Религиозное возрождение в Беларуси в постсоветский период

Министерство образованияРеспублики Беларусь
Частное учреждениеобразования «БИП — Институт правоведения»
Гродненский филиал
Кафедра философии иполитологии
Курсовая работа
 
по дисциплине: «Религиозныеконфессии Беларуси»
 
на тему:«Религиозноевозрождение в Беларуси в постсоветский период»
 

ГРОДНО 2006

Содержание
 

Введение
 
За годы, истекшие после распада Советского Союза, в Беларусизаметно изменилось общественное сознание, в частности, претерпели серьезнуюэволюцию его религиозные характеристики.
Во времена СССР неверующими себя называли до 70 процентовбелорусов. К 1998 году численность неверующих сократилась до 25,4 процента, а к2000 году — до 20 процентов, то есть примерно в 3 раза. Одновременносущественно увеличилась когорта тех, кто зачисляет себя в разряд верующихлюдей.
Рост численности верующих особенно заметен среди женщин. Ксередине 2000 года их стало почти 60 процентов от числа опрошенных. Длясравнения, верующими себя считают 35,3 процента мужчин.
Переход от общества, всячески ограничивавшего религиозныепотребности граждан, к обществу, в котором религия признается нормальнымаспектом духовной жизни, вызвал к жизни новые религиозные организации иобъединения, культовые сооружения, а также кадры духовенства. Только напротяжении последних девяти лет почти на 40 процентов увеличилось количестворелигиозных объединений.
Религиозная картина Республики Беларусь в настоящее времяотличается пестротой и разнообразием. На ее территории действуют сзарегистрированными уставами 2780 религиозных общин, центров и управлений,миссий, братств, духовных образовательных учреждений 26 вероисповеданий,направлений и толков. Функционируют учреждения и епархии белорусскойправославной и римско-католической церкви, духовное управление мусульман,старообрядческий религиозный центр, белорусские объединения церкви евангельскиххристиан-баптистов, адвентистов седьмого дня, христиан веры евангельской и т.д.
Данные социологических исследований, проведенных белорусскимисоциологами, говорят о том, что считают себя верующими около 50 процентоввзрослого населения республики. Среди верующих — более 80 процентовправославных, 10 — католиков, почти 2 процента протестантов, 0,2 — мусульман,0,2 — иудеев; еще около 1 процента исповедуют другие религии. В структуреконфессий основную долю занимают православные (44 процента), католические(15,6) и протестантские (35,7) общины; 4,6 процента — остальные вероисповеданияи религиозные течения.
Вопрос будущего нашей страны, ее исторической судьбы, какевропейского государства, во многом зависит от того каким образом белорусскоеобщество будет понимать место религии и церкви в нравственном и культурном самоопределении,на какие религиозные традиции и ценности станет ориентировать своих граждан, ккакому вероисповедному берегу направит национальное самосознание белорусов.
Цель нашей работы – наиболее полно изложить картину религиозныхизменений в Беларуси в постсоветский период. Для достижения указанной цели необходиморешить несколько задач: рассмотреть религиозную ситуацию на территории Беларусив период распада СССР и до настоящего времени; изучить государственно-правовоерегулирование религиозных процессов; выявить территориальные различия в вопросевероисповедания, определить место религии в ближайшем будущем нашего общества.

