Содержание
Введение
1. Основные этапы развития язычества
1.1 Первый этап (раннее язычество) –почитание духов
1.2 Второй этап – поклонениепервобогам (духам — богам)
1.3 Третий этап – поклонение многимбогам (политеизм)
2. Божества, покровительствующиеземным общечеловеческим основам жизни
3. Божества, покровительствующиевсеобщей форме жизни
3.1 Перун
3.2 Стрибог
3.3 Ярило
3.4 Хорс
3.5 Симаргл
3.6 Макошь
4. Божества, раскрывающие образ жизнилюдей
4.1 Берегиня
4.2 Баба
4.3 Жива
4.4 Купало
4.5 Лада
4.6 Лель
4.7 Троян
4.8 Тур
4.9 Чур
4.10 Волос (Велес)
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Религиознаядохристианская культура Древней Руси – интересный, но мало изученный массивмноговековой истории нашего народа. Сейчас дохристианские верования принятоназывать язычеством. Этот термин охватывает широкий спектр верований народа сдревнейших времен: олицетворение природы, веру в духов, культы предков, тотемизм,магию, колдовство, знахарство и т.п. Язычество считается религиейполитеистической (многобожием), хотя у славян существовало и понятие единогоБога – главного отца всех богов.
Человеку в древности былоочень важно, чтобы все виды его деятельности – государственная, хозяйственная,военная, семейная – находилась под покровительством высших сил. К VI веку нашей эры, когда появилисьпервые письменные сведения о славянах, у них начала складываться более илименее устойчивая религиозная система, в которой за каждым божествомзакреплялись определенные функции. Система эта была многоступенчатой, и богизанимали в ней высшую ступеньку. Они наделялись наибольшей силой и властью,наиболее общими и важными функциями – одни повелевали природными явлениями,другие покровительствовали хозяйственной деятельности людей, третьи помогали ввойнах, под властью четвертых были общественные отношения. От воли боговзависели жизнь и благополучие человека. Поэтому богам ставили деревянные икаменные идолы (кумиры), им поклонялись и приносили жертвы.
В древнерусских книгах,обличающих языческие верования, перечисляются боги и низшие мифологическиесущества, которым поклонялись восточные славяне. Набор этих имен почтиполностью повторяется в разных источниках: Перун, Хорс, Симаргл, огонь –Сварожич, Волос, Мокошь, а также вилы (тридесят сестрениц), Род и Рожаницы…
Славянское язычестворазвивалось по разным направлениям: одни племена верили в силы космоса иприроды; другие – в Рода и Рожаниц, третьи – в души умерших предков и духов(одухотворённые силы); четвёртые – в тотемных животных-пращуров и т.д.
В Киевской Руси перваяизвестная нам религиозная реформа была проведена князем Владимиром в 980 г. – всего за 8 лет до принятия христианства. В «Повести временных лет» об этом сказано так: «Иначал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиры на холме вне дворатеремного. Перуна деревянного, а голову его серебряную, а ус золотой, и ХорсаДажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь и приносил им жертвы, называя ихбогами… и приносил жертвы бесам».
Функции богов нередкосмешивались, одна и та же могла приписываться нескольким божествам. Помимотого, нам известны два центра восточной Славии, где складывались свои пантеоны– южные земли во главе с Киевом и север земли во главе с Новгородом. И,наконец, в разных местностях верили в своих богов и божков.
1. Основные этапыразвития язычества
К сожалению, письменныеисточники по истории восточнославянских религиозных представлений и культовотрывисты и информационно бедны. Они позволяют составить лишь общеепредставление об основных этапах развития язычества. Привлекает внимание,прежде всего так называемая «Речь философа», которая была помещена Нестором в«Повести временных лет» (986). Этот мыслитель различает два главных этапа вистории язычества. Подробную и исторически достоверную периодизацию развитияязычества восточных славян дает источник XIII в. «Слово святого Григория». Этот памятник определяеттри основных этапа развития их религиозных верований:
1. Почитание духов.
2. Поклонение первобогам(духам-богам).
3. Поклонение многимбогам (политеизм).
Примем эту периодизациюза основу и рассмотрим названные этапы подробнее.
1.1 Первый этап (раннееязычество) – почитание духов
По религиознымпредставлениям, дух – это бестелесная «нематериальная» сила, которая создаетили определенным образом влияет на состояние естественных явлений, человека.Язычество развивалось согласно эволюции человеческого общества путем«наслаивания» одних верований на другие. Поэтому преобладание новых культов неозначало гибели старых.
Воплощением злых сил,несущих людям откровенное зло, выступали:
Ведьма –сверхъестественное существо, знающее различные способы влияния на потусторонниесилы. Были представления о «черных» ведьмах, «серых», «белых» ведьмах.
Упырь – олицетворениетемных и враждебных сил природы. Их основное занятие – высасывать кровь улюдей, молоко у коров. Упыри имеют и черты духов, распорядителей различныхсфер: они не только пьют кровь, но и воруют день, насылают неурожай.
