СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI. ИСТОРИЯ ЖАНРА ЗАГОВОРА
1.1.История исследования жанра заговора
1.2.Жреческое сословие Древней Руси как носители наиболее древней формы заговоров
ГЛАВАII. АНАЛИЗ ЗАГОВОРНО-ЗАКЛИНАТЕЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1.Заговорно-заклинательная традиция
2.2.Структура заговоров и семантика их образов
2.3.Классификация заговоров
ВВЕДЕНИЕ
Русские заговоры… Приэтих словах воображение рисует таинственную и страшноватую картину: избушка накраю села, седая и косматая старушка с крючковатым носом и торчащими клыкамиварит в котле пахучее снадобье, а за ней, прищурившись, наблюдает черный кот…Возникают и с детства знакомые литературные образы. Тут и пушкинские«Через леса, через моря колдун несет богатыря…», и блоковские”…ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях”, и «девушка на злогодруга под снегом точит лезвие», и «мутный взор колдуна». Отромантизма до символизма в русской литературе, искусстве в целом, в массовомлубке колдун и знахарь, ведун и ворожея — таинственное и всесильное, злое иопасное начало, очень редко — доброе.
В народной жизни всескорее наоборот: на единицы колдунов, чернокнижников, знатоков черной магии вдеревнях приходились десятки знахарок и сотни просто бабушек «сознатьем», несущих людям исцеление, добро, иногда просто надежду наизбавленье от беды, болезни, неприятности, оказание «первой медицинскойпомощи».
Ушиб и порез, зубнаяболь и боль поясничная «от надсады», прилипчивая бородавка илиболезненный чирей и многое другое — на каждую из этих «обиходных»болезней, недомоганий, физических изъянов издавна имелись свои избавляющиесредства, будь то травы и снадобья, действии и манипуляции и почти обязательно— «слова», то есть заговоры. К заговорам прибегали и в тяжелыхслучаях, — например, при укусах змеи, бешеной собаки, заболевании лихорадкой.
В лечебных заговорах исопровождающих их действиях причудливо сочетаются рациональные и иррациональныемоменты. Богатый опыт жизненных наблюдений и практика соединяются с фантастическимипредположениями о целебных (или вредоносных) свойствах того или иного вещества.
Бесспорными были иостаются такие средства, как массаж, вправление вывихов, баня, столь ценимое внароде мастерство «править» и «ладить» детей и взрослых.Высокий профессионализм большинства деревенских повитух способствовалформированию того гармоничного физического облика, которым обладали многиепоколения русских людей. Бабушка-повитуха зорко замечала и умело выправлялафизические дефекты новорожденных, будь то слегка искривленная ножка иличересчур короткий носик.
Несомненная силавнушения, психологическое воздействие знахарки на пациента, что имеет прямоеотношение к самим «словам», то есть заговорам, вернее, к ихпроизношению.
Другая областьприменения заговоров — человеческие отношения, личные и общественные, когданадо было отвести беду, или заставить тосковать, «присушить» или«отсушить», девицу или парня, а случалось и семейного человека«остудить», нарушить семью (недобрые люди успевали сделать это насвадьбе). Дела эти были сугубо тайными, не одобрялись, поскольку были в ведении«черной магии». По народному нравственному убеждению, ненадолговыпадало счастье разлучнику или разлучнице. И вопреки этому какие же потаенныестрасти бушевали, какие потрясающие слова были найдены, чтобы обратить на себялюбовь, отвести опасность, ненависть? А к каким действиям приходилось прибегать— вырезать и растапливать след, тайно примешивать в питье пот или кровь, илисмесь из сожженной шерсти кошки и собаки.
Актуальность даннойработы. Заговоры являются составной частью магических действий у всех народовмира. Заговорно-заклинательная традиция .
ГЛАВАI. ИСТОРИЯ ЖАНРА ЗАГОВОРА
1.1История исследования жанра заговора
Заговор — один издревнейших жанров, входящих в сферу магической практики и воплотивший вхудожественнообразной форме архаические представления наших предков. В самомшироком смысле слова заговор — это словесная формула, имеющая магическоезначение. Русские заговоры в Сибири называют часто и так: наговоры, обереги,присушки, отсухи, шептанья, слова и т.д.
Самые ранние сведения озаговорах встречаются в летописях, где упоминается о клятвах, произносившихся вX в. при заключении мирных договоров с греками. В памятниках XII-XV вековупоминаются заговоры и чары, бабы-чародейки. О массовом же распространениизаговоров свидетельствуют судебные дела XVII-XVIII веков, так как знахарствожестоко преследовалось церковью и государством.
О повсеместномбытовании заговоров в XIX начала XX веков среди народа свидетельствует большоеколичество этнографических работ и собрании фольклорных произведений тоговремени: в частности, сборники «Великорусские заклинания»(1869), подготовленный Л. Майковым; «Русская народно-бытовая медицина»Г.Попова (1903); «Заговоры, обереги, спасительные молитвы и пр.»Н.Виноградова; «Материалы по этнографии русского населения Архангельскойгубернии» (1878) П.С. Ефименко.
Широкому собираниюзаговоров в этот период способствовала организация Русского ГеографическогоОбщества (1847). Активная деятельность его этнографического отделения побудилакраеведов России к собиранию заговоров и сведений о знахарях и их«волшебстве».
Хотя упоминания о самихтекстах заговоров известны давно, первые публикации, связанные с исследованиемэтого жанра, появились в середине XIX века. В 1841 году вышла в свет книгаИ.Сахарова «Сказания русского народа». Одна из частей трудаИ.Сахарова была озаглавлена «Русское народное чернокнижие», в этойчасти автор книги рассматривал вопросы, связанные со знахарством,кудесничеством. Хотя И.Сахаров считал, что «все кудеснические заговорыесть совершенный вздор, созданный для обольщения народа», его работа былакрупным явлением своего времени.
Продолжили изучениезаговоров за Сахаровым В.И.Даль («О повериях, суевериях русскогонарода»), Ф.И.Буслаев («Исторические очерки русской народнойсловесности»), А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян наприроду». Эти работы стали основой собственно научного изучения заговоров.Ф.И.Буслаев, А.Афанасьев, В.Даль в своих работах затрагивали проблемы происхождениязаговора, его историческую жизнь и развитие данного жанра.
