Министерство науки и образованияУкраины
Донецкий национальный техническийуниверситет
Кафедра философии
Реферат
по религиоведению
на тему:
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА
И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Выполнила:
студентка гр. ЭФ-06 А
Шелестюк О.
Проверила:
Лемешко Г.А.
Донецк, 2008
Содержание
Введение
1. Религиоведение:объект и предмет исследования
2. Структурарелигиоведения и специфические особенности его
структурообразующих дисциплин
3. Принципы, понятияи категории религиоведения
4. Основные черты ифункции религиоведения и значение его изучения для интеллектуального икультурного развития человека
Заключение
Список литературы
Введение
«Между нами и Богом –бесконечность хаоса. Где-то на краю этой бесконечности идет игра – что выпадет,орел или решка…
Не играть нельзя, хотитевы того или не хотите, вас уже втянули в эту историю. Если вы поставите наорла, то есть на Бога, то, выиграв, вы обретете всё, проиграв, не потеряетеничего».
Блез Паскаль
Стремление человека кпознанию Вселенной, общества, самого себя, отдельных явлений и процессов вокружающем мире неиссякаемо и вечно. Огромен массив накопленной информации,велико число отраслей естественных и гуманитарных наук, а процесс познанияпродолжается. Невозможно охватить весь объем накопленных человечеством знаний.Но, осваивая основные принципы, положения, понятия и факты соответствующейнауки, человек входит в ее мир, находит для себя ориентиры в этом мире, чтобы затемвоспользоваться приобретенным в своей практической жизни, в собственныхдуховных исканиях. Есть знания, которые необходимы человеку для успешной деятельностив своей области. Но существуют и такие понятия, идеи, теории, факты, освоениекоторых важно для становления каждого человека как личности, для формированияего духовной культуры. К отраслям, содержащим такого рода знания, относитсярелигиоведения.
Слово «религия» встречаетсяочень часто в обыденной речи и в научных текстах, в публицистике и вхудожественно литературе. Может показаться, что, употребляя это слово, всеимеют в виду одно и то же и знают, что это такое. На самом деле большей частьюза этим словом стоят лишь представления, выражающие внешние проявления религии,с которыми она, как правило, связана. Это – совокупность взглядов на мир,которые чаще всего основываются на вере в бога, этот мир и самого человекасотворившего и давшего ему в «откровении» знание, которое должно принимать наверу, не требуя доказательств (поэтому религию называют часто просто верой).Религиозные верования составляют мировоззренческий компонент религии.
Чтобы человек имелвозможность делать свой мировоззренческий выбор, перед ним нужно представитьразличные варианты решений. Религиоведение обращается к рассмотрениюмировоззренческих вопросов в специфическом аспекте и предлагает соответствующиеварианты ответов. Изучение науки о религии оказывает сильное влияние на человека,позволяет ему приобрести навыки ведения мировоззренческого диалога, овладетьискусством понимания других людей, что заставляет признать важность иактуальность изучения религиоведения как науки и учебной дисциплины.
Целью данной работыявляется определить объект и предмет исследования религиоведения, охарактеризоватьструктуру религиоведения, основные понятия и категории, а также показать значениеизучение науки о религии для развития человека.
1. Религиоведение:объект и предмет исследования
Религиоведение какотносительно самостоятельная наука складывалось начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания –философские, теологические, исторические, психологические и др. – накапливалисьв течение столетий. Оно вычленялось на стыке онтологии, теории познания,социальной философии, философии истории, культурологии, истории философии,этики, эстетики, социологии, психологии, лингвистики, политологии, всеобщейистории, этнологии, археологии и других наук. Объектом исследованиярелигиоведения является религия. Религия (лат. religio – совестливое отношение, совестливость, благочестие,набожность, страх Божий, святость, почитание) – тип мировоззрения имироощущения, одна из сфер духовной жизни, способ практически-духовногоосвоения мира обществом, группой, индивидом и личностью.
Предметом религиоведенияявляются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, еемногообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь ивзаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровнеобщества, групп и личности. Главное в религиоведении – философское содержание,что обусловлено по крайне мере двумя обстоятельствами. Во-первых, центральным внем является разработка наиболее универсальным понятий и теорий объекта. Этипонятия и теории оказывают помощь конкретным наукам — литературоведению,фольклористике, языкознанию, правоведению, этнографии, искусствоведению идругим, когда они обращаются к анализу религии со своей частной точки зрения.Во-вторых, исследование религии неизбежно обращается кфилософско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе. Прирассмотрении этих вопросов религиоведение опирается на наследие философской мысли,на историю естественных и общественных наук, особенно на достижения современнойнаучно-технической революции, на научное объяснение религии. Успехиантропологии, медицины, психологии, педагогики, биологии, космологии, экологиии других наук служат основой решения мировоззренческих проблем.
