканскомукурейшитскому роду Омейядов. Сам Осман был бесцветной личностью, нопродолжавшиеся при нем арабские завоевание имели успех. К халифату былиприсоединены Армения и Малая Азия, ряд североафриканских территорий (Ливия –вплоть до Карфагена, едва откупившегося от подошедших к его стенам арабов). ПриОсмане на передний план стали выдвигаться Омейяды, постепенно прибравшие крукам все доходы должности, что вызвало недовольство многих, чувствовавших себяобойденными. Это были главным образом сторонники Али, получившие наименованиешиитов (шиа – группа, партия, секта).
4.2 Али и шииты
Шииты считали, что неОсман, а Али, ближайший родственник и сподвижник пророка, должен был занятьместо халифа. Выдвижение Омейядов послужило толчком для их активности. Пропагандашиитов, утверждавших, что халифы должны быть из рода пророка, привлекала многих,недовольных возвышением Омейядов. В их числе оказались не только арабы, нопринявшие ислам жители наиболее отдаленных стран, например Ирана. Шиитовподдерживали и многие племена арабских кочевников-бедуинов. Дело кончилось тем,что в 656 году толпы шиитов, собравшихся под видом паломников из Египта,Месопотамии и других районов халифата, ворвались во дворец Османа и убили его.Халифом был провозглашен Али. Новый халиф перенес столицу из Медины в Куфу(Месопотамия) и сместил всех назначенных Османом наместников различных районовобширного Арабского халифата. Один из наместников – Муавия из рода Омейядов –отказался подчиниться Али и фактически оторвал возглавлявшуюся им Сирию отхалифата. Муавия стал готовиться к войне с Али, а его приверженцы, опираясь натекст Корана, выступили против идеи шиитов о праве на власть лишь потомков Али.Перевес сил был явно на стороне Али. Но в решающий момент сражения с войскамиМуавии Али заколебался и согласился на решение спора о праве на властьтретейским судом. Это была ошибка, которой воспользовались противники Али ишиитов. С одной стороны нерешительностью Али были недовольны сторонники твердойполитики, разочаровавшиеся в новом халифе и переставшие его поддерживать; сдругой – в самом лагере шиитов оказалась значительная группа мусульман,склонявшаяся к тому, что халиф не должен быть наследственным правителем, егоследует избирать «по воле Аллаха и народа». Эта группа стала именоватьсяхариджитами (вышедшими). Хариджиты избрали своего халифа, и поэтому именнопротив них, своих бывших сторонников, Али вынужден был обратить главный удар. Борьбас хариджитами заняла ряд лет и сильно ослабила позиции Али, который так и неуспел решить в свою пользу спор с Муавией. В 661 году Али пал от кинжалахариджита. Шииты лишились власти. Новым халифом был провозглашен Муавия.,ставший родоначальником династии Омейядов, правившей халифатом до 750 года.
4.3 Омейяды и суннизм
Вместе с Омейядами,перенесшими столицу в богато отстроенный Дамаск с величественными мечетями, господствующимтечением в исламе стал противопоставленный шиизму суннизм. Сунна – этосвященное предание, состоящее из рассказов (хадисов) о жизни и деятельностипророка, о его изречениях и т. п. Сложившаяся на протяжении первых двух вековислама, вобравшая в себя немало исторического материала и еще большелегендарных преувеличений, шеститомная Сунна стала чем-то вроде комментария и поясненийк Корану. Все, признававшие святость Сунны, стали именоваться суннитами.Начиная с Омейядов, покровительствовавших суннитам и противопоставивших ихсторонникам Али, это направление в исламе стало считаться ортодоксальным, поотношению к которому все иные, в первую очередь шииты, были в явной или скрытойоппозиции. Особенно ярко это проявилось после того, как Муавия, вновь восстановившийединство арабо-исламского мира, выступил против заговорщиков-шиитов. Вначале,сразу же после смерти Али, старший сын покойного Хасан уступил Муавии престол,выговорив себе за это некоторые привилегии. Нейтрализовав таким образом шиитов,Муавия со всей силой обрушился на поднявших восстание хариджитов. Подавиввосстание и заставив признать свою власть, Муавия еще при жизни назначил своимпреемником сына, положив, таким образом, начало практике престолонаследияхалифов. Однако посла смерти Муавии был организован заговор шиитов, во главекоторых стал второй сын Али и Фатимы – Хусейн. В битве с войсками халифа Хусейнпогиб. Восстание шиитов было подавлено, но в лице захороненного в Кербеле(современный Ирак) Хусейна шииты получили очень важного для них святогомученика, имя которого и память о котором с тех пор стали лозунгом и знаменемшиитов в их борьбе с ненавистными им суннитами. После гибели Хусейна междушиитами и суннитами разрыв увеличился и стал пропастью: представители обоихнаправлений в исламе стали непримиримыми соперниками и очень часто –ожесточенными врагами.
