Слово о пьянстве

святитель Димитрий Ростовский
«Невинно вино, но проклято пьянство» (Прит. ХХ. 1), от которого сколь великий вредбывает, об этом нет нужды говорить. Ибо это может каждый увидеть изповседневного опыта, и в церковных книгах везде находится много написанного овреде пьянства. Однако и мы о том же здесь нечто вспомянем. Славный средидревних эллинов философ Анахарсис говорил, что лоза виноградная родит тригрозди: во-первых, гроздь услаждения, во-вторых, упоения, и в-третьих, гроздьпечали. Сие философ изъяснял в том смысле, что питое вино в незначительномколичестве является услаждением и полезно человеку, ибо утоляет жажду, подаетцельбу стомахе и веселит сердце, тогда как питье в большом количестве делаетчеловека пьяным, порождает многочисленные свары, разжигает ярость и поднимаетна брань и бой, за чем следует немалая печаль. Мы же, если пожелаем подробнорассмотреть силу пьянства и если пьянство назовем виноградом, то найдемродящиеся от пьянства гроздья нравов, приносящих человеку не пользу, но вред ипечаль, и найдем не три, но больше, а именно — десять.
Пустьбудет пьянство названо виноградом, но виноградом не благоплодовитым, а разветем, о котором пророк Моисей во Второзаконии пишет: «От виноградов содомскихвиноград их, и лоза их от Гоморры, гроздь их гроздь желчи, гроздь горести их;ярость змиев вино их, и ярость аспидов неисцельна» (Втор. XXXII. 32-33).Поистине, пьянство есть содомогоморрский виноград и не иные гроздья, как толькогроздья желчи, горести, исполненные змеиного и аспидного яда и рождающиеярость, ибо каков сад, таковы и плоды бывают! (Лук. VI. 45) Первая гроздьжелчного пьянственного винограда заключается в помрачении ума, изменения разумаи погубления памяти, ибо сила пьянственная, восходя от наполненного виномжелудка к голове, потемняет мозг и смущает ум. Поэтому бывает часто то, чтомногие в своем пьянстве не помнят о себе и не знают, что делают и что говорят, какбезумные; если же с ними приключится какое-нибудь бедствие или бесчестье, илираны, то они наутро не помнят. На таковых исполняются слова, написанные вПритчах: «Биша мя, и не поболех, и поругашамися, аз же не разумех» (Прит.XXIII. 35). Другая гроздь есть бесстыдство, ибо пьяный никого не стыдится, но,погубив стыд, произносит слова скверные, хульные, бесстыдные, нелепые,скаредные и недостойные целомудренного слуха, и бывают его уста как бы некоейпустой хлевиной, исполненной смрадного гноя, а язык уподобляется лопате,которой выкидывается гной. Сердце же такого человека чем иным может быть, разветолько сокровенным местом многих зол, откуда не может происходить добро, нолишь одно зло, как говорится в Евангелии; «Человек злой от злого сокровища сердцасвоего износит злое, от избытка бо сердца глаголят уста его» (Лук. VI. 45).Третья гроздь пьянственного винограда есть несоблюдение тайны, ибо все то, чтотрезвый глубоко в сердце своем скрывает, погребши молчанием, будут ли это своиили вверенные ему кем-либо другим тайны, все это пьяный делает известным длявсех. Кроме того, и все, что было совершено давно и предано забвению, онвспоминает и как мертвеца воскрешает. Такой подобен бочке, полной нового питья,в которой при шумящем и изливающемся питье дрожжи не удерживаются на дне, ноподнимаются наверх и, гонимые из бочки внутренней теплотой, вытекают вон.Подобно сему и в пьяном человеке сила опьянения возмущает сердечные тайны игонит их вон. Он устами своими открывает тайны подобно тому, как дрожжи поднимаютсясо дна бочки, и что обычно бывает, как пища из желудка, исполненного пьянством,выбрасываются и тайны блеванием. В пьяном обе эти, то есть и пища и тайны,превращаются в блевотину. Четвертая гроздь пьянственного содомогоморрскоговинограда есть распаление похоти на плотское смешение. Посему-то апостол иувещевает: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Ефес. V. 18), а святойВасилий Великий говорит: «Несомненно от вина, как от некоего источника,проистекает безудержная похоть, которая много превосходит даже неистовство всехбессловесных по отношению к женскому полу; ибо бессловесные животные непереходят границ естественного, а упивающиеся вином в мужчинах ищут женскогопола и в женщинах — мужского пола.» Пятая гроздь, исполненная змеиного и аспидногояда, есть ярость, гнев, вражда, ссоры, драки и кровопролития. Пророк Осияговорит: «Начаша князи яритися от вина, не токмо же князи, но и простолюдины,исполнившиеся вина, возстают друг на друга яростию» (Осии VII. 5). Посему-то иПриточник выражает порицание: «Кому люте? Кому молва? Кому суды. Кому туга ипонос? Кому сокрушение вотще? Кому сини очи? Не пребывающем ли в вине и ненадзирающим ли, где когда пирове бывают?» (Притч. XXIII. 