Предпосылкой развитиянауки о религии стало убеждение в том, что религию можно и нужно изучать какнекоторую человеческую реальность, доступную эмпирическому исследованию итеоретическому анализу. В религиоведении имеется ряд разделов, основнымиявляются: философия, социология, психология, феноменология, история религии.Иногда высказывается мнение, что религиоведение как относительносамостоятельная, комплексная отрасль не существует; развиваются лишь отдельныедисциплины – философия, социология, психология, история религии, которые представленыв соответствующих отраслях знания. Однако стоит подчеркнуть, что разделы внутрирелигиоведения изучают один объект и результаты исследований интегрируются всистему знаний о данном объекте; это повышает эффективность и научныхисследований в области религии, и религиоведческого знания. Конечно, изучениерелигии может осуществляться и осуществляется в рамках разных наук, но в нихоно имеет статус прикладных областей знания, по необходимости оторванных другот друга.
Таким образом, религия –явление сложное, многообразное. Поэтому религиоведение характеризует не толькоразнообразие подходов, методов, точек зрения, но и многодисциплинарность. Развитиерелигиоведения в XIX в. шло путемразработки целой совокупности дисциплин, каждая из которых рассматриваетрелигию в одном из ее аспектов.
2. Структурарелигиоведения и специфические особенности его структурообразующих дисциплин
Религиоведение содержитряд разделов, основными из которых являются: философия, социология, психология,феноменология, история религии. Это означает, что содержание религиоведческогознания не сводится только к философскому аспекту, в системе этого знанияимеются социологические, психологические, лингвистические и другие компоненты,дающие понимание и описание определенных сторон объекта с помощьюсоответствующих теорий и методов.
Философия религии является базовым разделомрелигиоведения. Философия в ходе своего развития всегда делала предметомрассмотрения религию; осмысление религии было составной частьюисторико-философского процесса. Философия религии не представляла и непредставляет собой некоего многообразия, совокупности единогласных решений исуждений. Можно говорить о плюрализме, альтернативности подходов к решениюкомплекса философских задач, связанных с религией. Это относится и к проблемамопределения предмета, метода, статуса философии религии, построения еесодержания. Ответы на подобные вопросы зависят от исходных, базовых философскихпосылок, понимания природы философского и религиоведческого знания, от предпочтенийтого или иного мыслителя.
Некоторые авторыполагают, что философия религии появилась вместе с философией как своеобразнымспособом осмысления мира, прежде всего, в античности. Другие исследователисчитают, что философия религии возникает в новое время в ходе освобожденияфилософии от теологии, когда философия перестала быть служанкой теологии.Вторая точка зрения представляется предпочтительней; применительно к болееранним периодам истории уместно говорить о развитии философских знаний орелигии. Экспликация философии религии как специальной предметной областифилософского знания происходит в XVII-XIX вв. благодаря трудам философов Б.Спинозы, Д. Юма, П. Гольбаха, И. Канта, протестантского теолога и философа Ф.Шлейермахера, философов И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф.Энгельса, философа В.С. Соловьева и др.
В ХХ в. проблемы религииполучают разработку в сочинениях ряда выдающихся представителей различныхнаправлений философии. Содержание философии религии образуют философскиепонятия и концепции. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в нихосуществляется под углом какого-либо принципа – натурализма, материализма,экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии и т.д.
В настоящее время вкачестве проблемных областей философии религии можно выделить:
— выявление статусафилософии религии в общей системе философских, религиоведческих и иных знаний,определение специфики философского осмысления религии, решение вопроса офилософских методах постижения объекта и т.п. (круг метапроблем по отношению ксамой философии религии);
— рассмотрениеособенностей и структуры религиоведческого знания, закономерностей егоразвития, места религиоведения в ряду наук (круг метапроблем по отношению крелигиоведению как научной дисциплине);
— анализ различных(многообразных) вариантов раскрытия сущности религии, нахождение принциповподхода к ее определению, наконец, формулирование философского определенияпонятия религии;
— выявлениеонтологических основ религии в бытии Космоса, планеты Земля, человечества,этноса, отдельного человека и т.д.;
— изучениеособенностей процессов познания в религиозном сознании (своеобразия субъекта,объекта, форм и результатов познания);
— выявлениесодержания и специфики религиозной философии – религиозной метафизики ионтологии, антропологии, этики и т.д.