Исследование генезисазаговоров было продолжено и рассмотрено в трудах А.Н.Веселовского(«Разыскания в области русского духовного стиха»), А.А.Потебни.Теория А.Потебни, трактующая заговор «как словесное изображение пожеланиячерез сравнение», развитая в работе «Объяснение малорусских и сродныхпесен», оказала воздействие на дальнейшее исследование заговора.
Огромный вклад визучение заговора внесла монография Н.Ф.Познанского «Заговоры. Опытисследования происхождения и развития заговорных формул». Можно сказать, вкниге Н.Познанского подведены весьма внушительные итоги работы русских иевропейских ученых в области исследования заговора как жанра устного народноготворчества и изложен личный подход автора книги к проблемам происхождениязаговора, его развития, функционирования и т.д.
Значительна работаА.Блока «Поэзия заговоров и заклинаний». В своей статье поэт обратилвнимание на удивительную лиричность и поэтичность заговора.
Итак, уже в первомдесятилетии XX века исследователи заговора затронули основные вопросы изученияэтого синкретического вида искусства.
После 1917 годаизучению и собиранию заговоров в России уделялось значительно меньше внимания,чем они заслуживают.
В 1936 году наВсероссийской конференции по фольклору был прочитан обзорный доклад В.П.Петровао заговорах, но, к сожалению, он не был сразу опубликован. В советское времяизучению заговоров были посвящены работы А.М.Астаховой, П.Г.Богатырева,Н.И.Савушкиной, З.И.Власовой, В.Н.Топорова и другие. В трудах этих ученыхособое внимание уделяется изучению поэтики заговора, его структуры, изменениюэтого жанра, композиции, образов. Подробную классификацию персонажей (образов),встречающихся в заговорах, представила О.А.Черепанова в статье«Типологическая и лингвистическая интерпретация некоторых элементовзаговоров». Известны работы, посвященные изучению именно любовныхзаговоров: Ю.А.Киселевой «О функциональносмысловой структуре любовныхзаговоров», И.Чернова «О структуре русских любовных заговоров».
Анализу сибирскихзаговоров посвящены работы Г.В.Афанасьевой-Медведевой «Знахарство иколдовство в Сибири», «В поисках древней поэзии». Автор статейверно замечает, что изучение заговоров помогает понять «своеобразиемировосприятия сибиряка».
Фундаментальногоисследования в области изучения заговоров пока нет, поэтому тема данногоисследования представляется нам актуальной.
1.2Жреческое сословие Древней Руси как носители наиболее древней формы заговоров
Интересной промежуточнойстадией между волхвами средневековья и ведунами, знахарями и сказителями XIX в.являются севернорусские скоморохи XVI-XVII вв., которых справедливо считаютнаследниками языческих волхвов.
Этнография дает намценнейшие материалы по деревенским знахарям и знахаркам, колдунам и ворожеям,которые лечат людей, заговаривают скотину, насылают порчу или привораживают,определяют злодеев, предсказывают будущее, оберегают от эпидемий, знаютсвойства трав и помнят десятки архаичных заговоров. Эти материалы о знахарях(которых еще в XVII в. продолжали называть волхвами) возвращают нас на тысячулет назад и позволяют нам почти во всей полноте представить себе религиозныйбыт славянской языческой деревни.
В составе племеннойзнати должны были быть люди, разрабатывавшие и совершенствовавшие системуобрядов, знавшие (или создававшие вновь) тексты молений и песнопений, мелодиинапевов, формулы обращения к богам. Вековая традиция неизбежно должна былапереплетаться с творчеством и расширением репертуара. Жрецы были неотъемлемойчастью любого первобытного общества и, чем больше усложнялась его социальнаяструктура, чем ближе оно было к верхней грани доклассовой первобытности, темяснее и многообразнее выступала роль общеплеменных жрецов, жриц н князей,выполнявших часть жреческих функций.
Волхвы, знающиезаклятия от засухи, производящие точные расчеты оптимальных сроков дождей,рассматривались народом как особые существа, умеющие превращаться в волков,повелевать облаками и даже устраивать затмение луны или солнца:«Облакогонештеи от селян влъкодлаци (вурдалаки) нарицаються: егда убопогыбнеть луна или слънце — глаголють: влъкодлаци луну изъедоша илислънце».
Магическим действиямволхвов-волшебников приписывалось влияние на все силы природы, обеспечивающиеурожай. Серапион Владимирский писал, упрекая свою паству: «От ких писанийсе слышасте, яко волхвованиемь глади бывають на земле и пакы волхвованиемь житаумножаються?»
Чародейство — магические действия с водой и различными отварами из трав, требующиеспециального сосуда — «чары». Известны заздравные круговые чары,рассчитанные на сотню участников пира
К облакогонителям ичаровникам иногда присоединяют еще и «кобников», «нарочитыхкобников». «Кобь» — гадания о судьбе (eimarmene), гадание пополету птиц («чары деяху и коби зряху») 7. Возможно, что гадательныйобряд сопровождался какими-то действиями, может быть, ритуальными танцами, таккак современный глагол «кобениться» связан с необычнымителодвижениями.
Большой интерес в связис археологическими материалами представляет значение слова«хранилышкы», поставленное в один ряд с чаровниками и волшебниками.Этим словом переведено греческое «изготовитель талисманов» 8.Следовательно, в разряд языческих волхвов наряду с «волшебниками»,влиявшими на природу, включались и те мастера оберегов и амулетов, с продукциейкоторых мы хорошо знакомы по археологическим находкам.
Все виды работ сметаллом в древности были связаны со множеством обрядов, поверий ипредставлений, перераставших в мифы. Общеизвестна связь кузнецов с образомволка («волкодлаки»?).
Если пытатьсявоспроизвести состав жреческого сословия древних славян, то, кромеуниверсальных волхвов, — «облакогонителей», руководителей языческихобрядов и жертвоприношений, мы непременно должны включить в общий переченьволшебников также и кузнецов, изготавливавших не только орудия труда и оружие(что уже придавало им значительный вес), но и «женскую кузнь»,«кузнь многоценную», проявляя «хытрость» и «художьствокузньчьско».
От древнего глагола«ковать», изготавливать нечто из металла, происходит слово«коварство», которое нами употребляется только в переносном смысле, ав свое время означало: мудрость, уменье, замысловатость (греческиесоответствия: panourgos — мудрый; mechanikoi — умелые). «Кореньпремудрости, кому открылся, и коварство (премудрости), кто уразуме».