1.Религия в общественно-политической жизни страны
Рассмотрим вопрос о том как шло развитие религиозных конфессий натерритории Беларуси начиная с конца 1980-х гг. [4, С 465].
В 1988 в Беларуси зарегистрировано 29 православных, 7католических, 3 протестантские новые общины.
В 1989 в Беларуси действовало 399 православных приходов. На 1999функционировали 10 епархий, возглавляемые архиереями в сане епископа илиархиепископа, епархии были разделены на 54 благочинных округа во главе сблагочинными. Каждое благочиние объединяет 10—20 приходов, в которых служатсвященники, диаконы и псаломщики.
В 1989 на базе Жировичского монастыря возобновила деятельностьправославная духовная семинария. Возрождены известные монастыри в Полоцке,Гродно, Могилёве, Пинске и др.
Оживление религиозной деятельности коснулось и римско-католическойцеркви. Возобновилась деятельность монашеских орденов, миссионерскаядеятельность, издание религиозной литературы. Открывались старые и строилисьновые костёлы.
После встречи М.С.Горбачёва с папой римским Иоанном Павлом II установилисьблагоприятные отношения между руководством советского государства и римско-католическойцерковью.
В 1989 между правительствами СССР и Польши заключён договор, покоторому в Беларусь приглашены 50 ксендзов-поляков, по частным приглашениямверующих временно приехали 40 ксендзов.
В 1990 в Гродно открыта Высшая духовная семинария, где началиобучение 78 слушателей. Усилили свою миссионерскую деятельность протестанты
В 1990-е гг. нормализация отношения государства к религиознымобъединениям содействовала возрождению греко-католической церкви.
Продолжался процесс конфессионализации общества. Зарегистрированы 2новые общины старообрядцев. Начали действовать 3 иудейские общины (кромеМинска, зарегистрированы в Витебске и Бобруйске). Построены новые мечети вНовогрудке и Смиловичах.
Деятельность религиозных общин и церквей регулируется соответствующимистатусами и государственными законодательными актами. Закон особо отмечает рольтрадиционно существующих в Беларуси религий (в т.ч. православной, католической,лютеранской, иудейской и мусульманской), которые внесли значительный вклад висторическое развитие и становление духовных, культурных и государственныхтрадиций белорусского народа.
После перерегистрации религиозных организаций, которая происходилана протяжении 2004, на 1.1.2005 насчитывается 25 конфессий и зарегистрировано2829 религиозных общин. По данным белорусских социологов 1994 и 1997,абсолютное большинство респондентов считают себя: православными (около 80% в1994 и около 77,4% в 1997), католиками (соответственно 9,9 и 10,4; по другимданным 14,8%), протестантами (0,7 и 0,4%), иудеями (0,3 и 0,4%), в т.ч.регулярно принимают участие в исполнении религиозных обрядов и таинств 5,5%,изредка — 37%. Носителями традиций являются не только священники, но и старшеепоколение, которое в семье выполняет роль хранителя сакральных знаний.
В современной белоруской православной традиции в богослужениепостепенно вводится белорусский язык. Абсолютное большинство православныхсвященников — этнические белорусы. На двух языках — белорусском и русском —ведётся преподавание в церковных учебных заведениях, публикуются Посланиямитрополита Филарета, патриаршего экзарха всея Беларуси по поводу праздников ипраздничных дат.
Второй в Беларуси по числу верующих и общин являетсяримско-католическая церковь. В созданную в 1999 в Беларуси Конференцию католическихепископов (епископат) вошли 4 епископа во главе с кардиналом КазимиромСвёнтаком. На 1.1.2005 в республике зарегистрировано 5 епархий, 433 прихода, 9миссий, 8 монашеских общин (монастырей), 3 добровольных товарищества «Каритас»и 2 высшие духовные семинарии.
Миграция, расширение информационного пространства,совершенствование технологии воздействия на массовое сознание в конце 19 —начале 20 в. повлияли на возникновение и распространение в мире новыхрелигиозных движений. Процессы демократизации, оживление религиозной жизни вреспублике в 1990-е гг. привели к появлению в исторически сформировавшейсяконфессиональной структуре белорусского общества новых религий. Они явилиськонкурентами классическим религиям. Этому способствовали активная миссионерскаядеятельность новых религий и отсутствие у большинства советских граждан опытарелигиозной жизни. Сначала общины и центры новых религий создавались в столице(некоторые и в небольших населённых пунктах), затем их структурыраспространялись в областные центры, крупные города. На интенсивностьраспространения новых религий в Беларуси, особенно в начале 1990-х гг.,повлияли пропагандировавшие их средства массовой информации.
Существуют неопротестантские объединения: Новоапостольская церковь(20 общин), Церковь Христова (5 общин), общины мессианского служения (2),Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны; 3 общины). Большинствонеопротестантских общин находится в Минске и областных городах. Насчитывается21 миссия протестантского вероучения и около 70 тыс. верующих.
В середине 1990-х гг. классические религии существенно возродилисвои структуры в Беларуси и нашли поддержку со стороны государства. Это быловызвано и обеспокоенностью общества, связанной с деструктивными проявлениями вмире со стороны ряда новых религий. Трагические события 1990-х гг., связанные сдеятельностью таких новых религий, как Аум Синрикё, Белое Братство, ХрамСолнца, стали свидетельством того, что новые религии являются факторамиповышенного риска и требуют внимания со стороны общества. Совместные действияпредставителей классических религий и общественных организаций против новыхрелигий привели к складыванию в начале 2000-х гг. «антикультовой» коалиции испособствовали формированию их отрицательного восприятия в обществе. На 1.1.2005в Беларуси официально зарегистрированы 5 общин бахай, 5 общин Международногообщества Сознания Кришны. Часть религиозных групп действует без регистрации.
Следует отметить что религиозный мир нашей страны крайненеоднороден, противоречив, многопланов. Сегодня известно большое количестворелигиозных организаций, отличающихся друг от друга не только вероучением,происхождением, историей, количеством последователей и ролью в этнокультурномразвитии Беларуси, но и особенностями их социальной структуры, положением всоциуме и набором социальных целей.
Весь спектр нравственных, правовых, политических проблемсовременной Беларуси характерен для деятельности религиозных движений.Религиозные организации инициируют ценнейшие нравственные, экологическиеначинания, стремясь сделать наш мир подлинно гуманным.
Отдельные религиозные организации, появившиеся в нашей стране впоследние годы, нередко используют такие формы социальной активности, которыенаходятся на грани правовых норм. Все это приводит к тому, что антигражданскиеустановки, ревизия социокультурной памяти их последователей, активнаяфинансово-политическая помощь из-за рубежа и другие обстоятельства формируютнегативное общественное мнение по отношению к ним, что может стать источникоммежконфессиональной напряженности в обществе, чреватой серьезными социальнымипоследствиями. Причем деятельность подобных религиозных организаций имеетпрактически неконтролируемый характер. Традиционные для Беларуси христианскиецеркви осуждают нашествие миссионерства, движущегося из-за рубежа, главнымобразом из США, Германии, Швеции. Западные эмиссары налаживают выпусклитературы, добиваются влияния на воспитание и образование молодежи. Трудно внастоящее время говорить о последствиях такой деятельности зарубежных религиозныхорганизаций и их представителей. Но, бесспорно, это нарушает религиознуюстабильность в стране и веками сложившийся этно-конфессиональный баланс.
 
