Римская церковь и поместные церкви Запада в IV-VI веках

Римская
церковь и поместные церкви Запада в IV-VI веках

Максим Козлов

1. Медиоланская (Миланская) церковь

Церковь занимает территорию средней и северной Италии.
Ее образование связано с периодом возвышения Милана. Одно время город был
столицей Западной империи в IV в., что привело и к возвышению роли поместной
церкви, известным представителем которой был Амвросий Медиоланский. В 381 г.
состоялся собор Медиоланской церкви, постановления которого вступили в силу без
какого-либо утверждения в Риме. Во время спора о 3-х главах Медиоланская
церковь формально отделилась от Рима. Вхождение в состав Римской юрисдикции
произошло в начале VII века при папе Григории Великом Двоеслове по причине
нашествия на Италию лангобардов (предшественников венгров) в конце VI в.

Это были язычники и частично ариане.

2. Аквилейская церковь

Аквилея – нынешняя Венеция. Церковь основана благодаря
св. апостолу и евангелисту Марку (чем обусловлена позже постройка храма
св.Марка). Во главе церкви стояли митрополиты, управляющие 14-ю епархиями. Одно
время Аквилейские митрополиты усваивали себе титул патриарха (и сейчас епископ
Венецианский носит титул патриарха Аквилейского). Лишь в 698 г. после
завоевания Аквилеи лангобардами церковь подчинилась Риму.

3.
Равеннская церковь. (Расцвет церкви в IV-V вв.)

4.
Фессалоникийская церковь

С IV в. Фессалоникийские епископы начинают
ориентироваться на Рим и к концу века получают титул викариев, подчеркивая свою
лояльность к Риму. Причина этого – возвышение с IV в. Константинопольского
епископа до патриарха и опасение епископов Фессалоникйских за свою
независимость. Они стали ориентироваться на Рим как опору в противостоянии
Константинополю (Рим находился далеко, и право апелляции к Римскому епископу
было трудно осуществить). Лишь при императоре Льве Исавре (иконоборце) в 732 г.
Фессалоникийский экзархат был насильно присоединен к Константинополю.

5.
Испанская, или Иберийская церковь

Испанская церковь быстро вошла в сферу римского
влияния в силу того, что Рим был опорой христиан против завоевателей вестготов,
образовавших в Испании свое королевство. К 385 г. Испанская церковь вошла в
юридическое подчинение Риму.

6.
Галлийская церковь

Дух независимости здесь был очень силен. Между 346-444
годами известно 8 случаев низложения епископов Галлийских на поместных соборах,
и ни один из пострадавших не апеллировал к Риму (так велик был дух автономии).
Влияние Римского епископа начинает распространяться с эпохи Льва Великого
(середина V в.). К этому времени относится первый случай апелляции к Риму. Лев
Великий назначает епископа г. Арля викарием, и постепенно через этот викариат
утверждается влияние Рима на территории Галлии. Окончательно этот процесс
завершается к VII веку.

7. Африканская
церковь

Наиболее стойкими борцами с римским влиянием были отцы
Африканской церкви. Христианство в северной Африке распростарнилось очень рано,
был выработан своеобразный церковный строй. Первенствующим был епископ
Карфагенский. Все остальные епископы распределялись строго по хиротонии.
Перемещение с кафедры на кафедру абсолютно не допускалось (то есть, роль
епископа зависела не от города, а от длительности служения). Такую систему было
трудно интерполировать с римской монархической системой.

В начале V в. произошел ряд столкновений Африканской
церкви с Римской. Наиболее известное дело – дело пресвитера Апиария, начавшееся
в 418 г.

Пресвитер Апиарий в Африке был низложен еп. Урбаном за
каноническое преступление (не хранил целомудрия). По правилу I Вселенского
собора он мог бы апеллировать к поместному собору (собору епископов данной
церкви). Но он обратился за апелляцией к папе римскому Зосиме (417-419 гг.), и
папа решил принять его под свое покровительство, приняв апелляцию. Тем самым он
расширил правило Сардикийского собора, по которому лишь епископ мог
пользоваться апелляцией к Риму. Папа направил 3-х легатов в Африку (епископа и
двух пресвитеров) с Апиарием. Легаты должны были поступить так, как поступил бы
папа: восстановить Апиария, Урбана отлучить и отправить на суд в Рим.

По прибытии легатов в Карфаген в 418 г. был созван
собор Африканской церкви. На соборе легаты стали ссылаться на сардикийские
правила, называя их никейскими. Но в Африке их проверили и, конечно, не нашли.
Были отправлены послы для сверки в Александрию, Антиохию,Константинополь.

В это время Зосима умер. Папой стал Бонифаций (418-425
гг.), который подтвердил полномочия легатов.

Вернувшись в Карфаген, послы привезли кодексы
никейских правил, где никаких добавлений не было. Об этом было сообщено папе
через легатов. Собор восстановил раскаявшегося Апиария, а Урбана оставил на
кафедре.

Апиарий в 419 г. вновь был низложен уже по другим
причинам, и вновь апеллировал в Рим.

В 425 г., когда папой стал Целестин I, он послал в
Африку своего легата вместе с Апиарием. Легату предоставили свидетельства
неканонической жизни Апиария, и он сам отказался защищать Апиария.

Отцы Африканского собора направили послание в Рим (оно
есть в правилах Карфагенского собора 425 г.). Целестину рекомендовали не
слишком быстро принимать апелляции и возвращать церковное общение осужденным.
Указывалось, что интересы справедливости достаточно ограждены уже тем, что
осужденный может апеллировать к поместному или Вселенскому собору. Указывалось,
что Африканская церковь имеет полную каноническую власть решать церковные дела
в своей области. Выражалась надежда, что в Африку более не будут присылать
легатов для исполнения римских приговоров. В эаключении указывалось, что всякий
африканский клирик, который в целях своей защиты прибегнет к заморскому суду
(transmarium iudicium) не может быть восстановлен в своем достоинстве.

В начале 429 г. в Африку вторглись вандалы. Это
германские племена, которые пришли через Италию, Испанию, и создали в Африке
свое примитивное государство. (Вандалы вели кочевой образ жизни, и часто
совершали грабительские набеги на города Африки. Города слабели. При Юстиниане
в V веке воины Велизария вырезали вандалов, но затем пришли арабы).

Вандалы были арианами, и Африканская церковь как
православная искала помощи у папы, и при Льве Великом вошла в юрисдикцию Рима.

Список
литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://psylib.org.ua/