Как увидим далее вразделе о языческих элементах в прикладном искусстве христианской Руси XI — XIII вв., эти «коварные» златокузнецы в совершенстве знали языческуюсимволику и широко применяли свои знания как для изготовления деревенскихамулетов и украшений с оберегами, так и для «гривной утвари» самыхзнатных женщин страны вплоть до великих княгинь.
Помимо волхвов,колдовскими действиями занимались и женщины ведуньи-ведьмы,«чаровницы», «обавницы», «потворницы»,«наузницы». Существовал и женский род от слова волхв — «вълхва».
По всей вероятности,общественные магические действия производили мужчины-волхвы, а в семейном,домашнем обиходе, в вопросах гадания о личной судьбе, в лекарском знахарствевидная роль принадлежала женщинам, тем ведьмам (от глагола «ведать»– знать), которых в XVII в. называли «бабами богомерзкими».
В летописи под 1071 г.по поводу волхования сказано: «Паче же женами, бесовьская вълшвениябывають; искони бо бес жену прельсти, си же — мужа. Тако и в си роды (в нашемпоколении) мъного вълхвують жены чародействъмь и отравою и инеми бесовьскымикъзньми».
Перечисление различныхразрядов специалистов по тем или иным видам предсказаний и заклинанийсвидетельствует о многочисленности и многообразии того, что мы условно назвали«жреческим сословием» древней Руси.
Полнее всегорелигиозная и политическая роль жречества прослеживается у балтийских славян вXI — XII вв. В особенности интересны свидетельства католических писателей XIIв. Саксона Грамматика и Гельмольда, на основании которых А. Гильфердинг говорилдаже о теократическом образе правления у лютичей и бодричей. У балтийскихславян, пишет Гильфердинг, «жрецы имели значение особого, строгоотделенного от народа сословия… они совершали в святилищах всенародныемоления и те гадания, которыми узнавалась воля богов. Они пророчествовали иговорили народу от имени богов… Они пользовались особенным почетом ибогатством, распоряжались и доходами с поместий, принадлежавших храмам иобильными приношениями поклонников».
Наиболее прославленныму балтийских славян был знаменитый храм Святовита (соответствовавшего русскомуРоду) в Арконе на берегу Балтийского моря.
«Земная власть, — продолжает Гильфердинг, — принадлежавшая Святовиту, находилась, разумеется, в рукахжреца. Жрец был настоящим повелителем и властелином райского племени… Жрецпочитается у ран более, чем князь». Языческое духовенство племенного союзаЛютичей представляло собой феодализирующуюся верхушку, обладая земельнымиугодьями, собирая дань («дары»), облагая пошлинами купцов, присваиваятретью часть военной добычи и располагая собственным отборным войскомСвятовита.
Такую же картинунаблюдаем и у соседних племен: у Поморян, у Бодричей и др. Существовала целаяиерархия жрецов разных рангов: в каждой жупе, наряду с жупаном существовалжрец; в каждом племени наряду с князем — жрец всего племени, а наряду с этим,над этой локальной системой, господствовал жрец главного бога целого союзаплемен (Святовита, Радогоста, Перуна и др.).
Безусловно, прав Г.Ловмянский, говоря, что славянское жречество, как общественная группа,«иерархически организованная, формируется на этапе государственнойорганизации (от которой получает материальную поддержку)… и управляетрелигиозной жизнью определенной области».
Управление религиознойжизнью было непростым делом даже на уровне единичного поселка; оно было сложнымна уровне племени с общеплеменным святилищем и оно стало весьма усложненным имногообразным на уровне государства, объединившего около полусотни племен.Простой сельский волхв должен был знать и помнить все обряды, заговоры,ритуальные песни, уметь вычислить календарные сроки всех магических действий,знать целебные свойства трав. По сумме знаний он должен был приближаться ксовременному профессору этнографии с тою лишь разницей, что этнограф должендолго выискивать полузабытые пережитки, а древний колдун, вероятно, получалмногое от своих учителей-предшественников. Без непрерывной преемственностипоколений нельзя представить себе тысячелетнюю традиционность всехразновидностей восточнославянского фольклора.
В этом отношенииинтересны календарные расчеты приднепровских славян-антов IV в. н. э. То, чтоони совпали (и довольно точно!) с многолетними научными наблюдениями русскихагрономов XIX — XX вв., позволяет уверенно говорить о том, что календарь IV в.был тоже основан на длительных наблюдениях, на тщательной фиксации из поколенияв поколение связи урожая с той или иной погодой. И все это в свою очередь былопронизано языческим взглядом на вещи. Календарными рубежами были: вегетативныефазы яровых (наиболее древних) хлебов, оптимальные сроки дождей и приуроченныек ним языческие моления — 2 мая (позднее — «Борис Хлебник») — первые ростки; 4 июня — семик; 24 июня — «Иван Купала»; 12 июля — начало подготовки к перунову дню; 20 июля — день Перуна (позднейший ильиндень); 7 августа — конец жатвы (позднейший «Спас» 6 августа).
Выработка такихустойчивых календарных сроков была не только результатом общенародныхнаблюдений славян-пахарей, но, судя по обозначению этих сроков молений о дожде,особыми языческими празднествами, справлявшимися торжественно и всенародно,наблюдения и обобщение, усреднение их было делом особых специалистов, которымив условиях первобытности и ранней государственности и являлись волхвы-«облакопрогонители».
Такие же длительные, напротяжении многих десятков поколений, наблюдения велись ведуньями(«ведьмами») над свойствами разнородных трав. Первобытнаяфармакология, как показывают поздние этнографические исследования, была деломнаследственным, и далекие праматери «богомерзких баб» XVII в. изнахарок XIX в. входили в состав того, что можно условно назвать«сословием жрецов». Недаром летописец, повествуя о волхвах 1060-хгодов, писал, что «Паче же женами бесовьская вълшвения бывають.… Мъноговълхвують жены чародейством и отравою и инеми бесовьскыми къзньми».
Фармакология XIX в.примерно на две трети состояла из набора лекарственных трав, изученных древнимичародейками и через лечебники и «травники» XVI — XVII вв. ставшихдостоянием науки.