1.1Новая модель государственно-конфессиональных отношений
 
Религиозные процессы и отношения тесно соприкасаются сполитической, правовой, экономической, этнокультурной сферами жизни. Поэтомусовременные страны мира, стремящиеся к построению гражданского общества,регулируют и контролируют религиозные отношения и процессы с помощьюгосударственно-правовой системы, элементы которой закреплены в положенияхдействующего законодательства.
Начало формирования в нашей республике новой моделигосударственно-конфессиональных отношений связано с принятием в 1996 году навсенародном референдуме Конституции Республики Беларусь. Страна избрала своюособую модель взаимоотношений политической власти и конфессий, отличающуюся отраспространенных в мире режимов государственной религии, конкордатной иплюралистической систем государственно-конфессиональных связей.
Теперь по-иному рассматривается принцип равенства религий передзаконом. Он перестал трактоваться упрощенно и включает в себя два характерныхдля международного законодательства положения, составляющих его юридическоесодержание:
а) требования закона равно обязательны для всех религиозныхорганизаций;
б) за его нарушение религиозные организации несут равнуюответственность.
Конституцией определено и то, как именно должны расставлятьсяакценты во взаимоотношениях государства и религиозных организаций, а именно сучетом влияния последних на формирование духовных, культурных и государственныхтрадиций белорусского народа. Здесь со всей очевидностью усматриваетсяприоритетность сотрудничества с традиционными религиозными конфессиями. В связис этим «основная задача заключается в сохранении историческисложившегося баланса между православной и католической конфессиями натерритории республики с признанием особой роли православия. Такаякультурно-историческая избирательность продиктована своеобразиемсоциально-политических реалий жизни и, кроме того, желанием государстваоградить население от так называемых «тоталитарных сект»»[7, С. 111].
 
1.2Государственно-правовое регулирование религиозных процессов
Система государственно-правового регулирования религиозныхпроцессов в республике пока еще находится в стадии формирования.
За прошедшее с 1992 года время, когда был принят Закон РеспубликиБеларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», произошлиглубокие изменения в политической и социально-экономической сферах общества, вомногом предопределившие необходимость принятия нового закона, пересмотрнормативных актов с целью их конкретизации, детализации и устранения неясных инечетких формулировок.
Если в качестве основных задач ныне действующего закона стояли высвобождениерелигии от уз государственной опеки и предоставление гражданам возможностисвободно исповедовать веру, новый закон о религии должен устранить пробелы нынедействующего и вернуть рассматриваемому институту традиционное наименование —«свобода совести». Это имеет принципиальное значение, ибо сведение прав гражданв этой сфере исключительно к свободе вероисповедания неизбежно приводит кигнорированию или нарушению прав граждан на светское мировоззрение исвободомыслие. Ничто в содержании закона не должно истолковываться в смыслеумаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести,гарантированных Конституцией и вытекающих из международных договоров страны.
Закон «О свободе совести и религиозных организациях» долженопределять и защищать обширный перечень прав религиозных организаций: права,которыми они пользуются в богослужебной практике; права, обеспечивающиевоспроизводство религиозной деятельности; нормы, защищающие право собственностирелигиозных организаций; права на благотворительную икультурно-просветительскую деятельность.
Необходимо закрепить новую политику в отношениях государства иконфессий, усилить роль исполнительной власти при создании религиозныхорганизаций и осуществлении контрольных полномочий правоохранительных органовза их деятельностью.
Такая позиция учитывает и международно-правовую практику. Вчастности, решением Европейского парламента от 29 февраля 1996 г. предусмотрена возможность ограничения деятельности религиозных объединений: государствам —членам Европарламента — рекомендовано не предоставлять «статус религиознойорганизации автоматически», а также пресекать противоправную деятельность сектвплоть до их ликвидации.
Внесение соответствующих поправок в действующее законодательство,исключающих всякую возможность для администрирования и ущемления прав верующихи неверующих, обеспечивающих четкое разграничение государственных и религиозныхпрерогатив, будет способствовать повышению уровня правового регулированияреализации свободы совести.
 
1.3 Реформы в областигосударственно-конфессиональных отношений
 
Учреждение Государственного комитета по делам религий инациональностей — беспрецедентное явление в истории взаимоотношений междурелигиозными организациями и белорусским государством. Оно стало возможным втех принципиально новых общественно-политических условиях, которые сегодня,пусть трудно и не без противоречий, складываются в нашей стране,— формированиягражданского общества, правового и светского государства. Отныне открыласьреальная возможность обеспечить действительное равенство верующих и неверующих,реализовать на практике принцип правового равенства религиозных организаций.
То, что Государственный комитет по делам религий и национальностейнаходится в системе органов исполнительной власти, позволяет ему гибко иоперативно решать вопросы практической реализации религиозной политики. Вместес тем анализ его компетенции дает основание сделать вывод, что она недостаточнадля эффективного исполнения возложенных на него задач. Именно поэтомупредставляется необходимым законодательно придать госоргану по делам религийконтрольные полномочия, что, на наш взгляд, будет способствовать соблюдениюзаконности в области свободы совести.
За короткий срок в республике проведены важные вероисповедныереформы. Однако мы не можем безапелляционно утверждать, что наше государствоимеет целостную, научно обоснованную концептуальную модель своей политики всфере свободы совести и вероисповеданий.
Наиболее слабыми сторонами такой политики сегодня являются:
·         попыткисводить в нормативных правовых документах конституционное право граждан насвободу совести к праву на свободу вероисповеданий, свободу религии, то естьосуществлять подмену широкого понятия узким;
·         рассмотрениевопроса о праве человека на свободу совести не как принадлежность к его частнойжизни, а как ипостась проблемы сферы публично-правовых отношений, что ведет кполитизации религиозных организаций и насильственной клерикализацииобщественных и государственных институтов;
·         затягиваниепроцесса совершенствования законодательной базы государственно-конфессиональныхотношений.
На повестке дня — внесение в Кодекс об административныхправонарушениях ряд составов правонарушений: участие религиозных организаций вдеятельности политических партий, получение их финансовой поддержки,систематическое занятие религиозной организации неуставной деятельностью,принуждение к выполнению религиозных обрядов и т. д.
1.4Пути совершенствования правового регулирования деятельности религиозных организаций
 
