Религиозные искания в поэзии Вячеслава Иванова

Религиозные искания в поэзии Вячеслава Иванова

Свечу,
кричу на бездорожьи;

А
вкруг немеет, зов глуша,

Не
по-людски и не по-божьи

Уединенная
душа.

Вяч.
Иванов

Поэзия
символистов искала выхода в неземной воле. Известно, что поэты-символисты
пытались представить себя некими жрецами, вступали в различные мистические
общества. Зачисляли себя в ряды кто масонов, кто штейнеровцев, кто мартинистов.
Вячеслав Иванов принадлежал, как известно, к одному из таких тайных обществ. Он
вернулся из Италии, насыщенный образами древних мифов. От этого корня прямая
дорога вела его в католическое средневековье, к Возрождению, к романтизму
посленаполеоновской Европы. Вяч. Иванов поклоняется чуть ли не всем богам
средиземноморских культур и находит в них отклик своим раздумьям. Он
поклоняется Озирису и Вакху, знает наизусть тамплиера Данте и розенкрейцера
Гете. В своих культовых увлечениях он ненасытен. Стихи его в это время
переполнены мифическими образами.

Вячеслав
Иванов искренне верил, что сама поэзия является тоже своего рода миссией,
призванной для той же божественной цели, что и пришествие божества в мир людей.

Внутренний
мир поэта, мне кажется, можно определить как духовно-исповедальный. Религиозные
исповедания в стихах для него много значили:

Земных
обетов и законов

Дерзните
преступить порог, —

И
в муке нег, и в пире стонов,

Воскреснет
исступленный Бог!..

Молодежи
поэт был не очень понятен. Молодежь в вопросах веры, в отличие от Вяч. Иванова,
стояла на твердых христианских позициях. Он же, по-моему, готов был поклоняться
всем богам, подчинить свою волю всем горним силам, лишь бы они увлекли его в
высший мир:

Вдаль
влекомый волей сокровенной,

Пришлецы
неведомой земли,

Мы
тоскуем по дали забвенной,

По
несбывшейся дали.

Душу
память смутная тревожит,

В
смутном сне надеется она;

И
забыть богов своих не может, —

И
воззвать их не сильна!..

Поэт
признает, что он не может выбросить из сердца, в данном случае, античных богов,
хотя воскресить их не может. Наверное, вся мифотворческая поэзия Вяч. Иванова и
была по сути попыткой воскрешения античных образов. Поэт не был христианином,
но всю жизнь томился жаждой христианства, как многие интеллигенты того времени.

Сергей
Маковский в своих мемуарах вспоминал: “Запомнился мне разговор на религиозную
тему, происходивший в 1909 году, втроем с Вячеславом Ивановым и Иннокентием
Ан-ненским (неверующим, никакой мистики не признающим)”. Цитата Маковского
длинная, и я своими словами передам ее суть: в разговоре выяснилось, что Иванов
верит в Христа, но лишь в пределах Солнечной системы. Но он верит и в богов
Олимпа, и в духов земли, и во все магии. Это подтверждает мое предположение,
что Иванов ощущал себя человеком мира. Предполагаю, что ему была знакома
философия Ницше, где появляется “богочеловек”.

Любопытно,
что этот поэт и свою жену пытался в своей поэзии обоготворить. Он ее в
буквальном смысле слова прославлял, как богиню. С точки зрения христианства
это, конечно, недопустимо, но поэт непредсказуем.

Вот
сонет “Любовь”, где он вновь говорит с женой, но уже как с частью собственного
единства:

Мы
двух теней скорбящая чета

Над
мрамором божественного гроба,

Где
древняя почиет Красота.

Единых
тайн двугласные уста,

Себе
самим мы — Сфинкс единый оба.

Мы
— две руки единого креста.

Поэт,
мне кажется, совершенно уверен, что его лира может только к чему-то стремиться,
только восторгаться и даже нечаянно не может оскорбить божественного начала.
Поэтому меня, как читателя, не смущают такие его художественные
несоизмеримости, как “Над мрамором божественного гроба…”, “Мы — две руки
единого креста”. Все не так, но все у поэта как бы оправдано какой-то
сверхгармонией. Разумеется, в тайны посвященный маг мыслит не по-людски и не
по-божьи. Вот, я думаю, и Вяч. Иванов занимает какое-то среднее пространство
между Богом и людьми, между человеческим ничтожеством и божественной силой. Он
из тех, кого Евангелие называет “волхвователями и обаятелями”.

В
поздних стихотворениях поэт вспоминает свои дерзкие воззрения на божественное
начало:

Не
первою ль из всех моих личин

Был
Люцифер? Не я ль в нем не поверил,

Что
жив Отец, — сказав: “аз есть един”?

Денница
ли свой дольный лик уверил,

Что
Бога нет, и есть лишь человек?..

Наверное,
так надо понимать и восклицание поэта в стихотворении “Зодчий”:

Я
башню безумную зижду

Высоко
над мороком жизни…

Но
в более поздних стихах Вяч. Иванова христианское самосознание все же берет
верх. Демонические дерзания начинают мучить его совесть.

В
стихотворении “Прозрачность” звучит раскаянием обращение к “демону”:

Мой
демон! Ныне ль я отрину?

Мой
страж, я пал, тобой покинут!

Мой
страж, меня ты не стерег, —

И
враг пришел и превозмог…

Интересна
в этом плане концовка этого стихотворения:

Так
торжествует, сбросив цепи,

Беглец,
достигший вольной степи!

Но
ждет его звенящих ног

Застенка
злейшего порог.

В
конце концов творческий рост поэта приводит его к настоящему христианству без
всяких оговорок о солнечных системах. Это христианство ортодоксальное. В
последние годы жизни мифические образы поэт использовал лишь как метафоры и не
более того. Он горько признается:

…я
слышал с неба зов:

“Покинь,
служитель, храм украшенный бесов”.

И
я бежал, и ем в предгорьях Фиваиды

Молчанья
дикий мед и жесткие акриды.

Утратив
веру в своих несостоявшихся богов и богинь, Вяч. Иванов обрек себя на молчание.
Античные божества более не возникают в его стихах.

Но
религиозные искания Вяч. Иванова в поэзии привели его к самому главному и
необходимому его душе. Это ощущение России как центра мироздания:

Как
осенью ненастной тлеет

Святая
озимь, тайно дух

Над
черною могилой реет,

И
только душ тончайший слух

Несотворенный
трепет ловит

Средь
косных глыб, — так Русь моя

Немотной
смерти прекословит

Глухим
зачатьем бытия.

Смерть
настигла поэта в Риме. Прах его там, но душа — у нас в России.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.5ka.ru