Религиоведческие теории

Религия как явление находилась всегда во вниманииисследований.
В 19веке их попытки сформировали комплексную отрасль религиоведческогознания.
Религиоведениеизучает: процесс возникновений функционирование и развитие религии, ееструктуру, компоненты, многообразные направления в истории общества исовременную эпоху, ее роль в жизни отдельного человека и конкретного народа;взаимосвязь с другими областями культуры.
Историческипервыми формами религиоведческого знания были ТЕОЛОГИЯ и БОГОСЛОВИЕ.
ТЕОЛОГИЯ – учение о Боге в католицизме и протестантизме.
БОГОСЛОВИЕ – учение о прославлении Бога в православии.
Теолого-богословскийподход исходит из учения, что познать религию может только верующий человек.Сделать это он может с позиции самой религии.
РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
1.ФИЛОСОФСКАЯ. Она пытается изучать религию в различных теченияхфилософии:
   –   Объективно-идеалистическая (Гегель, Шеппинг). Они считали, чторелигия – ступень в развитии абсолютной идеи мирового Духа.
   –   Субъективно-идеалистическая  (Фихте, Берки, Юм). Религия – главнаясущность человеческого «Я», без которой «Я» не существует. 
   –   Антропонно-материалистическая (Фейербах). Религия – продукт и формаотчуждения человеком своей сущности. Поэтому на место любви к Богу нужноставить любовь к человеку.
   –   Диалектико-материалистическая теория. (Маркс, Энгельс). Религия –духовная надстройка, своеобразно отражающая экономический базис общества.Религия – является приходящей и носит исторический характер. Маркс называлрелигию – сердцем бессердечного мира, душой будущих порядков, опиумом длянарода.  Ленин – «Р» — род духовной сивухи.
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ (Гюсконт, Кант, Вебер, Дюркгейм). Онисчитали «Р» — тип мотивации социального поведения людей.
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (У. Джеймс, Фрейд, Юнг)Источник религии –инстинктивное бессознательное впечатление человека, находящееся глубоко впсихике.
4. ЭТИОЛОГИЧЕСКАЯ (Тайлор, Фоейзер, Малиновский, Браун)
5.  Мифолого-лингвистическая (Гримм, Мюллер, Соссюр)
Религиярасполагает методами исследования:
1. Кузанский (причинный)
2. Метод историзма в развитии истории.
3. Типологический.
4. Феноменологический, смысл религиозных действий.
5. Структурно-физич. анализ – структура религии иособенности ее функционирования.
Принципы изложения религиозных знаний.
1. Объективность рассмотрений религиозных явлений.
2. Рассмотрение религии в свете развития духовнойкультуры.
3. Решение мировоззренческих вопросов в аспекте бытиячеловека, цели и смесле жизни, смерти и бессмертии.
4. Топерантность – терпимость и уважение к иным взглядами убеждениямю
Корни религии.
1. Естественно природные. Онисвязаны                                                                                                                                с бессилием человека перед стихиями природы. Но чем больше покорение природы,тем более ощутимость становилась зависимость от нее.
2. Социальные
– ограниченность общественных отношений  текущими интересами и потребностямилюдей.
–  неспособность людей в полной мере сознательно управлять развитием общества.
–  невозможность предвидеть последствия своих действий.
–  бессилие человека перед стихией сознательных процессов – эпидемиями, голод,войны, революции, и т.д.
3. Гносеологические
Структура религии – это взаимосвязь элементов.
Центральныйэлемент:
–  религиозное сознание в единстве религиозной идеологии (богословии) натеоретическом уровне и религиозная психология на обыденном уровне.
–  ядро религиозного сознания – ВЕРА
–  возникающие религиозные отношения между верующими.