Можно сказать, что вфилософии религии исходным и главным является анализ религиозного сознания наоснове перечисленных аспектов в единстве с языком религии; изучение религиозныхверований, суждений, понятий, а также отличий этих компонентов религиозногосознания от веры, верований, понятий в других формах сознаний. Философиярелигии может представать как раздел философских систем, концепций, специальновыделенный и разработанный, находящийся в единстве с целым, а также какотносительно самостоятельная дисциплина, самостоятельное построение, невплетенное в общефилософский контекст.
Социология религии как научная дисциплинаначинает формироваться с середины XIX в. В качестве близких источников социологии религии послужили идеианглийских философов Т. Гоббса и Г. Болинброка, французских философов Ш.Л.Монтескьё, Ж.Ж. Руссо и др… Основателями социологии религии являются немецкийфилософ М. Вебер, французский философ Э. Дюркгейм, немецкий философ и теолог Э.Трёльч.
Трудность определенияпредмета социологии религии во многом связана с неопределенностьюсоциологического знания в целом; вопрос о предмете социологии остается пока ещене решенным. Одним из определений предмета социологии религии может бытьследующее: она исследует религию как общественную подсистему, изучаетобщественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения,развития, функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль вобщественной системе. Социология религии рассматривает религию как натеоретическом, так и на эмпирическом уровнях, анализирует религиозное поведениелюдей в единстве с их сознанием. В состав социологической теории религиивходят:
— фундаментальныеположения, раскрывающие общественно-сущностные характеристики религии, ееосновы в истории и жизнедеятельности общества, групп, индивидов;
— знания оразличных феноменах религии – о религиозном сознании, культе, отношениях,объединениях, организациях и т.д.;
— совокупностьинтерпретированных понятий и эмпирических обобщений – «религиозность»,«религиозное поведение», «типы религиозности» и др.;
— методикаконкретно-социологических исследований в области религии.
В социологии религиииспользуются теоретические и эмпирические методы: абстрагирование, обобщение,моделирование, сравнительно-исторический анализ, анализ архивных материалов,различных документов, опросы, наблюдение и т.п.
Психология религии в качестве научнойдисциплины формируется в конце XIX-начале XX в. Существенный вклад в еестановление и развитие внесли немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт,американский психолог С. Холл, немецкий философ В. Дильтей, французский психологТ. Флурнуа.
В психологии религииреализуются как общепсихологический, так и социально-психологический подходы кизучению религии. Может быть дано следующее определение предмета даннойдисциплины: она исследует психологические закономерности возникновения, развитияи функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественнойпсихологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.п.), содержание,структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексеи влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества.Психологическую теорию религии образуют:
— учение опсихологических основах религии;
— совокупностьположений, выявляющих специфику религиозно-психологических явлений (свойств,процессов, состояний), присущих личности и группе;
— раскрытиемногообразия религиозно-психического опыта;
— анализ психологическихаспектов религиозной деятельности и отношений — культа, религиозной проповеди,обучения, воспитания, общения верующих и т.д.;
— методикапсихологических исследований религиозности.
Процессы, состояния,личностные свойства анализируются в связи с принадлежностью индивидов копределенным общественным системам, классам, слоям, этносам, демографическим ипрофессиональным группам, религиозным общностям и общинам.
Феноменология религии складывается в ХХ в.Значительный вклад в разработку проблем феноменологии религии внеслиголландский теолог и историк религии П.Д. Шантепи де ла Соссе, немецкий философи теолог Р. Отто, англо- и франкоязычный философ и историк М. Элиаде, голландскийисторик религии К.Ю. Блеекер и др. Большое влияние на развитие феноменологиирелигии оказали феноменологическая философия немецкого философа Э. Гуссерля иэкзистенциализм немецкого философа М. Хайдеггера.
В отличие от другихразделов религиоведения феноменология религии пока еще в меньшей мереконституировала себя в качестве относительно самостоятельной дисциплины; шли иидут дискуссии о ее предмете, о взаимоотношениях феноменологии с теологией, систорией и философией религии. Ныне считается, что главными понятиями феноменологиирелигии являются такие, как «священно» в отличие от «профанного» («священныйпредмет», «священное число», «священное пространство и время»), «нуминозное» идр. Можно высказать следующую гипотезу о предметном поле феноменологии религии:она соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих,находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся религиозныхзначений и смыслов, на этой основе достигает понимание явлений религии, дает ихсистематическое описание. Таким образом, специфика феноменологии религии выявляетсяпри определении ее предметной сферы, исходным пунктом которой становитсярассмотрение слова «религия». В отличие от философии религии феноменологияанализирует не понятие, а именно слово, полагая, что в понятии религиисодержатся определенные мировоззренческие или идеологические предпосылки.