Организациямногодневных общеплеменных «событий», «соборов»,собиравших, судя по западнославянским материалам, тысячи участников, безусловнотребовала руководства со стороны опытных, знающих сценарий каждого празднестважрецов, которые почти несомненно подразделялись на разряды по степени своегозначения. Вероятно, был и верховный жрец (pontifex maximus), были и егопомощники (pontifices minores). У позднейших православных епископов исвященников должны были быть языческие предшественники.
По всей вероятности, укаждого языческого храма («храмъ» -от полногласной формы«хоромы», т. е. «круговая постройка», святилище) был свойпостоянный жрец и служители, так сказать причт. Мы знаем, например, что вкруглом святилище Перуна под Новгородом поддерживался неугасимый огонь; этодолжны были выполнять какие-то постоянные служители, подобные позднейшимдьячкам, звонарям и церковным сторожам. Круг их обязанностей нам неизвестен, носледует допустить, что они заботились об отборе жертвенных животных, их содержании,собирали и хранили приносимые в святилище дары, оповещали народ о приближениитого или иного празднества — моления, участвовали в самом языческомбогослужении, быть может, являлись актерами тех «игрищ», в которыхвоспроизводились те или иные эпизоды мифов. Такими театрализованными действамимогли быть новогодние и масленичные карнавалы с различными сценами с участиемряженых, танец пробуждающегося медведя (24 марта — «комоедицы» — комедия), жертвоприношения Ящеру, похороны Костромы, Морены или Ярилы, однимсловом, все то многообразие древних ритуальных игрищ, которые со временемпревратились в веселые игры деревенской молодежи и в конце концов выродились вмалопонятные для участников детские игры.
Делом языческого«причта» могло быть и изготовление реквизита празднеств (маски,жезлы, ковши с головой ящера и т. п.).
Помимо ежегодных,издавна регламентированных празднеств, возникали и особые случаи, когдатребовались знания мудрых волхвов — например, похороны знатного человека,князя, языческие мероприятия при эпидемии и т. п. Такие княжеские мавзолеи, какЧерная Могила или Гульбище, порядок сооружения которых, равно как и всюпогребальную церемонию, так подробно описал Ибн-Фадлан на примере погребениязнатного руса в 800 км от Чернигова, были сложными комплексами с устойчивым,выработанным ритуалом. Вот эта-то устойчивость и однотипность и говорят осложившейся обрядности, за соблюдением которой и должны были следить волхвы.
Судя по поучениямпротив язычества XI — XIII вв… волхвы, как особая постоянная категория людей,существовали в русских городах и селах и после крещения; к ним обращались запомощью и советом, что и осуждалось церковниками. Впрочем, сила волхвов вглазах народа признавалась даже самими церковниками. Иаков Мних, написавший«Похвалу Владимиру» в XI в., говорил: «Много бо и волъсви чюдессътвориша бесовьскым мечтанием…».
Наибольший интерес длянас представляет, однако, не эта повседневная практика волхвов и даже неорганизация торжественных ежегодных «соборов» у святилищ или похоронв огромных курганах — для понимания уровня развития славянского язычестваважнее теологическое творчество волхвов-друидов, те сказания, мифы,«кощюны», ради которых «многы събирающеся к кощюньником».
Только волхвы высшегоразряда могли дать указания скульптору-каменотесу на берегах Збруча, какизобразить на каменном столбе всю Вселенную с человечеством на земле (мужчины,женщины, ребенок), с благожелательным божеством подземного мира (Волос-Плутон), с божествами на небе и всему этому многообразному трехъярусномукомплексу придать общую, объединяющую форму живоносного начала (лингама). Исудя по сложным космологическим фибулам Среднего Поднепровья, не в IX в., ккоторому относится збручский Род-Святовит, а много раньше уже существоваливолхвы-«хранильники», знавшие, как следует изготавливать нагрудноеукрашение, чтобы оно отгоняло от его владелицы всякую нечисть (упырей, навий)не одним каким-либо добрым знаком, а тоже символическим изображением всейВселенной с солнцем-Дажьбогом наверху и Ящером внизу.
Языческая теология небыла, очевидно, единообразной и неизменной. На збручской композиции нет Ящера,хотя в землях соседних вислян этот подводно-подземный бог дожил, как мы виделивыше, до XV в., а в Новгороде образ этого «поддоного царя» уцелел вбылинах о Садке до XIX в. Второй персоной после Рода в этом пантеоне был неВолос, как в формуле присяги в договорах с Византией, а богиня плодородияМакошь.
В эпоху соперничества схристианством, при Святославе и Владимире языческие волхвы создали новыйгосударственный пантеон, главой которого стал не Род, а воинственный Перун, апантеон 980 г. в целом отражал две новых интересных идеи: во-первых, здесь быласоздана антитеза христианскому пантеону, а, во-вторых, волхвы постаралисьвоскресить как можно больше архаичных местных божеств, восходящих к сколотскомувремени, к эпохе Геродота, писавшего о приднепровских пахарях.
ГЛАВАII. АНАЛИЗ ЗАГОВОРНО-ЗАКЛИНАТЕЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1Заговорно-заклинательная традиция
Известно, чтозаговорно-заклинательная традиция, складывающаяся из акционального, реального ивербального компонентов, сохраняет способность значительной внутреннейвибрации. Характер варьирования элементов внутри системы, безусловно, изменялсяво времени. На современном материале можно проследить основные закономерностиего бытования только на период XIX-XX веков.
Географическоеположение, исторические, социально-экономические условия развития и жизниТамбовской области способствовали сохранению здесь устойчивойзаговорно-заклинательной традиции.
Заговорно-заклинательнаятрадиция в Тамбовской области предполагает одновременное наличие несколькихвариантов воздействий на объект. Заговоры мы будем рассматривать как комплекс:ритуал + предмет + слово. Полевые наблюдения и анализ собранного материала позволяютпредположить, что ритуал и предмет являются первичным и более устойчивымэлементом традиционной формы; а слово как бы прикладывается к действию,сопровождая ритуал, и без него не существует, тогда как ритуал можетсовершаться и без вербальных форм. Среди собранного материала есть 3 описаниябессловесных магических действий, идентичных заговорному жанру и имеющихсоответствующие аналоги в форме заговоров.
Как всякая знаковаясистема, заговорный жанр связан с рядом правил и запретов, известных толькоисполнителям заговоров. По их мнению, несоблюдение традиционных условийуничтожает силу совершаемого или делает невозможным проведение обряда.