·    Религиозная деятельность
·    Религиозные объединения
·    Религиозные учреждения – ЦЕРКОВЬ
Роль религии в обществе выполняется через функции:
1. Мировоззренческая
2. Компенсаторная (обещание лучшей жизни после смерти)
3. Коммуникативная
4. Регулятивная
5. Воспитательная
6. Интеграционно-дезинтегрирующая (сплочение иразделение)
7. (Узаконивание порядков и вывод их из действия)Легитинирующая – разлегитимирующая
8. Культур – трансирующая (передача историко-культур.ценностей поколениям).
Классификация религий:
Посоциальному охвату и масштабам распространения:
–  родоплеменные
–  народностно-национальные
–  мировые
Родоплеменныерелигии – складывались в условиях первобытного общества, формировались наусловиях жизни конкретного рода или племени.
Кисторическим первым религиозным верованиям относят:
АНИМИЗМ(душа) – вера в существование души идухов, которые населяют животных, растений, явления природы, они обладаютсверхъестественными возможностями. Верование существует на территории данногоплемени.
ФЕТИШИЗМ(освящение, обожествление). Эта верав сверхъестественные возможности неодушевленных предметов.
ТОТЕМИЗМ(тотем – «его род»)Вера вкровнородственную связь с животными, которое является родоначальником изащитником данного рода, обладающими сверхъестественными возможностями.
МАГИЯ(колдовство) Вера в способностьвозможность сверхъестественным образом действовать через духов и богов налюдей, животных, социальные и природные явления в тех или иных интересах. 
Помере разложения родоплеменной организации и складывание этнических общностейродоплеменные религии вытесняли.
Народно-национальными и мировыми.
Однакородоплеменные религии существуют у народов Австралии и Океании, Африки, Азии, уиндейцев северной и южной Америки.
Свойстван-н.
1.   Детальная ритуализацияповседневного поведения людей.
2.   Специфический обряд, которыйзатрудняет общение с иноверцами.
3.   Строгая система предписаний изапретов
Кэтим религиям относятся: Индуизм, Джайнизм, Даосизм, Конфуцианство, Синтоизм,Иудаизм, Сикхизм, Парсизм.
Помере становления государств и попыток складывания мировых империй формируютсямировые религии. Особенности становления мировых религий – буддизм,христианство, ислам.
1. Возникло в эпохе великих исторических переворотов.
2. Большая роль в их развитии, кот. смогли понять иадекватно выразить потребности масс в новой религии.
3. В мировой религии отражен образ жизни многих народов,которые находились на разных уровнях экономического развития и живущих в разныхрегионах.
4. В мировой религии проповедуется идея равенства людей,не существует обрядность прежних религий.
Поособенностям объекта и веры, различают:
–  политиистические и монотеистические типы религии.
Отсюда – полидемонизм
Полидемонизмвозникает в условиях позднеродового строя, когда безличные духи наделялисьсвоими функциями, видами, дятельностью.
Постепенноформируется иерархия духов, выделяется главный дух – покровитель. В последствиипоявляется дух племени.
Сейчасполитеотич. Религиями являются: буддизм, индуизм, синтоизм, парсизм.
Помере разделения труда и социальной дифференциации возникают религиозные формыполитеизма переходные к монотеизму.
Переходныеформы:
1.   Супремотеизм – почитание многихбогов при приоритете одного главного.
2.   Генотеизм – признаниясуществования множества богов, но почитание одного.
3.   Монотеизм – представление осуществовании одного единственного бога. Это христианство, ислам, сикхизм ииудаизм.
ИНДУИЗМ– в южной Азии, в Индии (~ 80%населения, в Непале). Сторонников ~ 800 млн. человек.
ИНДУИЗМсформировался из древнеиндийскойрелигии, брахманизм и стал религией в начале н.э.
ИНДУИЗМ унаследовал многие стороны брахманизма.
1.   Священные тексты ВЕДЫ.
2.   Учение о роли брахмана какпосредника в общении с богом.
3.   Признание социального неравенствалюдей в форме каст.