4.4    Арабские завоевания
Сложная внутренняя борьбавокруг престола халифа не ослабила поступательного движения ислама. Еще приМуавии арабы завоевали Афганистан, Бухару, Самарканд, Мерв. На рубеже VII-VIII веков они подчинили значительную часть Византии,вновь побывав у стен Константинополя. Была завоевана часть Грузии, совершалисьнабеги на Хазарию. В начале VIIIвека наместники халифа, подавив ряд восстаний, присоединили к халифату почтивсю Среднюю Азию, достигнув рубежей Индии и Китая. В северной Африке к халифатубыли присоединены Ливия, затем Тунис и Марокко. Перейдя через Гибралтар, арабызавоевали Испанию и, пройдя через Пиренеи, вторглись во Францию, где лишь вбитве при Пуатье (732 год) их победоносное продвижение было остановлено. Арабскиезавоевания зиждились на весьма прочной основе, что и позволило халифатупросуществовать немало веков. Дело в том, что завоевание шло параллельно с исламизациейзавоеванных народов.
И если вначале, вовремена пророка, едва ли не важнейшим побудительным стимулом для завоеванийбыла погоня за военной добычей, которая одна только могла возместить убытки,что понесли арабские города от упадка торговли, то позже обстоятельстваизменились. В условиях халифата, в рамках которого религия была слита сполитической администрацией и даже играла ведущую роль в этом симбиозе, напередний план вышла исламизация. Наместники пророка, халифы, считали своимдолгом присоединять к империи все новые земли, обращая при этом мусульманствоих население. Как достигалась основная цель – распространение ислама? В районахблизких, где издревле обитало немало арабов или родственных им семитских племен– в Месопотамии, Сирии, Палестине, исламизация практически свелась карабизации. Местное население с помощью ислама было сравнительно легкоассимилировано и вскоре фактически стало арабским по языку, культуре и основнымэтническим признакам.
Сложнее обстояло дело вЛиване, где сравнительно сильнее корни пустило христианство, но и там процессшел достаточно успешно. Примерно такой же была ситуация в северной Африке – стой лишь разницей, что местное население здесь (особенно в долине Нила) не былосемитским. Тем не менее, процесс постепенной ассимиляции египтян, ливийцев (берберов)и остальной части местных народов привел к тому же результату, т.е. карабизации, к ассимиляции местного населения арабами почти без остатка, к замещениюместных языков и культур арабским языком и исламской арабской культурой. Иначеобстояло дело с теми народами и районами, где арабов было немного, — в Иране,Афганистане, Закавказье, Средней Азии, не говоря уже об Испании. Здесь (кромеИспании, где процесс исламизации был ограниченным) исламизация шла не столькопутем арабизации, сколько за счет экономических привилегий, которые былиустановлены для перешедших в ислам. Эти привилегии, во всяком случае вначале(позже они были пересмотрены либо отменены), сыграли очень существенную роль. Всяземля в халифате была объявлена государственной собственностью, причем от именигосударства ею распоряжался халиф, а на местах – его наместники в завоеванныхрайонах, эмиры. Как правило, все земли оставляли их прежним владельцем (заисключением выморочных, шедших в казну и распределявшихся между новымивладельцами на правах икта, т.е. условного должностного владения). Рента-налогпочти со всех земель стекалась в казну халифа. Но мусульмане в качестве налогаплатили ушр – одну десятую часть дохода, все остальное – харадж, размеркоторого колебался от одной до двух третей урожая, а также подушную подать(джизию). Торговая пошлина для мусульман тоже была льготной (2,5% против 5% дляостальных).