История религии как раздел религиоведения,подобно философии религии, начала формироваться раньше, чем три другихназванных раздела. В XVIIIв. ряд проблем истории религии освещался в сочинениях французского просветителяШ. де Бросса, французского философа Ш.Ф. Дюпюи. В XIX в. в развитии истории религии немалый вклад внеслинемецкие теологи и историки Ф.К. Баур и Д.Ф. Штраус. В это же время историярелигии становится областью деятельности многих исследователей.
История религииобрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем егомногообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм,накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших исуществующих религиях. Изучаются происхождение религии, ранние формы верований(на основе данных археологии, этнографии, сравнительного языкознания и др.).Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религииили конфессии, страноведческой истории религий и конфессий. История религиичрезвычайно трудоемка для анализа, это связано и с отсутствием источников, различиемметодологических позиций и точек зрения. Неодинаковы, в частности, взглядыученых на такие проблемы: происхождение и стадии развития религиозных верованийв первобытном обществе; монотеизм, политеизм, время возникновения тех или иныхрелигиозных систем; принципы классификации религии и т.д.
История религии ставитперед собой следующие задачи:
— доказатьобъективное существование исследуемого объекта, т.е. той или иной религии илисовокупности религиозных представлений;
— выявить поисточникам место, время и условия появления объекта;
— в соответствии систочниками проследить эволюцию объекта;
— проанализироватьхарактер взаимодействия объекта с другими социальными и историческимиявлениями, понять его функции и роль в общественно-культурной системе;
— раскрыть причиныисчезновения объекта;
— рассмотретьвлияние, оказанное объектом на ход общественно-исторического развития.
Таким образом, содержаниерелигиоведческого знания не сводится только к философскому, в системе этогознания имеются социологические, психологические, исторические и другие компоненты,дающие понимание и описание определенных сторон объекта с помощью соответствующихтеорий и методов.
3. Принципы,понятия и категории религиоведения
В религиоведенииреализуются определенные принципы. Исходный принцип – строгая объективность,конкретно-историческое рассмотрение предмета. Не приняты абстрактныестереотипы, согласно которым «темная» или «светлая» краска заранеепредназначается для живописания явлений религии, а «истина» считаетсядостоянием какой-то одной концепции. Излагаются научно обоснованные положения,прочно установленные факты; используются результаты, полученные в мировомрелигиоведении, философии.
Другой принцип –рассмотрение религии в контексте развития духовной культуры. Религиоведениезанимается исследованием своеобразных ее областей в их истории и современности,а значит, в своем аспекте решает ряд культурологических проблем: выявляютсяособенности религии как феномена культуры, свойства религиозно-культурныхобразований, специфика религиозной философии, морали, искусства.
Еще один принцип – анализмировоззренческих вопросов под углом зрения проблем бытия человека, егосущности и существования, цели и смысла жизни, смерти и бессмертия, иначе говоря,в плане рассмотрения ряда вопросов философской антропологии.
Следующий принцип –изложение вопросов на языке толерантности. Осмысливается диалог религиозных инерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе, мире. В мировоззрениях естькомпоненты, которые фиксируют отношения, свойственные лишь данному типуобщества или этапу исторического развития, отражают бытие этносов, сословий,классов, профессиональных и иных групп.
И последняя принципиальнаяпозиция: содержание, дидактика и методика сообразованы с требованиямимеждународных и внутригосударственных правовых документов о свободе мысли,совести, религии и убеждений.