Универсальный и комплексный характер свободы совести, наличие в ееструктуре юридического и других компонентов требуют при реализации этой свободыобъединенных действий самых различных структур правоохранительных органов,органов государственного управления, образовательных учреждений и т. д.
Совершенствование правового регулирования деятельности религиозныхорганизаций не может исчерпываться только обновлением законодательства иперестройкой механизма его реализации.
Оно требует коренного повышения политической и правовой культурыпредставителей государственных органов и религиозных организаций, посколькунормативное влияние на социальную действительность всегда опосредуетсясознанием людей, составляющим важнейший элемент правового регулирования общественныхотношений.
Конституционные нормы и законы государств, определяющие правовоеположение религиозных организаций, разнообразны. Они тесно связаны с целевымиустановками и объемом демократических прав и свобод в каждом конкретномобществе. По нашему мнению, «здесь необходим не поиск эталонов или готовыхмоделей, а выработка собственных методов и форм решения проблем свободысовести, основанных на глубоком научном анализе как отечественного, так изарубежного опыта»[7, С. 112].
Но даже при самом демократическом понимании свободы совести исамом безупречном законодательстве по этому вопросу на деле можно столкнуться спрактическими препятствиями, обусловленными характером и особенностями данногообщества, уровнем подготовки и общей культуры кадров, призванных егореализовывать. Словом, решающим фактором при осуществлении принципа свободысовести могут оказаться конкретнее социальные, культурные традиции и условия.Именно здесь, на наш взгляд, ахиллесова пята принципа свободы совести в нашемобществе.
«Социальное пространство современной Беларуси имеет двеотличительные характеристики — полиэтничность и поликонфессиональность, которыеобусловили гетерогенность белорусской национальной культуры. Теоретическиплюрализм несет обществу благо. Однако на практике, особенно в обществахпереходного периода, каким является наша страна, полиэтничность иполиконфессиональность выступают достаточно противоречивыми явлениями по своейроли в социуме»[7, С. 113].
Оптимизация развития государственно-конфессиональных и межконфессиональныхотношений предусматривает и соответствующие усилия со стороны церквей иконфессий. Стремление адаптироваться к новым социальным условиям, к проблемам,которые поставила перед религиозным сознанием научно-техническая революция, и вто же время необходимость продолжать свое религиозное служение всекуляризованном мире — все это в комплексе и поставило церковь втворчески-проблемную, поисково-новаторскую ситуацию, которая только и способнавывести ее за границы «допороговой сферы» традиционной по своим формам, методами приемам деятельности.
Эффективно оптимизировать отношения между конфессиями белорусскогообщества можно только на основе сотрудничества как формы разрешения конфликта.
Проблема государственно-правового регулирования религиозныхпроцессов является обязательным и чрезвычайно важным составным элементомпроцесса совершенствования социальных отношений, цель которых — создание внашей стране подлинно правового государства, основанного на гуманистическихценностях и основных критериях гражданского общества, гармонично сочетающегообеспечение основных прав и свобод граждан с интересами общества и государства.
 