Результаты такого родаэкономической политики были очевидны: мощные экономические рычаги создавалибезотказный стимул для исламизации покоренных арабами народов, так что этотпроцесс почти не отставал от быстрого темпа завоеваний и расширения границхалифата. Принятие же ислама завоеванными народами, в том числе и странамивысокой и древней культуры (Египет, Иран), влекло за собой резкое изменениеисторически складывавшихся культурных традиций. Исламизация сильно трансформировалаи унифицировала образ жизни, систему семейных и общественных отношений, этику,право на все территории халифата. В одних случаях это сопровождалось арабизацией(Египет, Месопотамия), в других – нет (Иран), но повсюду то, что противоречилодогматам ислама, не вписывалось в его строгие предписания, постепенно отходилона задний план либо вовсе забывалось.
Ислам же во всех районахАрабского халифата выходил на передний план и именно его нормы определялидальнейшее направление развития культуры исламизированных народов.

4.5      Ислам вИндии и других странах Востока
Еще в конце XII века воины ислама вторглись всеверную Индию и, воспользовавшись междоусобной борьбой раджпутских князей,заняли район Дели, затем Бихар и Бенгалию. В начале XIII века на завоеванных землях возник Делийский султанат,а ислам стал официальной государственной религией северной Индии. Вместе сисламом появились и характерные для него формы землевладения и налогообложения(икта, харадж, джизия); все влиятельные посты в государственной администрациибыли предоставлены мусульманам. Ислам быстро распространялся, особенно средигородского населения, в среде торговцев. Правители султаната энергичнорасширяли свои владения на восток и юг, но были приостановлены на рубеже XIV-XV веков вторжением Тимура. В 1526 году северная Индия былазавоевана Бабуром, основателем империи Великих Моголов (термин «моголы» — пошелот монголов, потомком которых был выходец из Ферганы Бабур), что привело кукреплению там позиций ислама. В XIVвеке торговцы арабских стран и Индии познакомили с исламом индонезийцев. ВМалакке, а затем и на острове Ява возникли исламские султанаты. Коалиция их в1519 году разгромила махараджу Маджапахита, после чего ислам стал широко ибеспрепятственно распространяться на островах Индонезии. Торговцы еще в VII-VIII веках познакомили с исламом и Китай. Правда, тамислам глубоких корней не пустил, но мусульмане, (дунгане и иныерелигиозно-этнические группы) как часть населения страны появились и существуютдо наших дней.
Сложными и различнымипутями проникал ислам в Африку. Мусульмане Египта распространили его вВосточном Судане, затем в результате контактов с аравийскими купцами с исламомпознакомились на побережье Восточной Африки (Сомали, Эритрея). Народы ЗападногоСудана, находившиеся в сфере влияния североафриканских арабов Магриба,восприняли ислам от них (начало было положено завоеванием арабскими войсками в XI веке Ганы). От североафриканскихарабов ислам проник и государство Мали, одной из наиболее древних и крупных вистории Африки. Процесс исламизации негритянской Африки продолжается и в нашидни.

5. Коран – священнаякнига мусульман. Сунна
Основные идеи и принципывероучения Мухаммеда зафиксированы в Коране, священной книге мусульман.Согласно общепринятой в исламе традиции текст Корана был поведан пророку самимАллахом через посредство Джебраила (библейского архангела Гавриила, служившегов качестве посредника между богом и людьми). Аллах не раз передавал своисвященные заповеди через различных пророков – Моисея, Иисуса, наконецМухаммеда. Этим исламское богословие объясняет и многочисленные совпадениятекстов Корана и Библии: переданные через более ранних пророков священный текстбыл искажен иудеями и христианами, которые многое в нем не поняли, кое-чтоупустили, извратили, поэтому только в своей последней версии, авторизованнойвеликим пророком Мухаммедом, правоверные могут иметь высшую и бесспорнуюбожественную истину. Эта легенда о Коране, если очистить ее от божественноговмешательства, близка к истине. Основное содержание Корана также тесно связанос Библией, как и сам ислам близок иудео-христианству. Но объясняется все многопроще, нежели это пытается делать мусульманское богословие. Сам Мухаммед книгне читал, в том числе и Библии. Однако, вступив на стезю пророка, он черезпосредников весьма старательно знакомился с содержанием священныхиудео-христианских текстов, повествовавших о том самом едином и всемогущембоге, которого под именем Аллаха стал почитать Мухаммед. Перерабатывая их всвоем сознании и умело сочетая с арабской национально-культурной традицией,Мухаммед именно на этой основе строил свои первые проповеди, которые, будучизатем записаны его секретарями-писцами, легли в основу Корана. Нервно-возбудимаяпсихика Мухаммеда немало способствовала тому, что в глазах его последователейпророк действительно выглядел своего рода небесным посланцем, вещавшим от именивысшего божества. Его изречения, чаще всего в виде рифмованной прозы (аритмично-мелодичная речь проповедника всегда усиливает эмоциональноевоздействие), воспринимались как божественная истина и именно в этом качествевключались затем в свободный текст Корана.