Демон – преимущественнозлой дух, который появляется мгновенно и, совершив какой-либо вред, бесследноисчезает.
Вурдалак – человек,который может перевоплощаться в волка, вести волчий образ жизни и охотиться наживых людей, но из-за желания снова стать человеком способен удерживаться отзлых поступков.
К отдельной группеотносят духов, которые очень конкретны в своих «симпатиях»: к людям разумным,добрым и искренним они относятся с благосклонностью, а злых глупых и ленивых –наказывают. К ним относят:
Домовой – дух дома,домашнего очага. Бережет благосостояние и уют жилья, если же застанетбеспорядок, начинает бесчинствовать со своей подругой Ночкой, довершая его.Домовые любят домашних животных, в особенности кошку и козу, но боятся сорок.
Дворовик — бережет духхозяйства, если оно в порядке, и «доразрушает» хозяйство небрежного хозяина.
Леший – дух леса.Является в виде мужчины, не имеющего тени. Под опекой лешего находятся лесныезвери.
Мавка – душа девушки,умершей насильственной смертью, чаще всего утопленницы. Мавки бывают лесные,полевые, горные, речные.
Водяной – воплощениеводной стихии в образе водного царя. Изображался старым, длиннобородым дедом,который властвует над русалками.
Русалка – водное существов девичьем облике с длинными распущенными косами и рыбьим хвостом. В русалокпревращаются девушки, преждевременно ушедшие из жизни. Оберегают от русалоклюбисток и полынь.
Перелесник – летающийдух, заманивающий женщин и девушек в лес, соблазняющий их и забирающий силу икрасоту. Появлялся в подобии красивого, пылкого юноши с черными бровями иблестящими глазами. Трудно сказать, были ли какие-то обереги против такихсоблазнителей, но считалось опасным ставить в укор женщине связь сПерелесником, так как разгневанный Перелесник мог сжечь дом.
Полевик – дух, живущий вполе. Заботливому земледельцу он помогал сохранять и умножать урожай, а уленивого плодил грызунов и разводил сорняки.
Итак, можно выделитьследующие особенности представлений о духах:
А) вера в духов связываетих существование с чувственно воспринимаемыми образами – ведьмами, упырями,домовыми, дворовиками, лешими, русалками, способными к разного родаперевоплощениям;
Б) духи лишеныиндивидуальных связей с телесными объектами. Предмет веры все более проявляетсяв виде самостоятельной сверхъестественной сущности;
В) человек наделяет духовбольшим количеством функций, чем, скажем, фетиши, тотемы, души, вера в которыхсуществовала ранее, но духи действуют лишь в сравнительно узких сферах, имеютограниченный род занятий;
Г) духи (и это особенно следуетотметить) не создают, а лишь наводят или насылают болезнь, радость, удачу идр.;
Д) характерным дляверований в духов является их зооморфное олицетворение – дух существует каксущество с внешностью животного;
Е) верованиям в духов, попонятным причинам, еще не присущи представления об их иерархии или же такиепредставления имеют зачаточный характер.
Верование в духов былотой основой, на которой позже появился первичный материал для возникновенияобразов духов – богов.
1.2 Второй этап –поклонение первобогам (духам — богам)
Образ Первобога увосточных славян складывается в конце трипольской культуры. Имя Первобога –Род. Он представлялся создателем (родителем) всего живого, творцом Вырия(славянского Олимпа), распорядителем судьбы богов и людей. Род рождает Белобогаи Чорнобога.
Белобог – главный богдобра, удачи, справедливости, счастья; являлся творцом трех жизненных сил –земли, воды и света; защитником людей, повелителем других богов; отец и мужКоляды – богини неба. Древний ваятель сделал статую Белбога, изображавшуюсурового мужчину с куском железа в правой руке.
Чорнобог – главный богзла, покровитель темных существ, властитель подземного царства; пребывает впостоянном противоборстве с Белобогом; отец и муж Мары – богини ночи и зла.Чорнобог изображался облаченным в броню. Имея лицо, исполненное ярости, ондержал в руке копье, готовое к поражению или больше – к нанесению всяких зол.Вечно сражаются Чорнобог и Белобог, победить друг друга не могут, сменяют другдруга день и ночь – олицетворение этих божеств.
Добро – однозначно иедино, в воплощении Коляды и ее сына Солнца, а зло многозначно и многолико, ввоплощении Мары и ее двух сыновей – Черта и Пек и еще 13 дочерей, которыеявляются носителями болезней и увечий: Огневицы, Гризачки, Кикиморы, Коркоши,Лякливицы, Глуханы, Желтухи, Ломоты, Навии, Лидницы, Глазницы, Трясовицы,Черевухи. Брат Черта – Пек, властитель Ада. Вместе со своим братом они коварно,используя доверчивость и слабость людей, похищают их души в Ад.
Выразителями добра и злав язычестве были также Вырий и Ад.