Целители, которых вТамбовской области называют «бабками-знахарками», являютсяхранителями основ древнейших традиционных правил и запретов. Знахарские методычасто очень похожи в разных уголках земли. Самые старые бабки-знахарки, чащевсего «необразованные люди», не имея больших медицинских знаний, темне менее, дают хорошие результаты при лечении, а значит, пользуются доверием испросом среди людей. Речь идет об использовании «духовных» сил,которые применяются в знахарской практике. Этим и объясняется сущностнаяидентичность знахарских методов. По словам информантов, они делятся своей«духовной энергией» с больным и оказывают ему помощь добровольно ибескорыстно. Они абсолютно верят в то, что можно вылечить больного, как бы плохон ни был. Знахарке нельзя похваляться тем, что она излечивает, иначе тот, чьимздоровьем она похвалилась, заболеет заново. Также ей нельзя удовлетворятьчье-либо любопытство, рассказывать о том, как она исцеляет, при помощи чего ипередавать заговоры. Считается, что знахарка, рассказав, отдает часть своейсилы, а после этого она не сможет помогать людям.
Для доказательстваэтого запрета приведем такой пример: в беседе с бабкой Шкуратовой АлександройФадеевной из с. Иваново, в доказательство своей силы (духовной энергии), онаположила обычные ножницы на грудь возле ключицы и они держались, не падали. Онапредложила мне взять ножницы, и я их отняла от тела с трудом. Это можносравнить с притяжением магнита. А когда наша беседа с ней подходила к концу,она предложила проверить, отдала ли она свою силу. Она несколько разприкладывала ножницы, но они тут же падали, ни на мгновение не задерживаясь.
Также существуют ещенесколько традиций. Знахарки не должны носить черной одежды в дни, когда лечатлюдей и животных. Так же в эти дни она сама должна быть здорова, если она«недомогает», то лечение переносится.
По словам АлександрыФадеевны, знахарки не подают людям руку при приветствии, они здороваютсясловами, потому что берегут свои пальцы. Считается, что через рукопожатия ониотдают свою силу. Если они поранили палец или руку, то они его не лечат, аждут, когда рана заживет сама. В это время они так же не лечат больных. За своелечение они принимают подарки в знак благодарности, а не назначают плату,потому что их цель — спасение и помощь.
Судя по рассказамжителей, таких бабушек-знахарок уважают, пользуются их услугами, одариваютподарками после лечения, чтобы болезнь не вернулась к ним обратно. Колдунов,напротив, боятся, опасаются.
Самым простым ираспространенным оберегом от порчи колдунов здесь считается «деланиекукиша». Чтобы вас не сглазили в общественных местах, например, вмагазине, на работе, на улице или когда на вас кто-то пристально смотрит, нужносделать левой рукой «кукиш» в кармане или просто незаметно дляокружающих. Существует и другой способ оберега от порчи, сглаза: булавкуприкалывают головкой вниз на одежду с изнаночной стороны.
Таким образом, наоснове вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что заговоры имеютсвои устойчивые правила и традиции.
Главная цель заговора,отличающая его от других видов фольклора, — достижение определенногорезультата, то есть некоторого изменения существующего положения вещей.
Заговоры функционируютв особой ситуации, отличной от других коммуникативных ситуаций. В Тамбовскойобласти, где велись полевые изыскания, русское население называет заговор«молитвой», «наговором» или «приговором»,«шептанием» и «заговором». В обследованной области заговорыне поют, не произносят в полный голос, а шепчут. Они могут быть построены вформе молитвы, приказа или требования, угрозы, побуждения, либо пересылкиболезни другому человеку, растению, животному. В обследованных деревняхзаговоры знают многие взрослые люди.
Почти каждый взрослыйчеловек знает и пользуется несколькими обыденными заговорами: от зубной боли,от чирия, от укуса змеи, от ячменя, от кровотечения и др. Многие женщины знаютзаговоры, связанные с уходом за скотиной, с оберегом детей и пр. Судя позаписям, число известных одному человеку заговоров колебалось от 1 текста до20, но эту последнюю цифру, конечно, нельзя считать предельной, потому чтодалеко не все жители охотно и целиком поделились знанием своего«магического репертуара».
Всех знатоков заговоровможно разделить на 2 группы:
1) знахари, делающиедобро, лечащие людей, скот;
2) колдуны, наносящиевред людям и животным.
Знахарей в каждойдеревне гораздо больше, чем колдунов. И хотя имена колдунов называли почти вкаждом селе, мои контакты с ними были неудачными. Я чаще всего уходила от них субеждением, что на него возвели напраслину. Молва распространяет ложное мнениепризнанного колдуном человека по мере того, как часто происходят плохиесобытия. Колдунами оказывались либо одинокие, необщительные люди, либо хорошиезнахари трав, кузнецы, мельники и др. Мне удалось записать отдельные текстызаговоров от лиц, считающихся колдунами: Константинова Валентина Степановна изс. Горелое, передала заговоры на разлучение супругов, на присушение мужчины;Кутузов Егор Васильевич из д. Дядино передал заговоры на любовь девушки, налюбовь всех людей, тоску напускать. Однако по всем своим признакам они ничем невыделяются из текстов местной традиции. Судя по рассказам жителей, колдунырасстаются со своими знаниями обычно перед смертью и передают их толькочеловеку, выбранному заранее. Но и это мнение не подтвердилось конкретнымпримером. Отсюда можно сделать вывод, что колдун — скорее вымышленный фольклорныйперсонаж, нежели реально существующая фигура.
В каждой деревне есть«бабки-знахарки», лечащие от многих болезней. По их словам,непременным условием лечения является строгое соблюдение определенных народнойтрадицией правил:
1) время действия — утроперед восходом солнца, вечер перед заходом солнца, полночь, месяц (молодой, наубыль, ущербный или полнолуние, зависит от содержания заговора), когда на небезажигаются звезды;
2) место действия: дом,двор, улица, ручей, лес, место под деревом, кустом, поле, перекресток …;
3) поведение человека:больной после совершения обряда должен возвращаться домой молча, стараясьникого не встретить, а если встретит кого, то ни в коем случае не разговариватьс ним; если он идет не один, должны идти след в след, чтобы болезнь не нашладорогу назад; дойдя до дому, немедля войти в него; почти все заговоры исопровождаемые ими действия повторяются три раза.