В религиоведениииспользуются общефилософские и социально-философские категории: «бытие»,сознание, познание, отражение, символ, истина, заблуждение, фантазия, иллюзия,общество, материальное и духовное производство, культура, отчуждение» и проч.Большое место занимают понятия и термины, заимствованные из логики, этики,эстетики: «знак, значение, смысл, совесть, ответственность, милосердие,сострадание, красота» и т.д. Имеется класс общенаучных понятий, которые требуютвыявления соответствующих типов связей при анализе любого объекта: «система,структура, функция, роль, закон» и др. Поскольку учение о религии взаимодействуетс конкретными науками, оно заимствует из них и частнонаучные понятия: «эпоха,право, иллюзия, вера, чувство, настроение, страдание, общение, язык, жизнь,смерть» и т.д. Как общенаучные, так и частнонаучные категории наполняютсясоответствующим конкретным содержанием. Более узкую понятийную итерминологическую подсистему составляют специальные религиоведческие понятия итермины: «религия, теология, религиозный культ, церковь, конфессия, храм, молитва»и др. Особое место занимают понятия и термины: «Бог, ангел, ад, рай,Бодхисаттва, провидение, карма» и т.п., которые в науке имеют иное значение,чем в религии, хотя необходимо постоянно иметь в виду их религиозный смысл.Наконец, есть класс понятий, отражающих процессы изменения религии: «развитие иэволюция, сакрализация, секуляризация, детеологизация, демифологизация,модернизация» и др.
4. Основныечерты и функции религиоведения и значение его изучения для интеллектуального икультурного развития человека
Выделяются несколькофункций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная,регулятивная, интегрирующее-дезинтегрирующая, культурнотранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.
Мировоззренческую функцию религия образует благодаря,прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество,природу. Религия включает миропонимание, миросозерцание, мирочувствование,мироотношение, и проч. Религиозное мировоззрение задает «предельные» критерии,Абсолюты, с точки зрения которых понимаются человек, мир, общество,обеспечивается целепонимание и смыслополагание. Религия выполняет компенсаторнуюфункцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в планевоображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования.Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенствопревращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковнаяблаготворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчаютбедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются «братством воХристе», в общине и т.д. Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативнуюфункцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиознойдеятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией,взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознаниепредписывает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с гипостазированнымисуществами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т.д.). Регулятивнаяфункция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установокстереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управлениедеятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин.Особенно большое значение имеет система норм, образцов, контроля, поощрений инаказаний. Интегрирующее-дезинтегрирующая функция в одном отношенииобъединяет, а в другом – разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграцияспособствует сохранению, дезинтеграция – ослаблению стабильности, устойчивостиличности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом.Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается болееили менее единой, общее вероисповедание. Если же в социальных группах иобществе имеются различные, противостоящие друг другу конфессии, религиявыполняет дезинтегрирующую функцию. Отметим и культурнотранслирующуюфункцию. Религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитиюопределенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивалосьсохранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляется передачанакопленного наследия от поколения к поколению. Легитимирующе-разлегитимирующаяфункция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов,отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждениенеправомерности каких-то из них. Религия выдвигает высшее требование – максиму,в соответствии с которым дается оценка определенных явлений и формируетсяопределенное отношение к ним.
Отличительной чертойсовременного религиоведения является усиление интереса к методологическойпроблематике. На всех международных конференциях, проводимых МеждународнойАссоциацией истории религий, работали секции, возглавляемые виднейшимипредставителями мирового религиоведения, на которых специально обсуждалисьметодологические проблемы. Второй отличительной чертой современногорелигиоведения можно считать все возрастающий плюрализм методологическихподходов к изучению религии. Это проявляется в том, что в рамках традиционносложившихся религиоведческих дисциплин (философия, история, социология, психология,феноменология религии) постоянно возникают все новые и новые подходы к изучениюрелигии. Еще одной чертой современного религиоведения является повышенноевнимание к уточнению религиоведческой терминологии и многочисленных определенийрелигии. Очень многие понятия, образы, символы, термины «мертвых» и«живых» религий не описываются при помощи сложившегося в современномрелигиоведении категориально-понятийного аппарата. Следующей особенностьюсовременного религиоведения является более легкий доступ к данным и новым результатамисследований. Это связано с беспрецедентным развитием во второй половине XX в.средств массовой информации и с компьютеризацией науки. И, наконец, всовременном религиоведении прослеживается стремление к размежеванию стеологией.
Изучение религиоведенияимеет большое значение для интеллектуального, духовного и культурного развитиячеловека. Так, оно дает знание о религии как социокультурном явлении, егосущности и происхождении, знакомит с возникновением и развитием национальных имировых религий, огромным влиянием последних на все сферы культурной иобщественно-политической жизни, значением в истории и в современном мире.