Вырий – средоточие добра– царство богов, праведных душ и птиц. Это божественный остров во Вселенной,где расположено Озеро живой воды, возле него – Перводуб, под Перводубом –священный камень Алатир – как центр мироздания; на Перводубе – Первобог Род вподобии сокола. Отсюда выходят и сюда приходят те, кто служил добру.
Ад (Пекло) – средоточиезла – подземное царство злых темных сил и грешных душ, состоящее из 12 ярусов.Эти ярусы размещены друг под другом и соединены кроваво-красными переходами –горловинами. Чем больше грехов имеет душа, тем ниже она падает и тем страшнееее мучения. Отсюда исходят зло и страдания, сюда приходят те, кто служил злу,чтобы страдать за это.
На этом этапе возникаютновые мифологические представления о мире и человеке, которые были переданы внаследство русичам. Претерпев метаморфозы и потери, они, в свою очередь,оказали влияние на политеистическое язычество, которое начало формироваться вКиевской Руси.
1.3 Третий этап –поклонение многим богам (политеизм)
«Велесова книга» (IX в.) сохранила для нас упоминание осорока богах. Их имена записаны в 72 вариантах. «Велесова книга» — набордощечек из дерева, на которых древними буквами записаны славянские тексты.Найдена она в 1919г. на Харьковщине и вывезена в Бельгию «белоэмигрантами».Рукопись повествует о происхождении восточных славян, их древней истории, омировоззрении и религиозных взглядах наших предков.
Один из главных боговВырия – Сварог. Это бог неба и огня, а также ремесел, кузнечного дела икузнецов. Его название, вероятно, происходит от древнеиндийского «сварг», чтоозначает небо, солнце, солнечный свет. Сварога считают также опекуном брака исемейного счастья, с его именем связывают борьбу за моногамную семью. Онизображался отцом детей – богов Сваржичей, которые от его имени правили миром.Был его сыном и бог солнца – Дажбог.
Дажбог (Даждьбог)образовано из двух слов: «даждь» — «дай» и «бог» — близкое к «богатству», тоесть Дажбог – носитель добра, богатства, света и жизненной силы. Он не толькосогревает землю, но и следит за тем, как на ней выполняется установленный егоотцом Сварогом порядок.
Рядом с Дажбогом и егоотцом Сварогом по выполняемым функциям стоял бог огня и солнечного света,покровитель хлебопашества Световид. Эти три божества покровительствовали земнымобщечеловеческим основам жизни, тесно связанным между собой: солнцу и свету,небу и земле, труду и хлебу, плугу и пшенице.
Следующая группаязыческих божеств покровительствует всеобщей форме жизни.
Перун – бог плодородия, молнийи грома. Он – творческая сила, оживляющая все, дарящая дождь, а позднее – еще ибог-воин, покровитель войска. В Киевской Руси Перун понимался каккняжеско-дружинный бог, именно его «идол» стоял на теремном дворе сначалаОлега, а затем и Игоря в Киеве.
Стрибог – бог ветров идвижения, его дыхание – это ветер, с помощью которого происходят все измененияв мире. Его семантику объясняет «Слово о полку Игореве»: «ветры, Стрибоживнуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря». Считается, что Стрибог былдедом, родоначальником ветров.
Ярило – бог весеннегопробуждения, расцвета природы и продолжения рода. Народная традиция изображаетэтого бога как молодого парня в белой одежде на белом коне. С венком на голове,пучком ржаных колосков в правой руке, человеческой головой – в левой. Ярилоолицетворял торжество жизни над смертью. Это бог, который засыпал на зиму ипробуждался весной.
Хорс – божество небес.Происхождение образа и этимология слабо выяснены. Считался богом солнца, но неисключено, что идентифицировался с «ночным светилом» — месяцем, поклонениекоторому было распространено среди славян.
Симаргл – бог-хранительземных плодов, посевов и земледелия вообще. Он был тесно связан с верой вмогущество корней растений. Изображение Симаргла в виде переплетения ветвей илиствы украшало старинные книги.
Мокоша – женскоебожество. Имя Мокоши выводят от слов мокнуть, мокрый. И первоначально еепочитали как богиню влаги, воды, поэтому и плодородия. Позднее содержание этогокульта значительно изменилось и конкретизировалось, в образе Мокоши нашлоолицетворение социально выраженное явление – богиня стала пониматься какпокровительница дома, семьи, жизненных благ и благосостояния.
Третья группа языческихбогов раскрывает образ жизни людей, что проявляется в гармонии добрых жизненныхземных начал, противостоящим злым, черным и мертвым силам.