Рассмотрим способы«избавления от болезней»:
1. Самым действеннымспособом избавления от болезни считается изгнание ее при помощи заклинаний, вкоторых есть такие слова: сойди, сними, унеси, заберите, закройте, неотпускайте, отнеси, вынь, скати, иди и др.; прошу помочь: “…пойдите,уроки, призоры, а чистые реки, на быстрые воды…” (от уроков). Знахарка выгоняетболезнь прочь из деревни, в лес, в реку, в землю, на траву, на животное: натруп; где никто не ходит; за 33 замка, за 33 горы, за 33 дороги; «налешего, на пса лохматого, на кота усатого».
Если произносят формулуустрашения, то в обряде используют колющие и режущие предметы — иглы, нож,ножницы: при лечении коровы иглы считают в обратном порядке; при чтениизаговора от 12 болезней, над водой имитируют стрижку ножницами.
2. Передача болезнидругому человеку, растению, животному может осуществляться прямым посыломдругому своей болезни: “Человек, больной лихорадкой, идет в лес, кланяетсяосине и, держась за нее, говорит: «Осина, осина, возьми мою трясину, даймне леготу!» и так 3 раза (заговор от лихорадки).
Передача можетпроисходить через вещь: от сучьего вымени водят съедобным куском по больномуместу, говорят слова и отдают этот кусок собаке.
Если в обследованномнами регионе бытуют выше описанные обряды, то в других славянских зонах,например, в Сербии «больной подагрой несет лепешку из кукурузной илипшеничной муки к боярышнику, дотрагивается до него 3 раза больным местом,произнося: у глог улог (название болезни), а у тела отлог. Чтобы избавиться отболезни, человек заключает брачный союз с деревом, лесом».
В Тамбовской областиверба, освященная в вербное воскресенье, охраняет дом, хозяев дома и егоскотину от плохого человека, от порчи, сглаза. Параллели этому обнаруживаются вдругих славянских традициях. В частности, в Чехии такая верба охраняет отглазных болезней.
3. В данном регионе ещеодним способом избавления от напущенной болезни применяются формулы счета илиперечисления. Считают от 1 до 9, либо в обратном порядке, т.е. от 9 до 1.
По словам бабушкиАлександры Фадеевны из п. Алексеевка, если у коровы молоко испорчено, то нужнокипятить его и бросать в него 9 иголок, считая в обратном порядке. По еемнению, обратный счет подчеркивает «количественное» убывание болезни,она переходит к тому, кто ее наслал; при этом колдовка, которая испортилакорову, чувствует себя очень плохо и приходит к ней в дом. Так бабушка узнает,кто испортил корову, а корова с этого дня перестает болеть и доится нормально.
Иногда счет вплетаетсяв текст заговора и к каждой цифре прибавляется отрицание не- ни-: от заусениц”… ни на первом пальце, ни втором, ни третьем …” и т. д.
Формула перечислениясуществует чаще всего в заговорах от уроков, от родимца, от сглаза, от грыжи,когда перечисляются виды этой болезни: от грыжи “… грыжу ветряну,напущену, жильну, костяну, сосцову, красну, белу, мокру, пуповую, мудовую, ототца грыжу, от матери, всяку бывающу…”; от родимца: “…12 родимцев:пуповой, сердцевой, нутряной, суставной, жильный, костяной, ручной, глазной,ревун, говорун…”; “…урочный, поперечный, мужской, женский, детскийи старческий, завидный и постыдный, от костей и от кровей, от судьбинывсей…”
4. Следующим способомизбавления от болезни является угроза, когда знахарка угрожает болезни:«Не грызи грыжа младенца (имя), я зубами загрызу, я сама проглочу…»
5. Среди собранныхзаговоров, фигурируют заговоры, в которых содержится просьба, например, забратьбольные зубы и отдать здоровые:
… Навстречу мне стараябаба.
— Старая ты баба, гдетвои зубы? Возьми ты волчьи зубы, отдай свои выпавшие…
6. И еще одним из частовстречающихся мотивов заговоров, является заговор, содержащий мотивзабадривание:
Ячмень, ячмень, на тебекукиш, на кукиш, кобылу купишь. Кобыла сдохнет, ячмень засохнет.
Как показывает данныйматериал, заговоры, бытующие в этом районе, характеризуются рядом тематическихформул (групп):
1) отгон, или изгнание;
2) отсылка, илипередача болезни;
3) формула счета илиперечисления;
4) угроза;
5) просьба, забратьболезнь;
6) забадривание.
На основерассмотренного материала можно сделать следующие выводы:
1. Заговоры вТамбовской области достаточно широко распространены и известны.
2.Заговорно-заклинательная традиция этого региона характеризуется рядом правил изапретов.
3. Также заговоры,бытующие в этом районе, отличаются рядом тематических формул.
2.2Структура заговоров и семантика их образов
Как уже говорилось, заговормы будем рассматривать как комплекс: действие + предмет + слово.
На начальном этаперазвития заговора, как предположил Н.Познанский, действие было важнее слова, тоесть магический обряд мог существовать и без заговорной формулы: «Болезньможно вылечить и без слов». Действительно, как свидетельствуют собранныезаписи, в настоящее время в обусловленном районе знахари применяют магическиеобрядовые действия без словесной формулы:
Чтобы вылечить рожу,надо взять мел и красную тряпку. Мел истолочь, положить на тряпку и приложить кбольному месту.
С течением времени, каксчитал Н.Познанский, слово стало пояснять действие: «Чтобы заговоритьячмень на глазу, надо сделать кукиш, намочить большой палец голодной слюной,потыкать кукишем ячмень и сказать такие слова: „Как голодная слюна во ртусохнет, так и ячмень засохни“, повторить слова 3 раза, после каждого разаплюнуть через левое плечо 3 раза». В данном тексте действия, описанные всловесной формуле продолжают исполняться.
Далее в процессеразвития слово начинает заменять действие. Обряд становится необязательнымэлементом в заговоре. За счет отмирания действия в заговоре появляютсясравнительные обороты, то есть действия переходят в словесную формулу, а обрядне исполняется, например: «Как у мертвых зубы не болят, так и у раба Божия(имя) зубы не болите…»
Теперь, по мнениюисследователя, слово может выступать в качестве носителя свободной магическойсилы.