2.Принципиальные особенности нынешней и будущей религиозной ситуации в Беларуси
 
В период с 1998 по 2000 годы Институт социологии НациональнойАкадемии наук РБ провел социологические исследования, обобщенные результатыкоторых поможет раскрыть и проанализировать сегодняшнюю и будущую религиознуюситуацию в нашей стране[6, С. 218-231].
 Чтоже кроется за небывалым подъемом религиозности и стремительным бегством отатеизма в постсоветское время?
Как феномен духовной жизни человека, религия (так же, как наука,искусство) дает возможность отдельному человеку, социальной группе открыватьсмысл и цели своего существования поверх эмпирической действительности, еетекучих, изменчивых форм. В религии люди ищут и утверждают связь ссакрально-мистическими, абсолютными уровнями бытия. Последние наделяютсяхарактеристиками универсальности и сверхценности, что позволяет отдельномуиндивиду (группе индивидов) надеяться самому стать сопричастным этому уровнюбытия.
Многочисленные репрессивные институты советского государствавсевозможными методами подавляли стремление человека опереть своемировосприятие и свое существование на веру в Абсолютного Бога. В такихусловиях часть людей становилась невосприимчивой к религиозной проблематике, ачасть, хотя и жаждала религиозной жизни, предпочитала это скрывать илиотправлять свои религиозные потребности конспиративно, не заявляя публично освоих симпатиях к тому или иному религиозному культу.
Когда путы советской системы пали и индивид получил свободурелигиозного самоопределения, в открывшиеся шлюзы хлынула огромная лавинанакопившихся экзистенциальных переживаний, которые не находили выражения ватеистическом мировосприятии, нуждались в корреляции с религиозными понятиями.
Именно в этой плоскости лежит ответ на вопрос, почемусоциодинамика религиозности в новейшей истории Беларуси носит столь взрывнойхарактер и одновременно демонстрирует заметные колебания внутри основных ееаспектов — возрастного, территориально-регионального, вероисповедного.
Так, например, молодое поколение занимает сдержанную позицию. Умолодых граждан груз экзистенциальных проблем и переживаний не столь велик, каку старшего поколения. Поэтому религиозный выбор для них менее актуален, онибольше склонны колебаться в своем отношении к религиозной вере.
О своей религиозности в 1998 году открыто заявило 37,5 процентабелорусских граждан. И почти такое же число опрошенных ответило: «Не могу точносказать, религиозный я человек или нет». Среди лиц старше 65 лет числоколеблющихся заметно снижается, а число тех, кто твердо стоит на позицияхрелигиозного сознания, увеличивается до 65,3 процента. В группе граждан до 50лет около 42 процентов респондентов не могут определенно заявить о своейрелигиозности. Таким образом, свыше трети белорусского населения находится ввыжидающем состоянии, окончательно не определились с религиозным выбором.
На этом фоне тем более убедительно выглядит тенденция к ростучисла верующих граждан. С 1998 года их число увеличилось на 10 процентов. Заэтот же период группа тех, кто затрудняется ответить (колеблется) по поводусобственной веры или неверия, уменьшилась более чем на 5 процентов.Одновременно уменьшилась группа неверующих. И надо отметить, что интенсивностьпроявления религиозности заметно увеличивается с возрастом.
До 30 лет верующими себя считают 31, 4 процента опрошенных. Вгруппе респондентов 30 — 49 лет о своей религиозности заявили 28, 5 процента. Ауже в 50—65 лет — до 39,9 процента, после 65 лет — 65,3.
Что касается проявлений глубокой религиозности, то здесь тожелидируют представители старших возрастов. Респонденты старше 65 лет втрое чащеназывают себя глубоко религиозными людьми. В молодежной среде глубоко верующихв 3, 3 раза меньше, чем среди опрошенных в целом.
Примечательно и то, что с увеличением возраста респондентовуменьшается степень неопределенности в понимании Высшего Существа. Количествоопрошенных в возрасте до 50 лет, которым свойственно верить в Бога и при этоминогда сомневаться в его существовании, почти в два раза превышает количествоподобных верующих старше 65 лет.
Примерно такое соотношение ответов по тезису «Не верю вБога-личность, но верю в существование высшей духовной силы». Это мнениеразделяют 24 процента опрошенных в возрасте до 30 лет и около 20 процентов вовторой возрастной группе. Но уже в третьей и четвертой возрастных группахколичество приверженцев этого скептического тезиса уменьшается вдвое.
Таким образом, люди более пожилые, как правило, ответственнее ивнимательнее воспринимают и переживают религиозные смыслы, ибо с возрастом уних появляется больше экзистенциальных проблем, и они все чаще связывают ихразрешение с религией. Прожив значительную часть своей жизни, человек начинаетпонимать, что ему лично (а не кому-то абстрактному) предстоит встреча сситуацией, когда жизнь подойдет к концу.
Размышляя над этим концом, предощущая его экзистенциальнуюнеизбежность и трагичность, человек все чаще и охотнее допускает, чтоэмпирическая граница жизни таит развязку только телесно-чувственногосуществования, а сама жизнь, заключенная в его персональной оболочке (или, покрайней мере, запечатленная в ее душевной и духовной особенности), неистребима.Разумеется, гарантом этой неистребимости человек хочет видеть Бога — существо,которому не свойственны предикаты конечности и смертности.
Именно поэтому вера в Бога становится убежищем для человека наизлете его жизни. Оставаясь один на один со своей экзистенцией, он ищет ответына ее тревожащие душу и ум вопрошания в вероисповедных переживаниях. К концупути, когда жизненные силы истощены, вера для морально и физическиопустошенного человека зачастую оказывается единственной надеждой и опорой.
Поэтому большинство граждан, принадлежащих к старшему поколению,не сомневается в том, что религия увеличивает свое влияние на нашу жизнь. Вмолодежной среде такую оценку разделяет только 44,4 процента респондентов. Всреднем же верят, что религия увеличивает влияние в белорусском обществе, 51 процентопрошенных.
2.1Территориальные особенности в вопросе вероисповядания
 
Важным аспектом религиозной ситуации в Беларуси является еетерриториальная динамика.
Чтобы рельефнее представить религиозность в ее региональном срезе,сравним религиозное самоотнесение белорусов с другими формами их самоотнесения,посмотрим, как эти формы проявляются в зависимости от региональных,экономических, социальных, культурных условий проживания опрашиваемых.
В этом плане особенно отличается белорусско-польское приграничье.В прилегающих к Польше районах Гродненщины количество респондентов, относящихсебя к верующим людям, составляет 58 процентов (в прилегающих к Беларусирайонах Белостотчины уровень религиозного самоотнесения составляет 87процентов). В белорусско-российском приграничье картина религиозности совсеминая. В прилегающих к России районах Витебщины о своей религиозности заявилилишь 19 процентов опрошенных. Это свидетельствует о том, что интенсивностьрелигиозности по республике далеко не одинаковая. Количество верующих взападных, граничащих с Польшей районах втрое превышает количество верующих врайонах, граничащих с Россией.
Важно отметить резкие отличия по регионам количества людей, чуждыхрелигиозной вере. На Гродненщине неверующих набирается 12, 5, а в приграничьеВитебской области — 49, 4 процента. Так же контрастно выглядит соотношениеколеблющихся в своем отношении к вере в Бога на западе и востоке страны. НаГродненщине их 29, 9 процента от общего массива опрошенных, на Витебщине — 31,9, Могилевщине — 39, 5, Гомелыцине — 42, 9 процента.
Весьма показательна разница ответов респондентов по регионамотносительно будущего религии. Мнение, что институт церкви непоколебим, никакиеисторические перипетии его не касаются, церковь будет существовать вечно, взападных регионах страны разделяют три четверти опрошенных.
Анализ материалов дает основание утверждать, что в различныхрегионах существует различная активность в деятельности религиозных структур иорганизаций и, соответственно, различная степень их воздействия на повседневнуюжизнь, групповые и индивидуальные особенности поведения людей.
Поскольку религиозные институты и организации западных областейболее активны и влиятельны, имеют большую численность, они в большей степенивоздействуют на различные стороны жизни и деятельности людей, имеют большийавторитет среди населения. Поэтому понятно, почему для 57 процентов жителейБрестской области религия играет первостепенную роль во всех сферахповседневности.
Обобщение приведенных результатов социологических исследованийподводит к заключению, что в современном белорусском обществе религия выступаеткак одно из самых влиятельных духовных явлений. Причем в западных регионах онаоказывает на повседневную жизнь людей влияние вчетверо большее, чем в восточных.Респонденты здесь в 2, 3 раза чаще, чем на востоке страны, называют религию вкачестве определяющего человеческую судьбу фактора.
2.2Факторы влияющие на интенсивность и рост религиозности
 