Добрые жизненные началасимволизировали следующие боги: Берегиня – хранительница жилья и семьи; Баба –здоровья и плодородия; Велес – бог земного благосостояния, опекун торговли,покровитель домашнего скота («скотный» бог); Жива – женского счастья; Купало –бог летнего солнца, плодородия и радости, согласия и любви; Радогой – торговлии путешествий; Лада – богиня весны, любви и благосостояния; Порядок – богверной супружеской жизни; Леля – веснянка; Лель – бог любви; Ор – земледелия;Своба – воли; Слава – победы, удачи; Троян – строительства; Тур – силы ирыцарства; Чур – божество, которое охраняет домашний очаг, род. Противостоялидобрым началам такие силы, как: Черт, Пек.
2. Божества,покровительствующие земным общечеловеческим основам жизни
Среди исследователейславянской культуры нет единого ответа на вопрос, кто был у древних славянбогом солнца? Некоторые полагают, что бог солнца у древних славян был Ярило,другие – Дажьбог, третьи называют Световида – это не совсем так. Отчастикаждому из главных племенных языческих богов, какими являлись Дажьбог иСветовид, были присущи черты Бога Солнца, с другой стороны, и этим богам исолнцу придавали свойства мужские, свойства Рода. Однако у юго-восточных славянбыл бог солнца Хорс. Не случайно в «Слове о полку Игореве» Хорс упоминаетсяименно в связи с югом, с Тмутараканью.
Рассмотрим теперьсвязанных, очевидно, между собой богов: Сварога, Дажьбога. Первый из них непредставлен среди идолов Владимирова пантеона и, таким образом, не входит вперечень «семи богов». Но существует свидетельство, которое позволяетисследователям считать его персонажем высшего уровня мифологической иерархии.Это вставка, включенная славянским переписчиком в перевод отрывка из «Хроники»византийского автора VI в.Иоанна Малалы (в так называемой Ипатьевской летописи). Сварог отождествляется сповелителем огня и кузнечного дела – и говорится, что после Сварога царствовалего сын Солнце, которого называют Дажьбог (Даждьбог).
Постоянный атрибутСварога – огонь, зажигаемый в ритуальных целях под овином и называемыйсварожичем. Поскольку нигде не упоминаются идолы Сварога и он отсутствует вобычных перечислениях богов, мы имеем основания считать его персонажем более низкогоуровня – духом огня. Но приходится и учитывать то, что он назван отцомДажьбога, что не дает возможности вовсе «опустить» его до уровня мелкихдемонов.
Сварог – верховныйвладыка Вселенной, родоначальник прочих светлых богов или, как называли его славяне– великий, старый бог, прабог, в отношении к которому все другие стихийныебожества представлялись его детьми, прибогами (т.е. младшими, от негопроисшедшими). От него родились боги солнца, молнии, облаков, ветров, огня ивод. Сварог, как олицетворение неба, то озаренного солнечными лучами, топокрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня.
Сварожич – огонь, сыннеба-Сварога. Происхождение земного огня приписывалось нашими предками богугроз, который послал на землю небесное пламя в виде низринутой молнии.
Перун- Сварожич – другойсын Сварога-неба, огонь-молния. Молнии были его оружие – меч и стрелы; радуга –его лук; тучи – одежда или борода и кудри; гром – далеко звучащее слово, глаголбожий, раздающийся свыше; ветры и бури – дыхание. В последствии распалось наотдельные божества – бог грома и молнии Перун, земного огня Сварожич, водыМорской царь, ветров Стрибог.
Дажьбог – Солнце, сынСварога. Обожание солнца славянами засвидетельствовано многими преданиями ипамятниками. Солнце – творец урожаев, податель пищи, и потому покровитель всехбедных и сирых. Вместе с тем солнце является и карателем всякого зла, т.е. попервоначальному воззрению – карателем нечистой силы мрака и холода, потомнравственного зла – неправды и нечестия. Каждый день повторяется борьба, икаждый раз побеждает Солнце.
Сам Дажьбог в перечняхимен богов обычно упоминается вместе со Стрибогом. Оба бога упомянуты в «Словео полку Игореве», причем русский народ дважды назван Дажьбожьим внуком, чтопозволяет предположить в этом боге мифического родоначальника или покровителядревних русичей.
3. Божества,покровительствующие всеобщей форме жизни
Древние боги были иостаются вполне реальными участниками нашей повседневной жизни. Но, в отличиеот одиночных духов, манифестация богов носит торжественный, величественныйхарактер. Являются они, как правило, со всей своей свитой в местах наибольшегоскопления людей.
3.1 Перун
Верховным божеством нашихпредков был Перун, бог грома и молнии. Славяне, пишет, например, ПрокопийКессарийский (VI в.), «считают, что один из богов –создатель молнии — есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков ивсяких жертвенных животных». Слова «единый владыка всего» означают, что культыотдельных, не связанных между собой богов к этому времени уже началискладываться в общеславянскую религиозную систему, и центром ее становилсяПерун.
Он однозначноистолковывается учеными как громовник (бог грозы), культ которого, общий длявсех славян, восходил к древнейшему культу Громовержца в индоевропейскоймифологии, связанного с военной функцией. Потому и Перун считался у славянпокровителем военной княжеской дружины (которая клялась его именем) и самогокнязя. Возможно, именно потому с усилением у восточных славян княжеской властиПерун оказался во главе пантеона.