Таким образом,определение заговора как «заклинательного комплекса, состоящего из текста,ритуала и предмета», достаточно правомерно и оправдано.
Все предметы (соль,вода, прутья, нож, ножницы, дерево и т.д.), используемые знахарем, являютсянеотъемлемой частью заговорного ритуала. Эти вещи выполняют определеннуюфункцию: содействие в изгнании болезней.
Наиболее частым инеобходимым элементом при действиях знахаря является вода. Такое широкоеиспользование воды объясняется ее значением: вода при акте омовения возвращаетчеловеку его исходную чистоту. «Будучи заговорена она получаетчудодейственную силу и способность снимать всякую болезнь». Для этого еюнеобходимо поить и умывать больного. Иногда к воде присоединяются уголь, соль,хлеб, нож, булавка и другие предметы.
Часто в знахарскомискусстве используются угольки, для выявления злого духа.
Заговор от уроков.«В чашку с водой бросить 3 уголька, если они опустятся на дно, то человекдействительно изурочен (сглажен), если будут плавать на поверхности, то нет.Если человек сглажен, то на эту воду читают заговор, умывают и поят еюбольного».
Встречаются заговоры сприменением острых предметов. При лечении ожога водят ножом вокруг ожога ичитают слова: «Залей зло жгучее, боли болючие, укроти скорби, не жги, дане боли у раба Божия (имя). Не жги тела белого, ретивого сердца. Отпусти отболи подалее в поле, в чисто поле, широко раздолье, на лес, на траву отдаммаяту. Аминь. Аминь. Аминь».
У Г. Попова в его книге«Русская народно-бытовая медицина» описываются приемы лечения сиспользованием остроконечных предметов, которые он называет«прикалыванием». «Здесь, при посредстве уколов больного места,достигается изгнание болезни». А в нашем районе в заговоре от 12 болезнейбабушка состригает ножницами над водой болезни, которые перечисляет.
Соль оберегает жилищеот бед и несчастий: «При переезде в новый дом, чтобы хорошо жить в нем,нужно первой запустить кошку, а потом занести хлеб с солью».
Широко используется взнахарской практике дерево (осина, рябина, бузина и т.д.). По словаминформантов, на дерево можно «переносить» различные болезни: прилечении чирия используют сучок на полене или на стене, его обводят 3 разабезымянным пальцем, намоченным своей голодной слюной, затем трижды обводятвокруг чирия, произнося слова: «Как голодная слюна во рту сохнет, так и урабы Божьей (имя) чирий засохни», плюют через левое плечо 3 раза. Прилечении лихорадки используют осину.
Известны любовныезаговоры с использованием прутьев из веника:
Заговор на присушениемужчины. «Из веника взять пруток, положить его на пороге двери, в которуюпройдет мужчина. Как только он перешагнет через прут, прут убирается в такоеместо, где его никто не увидит. Потом его кладут в жарко натопленной бане наполок, приговаривая: „Как сохнет этот прут, так же пускай сохнет по мнераб Божий (имя)“.
Немаловажное значение влечебной практике знахаря имеет порог. Во многих районах России, в частности, вСибири, существуют всевозможные поверья и приметы, которые приносят несчастье,связанные с порогом: „Не советуют здороваться, вставать“, подаватькакие-либо предметы через порог; дарить через порог. В Тамбовской областистарики не рекомендуют спать ногами к порогу — »вперед ногами”вынесут (умрешь), не советуют они садиться и стоять на пороге — заболеешь.Порог — символическая граница между живым миром и миром мертвых, место, гдеобитают души умерших. «До XIX века на Украине сохранялся обычай закапыватьу порога умерших некрещеными младенцев».
Знахари не рекомендуютпереносить через порог заговоренную воду, так как «в заговорном искусствепорог и то пространство, которое находится за его пределами, мыслится как жилищеболезней, поэтому считается, что при нарушении этого запрета лечебная водатеряет свою чудодейственную силу.
Итак, предметы играютважную роль в структуре заговора. Вещи, как и действия, отражаются в словеснойформуле, то есть в некоторых случаях их наличие необязательно, так как действияс предметом осуществлялись в начале существования обряда, а в последствии самобряд мог отмирать, а заговорная формула оставалась. Вот так историческиобъясняется тот факт, что заговорная формула существует, а обрядовых действийможет и не быть. Предметы и былые обрядовые действия в ряде случаевзапечатлелись в самом тексте заговора:
Господи, благослови!Солнце на запад,
День на исход, сучок наглазу на извод,
Сам пропадет, как целопочернеет.
Ключ и замок словаммоим.
В конкретном исполненииэтого заговора, как свидетельствует описание исполнителя текста, действия спредметом не выполняются, они перенесены в словесную формулу.
Таким образом, наоснове проанализированного материала можно сделать вывод о том, что заговорысодержат в себе интересный сплав разнообразных компонентов.
2.3Классификация заговоров
Основы научного подходак изучению заговоров и классификация заговоров, применяемые в настоящее времябыли заложены Л.Н. Майковым. Все заговоры он классифицировал на: лечебные,любовные, промысловые, хозяйственные и др., с выделением подтипов (например,среди любовных заговоров выделяются присушки и отсушки).
Л.Н. Майков отмечал,что особенно важным является неизменность воспроизведения заговора. В отличиеот других фольклорных жанров и обрядов заговор имеет индивидуальный, а неколлективный характер. Уже само по себе введение в текст имярек, (имениконкретного человека) ориентирует заговор на строго индивидуальную ситуацию.При всем разнообразии, заговоры в большинстве случаев состоят из стандартныхформул и функционируют в особой ситуации, предполагающей присутствие двухреальных участников (знахарки и больного) и одного „фиктивного“ — нечистой силы.
Все заговоры,рассматриваемые нами, имеют достаточно четкую структуру. Вычленяются следующиеосновные компоненты заговорной формулы:
1) молитвенноевступление;
2) зачин;
3) эпическая часть(описание определенных обрядовых действий, действительных или символических);
4) лирическая часть — то есть выражение желания, приказа или просьбы;
5) закрепка;
6) зааминивание.
Заговор от 12 болезней.
Во имя Отца, и Сына, иСвятого Духа. Аминь!