4.   Основные понятия:
–  дхарма – долг (совокупность религии и общественные обязательства)
–  сансара – учение о перенесении душ
–  карма – общественный закон, который состоит из 8 ступеней (нравственный законвоздаяния, который предполагает наказание (неотвратимое) за содеенное в даннойжизни)
– нирвана – состояние прозрения, внутреннего равновесия и благостности.
Важнейшими Богами Индуизма является Брахма, Шива, Виншу.
Брахма– создатель и первооснова мира, но в культе его значение не велико.
Взависимости от почитания одного их 2-х других богов, в индуизме возникают 2направления: ШИВАИЗМ и ВИНШУИЗМ.
ШИВАИЗМ:
БогШива – разрушитель, олицетворяет мужское животворящее начало. Это началоназывается Лингам (символ мужского пола и объект поклонения бездетных женщин).
СупругаШивы – КАЛИ. Она повелевает демонами, насылает болезни и несчастья.
ВИНШУИЗМ:
Бог– Вишну – хранитель мирового порядка. Он может появляться в воплощениях –АВАРАТЫ ((10)рыба, кабан  и т.д.)
Онтак же является (8-ая аватара) – КРИШНЫ – бог защитник, и (9-ая аватара) – РАМА– рыцарь-царевич, победитель демона.
ДЖАЙНИЗМ:
Сложилсяв 6 веке до н.э. на территории индийского штата Бихар.
Основатель– ВАРДХАМАНА, выходец из касты воинов за заслуги он получил титул – Джина — победитель МАХАВИРА – герой.
Потитулу Джима пошло название – Джайны.
СейчасДжайнов ~ 5 5 млн. человек.
Вероучения:
1.      Используется индуистская концепциякармы и нирваны.
2.      Непризнание существованиебога-творца, так как мир изначален.
3.      Душа – вечная инстанция, она вышематериальной оболочки тела.
–  совершенствование души через аскетизм ведет к нирване.
–  освобождение души от материи и кармы (которая материальна) является главнойцелью – МОКША
–  Условиями достижения МОКШИ является 3 драгоценности.
·       Вера в истинность джайдонистскогоучения
·       Знание его сути
·       Ведение праведной жизни всоответствии с 5-ю обетами:
1.      не вредить живому
2.      не красть
3.      не стяжать
4.      не прямодействовать
5.      быть искренним и благочестивым
4.      Признание всеобщей одушевленностиприроды, что является запретом на охоту, рыболовство, земледелие скотоводство,с другой стороны поощрение ремесла, торговли и растовщительства.
5.      Особенности религиозного культа идействий:
—  отрицаниесвятости ВЕД, т.к. джайнизм противостоит индуизму.
– отвергание богов как главных объектов почитания
– отрицание кровавых жертвоприношений
– отвергание сословий и каст
– призывы щадить лучшую жизнь
– побуждение к отшельничеству
– допущение к монашеству женщин
предписаниесовершать ритуалы обнаженным
СИКХИЗМ:
Возникна рубеже 15-16 вв. на северо-западе Индии в районе 5 великих притоков ИНДА вместе ПАНДЖАБ (сейчас это инд. штат). Имеет черты индуистской и исламскойкультур. Основатель ГУРУ НАНАК, ученики – СИККИ (пер.-ученик). Сикхизм признаетединого бога, имя которого – ХАРИ – он не видим, вечен, всемогущ и т.д.
Мировые религии ВОСТОКА.
Буддизм– самая древняя из мировых религий. Возникла в 6 веке до н.э. в Индии. Корнирелигии в браманизме… Основатель – принц Гаутамма, из рода Шакья. Основныеположения буддийского вероучения.
Истины:
1.   существуют страдания, котораянаполняет наша жизнь
2.   самудая – Дукха имеет причину:страдания, вызываются алчностью людей, их стемлению к наслаждению
3.   Ниродха – дукху, можно прекратить,т.е. люди смогут преодолеть эгоистические желания, если погасят и отрекуться отних
4.   Мага – есть путь прекращениядукхи.