Его представляют статным,высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородою. Восседая напламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами, иразит нечестивых. По свидетельству же Нестора, деревянный идол Перуна,поставленный в Киеве, имел на серебряной голове золотые усы.
Идол Перуна в Киеве стоялна холме еще во времена князя Игоря. В летописи под 945 годом читаем: «Наследующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун, положилоружие свое и щиты, и золото…». На холме стоял и его идол в Новгороде.
Из дней недели Перуну былпосвящен четверг, из животных – конь, а из деревьев – дуб. При раскопкахсвятилища в Перыни были обнаружены остатки дуба, как и, кстати, следыжертвоприношения лошади. Известны предания о вечном огне из дубовых дров уидолов Перуна.
После принятияхристианства культ Перуна, верховного языческого божества, подвергся наиболееяростному и сокрушительному искоренению. Как гласит летопись, в 988 годувоспринявший крещение князь Владимир повелел привязать Перуна к конским хвостами скинуть с горы по Боричевскому спуску «на Ручаи». Перун, как и другиеязыческие боги, был причислен к разряду бесов, а на месте его святилищпостроили православные храмы. В Киеве на холме, где стоял идол Перуна, князьВладимир поставил церковь святого Василия (поскольку при крещении он получилхристианское имя Василий), на месте новгородской Перыни был воздвигнутПерынский скит с церковью Рождества Богородицы.
С течением временифункция громовержца в народной культуре была перенесена на Илью-пророка, и онстал по существу христианским заместителем Перуна.
3.2 Стрибог
В «Слове о полку Игореве»ветры названы стрибожьими внуками, что дало основание исследователям говорить онем как о боге воздушной стихии.
Стрибог – бог воздушныхтечений и стихий. Он был дедом, прародителем всех видов ветров, а их названий врусском языке существует множество. Видимо, именно ему подчинялись ветры,собственные имена некоторых из них утрачены, возможно одного из них называлиВетер, другого Ураган и т.д. Но название двух ветров дошли до нас. Это Погода(Догода) – лёгкий приятный западный ветерок. Не случайно всё остальноесостояние атмосферы, кроме названного, именуют непогодой. Посвист (Позвизд илиПохвист) – старший ветер, живущий на севере. Изображался в огромномразвевающемся плаще. В сказках Позвизда иногда заменяет Соловей-разбойник,образно воплотивший всю злую и разрушительную силу ветра.
Изображали его дующим врога. В народе верят, что теплые, весенние ветры происходят от добрых духов, авьюги и метели от злых.
3.3 Ярило
Ярило – бог весеннихгроз. Его представляют молодым, красивым, разъезжающим по небу на белом коне ив белой мантии; на голове у него венок из весенних полевых цветов; в левой рукедержит он горсть ржаных колосьев, ноги босые. Яриле принадлежит особая роль всельскохозяйственной обрядности, особенно весенней. Где Ярило пройдет – будетхороший урожай, на кого посмотрит – у того в сердце разгорается любовь.
Празднества в честь негосохранились у восточных славян до XXв. Сведения о Яриле в основном почерпнуты из этнографических данных –записей народных праздников и обрядов.
3.4 Хорс
В списке боговВладимирова пантеона Дажьбогу непосредственно предшествует Хорс (Хорсъ, Хърсъ,Хръсъ). Сами русичи воспринимали его имя как чуждое, темное, иностранное, о чемсвидетельствуют многочисленные искажения этого имени при переписке книг (притом, что имена «своих» богов – Перуна, Волоса, Мокоши, Дажьбога даже в позднихпамятниках письменности, как правило, не искажаются). А в новгородских и вообщев северорусских землях никаких свидетельств о Хорсе нет.
Однако известно, чтобожество с именем Хорс почиталось в Иране, и имя это означало «сияющее солнце».А в Киеве, помимо славянского населения, жило еще несколько влиятельныхэтнических групп, в том числе и иранцы – вооруженные воины из Хорезма, гдепочитание Солнца было главным государственным культом.
Хорсу посвящены два оченькрупных славянских языческих праздника в году (связанные также со Световидом,Ярилой — Яровитом) – дни летнего и зимнего солнцестояния в июне и в декабре.
Хорс упоминается и внекоторых других памятниках литературы: «Слове о полку игореве» (с эпитетом«великий») и различных церковных поучениях против язычества («Слово некоегоХристолюбца», «Слово о том, како погани сущее языци кланялися идолом»).
3.5 Симаргл
Симаргл (Сим-Рьгл,Переплут) – бог огня, бог огненных жертвоприношений, посредник между людьми инебесными богами; божество, входившее в число семи божеств древнерусскогопантеона. Древнейшее божество, восходящее к берегиням, священная крылатаясобака, охранявшая семена и посевы. Как бы олицетворение вооруженного добра.Позже Симаргла стали называть Переплутом, возможно потому, что он был связанбольше с охраной корней растений. Обладает и демонической натурой. Имеетспособность исцелять, ибо он принес с неба на землю побег дерева жизни.