Важным аспектом понимания интенсивности и динамики религиозности вБеларуси является ее зависимость от вероисповедных предпочтений и социальныхнастроений белорусов. Об этом говорят следующие данные.
О своей глубокой религиозности заявили 4,2 процента сторонниковправославия, 10,2 — католицизма и 75 — церкви ЕХБ (евангельских христиан баптистов).Среди тех, кто относит себя к православным, 27, 7 процента убеждено, чтоглавная задача религии состоит в том, чтобы помогать людям в достижении высшегосчастья, то есть вечного блаженства после смерти; среди католиков, думающихтак, — 39, 4, а среди приверженцев церкви ЕХБ — 90, 5 процента.
Результаты социологического исследования показывают, что широта истепень индивидуальной и групповой религиозности значительно более выражена втех социальных слоях, которые привержены протестантской церкви. В социальныхслоях, где исповедуется католицизм и в особенности православие, религиозноевлияние заметно слабее.
Подобная ситуация сформировалась в результате более интенсивной иметодичной пропагандистской работы протестантских религиозных организаций иобъединений. В этом отношении костел и особенно церковь более инертны. Высокаястепень религиозной мобилизации верующих протестантских деноминаций говорит отом, что протестантские деятели больше внимания уделяют социально-экономическойи культурно-исторической специфике Беларуси, ее современным проблемам,повседневным заботам граждан.
Социологические опросы свидетельствуют о том, что наиболее часто квере в Бога обращаются под влиянием семейных традиций (44,7 процента). Причем,среди респондентов, относящих себя к последователям католицизма и церкви ЕХБ,численность тех, кто получил прививку религиозности в семье, достигает 70процентов.
Большое влияние на рост религиозности оказывают индивидуальнаяреакция людей на повсеместные проявления человеческой бездуховности, а такжекризис привычных ценностей, обусловленный распадом советскойобщественно-политической системы. Внутренний мир людей стал остро нуждаться вкомпенсации и защите, обретение которых, как выясняет субъективный опыт многих,возможно в религии.
Именно болезненное восприятие проблем новейшей общественной жизнипобуждает людей обращать свои взоры в сторону религии. Крах многих общественныхиллюзий, массовая фрустрация служат хорошей питательной основой для повышенногоинтереса к тематике, тем или иным образом затрагивающей религиозноемиропонимание. Сегодня каждому третьему из опрошенных свойственно убеждение втом, что человеку нужно во что-то или в кого-то верить. Подобные убежденияформируют подходящий духовный климат для религиозных исканий человека.
Итак, в Беларуси существенно возросли масштабы религиозности.Однако что из себя представляют ее профили, как они соотносятся с традиционнымирелигиозными институтами, как их носители строят свои отношения с государствоми обществом?
«Социологический анализ позволяет утверждать, что в Беларусисложилось относительное равновесие интересов общества, государства ирелигиозных организаций, различных групп верующих. Профили религиозногодействия, выраженные в религиозно-обрядовой, культовой практике и тем или инымобразом затрагивающие государственно-правовые нормы, в целом носятбесконфликтный характер»[6, С.220].
В идеале отношения между государством и верующими, а также междусамими организациями верующих должны строиться на основе сотрудничества ивзаимного уважения. Это безусловная норма цивилизованной жизни.
С такой меркой и подходят наши граждане к положению дел в Беларусив области религиозных прав и свобод. Больше половины из них склоняются кпозитивным оценкам ситуации. Тем не менее, если рассмотреть конфессиональныйпрофиль этой проблемы, то обнаруживается явление, сходное с тем, чтооткрывается в контексте предыдущего вопроса. Респонденты, ориентированные напротестантские религиозные ценности, более критично трактуют положение дел.
По ряду исторических причин, реализация свободы совести являетсядалеко не простой задачей для молодого белорусского государства. В советскоевремя свобода совести охотно декларировалась, однако на практике ееосуществление было сопряжено с целым рядом ограничений, которые препятствовалинормальному религиозному процессу. Понятие свободы совести обычно трактовалосьв том смысле, что свобода отправления религиозного культа непременно должнакорректироваться свободой атеизма.
В конечном счете, это оборачивалось явными или неявными попыткамигосударственного аппарата подменить свободу исповедовать религию «полнымдуховным освобождением человека от религиозного влияния». В советскую эпохугосударственный атеизм сделался идеологической опорой советского государства вего борьбе против религиозных свобод.
Такое или подобное положение вещей в современном белорусскомгосударстве недопустимо. Однако недопустима и его клерикальная ориентация.Между тем сегодня в Беларуси действуют политические силы, которые хотели бысделать православие официальной государственной идеологией страны, поставив,таким образом, остальные конфессии в ущемленное положение.
Подобного рода поползновения идут вразрез с принципами свободысовести, противоречат задаче построения в Беларуси светского государства. Изматериалов социологического опроса видно, что белорусским гражданам в целомчужды теократические идеи.
Исходя из предпочтений большинства, общественность имеет праводобиваться того, чтобы в Беларуси никакая религия не устанавливалась в качествегосударственной или обязательной, чтобы все они были отделены от государства.Все конфессии, церкви, религиозные общины должны быть одинаково равны передзаконом, ни одна из них не должна иметь привилегий от государства, адолжностные лица органов государственной власти не вправе использовать своеслужебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
 