Правильные поведения достигают через 10 рецептов:
1. Избегать лживых речей
2. Не принимай алкоголь и наркотики
3. Не ешь в запретное время – после полудня
4. Не танцуй и не пой
5. Не живи в роскоши
6. Не пользуйся косметикой и украшениями
7. Не принимай золота и серебра (в значении денег)
8. Не владей и не обладай ничем
9. Не убивай, не вреди людям и животным
10. Не вступай в брак и не прелюбодействуй
Истина+ Рецепты = арья – сатья
Правильноезнание предполагает внутреннее самоуглубление и созерцание истины, т.е. медитацию
Стадии медитации:
1. Чистый и невозмутимый ум, сосредоточен на осмысленииистин
2. Усиленное невозмутимое размышление
3. Достижение совершенной невозмутимости и освобождениеот ощущения ……..
4. Полное состояние совершенной невозмутимости,безразличия, невосприимчивости, при котором достигается прекращение страданий,т.е. нирвана.
Каки в индуизме основными понятиями Буддизма являются: Дхарма, Сансара, Карма,Нирвана.
Джарма– нематериальная частица.
Приразличных комбинациях и потоков дхарм соединяет бытие человека, животное,растение, камни.
Распадэтих комбинаций – смерть, но дхармы не исчезают, а образуют новую комбинацию –т.е. происходит перерождение – САНСАРА.
САНСАРА – бесконечная цепь перерождения всего живого инеживого на Земле. Смерть в данной жизни – начало следующей жизни.
Всансаре имеется 6 видов существ, в которые происходит реникарнация:
1.  Боги – каждый достигает нирваны, может переродиться в Будду (Будд — много)
2.  Асуры – низвергнутые демоны, которые противостоит Богам
3.  Люди
4.  Животные
5.  Преты – духи умерших
6. Обитатели Нараки, туда попадают за преступления, но по достижении виныпроисходит возврат в сансару.
Человек,который решил выйти из круга сансары и достичь состояния Будды, называетсяБотхисатва.
Каки Будды, Ботхисатхвы являются объектом поклонения и обожествления.
КАРМА– воздаяние в последующей жизни взависимости от поведения в нынешней жизни.
Этипоступки и представляют вид нового поведения.
Кармаимеет роковой характер, т.е. чем не может избежать последствии своих поступков,но способен своей добродетельной жизнью разорвать сансара и достичь нирвану.
НИРВАНА – состояние умиротворенности, благостности слияние сБуддой. Здесь угасают дхармы, нет перерождения и возвращения в мирскую суету.По достижении нирваны – спасение.
 Вмногобожном Буддизме не Бога – творца, мир существует сам по себе, развиваясь ввечном круговороте сансары.
Буддизм не однороден, он имеет 3 направления:
1.   ХИНАЯНА (узкий путь спасения).Спастись могут не многие и только через монашество. Идеалом праведника являетсяАРХАТ – чел., свободный от всего мирского. Хинаяна преобладает в буддизме ираспространяется в Тайланде, Бирме, Лаосе, Цейлоне, где ее приверженцысоставляют 70-90% от числа верующих.
2.   МАХАЯНА (большой путь спасения).Спастись многие могут – монахи и меряне, соблюдение монашеских ограничений необязательно. Значимую роль играют молитвы, обряды. Это течение распространяетсяво Вьетнаме, Корее, Китае (национальный вариант называется: Чань-Буддизм), вЯпонии (Дзен-Буддизм).
3.   ЛАМАИЗМ (от тебетского – лама –высший, авторитет в вероучении) – это синтез махаянь + ваджираяны  (древниенаправление буддизма) + Доббудийского комппека верований народов приГиламайского региона. Он сложился в 7-15 веке н.э. основное внимание уделяютобрядам, как способу прорыва из сансары. Центр жизни – ДАЦАН — ……… монастырь.