3.6 Макошь
Макошь – единственноеженское божество, чей идол стоял на вершине холма в пантеоне князя Владимира. Унекоторых северных племен Макошь – холодная недобрая богиня.
Согласно гипотетическиреконструированному мифу, она была огненным ударом низвергнута на землю, а ее 7(12) детей превращены Громовержцем в мелких зверушек: ящериц, змей или вредныхнасекомых: комаров, мух (кроме младшего сына, который выдержал испытание огнем,оказавшись «своим», и воскрес в удвоенном (близнечном) облике, ставпокровителем удачного урожая и целителем); дом же их сожжен молнией. Макошь,таким образом, связана с верхом и низом, огнем и влагой, чем объясняется ее«промежуточное» положение в перечнях.
Макошьпокровительствовала всем женским занятиям, в особенности прядению. И почиталиее преимущественно женщины. Из дней недели Макоши была посвящена пятница. И вэтот день в деревнях не пряли и не стирали – из почтения к богине. Во многихместностях такой запрет сохранялся вплоть до начала XX века.
В старину на Руси Макошипоклонялись на тайных женских собраниях, которые вели посвященные жрицы. Обэтом рассказывает рукопись XIVвека: «… Макоши не явно молятся, да призывая идоломолиц баб, то же творят нетокмо худые люди, но и богатых мужей жены». Макошь, изначально, по-видимому,являвшаяся божеством плодородия, представлялась христианским священникамвоплощением всего темного, телесного, низменного.
В действительности жеМакошь («ма»-мать, «кош»-судьба), можно прочесть как «мать судьбы». Она ведалавсеми богатствами Земли и могла допустить или закрыть доступ к ним. Героинясказов Бажова Хозяйка Медной горы, имеющая реальный прототип, и есть Макошь.
4. Божества, раскрывающиеобраз жизни людей
4.1 Берегиня
Берегини (наподобиегреческих пенатов) хранили благополучие разных мест и видов природы, а такжедом.
Христианству удалосьпревратить в свою противоположность и русалку – древнейший вид берегини, жившейв водах. Изображалась она всегда с женским лицом и обнажённой грудью, рыбьимтуловищем и хвостом. Само слово «берегиня» произошло от понятия – оберегать,помогать странствующему, плывущему, терпящему бедствие добраться до берега. Этоделали у славян русалки. Однако в период критики и отрицания язычества,демонизации языческих богов постепенно внедрялась мысль, что русалки –утопленницы и умершие некрещёные дети. Их стали бояться.
Берегинями также былиптицы с женским лицом: сладкозвучная Сирин, возрождающаяся из пепла птицаФеникс, Стратим – мать всем птицам, старейшая и большая, Жар-птица,девушки-лебеди (лебёдушки), Ноготь-птица и т.д.
Берегинь было много; онисберегали человека повсюду: дома, в лесу, в поле, на воде, оберегали посевы,скотные дворы, детей, пели им колыбельные песни, рассказывали сказки (байки),навевали сны.
4.2 Баба
Наиболее древнейшая изних – Баба Яга. У всех возникают вопросы: что означает Яга? Почему она такаястрашная? И уж тем более никто не верит, что Баба Яга изначально заботливаяберегиня.
Слово «Яга» огрублённоеот «Яшка». Яша в славянских песнях называли ящура – некогда жившего на земле иисчезнувшего прародителя всего живого; отсюда наше более понятное – пращур.Баба Яга изначально – прародительница, очень древнее положительное божество славянскогопантеона, хранительница (если надо – воинственная) рода и традиций, детей иоколодомашнего (часто лесного) пространства. В период насаждения христианствавсем языческим богам, божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей(берегиням) придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида ихарактера, злые намерения. Так языческая строгая прародительница былапревращена в злобного демона, которым до сих пор пугают маленьких детей.
В разных славянскихплеменах были позже и другие прародительницы, получившие имена собственные:Златая Баба, Златая Мать и т.д.
4.3 Жива
Жива – богиня мировойжизни (весны), плодородия и любви; воплощает жизненную силу и противостоитмифологическим воплощениям смерти. Жива своим приходом животворит – воскрешаетумирающую на зиму природу, дает земле плодородие, растит нивы и пажити. Вправой руке она держит яблоко, в левой – виноград. В начале мая ей приносятжертвы. Кукушка принималась за ее воплощение. Так доныне, заслышав весеннеюпорою кукушку, к ней обращаются с вопросом: сколько лет остается жить на беломсвете. Ответы ее признаются за пророчество, посылаемое свыше. Девушки чествуюткукушку: крестят ее в лесу, кумятся между собой и завивают венки на березе.