2.3Поликонфессиональность ситуации в Беларуси
 
В силу сложившихся культурно-исторических традиций особенностирелигиозной ситуации в Беларуси в огромной степени определяются ееполиконфессиональностью. Самыми массовыми конфессиями являются православие икатолицизм. Соперничество двух церквей за влияние в стране ведет к искушениюрассматривать те или иные регионы Беларуси в качестве «своих» каноническихтерриторий, побуждает церковных деятелей, духовенство выходить за рамкиотправления религиозного культа, богослужебных проповедей и вторгаться вобласть политической борьбы.
Вовлекаясь в политическую жизнь, выступая в качестве субъектаполитического процесса, церковь вольно или невольно рискует нанести ущербгосударственным интересам страны.
Именно поэтому деятельность служителей культа уместно регулироватьв той мере, в какой их инициативы и поступки выходят за пределы религиознойпрактики и сопрягаются с политической конъюнктурой.
«Анализ результатов социологических исследований показывает, что встране особенно бурно растет религиозность вне церквей и конфессий, возрастаетглавным образом внецерковная религиозность»[6, С.220].
Иначе говоря, огромное число лиц, сознающих свою религиозность, несвязывают ее с какой-либо церковью. Свыше 72 процентов опрошенных считают, чтоможно быть религиозным человеком (это значит верить в Бога) и в то же время небыть церковным, то есть не участвовать в жизни церкви.
Из этого следует, что преобладающее большинство белорусскихграждан ни мировоззренчески, ни морально не склонны рассматривать институтцеркви в качестве необходимой посредствующей инстанции между своим «я» ивоображаемым божественным миром. Лишь 12,2 процента респондентов настроенытрадиционалистски, не допускают, что можно быть религиозным и не участвовать вжизни церкви.
Причину такой метаморфозы следует искать не только вовнутриконфессиональных проблемах, но и в фундаментальных общественныхизменениях, в наступлении индустриальной цивилизации, в массированномвоздействии информационного и культурного плюрализма. В последнее десятилетиеон сделался мощнейшим фактором социально-политической переориентации многихнародов, живущих на огромном посткоммунистическом пространстве. Привнесенный имв общественное сознание дух либерализма способствовал заметному увеличениюразрыва между социокультурным контекстом существования людей и традиционнымикультурными и религиозными смыслами.
В результате сегодня белорусский человек очутился перед лицомнебывалого духовно-нравственного кризиса, который и стал одной из причининтенсивного роста внецерковной религиозности. О субъективном переживанииупадка духовного содержания жизни, связанного с утратой ранее бытовавшихустоев, говорят и другие ответы. Так, 20,6 процента считают, что наше обществопереживает глубокий духовный кризис, еще 18,2 — находят, что основная беданашего общества — недостаток духовности, а 8,6 процента видят в упрочении ееосновное спасение современного общества.
Ностальгия, стимулируемая доверием к религиозной морали, а такжепредчувствием необратимости утраты многих базовых культурных традиций ушедшейэпохи, побуждает 16,5 процента респондентов верить, что возрождение религии будетспособствовать упрочению добра и милосердия в нашем обществе, так же как 14,5процента — думать, что атеистическое воспитание лишило многих людей чего-тоочень важного.
Положение традиционных религиозных институтов в современном мире,безусловно, меняется, их былое могущество и влияние ослабевает. Зачастую людиотносят себя к разряду сторонников того или иного религиозного направления пообычаю, руководствуясь преимущественно культурно-историческими предписаниямисвоей социальной среды, в которой издавна господствует тот или инойконфессиональный опыт.
Вместе с тем, большое число православных, католиков, сторонниковдругих конфессий психологически все более дистанцируются от церкви какинститута. В своей практической жизни они осознанно (или неосознанно) придерживаютсямировоззренческих представлений, учитывающих многомерность духовных устремленийсовременного человека.
2.4Место церковности и религиозность общества в ближайшем будущем
 