Направления Ламаизма:
1.   Красношапочные (менее строгое)
2.   Желтошапочные (более строгие –по-тибетски ГЕЛУКПА, глава гелукпы имеет титул — ДАПАЙЛАМЫ)
В России Буддизмраспространен в форме монгольского варианта. На территории Калмыкии с 15-говека, Бурятии и Тувы с 18 века, ныне ~ 700 млн. человек… Главная книга –ТИЛИТАКА (3 корзины)
ИСЛАМ. Самая молодая измировых религий и 2-ая по численности. Численность – более 1 млрд. человек.Ислам возник в начале 7-го века н.э. в Западной Аравии.Основатель – МУХАМЕД. В610 – началось учение., в 622 – бегство из Мекки в Медину, спасаясь от гонений.ОТ этого года началось мусульманское летоисчисление.
Мехамед был их племениКУРЕЙГИ, а дочь выдал замуж за АЛИ, из племени – АМИЯРДОВ.
КАРАН (чтение вслух,наизусть), он состоит из 114 глав, в порядке убывания длинны.
Главы называются – СУРА,самая длинная вторая, она называется КОРОВА, затем – СКОТ, затем – ЖЕНЩИНЫ,114-ая – ЛЮДИ. Самая короткая первая – она вводная.
Второй источник вероученияСУННА, священное придание о жизни и деяниях пророка.
Основные понятия:
1.   ИСЛАМ
Вшироком смысле – весь мир, где действуют законы Карана. Он называется – Дар-аль– Ислам ему противостоит.
Дар-аль– харб – мир,  где законы Карана не действуют.
Задачапревращения Дар-аль-харб в Дар-аль-ислам с помощью священной войны – джехада.
Вузком смысле – ислам принадлежит к мусульманской религиозной общине – УММЕ.Именно так человек называет себя верующим – МУСЛИМ. На западе и в Босничверующие называются Муслимане.
2.   ИМАН
Впереводе – ВЕРА. Это догматика ислама.
Основнымдогматом является вера в одного единственного и единого бога — АЛЛАХА.
 АЛЛАХ (божество) – он творецвсего, всемогущ, не имеет ни детей, ни образа.
 Очень важным являетсяпризнание пророческой миссии Мухаммеда и др. 28 главных до него пророков.
3.   ДИН (божественноеустановление). Это предписаниеИслама, как жить и вести себя.
–  ежедневная обязательная 5-ти кратная молитва в установленное время.
–  ритуальное омовение
–  выплата налогов в пользу нуждающихся – ЗАКАТ
–  ежегодный пост – УРАЗА, в месяц РАМАДАН
–  хадж (паломничество) в Мекку.
Обычаи и запреты Ислама.
1.   Обязательное обрезание мальчиков
2.   Запрет на вино
3.   Запрет на изображение бога, людейи животных.
В исламе существуют3 направления:
1.   Сунииты — ~ 80 %мусульман. Они были в Ираке.
Они признают Каран и Сунну вполном объединении. Считают, инам-халиф должен быть из племени, как пророкМухаммеда.
2.   Шиизм ( приверженность).Их ~ 10% от всех мусульман. Шииты в Сунне признают лишь те разделы, которыеоснованы на авторитете Али (т.к. он является зятем). Они считают, чтоиман-халиф должен быть из Алидов – потомков Али. Шниты приобладают в Иране.
3.   Хариджизм(возмутившиеся) ~ около 5 %. Они признают равенство всех мусульман в общине– умше, и считают, что имамом может быть избранный любой член общины.
В исламе существует многосистем.
С 18 века из Суннизмавыделился – ВАХХАБИЗМ. Основатель – Ваххаб. Это исламское течение,выступающее за возврат к истокам ислама через чистоту и строгость. В настоящеевремя активизировался на территории северного Кавказа, и используется как духовнаяоснова СЕПАРАТИЗМА.
ХРИСТИАНСТВОсамая многочисленная ираспространенная мировая религия ~ 2 млрд. человек.
