Юродствонаходит свое оправдание в следующих словах Евангелия:
«Мыюроди Христа ради» (1-е посл. ап. Павла к коринфянам, IV, 10).
НаРусь юродство пришло из Византии. Первым известным русским юродивым был ИсаакийПечерский (ум. 1090 г.), но затем вплоть до XIV века источники молчат оюродстве. Церковь всегда с некоторым сомнением относилась к юродивым, и дажеканонизированные юродивые были среди прочих святых как бы второсортными, хотясреди них были и очень известные и почитаемые по всей Руси личности: АвраамийСмоленский, Прокопий Устюжский, Василий Блаженный, Никола Псковский Салос ит.д.
Чтоже из себя представляли русские юродивые и юродство, как явление русскойправославной жизни?
Обычнополагают, что юродство тесно связано с телесными или душевными недостатками илиболезнями (убожеством). Это очень широко распространенное заблуждение. Следуетразличать юродство от природы и юродство добровольное, т.е. «Христаради».
ДмитрийРостовский в своих писаниях часто пояснял, что юродство — это«самоизвольное мученичество», что оно «является извне», чтоим «мудре покрывается добродетель своя пред человеки».
Конечно,в церковной традиции и в агиографии такое различение далеко не всегда былопоследовательным, но православие всегда старалось проводить его.
Юродивые,действительно, могли обладать даром пророчества и чудотворения, но этот дар былсвойствен и другим разрядам святых: затворникам, пустынникам, столпникам. Затоюродивым в большей мере свойственна тяга к обличению сильных мира сего.
То,что юродивый не обязательно должен быть слабоумным, доказывают примеры инокаАвраамия (в миру юродивый Афанасий, XVIII век) и Саввы Нового (XIV век,Константинополь), которые были весьма образованными людьми своего времени, ночасть своей жизни посвятили подвигу юродства. Этими именами список образованныхлюдей среди юродивых далеко не исчерпывается.
Чтоже заставляло людей уходить в юродство? Одних подвигало на это стремление ксмене подвига, другие же уходили «не простоты ради», а из презрения кмирским благам. В прощальном письме к родным галичанин Степан Трофимович Нечаевписал:
«Ащебы люб мне мир сей, и аз подвизагся бы о вещех его».
Ауходя в юродство, человек рвет все связи с культурой своего мира.
Ямного говорю, но к цели нашего разговора пока не слишком-то и приблизился.Итак, в чем же сущность юродства?
Пассивнаяего часть, обращенная на самого себя, это аскетическое самоуничижение, мнимоебезумие, оскорбление и умерщвление плоти. Это подкреплялось следующими словамиЕвангелия:
«Ащекто хощет ко мне ити, да отвержется себе» (Матф., XIV, 24, 25).
Активнаясторона юродства заключалась в обязанности «ругаться суетному игорделивому миру», т.е. жить среди людей, обличая грехи и пороки сильных ислабых, не обращая внимания на приличия.
Болеетого, презрение к общественным приличиям составляло некую привилегию юродства,и было чуть ли не непременным условием его. Юродивый мог не считаться сусловиями времени и места, мог «ругаться миру» даже в Божьем храме вовремя церковной службы.
Какписал М. Бахтин:
«Юродство…есть своего рода форма, своего рода эстетизм, но как бы с обратнымзнаком».
Егодополняет А.М. Панченко:
«Жизньюродивого… — это сознательное отрицание красоты, опровержение общепринятогоидеала прекрасного, точнее говоря, перестановка этого идеала с ног на голову ивозведение безобразного в степень эстетически положительного».
Т.е.в юродстве эстетический момент поглощается этикой.
Всеэто восходит к раннехристианским воззрениям, согласно которым плотская красота- от дьявола. В «Деяниях Павла и Теклы» апостол Павел изображенуродцем, а у Юстина, Тертуллиана, Оригена и Климента Александрийского находятотзвуки предания о безобразии самого Иисуса Христа.
Юродивыестремились достичь духовной свободы, которая не могла зависеть от плотскойкрасоты. Тяготы же юродства являются платой за позволение обличать.
Юродивыйразыгрывает перед публикой свой спектакль и провоцирует её к смеху. По внешнимпризнакам этот спектакль действительно смешон, но смеяться над ним могут толькогрешники (ведь и сам смех считался греховным), которые не понимают сокровенного(душеспасительного) смысла юродства. На самом же деле юродивый стремилсязаставить людей рыдать над смешным, вот в чем был благой эффект юродства.