4.4 Купало
Купало – плодотворящеебожество лета. «Купало, яко же мню, бяше бог обилия, яко же у еллинъ Цересъ,ему же безумныи за обилие благодарение приношаху въ то время, егда имяшенастати жатва».
Купала – это не бог, абогиня, на что указывал еще А.С. Фамицин, который тоже привел по этому поводу фольклорныеданные. Такое разночтение относительно пола данного бога может говорить лишь отом, что культ Купалы уже однажды исчезал, и возрождался вновь, но уже сизмененными функциями.
Поскольку праздник этойбогини, отмечавшийся в народе 24 июня, приходится на водный месяц, то она моглабыть богиней водной стихии. Официальное церковное его название – праздникИоанна Предтечи, но в народе его по-прежнему называют праздником Ивана Купалы.Объединение в одном имени древней богини и христианского святого произошло всилу совпадения водного крещения – «купания» с божественным именем «Купала».
Связь купальских обрядовс аграрной магией «макушки лета» несомненна. Анализ русской вышивки показал,что к этому сезону относятся ритуальные полотенца с изображением Макоши — Купалы, где богиня окружена солнечными знаками и всегда показана с опущенными кплодоносящей земле руками; голова Купалы нередко увита колосьями, колосья изображалисьи у ног богини. Если в весеннем цикле по сторонам богини изображались женщины — всадницы с сохами за спиной, то на полотенцах купальского цикла вышиваливсадников — мужчин.
4.5 Лада
Особенно любили славянеЛаду – богиню любви, красоты, очарования, покровительница любви и браков. НарядЛады сияет ослепительным блеском солнечных лучей, красота ее очаровательна, акапли утренней росы называются ее слезами; с другой стороны, она выступаетвоинственной героиней, носится в бурях и грозах по небесным пространствам игонит дождевые тучи.
С наступлением весны,когда сама природа вступает в союз с Ярилой, наступали и Ладины праздники. Вэти дни играли в горелки. Гореть – любить.
С корнем «лад» связанымногие слова брачного значения, союза и мира. Лад – супружеское согласие,основанное на любви; ладить – жить любовно; ладковать – сватать; лады – помолвка;ладило – сват; ладники – уговор о приданом; ладканя – свадебная песня; ладный –хороший, красивый. И самое распространённое – лада, так называли любимых. Этоможно найти в «Слове о полку Игореве».
Культом Лады объясняетсясуеверное уважение, питаемое русскими простолюдинами к пятнице, как ко дню,посвященному этой богине. Кто в пятницу дело начинает, у того оно, попословице, будет пятиться. У древних славян береза, олицетворявшая богиню Ладу,считалась священным деревом.
4.6 Лель
Лель – божество весны имолодости из свиты Лады, побуждающее природу к оплодотворению, а человека кбрачным союзам. Он старший сын Лады, сила его состояла в воспламенении любви.Иногда изображался он в виде златовласого пламенного крылатого младенца. Онметал из рук искры, воспламеняя любовь. По молодости лет своих, Лель поройпросто забавляется любовью, хотя делает это из добрых побуждений – для него этовеселая игра. Появляется Лель весной, живет вместе со своим братом Полелем влесу. Вместе они выходят утром встречать Ярило. Свирель Леля можно услышать вКупальскую ночь.
4.7 Троян
Троян – языческоебожество, в старинных памятниках упоминают наряду с Перуном, Хорсом и Волосом.Имя Троян образовалось из слова «три», «трое», и весьма вероятно, его тождествос Триглавом. По указанию одного из вариантов сербского предания, Троян имел триголовы и восковые крылья, и козьи уши.
4.8 Тур
Тур – воплощение Перуна;«на своих законно противных сборищах некоего Тура-сатану и прочия богомерзкияскареды измышляющее-вспоминаютъ» (Синопсис). Со словом «тур» нераздельныпонятия о быстром движении и стремительном напоре. В дальнейшем, производномзначении этого слова, «ярый тур» — храбрый, могучий воитель.
4.9 Чур
Есть ещё необыкновенноебожество: Чур – божество границы, одно из древнейших божеств-берегинь.Произошло от «щур».
Чур (Цур) – древний богочага, оберегающий границы земельных владений-межей. Его просили о сохранениимежей на полях. Чур связан с миром. Он освещает и защищает право собственности(ср. «чур – моё!»), осёдлость человека на земле, гуманные нравственныепринципы, всё делит по справедливости: «чур – пополам!», «чур – вместе!».
Слово «чур» и нынеупотребляется в значении запрещения. Чурка – деревянное изображение Чура. Чур –одно из древнейших названий, какое давалось домовому пенату, т.е. пылающему наочаге огню, охранителю родового достояния.