Исследователи Корананемало трудились над изучением этой книги, истории и обстоятельств еевозникновения и оформления, ее канонизации. По мнению одного из лучших знатоковарабской культуры академика И.Ю. Крачковского, специально исследовавшего ипереведшего Коран на русский язык, в тексте Корана, несмотря на различие языкаи стиля отдельных его глав, можно ощутить определенное единство главногосодержания, основной идеи, восходящей к проповедям Мухаммеда. Специалистыразличают среди глав (сур) Корана две основные группы – мекканскую, восходящуюк проповедям начинавшего свой пророческий путь Мухаммеда до хиджры, когда ещемало кто признавал его вероучителем, и мединскую, базирующуюся на изреченияхуже широко признанного и почитавшегося основателя ислама. Некоторую разницу встиле строе глав Корана мекканской и мединской групп специалисты склонныобъяснять определенной эволюцией самого Мухаммеда, его взглядов, знаний,симпатий и позиций (в частности, учитывается и постепенное расхождение междупророком и мединскими иудеями, а затем и христианами). Текст Корана обрывистнередко противоречив, хотя в пределах отдельной главы чувствуется стремлениесохранить единство темы и сюжета. Противоречия в тексте легко объяснимы:изрекая истины в экстатическом или близком к нему состоянии, пророк не мог бытьстрого логичным (вообще логика – далеко не самая сильная сторона многихрелигиозных вероучителей, что доставляет немало хлопот и их последователям).Справедливости ради стоит заметить, что эту нелогичность ощущал и сам Мухаммед,который в соответствующих случаях, особенно в связи с упреками по этому поводу,объяснял противоречия тем, что Аллах в очередном своем послании сам изменилсвоим первоначальные суждения по данному вопросу, следовательно, теперь нужноруководствоваться его последним словом.  Коран состоит из 114 разных похарактеру и объему глав. Если исключить первую из них, небольшую молитву, частоповторяемую правоверными и играющую в исламе роль христианской молитвы «Отченаш», то все остальные 113 сур расположены в нем в порядке убывающего объема,так что последние из них, наименьшие, состоят всего из нескольких строг, тогдакак первые представляют собой целые трактаты, разделенные на сотни небольшихабзацев-аятов. По характеру эти трактаты очень разнообразны. Наряду спереложением библейских историй здесь можно найти рассуждение о порядкеразвода, наряду с описаниями исторических событий периода противостояния Меккии Медины – рассуждения о мироздании, о взаимоотношениях человека с миромсверхъестественных сил. Много место уделяет Коран основам мусульманского права,встречаются в нем лирико-поэтические тексты, и мифологические сюжеты. Словом,Коран, как и Библия, это своего рода божественная энциклопедия, «книга книг»,свод знаний, заповедей и инструкций чуть ли не на все случаи жизни. Втеологическо-философской части Коран буквально насыщен заимствованиями изБиблии, что и понятно: не будучи крупным оригинальным мыслителем, Мухаммед сготовностью брал уже известное ему и с легкостью включал (от имени Аллаха)почти без изменений в свои проповеди. Однако это обстоятельство ничуть неповредило авторитету Корана, а напротив, отчасти даже способствовало ему:многие из завоеванных мусульманами христианских народов тем легче принималиислам, что видели в этом вероучении знакомые им те же самые имена, сюжеты,легенды, заповеди и т.п.