Всеавторы житий дружно свидетельствуют, что юродивые наедине с собой неюродствуют. Вот, например, что говорится в житие Прокопия Устюжского:
«Вдень убо яко юрод хождаше, в нощи же без сна пребываше и молящеся непрестанноГосподу Богу… В нощи ни мала покоя себе приимаше, но по граду и по всемБожиим церквам хождаше и моляшеся Господеви со многими слезами. Заутра же пакиво весь день… исхождаше на улицы градныя и похабстве пребывая».
Подобныеформулировки употребляются почти во всех рассказах об юродстве и юродивых.Описания житий некоторых юродивых пестрят сплошными штампами, так как их авторыбуквально ничего не знали о своих героях. Таково житие, например, МаксимаМосковского.
Наединес собой или с доверенным человеком ночью юродивый совсем не безумен. Он может,как уже сказано, или молиться в одиночестве, или помогать другим. Такоеописание поведение юродивого Федора находим в житие протопопа Аввакума:
«Зелоу Федора тово крепок подвиг был: в день юродствует, а нощь всю на молитве сослезами… Пожил у меня с полгода на Москве, а мне еще не моглося, в заднейкомнате двое нас с ним, и много час-другой полежит, да и встанет. 1000 поклоновотбросает, да сядет на полу и иное, стоя, часа с три плачет, а я лежу: иноесплю, иное неможется. Егда уж наплачется гораздо, тогда ко мне приступит:
»Долголи тебе, протопоп, лежать тово, образумься, ведь ты поп! Как сорома нет?”
Имне неможется, так меня подымает, говоря:
«Встань,миленький батюшко, ну, таки встащимся как-нибудь!»
Даи роскачает меня. Сидя мне велит молитвы говорить, а он за меня поклоныкладет”.
Аднем блаженный на улице в толпе. Вот и Прокопий Устюжский:
«Блаженныйже заутра встав, паки течение деаше, посреди голки глумяся, и прехожаше весьдень ни яд, ни поседев нигде же».
Налюдях юродивый надевает личину безумия и может глумиться, как скоморох. Всякоелюдное место притягивает юродивого: и кабак, и монастырь, и базарная площадь,все может стать для него сценической площадкой. Ведь юродство имеет смыслтолько на глазах людей, толпы. Но юродивый стремится эту толпу сделатьучастником своего действа, а не оставлять пассивным наблюдателем.
Вотупомянутый Федор в Чудовом монастыре:
«Онже, покойник-свет, в хлебне той после хлебов в жаркую печь влез и голым гузномсел на полу и, крошки в печи побираючи, ест. Так чернецы ужаснулися».
Вюродстве царит нарочитое безобразие.
Юродивыйучит. Он стремится «возбудить» равнодушных «зрелищем странным ичудным».
Когдачеловек выбирал подвиг юродства, он
«укорениеприемлет и биение от безумных человек, яко юрод вменяем ими и безумен».
Даннаяформула взята из жития Исидора Ростовского Твердислова. Это чуть ли нестандартная формулировка в агиографии для житий юродивых. Ведь и в житииПрокопия Устюжского есть сходные слова:
«Приятблаженный Прокопий многу досаду, и укорение, и биение. И пхание от безумныхчеловек».
Аюродивые вовсе и не стремились избежать этого «биения и пхания».Часто в древнерусских источниках юродство, исполненное тягот, страданий ипоношений, уподобляется крестному пути Иисуса Христа.
Юродствопарадоксально.
Юродивогопостоянно мучают, издеваются над ним. Хотя должны бы благоговеть.
Сдругой стороны, сам юродивый постоянно вводит людей в соблазн, хотя, по идее,должен бы вести их стезей добродетели.
Агиографыобъясняют это так: мол, юродивый молится Богу за тех, кто подвергал егомучению, так как грех на нем, на юродивом, и Бог не должен вменять это людям ввину.
«Блаженныйже яко в чюждом телеси все с благодарением тръпяше… и никакого же зладосаждающим ему въздавааше, но токмо во уме своем глаголаше к Богу:
»Господи,не постави им греха сего”.
Иникто же ведеше добродетельнаго его житиа”.
Следуетотметить, что публика часто понимала это или видела в этом своего рода игру.Ведь за всю историю Руси ни один юродивый не был не только что не убит толпой,но не был даже покалечен.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ad.hoc.ru