В чистом поле стоитцерковь,
В этой церкви стоитпрестол,
За престолом сидитМатушка
Пресвятая Богородица.
Она сидит со златымкрестом,
Заступает и помогаетдвенадцати скорби и болезни.
Подойду, помолюсь,поклонюсь.
Как в сетем море крутымберегу, есть Златырь-камень и кукиш-траву, как сгрызаешь и скусываешь всюволосы медны, зубы железны, глаза жемчужны, уши бисерны, так сгрызай и скусывайс рабы Божией (имя) с головы, с мозгу, с горла, с лица, с рук, с ног, с нутра,с белого легка, черного печени, с ретивого сердца, со всего тела белого,щипоты, ломоты, скорби, болезни, уроки, призоры, страхи, переполохи, ветряныепереломы, ветры буйны, ветры зуйны, от черной немочи, от родимца, от черного,черемного, от малого ребенка, буланого и сантинова. Двенадцать ангелов снемите,унесите с рабы Божией (имя) с головы, с мозгу, с лица, с горла, с рук, с ног, снутра, с белого легка, с черного печени, с ретивого сердца, от черной немочи,от родимца, от бабы самокрутки, от двоемужной, от троемужной. Двенадцатьангелов снемите, унесите за 12 гор Саянских, замкните замками елецкими.
Будь мой заговоркрепким и лепким,
Крепче камня каленого,востре ножа булитного.
Во имя Отца, и Сына, иСвятого Духа.
Аминь. Аминь. Аминь.
Выделенные элементыструктуры заговора присутствуют в текстах в полном объеме. Заговорные формулы впроцессе исторического развития изменялись и теряли свой первоначальный вид.
Молитвенное вступление,в заговорах этого региона, встречается чаще всего в текстах, где заговаривающийобращается к чудесному существу. Возможно, в таком построении заговораотразились еще языческие верования. Среди записанных текстов существуетнесколько вариантов молитвенных вступлений, но самое распространенное из них:»Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!”
В зачине говорится отом, как заговаривающий уходит из дома в определенное место. В заговорах этогорайона это чаще всего «в чисто поле», «к синему морю»,«под восточную сторону», «к океану-морю». Далее следуетэпическая часть, в которой происходит встреча со сверхъестественным существом,или с христианскими святыми. В собранных текстах часто обращаются к воде, кЛесному Царю, домовому, щуке, месяцу, утке, деревьям, змее и т.д.; к МатушкеПресвятой Богородице, Господу Иисусу Христу, ангелам, апостолам и святым.
Как считает С.С.Ожегова, если зачины легко и часто поддаются варьированию, то эпическая частьизменяется минимально и вместе с лирической частью являются важнейшимкомпонентом в структуре заговора.
Нередко в собранныхзаговорах начин отсутствует, а текст начинается непосредственно с эпическойчасти, например:
Заговор от колотья
Ездит батюшка Егорийхрабрый на белом коне, бьет и закалывает все скорби и болезни, так же передал,велел мне быть и закалывать все скорби и болезни раба Божия (имя). Аминь,Аминь, Аминь.
В лирической частизаговоров этого региона содержится просьба об избавлении от болезни; иногда вней перечисляются либо сами болезни, либо части тела, откуда их нужно изгнать;в конце содержится описание места, куда отсылается болезнь:
Заговор от грыжи
Во имя Отца, и Сына, иСвятого Духа. Аминь. Сходит Егорий с небес по золотой лестнице, сносить Егорийс небес триста луков златых, триста стрел златых, и триста тетив златых. Истреляет, и отстреливает у раба Божия (имя) уроки, призоры, грыжи, и отдаетчерному зверю — медведю на хребет: и понеси черный зверь-медведь в темные леса,и затопчи черный зверь-медведь, в зыбучие болота, чтобы век не бывало, ни в день,ни в ночь. Во веки веков. Аминь.
В этом заговоре яркопредставлены все выше упомянутые элементы лирической части. В нем место отсылаболезни представлено очень поэтической формулой, но часто встречаются всобранных заговорах и краткие, полузабытые формулы, где место отсыла болезни неупоминается:
Ключевым элементом, какбы замыкающим всю структуру заговора, является закрепка. Закрепки в заговорахТамбовской области более обязательны и разнообразны, чем молитвенныевступления. Они чаще всего состоят не из одного ключевого слова, а изнескольких и обычно сопровождаются троекратным «зааминиванием».Главной задачей закрепки является усиление действия заговора.
В качестве закрепок висследуемых заговорах чаще всего используются: а) концовки христианских молитв,но встречаются и б) классические формулы:
а) “… Тем словамво веки веков. Аминь. Аминь. Аминь”. “… Отныне и присно, и во векивеков. Аминь. Аминь. Аминь”. “… Господь со мной. Аминь. Аминь.Аминь”;
б) «Замок к небу,ключ в море. Будьте мои слова крепки и лепки. Аминь. Аминь. Аминь».”… Мое слово крепко-лепко, булат крепкий, булат замкну, ключ в мореотпущу, из моря не вынесет, на берег не выбросит. Аминь. Аминь. Аминь”.”… Язык зол — на замок, а ключ — под порог”. “… Будь мойзаговор крепким и лепким, крепче камня каленого, востре ножа булатного. Во имяОтца, и Сына, и Святого Духа. Аминь”. Если «зааминивание», аиногда и закрепки, отсутствуют, то вместо них заговор повторяют 3 раза, на чтоинформанты обращали особое внимание, передавая мне тексты заговоров, например:
Заговор от ячменя
Ячмень, ячмень, на тебекукиш, на кукиш кобылу купишь, Кобыла сдохнет, ячмень засохнет.
Этот заговор вместе собрядовым действием повторяют 3 раза.
Таким образом,исследовав структуру заговоров Тамбовской области, рассмотрев все основные ееэлементы, можно сделать следующие выводы:
1. В процессеисторического развития структура заговорных формул этого региона изменялась итеряла свой первоначальный вид.
2. Как показалонаблюдение над текстами, благодаря структурной гибкости собранных заговоровможно выделить несколько структурных типов, в каждом из которых используютсясвои приемы, и каждому из которых присущи определенные свойства. О них мы ипоговорим далее.
Довольно большую группусоставляют так называемые «эпические» заговоры, то есть произведения,где обязательно имеется эпический элемент: рассказ о каком-нибудь событии илиописание какого-нибудь явления.