Заключение
Краеугольнымкамнем религиозной теории мусульман, основным кредо ислама является широкоизвестная и часто употребляемая фраза «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророкего». В этом изречении четко и определенно выражена идея монотеизма, доведеннаядо своего наиболее последовательного завершения именно в исламе. Здесь нет Яхве– хотя высшего и единственного, но все же пристрастного по отношению к«избранному» им народу бога. Нет и христианской троицы с ее запутаннымивзаимоотношениями между богом-отцом, его сыном Иисусом и мистической фигуройбога-духа святого. Здесь только один Аллах – бог единственный и безликий,высший и всемогущий, творец всего сущего и его верховный судья. Слово и волюАллаха, его заповеди и суть его учения донес до правоверных великий пророкМухаммед.
 РольМухаммеда в возникновении ислама трудно переоценить. Пусть даже не сам пророк идалеко не он стоял у колыбели всей мудрости ислама, всех предписаний Корана инорм шариата (все это создавалось на протяжении долгих десятилетий усилиямимногих людей и опиралось на солидный фундамент культурных традиций и идейныхпредставлений, существовавших и развивавшихся задолго до ислама), но именно онбыл основателем новой религии, определил ее основные параметры, сформулировал сутьее принципов и придал ей неповторимую специфику. Ислам как религиозная доктринаи форма социальной организации всегда играл на мусульманском Востоке несколькоиную роль, нежели христианство в Европе. Никогда, даже в пору своего полногогосподства над людьми, в периоды самых жестоких гонений и разгула инквизиции,христианство не вытесняло полностью светской власти. Ислам же заполонил собойвсе поры мусульманского общества, определил характер экономических отношений иформы политической администрации, социальную структуру, культуру и бытправоверных. Духовная жизнь в исламских странах не только всегда была подконтролем ислама – она просто протекала в рамках ислама, была исламской как посути, так и по форме. И хотя мусульманские мыслители свободно оперировалифилософскими категориями, не имевшего ничего общего с ним, — все равно исламбыл тем фундаментом, на котором стояли и от которого отталкивались правоверные.Можно было спорить по поводу неясных мест Корана, оспаривать те или суры и илихадисы, становиться на точку зрения того или иного мазхаба, той или иной секты,но нельзя было выступить против ислама ни прямо, ни даже косвенно. Нельзя былоне потому, что это кем-то категорически воспрещалось, что за это сжигали накострах – как раз костров-то в исламе никогда не было. Невозможно было потому,что в условиях абсолютного господства ислама, его всеобщности, интегральности,выступить против него означало бы выступить против всего того, что есть в жизнии обществе мусульман, то есть противопоставить себя этому обществу, оказатьсякак бы вне его, вне закона. Все это стократ усиливало позиции ислама, придавалосилу и прочность его культурной традиции, его влиянию на население, причем дажетогда, когда обстановка в мире резко менялась, жизнь теряла свои привычныеустои и новое решительно требовало считаться с собой. Словом, из всехрелигиозных систем современного мира ислам остается сегодня одной из наиболеезначительных сил. Сила ислама не в количестве его адептов (число христиан илибуддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но прежде всего в тойидейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины(уммы), основы которой были заложены еще Мухаммедом. Для ислама в наибольшейстепени характерна интегрирующая функция религии, которая предстает перед намиздесь в своей наиболее наглядной и действенной форме. Ислам сегодня – вусловиях изменившейся политической картины мира с нередко ведущей рольюисламских стран, стран «третьего мира», — имеет объективные условия не толькодля сохранения в качестве одной из ведущих религиозных систем мира, но и длянекоторого усиления своего значения в качестве идейного знамени национальныхдвижений в значительной части земного шара.
Литература
1.     Климович Л.И.Книга о Коране, его происхождении и мифологии М.: Издательство политическойлитературы. 1986.
2.     Васильев Л.С. Историярелигий Востока. М. 1988.
3.     Ислам в странахБлижнегои Среднего Востока. М. 1982.
4.     Соловьев В.Мухаммед, его жизнь и религиозное учение. СПг. 1902.