Возникло в начале 1-го века в римской провинции Палестине.
Первыйфактор возникновения – переход Римаот республиканской формы правления к монархическо-имперской, что сопровождалосьусилением жестокости и деспотизма.
Второйфактор кризис иудаизма – какрезультат разложения древне-еврейского общества из-за его колонизации Римом.
Третийфактор – появление множествамистико-аскетических сект, живших коммунами, распространивших пророчество оконце света и ожидавших прихода Миссии как вершину справедливости.
Четвертыйфактор – появление множества бродячихпроповедников, которые выдавали себя за Миссию.
Подтверждениемсложившихся ситуаций, служат найденные 0,5 века назад на берегу мертвого морядревние свитки.
Онипринадлежали секте ЭССЕНОВ, которые содержали фрагменты библейских текстов,различные эсхатологические (лжеучения о конце света) и надежды на миссию изрода Давидо.
Сейчасидет дискуссия о реальности личности И. Христа. Одни считают что такой человекжил (это преимущественно, представители церкви), другие полагают, что этособирательный образ многих проповедников.
Иисус– это греческий, перевод сдревне-еврийского из иврита (по ивриту получается Иешуга-Нацтра).
Прозвище Христос по древнееврейского – Моншах-Миссия – помазанникБожий.
Первые3 столетия христиане преследовали, т.к. это учение появилось как религия …… иугнетенных. Однако, за это время христианство распространилось и приобреломножество сторонников. Это связано с универсальным характером новой религии,которая:
–  не признавала национальные границы
–  не важно социальное положение человека, т.к. все считались равными перед Богоми всем  в равной степени обещалось спасение души после смерти.
Однако, в 312 году император, Константин (римский), уровнялхристианство с другими религиями, а в 325 году объявили государственнойрелигией Рима.
Христианская вера основана на БИБЛИИ (книга – с греческого)
Первая честь Библии – Ветхий Завет, который содержит основы мироздания и праветвенностина фоне израильского народа ( т.к. иудеи считали себя богоизбранным народом).
Новый Завет содержитописание жизни и учений Христа
БИБЛИЯ создавалась ~ с  6 века до н.э. – 6 в. Н.э. (до и послеРождества Христова) т.е. ~ 1000 лет.
Христианская догматика формировалась в 4-6 в. Н.э.
Большуюроль в этом сыграли религии. В селянских соборов, церкви. Важнейшими из нихсчитают%
1.   Никейский – 325 г.
2.   Константинопольский – 381 г.
3.   Ефксский – 431 г.
4.   Халкидонский – 451 г.
5.   №2-Константинопольский – 553 и 681
6.   Никейский – 787 г.
Основные догмыХристианства.                                                                                                                                                                                                                                        Бог – творец всего сущего Три единства Бога: Бог – отец, Бог – сын, Бог – святой Дух. Богвоплощение – Христос является Богом-человеком Грехопадение Искупительное распятие Христа и его воскрешение. Дни искупления греха человеческого Господь послал своего Сына. Воскрешение Христа символизирует надежду на спасение и воспоение с богом после смерти и очищение от грехов. Вера в загробное существование души и в потусторонний мир (ад, рай). Рай – сад, Ад – место, лишенное света. Страшный Суд – ему предшествует второе пришествие Христа.
Решение о судьбе Душипринимается при оценке соотношения грехов и содеянных добрых дел. Эта оценкадлится 40 дней после кончины. На 9-ый день Душа прощается и покидает тело.
Соблюдению и укреплению этихдогматов способствуют христианские таинства – обряды: Крещение Мирропомазание Причастие (евхаристии-греч.) Покаяние Брак (венчание) Елеосвящение (елей-масло). Она осуществляется над больным или умирающим. Рукополомение (священство) – относится только к священнослужителям и считается возведением в духовный сан.
Особенностикатолицизма, православия и протестантизма.