4.10 Волос (Велес)
Перуну, согласно сюжетумифа, был противопоставлен противник – змей, связанный с подземными водами.Реконструируется соотнесение противника также с низменностью и загробным миром.В славянской традиции его имя, по предположению ученых, — Велес (или Волос). Всеверорусских землях этот бог почитался под именем Велеса. По вполне понятнымпричинам идола Велеса не могло быть среди поставленных князем Владимиром на холме:богу, связанному с нижним миром, не место на возвышенности. Но бог этот,несомненно, входил в официальный пантеон: если княжеская дружина, как мыпомним, при заключении договоров клялась военным богом Перуном, то прочие –Велесом как богом всенародным, покровителем всей Руси.
Древнерусские источникипостоянно называют Волоса «скотьим богом» (например, Лаврентьевская летопись).Значит, этот бог покровительствовал хозяйству, и, прежде всего, скотоводству. ВДревней Руси скот, как и хлеб, был самой жизнью, олицетворением производящихсил, плодородия, богатства, а также важным объектом торговли. О состоятельностичеловека судили по количеству скота, которым он владел. И получается, что Волосбыл не только богом скотоводов, но и богом торговли и богатства.
В культе Волоса важнуюроль играют шерсть, волос – все это символы достатка, благосостояния,плодовитости. В русских деревнях «Волосовой бородкой» называли последний пучокнесжатых колосьев, которые специально оставляли в поле в дар божествуплодородия.
Постоянным атрибутомфольклорных персонажей, связанных с образом Велеса, является также хромота илиодноногость (ассоциирующаяся в народном представлении со змеем).
языческий божествополитеизм культ
Заключение
Как видим, древнерусскиепамятники лишь отчасти отражают реально существовавшие культы языческихбожеств. Некоторые из них, попавшие в списки «официально значимых» богов, дажене являлись собственно славянскими и вряд ли были знакомы простым людям.Другие, как, например, божество огня, стоявшие гораздо ближе к каждодневнымпотребностям людей, видимо, не успели «дорасти» до уровня высших богов, и непопали в создававшийся князем Владимиром государственный пантеон. У современныхисследователей есть все основания считать, что этот пантеон был достаточно искусственнымобразованием, он скорее помогал Владимиру решать политические задачи, нежелиотражал развитие реальных народных верований.
Большинство упомянутыхздесь имен высших богов, вероятно, уже к XVI – XVIIвекам было предано забвению, а их функции перешли к разным христианским святым(а иногда и к самому Богу). Но с уходом из памяти языческих божеств у восточныхславян стал формироваться народный культ святых, сильно отличавшийся отканонического православного. В этом культе почти никакого внимания не уделялосьподвигам, которые совершил святой, или мучениям, которые он претерпел во имяверы, зато особо почитается способность того или иного святого оказыватьпокровительство в определенной сфере жизни. Например, считается, что святойВасилий Кессарийский покровительствует разведению свиней, а святые Флор и Лавр– коневодству. Святитель Николай якобы оберегает людей в дороге, поэтому егообраз принято брать с собой в путешествие. Такое отношение сближает народныйкульт святых с языческим поклонением различным божествам, каждое из которыхимело свои определенные «обязанности».
Помимо высших богов, увосточных славян существовали божества рангом пониже – они властвовали надплодовитостью людей и скота, урожаем на полях, плодородие почвы. От ихблагосклонности древнерусский крестьянин зависел гораздо больше, чем отпокровительства далеких и не слишком понятных высших богов. Все эти божествабыли тесно связаны с ежегодными природными изменениями, с кругом хозяйственнойдеятельности.
В Древней Руси верили нетолько в высших и низших богов – наши предки наделяли сверхъестественнымисвойствами всю природу: землю, воду, воздух, растения, камни, огонь. Языческаявера, заставлявшая человека относиться ко всему в природе как к живымсуществам, породила особые представления о душе – отдельной от физическойоболочки невидимой сущности, которая обеспечивает жизнь и которой обладает нетолько человек, но и все элементы природы.
Земле, камням, деревьям,огню, водным источникам поклонялись еще в XV-XVI веках. Об этомсвидетельствуют гневные обличения служителей церкви: «А другие к колодцамприходят и в воду мечут, Велеару жертву принося. А другие огню и камням, ирекам, и источникам, и берегиням, и в дрова. Не только прежде, в язычестве, номногие и ныне это творят». В грамоте митрополита Макария (1534 г.) говорилось: «Многие христиане молятся по скверным своим мольбищам деревьям и камням» ипредписывалось «в селах и лесах те скверные мольбища, каменья и деревья вездеразорять и истреблять и огнем жечь».
Список использованнойлитературы
1. Данильян О.Г., Тараненко В.М.Религиоведение: Учебник. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2005 – (Образовательный стандарт XXI).
2. Левкиевская Е. Мифы русскогонарода. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000 – 582с.:ил. – (Мифы народов мира).
3. Славянская мифология.Словарь-справочник/ Сост. Л.М. Вагурина. – М.: Линор & Совершенство, 1998 –320с.
4. Шемшук В. Эпоха рая на Земле. М.:Издательство «Веды», 1998.
5. Юдин А.В. Русская народнаядуховная культура. Учебное пособие для студентов вузов. М.: «Высшая школа»,1999.