Освоение науки о религиивносит вклад в гумманитаризацию образования, овладение достижениями мировой иотечественной культуры, свободное самоопределение молодых людей вмировоззренческих позициях, духовных интересах и ценностях. В религиоведении нетолько раскрываются некоторые теоретические положения, но и дается информация осовокупности интересных фактов, без знания которых трудно понять многие событияв прошлом и настоящем – в экономической, политической истории, в истории науки,искусства, литературы, морали, в современной общественно-политической жизнит.д. Тем самым вносится вклад в восстановление и развитие исторической памятичеловека.
Наука о религииспособствует реализации свободы совести. Формируя понятие свободы совести,давая информацию о правовых нормах по этому вопросу, она способствует становлениюгражданских качеств личности, дает ориентацию и в определенныхсоциально-политических процессах, выявляет общее и особенное в политикеразличных партий и общественных движений в религиозном вопросе. Знание движенийэтих партий в аспекте отношения к религии и свободе совести способствует роступолитической культуры человека.
Изучение религии способствуетрасширению знаний о неевропейских культурах, о человеческой истории в целом.Первоначально развиваясь в русле сравнительной лингвистики и истории религии,религиоведение постепенно утвердилось как самостоятельная наука, отличающаясяразнообразием методологических оснований. В ХХ веке религиоведение выработалоточку зрения, что каждая религия в отдельности является уникальной, каждаяпридает существованию человека смысл, отвечая на важнейшие вопросы и указываяжизненные цели, но все они имеют общие черты, отражающие единство человеческогорода. Современное религиоведение рассматривает разнообразные религии как важныйкомпонент единой культуры человечества, рассматривая в равной мере как мировыерелигии – буддизм, христианство, ислам, так и традиционные региональные илинациональные религии, а также современные религиозные движения и культы.Религиоведение анализирует причины возникновения, становления и развитиярелигий в контексте их взаимодействия с различными процессами.
Таким образом,образовательное и воспитательное значение имеет изучение науки о религии,способствующее формированию толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения. В Украинев условиях многонационального государства, изучение религиоведения играетблагородную роль в воспитании уважения к религиозным и нерелигиозным убеждениямличности, выявляя общечеловеческие ценности в различных религиях.
Заключение
Религиоведение –относительно молодая наука. Объектом исследования этой науки является религия –система взглядов на мир, общество и человека, система культовых действий, основнымпризнаком которой является вера в существование сверхъестественного.Структурообразующими дисциплинами религиоведения являются философия,социология, психология, феноменология, история, каждая из которых имеет своиспецифические особенности. В религиоведении выделяется ряд групп понятий итерминов: общефилософские и социальнофилософские, пришедшие из логики, этики иэстетики, класс общенаучных понятий, частнонаучные понятия, заимствованные изконкретных наук, а также специальные религиоведческие понятия. Изучение науки орелигии оказывает большое влияние на развитие человека, способствует расширениюзнаний о неевропейских культурах, о человеческой истории в целом, способствуетреализации свободы совести, а также формированию толерантности, взаимопониманияи взаимоуважения.
Положение религии всовременном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности иперспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Определенно можносказать, что характерным и закономерным для современности процессом является развитиесекуляризации общественного сознания, в результате которой религия утрачиваетсвое былое влияние на жизнь общества и отдельной личности. Однако секуляризацияопределяет лишь общую тенденцию, которая не исключает возможности усиленияпозиций религии под влиянием благоприятно складывающихся для нее факторов. Весьопыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительнодальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либогрядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметнуюроль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.
Велико значение изучениерелигиоведения для утверждения гуманистических ценностей современного мира,обеспечения гражданского согласия, гармонизации межчеловеческих отношений, втом числе представителей различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений.Усвоение теоретических положений и фактов подсказывает направления поиска путейсохранения цивилизации и выживания человечества в ядерный век, выработки новогоотношения к природе в условиях нарастающей угрозы экологического кризиса.Излагаемые в религиоведении идеи зовут участию в благотворительной деятельностии милосердию, к противостоянию бессовестности и вседозволенности, жестокости инасилию, к совместным действиям в социальном оздоровлении общества, в егонравственном возрождении.
Список литературы
1. Введение в общее религиоведение:Учебник / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. – М.: Книжный дом «Университет», 2001.– 576 с.
2. Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп.ср.школы. – 2-е изд.,дополненное. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 351 с.
3. Калінін Ю.А., Харьковщенко Є.А.Релігієзнавство: Підручник. – К.: Наукова думка, 2002. – 352 с.
4. Религиоведение: Учебное пособие и Учебныйсловарь-минимум по религиоведению / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. – М.:Гардарики, 2000. – 536 с.
5. www.religare.ru