Будучи единым, христианствораскололось.
Первый раскол 3-4 в.н.э. сразделением Римской империи на западную и восточную. Окончательное оформлениераскол получил в 1054г., когда официально закрепились католицизм и православие.
В середине 16 века в эпохуреформации, от католицизма откололся  протестатизм – второй раскол.
Развиваясь порознь, западныйи восточный варианты христианства (католицизм и православие) приобрелиразличия.
Различия Православия и Католицизма.(догмы)
Католицизм
Православие 1.   Признание, что Святой Дух произошел от Бога-Отца и Бога-Сына Святой Дух произошел только от Бога – Отца 2.   Основа веры – священное писание и священное придание  Божественные откровения 3.   Наличия учения о сверх должных заслугах Христа и Святых, который явился сокровищницей церкви. Из нее она уделяет часть для искупления грехов людей. Отсюда возникла практика ИНДУЛЬГЕНЦИЙ – отпущение грехов за деньги.   Сверх должных заслуг нет, но Духовенство может отпускать грехи за земные заслуги перед церковью людей, например, роспись фресок монастыря, большое пожертвование. Признается учение о чистилище с 1439г. На Флоритейском соборе, чистилище место куда попадают души для очищения от грехов, чем больше грехов, тем больше чистилища за деньги. Церковь может сократить срок пребывания в чистилище. Чистилища нет, но незначительные грехи искупаются в верхних кругах ада, а потом душа в ад не попадает и блаженства не получает Догмат в 1854г. О непорочном зачатии девы Марии в 1950г., о ее вознесении на небо Догмата нет, но возвышенное почитание Богородицы В 870г. Догмат о непогрешимости в делах веры и о божественном происхождении власти Догмата нет, но власть считается данной от Бога. Крещение через окропление водой Крещение через погружение в купель Миропомазание над 7-8 летними детьми и иногда над взрослыми Миропомазание над младенцами Причастие пресным хлебом — облатка или хлебом-вином Только хлебом и вином Крестное знамение всей ладонью сверху — вниз, слева — направо Крестное знамение тремя пальцами сверху – вниз, справа — налево Главный праздник – Рождество Главный праздник – Пасха Для поклонения используются иконы и скульптуры Только иконы, мощи и святые источники Богослужение ведется на латинском под органную музыку Богослужение на старославянском, без музыки под хоровые или сольные пение Целибат (безбрачие) для всего духовенства Целибат (безбрачие) только для монашества (черное духовенство), а белое духовенство могут завести семью, но карьеры у них нет Глава церкви считается – Папа Римский Глава церкви считается – Иисус Христос, а патриарх – предстоятель Признается влияние 21 вселенского собора Признается только первых 7, т.к. остальные — они не участвовали Институт кардиналов освобождает от всех обязанностей, а… в папстве Иерархия – совмещают обязанности по руководству постовой и по управлению церковью Признание – нерасторжимости брака Допустим развод в отдельных случаях Наличие единственного центра – Ватикан Единого центра нет, а существуют 15 автокефальных церквей (независимых). Константинопольский, Иерусалимский и т.д. Существуют монашеские ордена Вместо орденов существуют монашеские братства и сестричества
 
Если католиков ~ 1млрд. человек, то православных ~ 200-300 млн. человек, протестантов ~ 500-600млн. человек.
Особенностипротестантизма:Признание возможности непосредственной связи с Богом без церкви.. Спасение человека возможно лишь через его личную веру в искупительную жертву Христа. Миряне не отдельны от духовенства. Верующие не подчиняются Папе Римскому. Из таинств, признается Крещение и Причастие Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов Не признаются культ Богородицы, чистилище, монашество, крестное знамение, иконы, священные облачения, мощи и молитва за умерших.
Протестантизм неоднородный. Основные его направления является ЛЮТЕРАНСТВО, КАЛЬВИНИЗМ (Ж.Кальвин), АНГЛИКАНСТВО (в И. К.)