Произошедшие перемены в понимании смысла и места церковной жизни вчеловеческом мире несомненно сказались на характере деятельности и облике самойцеркви, которая все чаще прибегает к мирскому опыту, пользуется двойнымистандартами, легко приспосабливается к меняющимся обстоятельствам. Например,широко известна деятельность коммерческих структур при Минском епархиальномуправлении.
Разумеется, все это отнюдь не возвышает церковные институты вглазах верующих и неверующих. Для огромного числа людей они уже безразличны,поскольку представляются не средоточием святости, а космополитическимиучреждениями с весьма разветвленной наднациональной структурой, в которыхуместны и действуют принципы, свойственные светским организациям.
Опека, которую церковность устанавливает над верующим, делаетсячрезмерной и неприемлемой в том случае, когда церковная регламентация перестаетучитывать потребности индивидуального религиозного опыта и приобретаетсамодовлеющее значение, когда церковная практика теряет связь с современным ейисторическим процессом. В этом случае у верующего формируется протестноеумонастроение, которое подталкивает его религиозное поведение к формамвнецерковной религиозности.
Первоначальную мотивацию протестного умонастроения образуеткритическое отношение верующего к той роли, которую играет церковь в вопросахрелигиозной пропедевтики и распространения идейного содержания религии.Альтернативными каналами идейного религиозного просвещения становятсяисточники, не имеющие прямой связи с церковью, такие, как книги, искусство,философия, газеты, радио, телевидение, внецерковные религиозные организации.
Современные люди нередко вообще самостоятельно, минуяпосредничество церкви, осмысливают волнующие их религиозные темы.
79 процентов опрошенных в возрасте до 30 лет утверждают, что можнобыть религиозным (это значит верить в Бога), но в то же время не бытьцерковным, то есть не участвовать в жизни церкви. Однако и в возрастной группестарше 65 лет так думают 66 процентов респондентов.
Молодое поколение, которому предстоит определять характер иособенности религиозности белорусов в XXI веке, явно отличается от старшего поколенияменьшей приверженностью традиционным церковным ценностям.
Вероятность того, что какая-либо из традиционных для Беларусихристианских конфессий в перспективе сумеет значительно расширить число своихприверженцев, не велика. Вероятно другое. Будет расти число тех, чьеиндивидуальное восприятие религиозных идей находится в противоречии с церковнымпониманием религиозности и потому побуждает их дистанцироваться от церковнойжизни. В то же время было бы большим преувеличением утверждать, будтосоциальная база основных для, Беларуси конфессий сузится настолько, что можноговорить о скором приближении конца их духовного и культурного влияния.
Будущее за теми верующими, для кого религиозное отношениереализуется на уровне преимущественно субъективного переживания представлений оБоге. Мир тотального отчуждения, в котором обречен существовать современныйчеловек, побуждает его погружаться в себя, заниматься саморефлексией, углублятьсвою субъективность. В результате индивидуальное сознание приходит к убеждению,что оно в состоянии само справиться с проблемой религиозной связи, не нуждаетсяв услугах церкви.
По этой причине большинство прохристиански настроенных белорусовуже сегодня отвергают некоторые ключевые догматы и процедуры доминирующих вБеларуси конфессий. Так, верят во Второе пришествие Христа только 24,4 процентаприверженцев православия и 38 процентов — католицизма (но 90,5 процента — евангельских христиан-баптистов). Молитва занимает очень значительное место вжизни лишь около 13 процентов опрошенных православных и около 18 — католиков(зато 85,7 процента — приверженцев протестантизма).
Это еще раз свидетельствует, что степень религиозности,значительно более выражена среди приверженцев протестантских течений. Эторезультат большей идейной гибкости, организационной динамичности ипроповеднической целеустремленности протестантских религиозных организаций посравнению с католическими и православными, их приспособляемости ксоциально-экономической и культурной жизни Беларуси, к условиям народного быта.
Подводя итоги сказанному, следует еще раз подчеркнуть, чторешающую роль в феноменальном скачке религиозности белорусов сыграли огромныеисторические и социокультурные сдвиги, произошедшие в нашей стране в связи с переходомот постсоциалистического общества, с его тоталитарной идеологией иорганизацией, к обществу, которое стремится сбросить тоталитарно-авторитарныепуты, раскрепостить человеческий дух, научить его демократии и свободе.
Религиозность, как мировоззренческая ориентация на поиск духовногосмысла бытия, усиливает нравственную составляющую человека, побуждает егосовершенствовать свою субъективную, внутреннюю природу.

Заключение
 
Анализируя вышеизложенный материал хочется отметить мысль о томчто существование в современном обществе материалистического и религиозногомировоззрения — объективная реальность не только нынешнего, но и будущеговремени. Поэтому существующий в обществе широкий спектр мировоззренческихубеждений должен быть отображен в законе. Формирования гражданского общества,правового и светского государства это не простая задача и есть несколько путейразвития. Будем надеяться, что выбор останется за вариантом правовогогосударства с гражданами, имеющими свободу вероисповедания.
Восстановление в Беларуси прав личности сопровождалосьстремительным религиозным возрождением традиционных конфессий и появлениемновых религий. Новому общественному строю необходима значимая идеология, а онаформируется через восприятие мира и себя в этом мире. Здесь мы говорим одуховной идее нашего общества и о месте в этом обществе людей с разнымирелигиозными убеждениями. Хочется верить, что знание мировоззренческихпредставлений, учитывающих многомерность духовных устремлений современногочеловека, даст возможность духовному росту человечества.
 

Списокиспользованных источников
 
1.     ГуркоА.В. Новые религии в Республике Беларусь: Этнологические исследования. — Мн.,2003.
2.     Основныезакономерности в религиозном сознании населения Республики Беларусь в современныхусловиях.- Мн., 1995.
3.      ПучковП.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. — М., 1998.
4.     РеспубликаБеларусь. Энциклопедия Т. 1, — Мн.: Белорусская энциклопедия, 2005, — 1040 с.
5.      Этноконфессиональныепроцессы в Беларуси и формирование патриотизма. Мн., 2004.
6.      Религиозныепрофили Беларуси //Неман 2002, №3-4, С. 218-231
7.      Болезнироста // Белорусская думка 2002, №3, С. 110-115