29, 30). И Сирахувещевает: «В вине не мужайся, многих бо погуби вино: пещь искушает железо,вином же искушается сердце в сваре гордых» (Сирах. XXXI. 29,30). И еще тот жеговорит: «Горесть душам вино много пиваемо, с гневом и клеветою умножит яростьбезумного» (Сирах. XXXI. 34,35). Шестая желчная гроздь пьянственного виноградаесть повреждение здоровья, ослабление телесных сил, дрожание рук, боль головы,изменение глаз, бедствования желудка, стоны, недуги, преждевременная старость,уменьшение лет жизни и ранняя кончина. Седьмая гроздь — растрата имущества,погубление богатств и отсутствие прибылей. «Делатель бо пиянивый, — говоритСирах, — не будет богат» (Сирах.XIX, 7). О, как много таких, которые отвеликого богатства пришли к крайней нищете! Примером сего может быть блудныйсын. Восьмая несладкая гроздь — лишение спасения, ибо пьянство губит подобновещественным имениям и духовные богатства. Оно осмеливается на все грехи, иботот грех, которого трезвый человек гнушается, боится или стыдится, тот грех онв пьяном виде совершить не стыдится, не боится и не гнушается. В Патерике естьповесть о некоем египетском пустынножителе, которому бес обещал, что не будетего больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил один какой-либогрех из трех. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство.Соверши, говорил он, какой-либо один из них: или человека убей, или соблуди,или один раз упейся, и дальше ты пребудешь в мире, и после этого я не буду ужеискушать тебя никакими искушениями. Пустынник же тот подумал про себя так:человека убить страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживаетсмертной казни как по Божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд,стыд, погубить хранимую до того чистоту тела — жаль, и гнусно оскверниться непознавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибочеловек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше неугнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне. И вот, взявши свое рукоделие, онпошел в город и, продав его, вошел в корчму, и упился. По действию сатанинскомуслучилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучипрельщен, он пал с ней. Когда он совершал с ней грех, пришел муж той женщины и,застав грешащего с женой, начал его бить; а он, оправившись, начал драться стем мужем и, одолевши его, убил. Таким образом тот пустынник совершил все тригреха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый боялся игнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил многолетние своитруды. Разве только потом истинным покаянием он смог снова найти их, ибомилосердием Божиим человеку, истинно кающемуся, возвращаются его прежниезаслуги, которые он погубил грехопадением. Вот как пьянство толкает на всегрехи и лишает спасения, погубляя добродетели. Об этом ясно говорит святойЗлатоуст: «Пьянство, если в ком найдет и целомудрие, и стыд, и разум, икротость, и смиренномудрие, все повергает в бездну законопреступления». Нелишится ли спасения своего и не будет ли отрешен от наследия небесного тотчеловек, который через пьянство лишился всех своих добродетелей? Истину говоритапостол: «Пьяницы царствия Божия не наследят» (1 Кор.VI. 10). Девятая желчнаягроздь — гнев Божий, ибо пьянствующий, преступая заповеди Божие, подвигает нагнев Бога своими грехами. Посему пророк Исайя восклицает: «Горе восстающимзаутра, гонящим сикера, пиющим до вечера: вино бо пожжет я. С гуслями ипрегудицами, и тимпаны, и свирельми вино пиют, а дел Божиих не ведят» (Исаии V.11,12) К таким и пророк Иеремия говорит: «Пийте и упийтеся, и изблюйте, ипадите, и не возстаните от лица меча его же Аз послю среди вас» (Иеремии XXV.27). Десятая и самая горькая гроздь пьянственного винограда есть несомненнаяпогибель души, ибо иные грешники, когда приблизятся к часу смерти своей, могуткаяться и сожалеть о грехах, имея трезвый ум; пьяный же как может, умираяпокаяться, если он не помнит себя и не знает, что приблизилась к немунеожиданная кончина? Умирающему же без покаяния неизбежна геенна. Вот каковыгрозди того содомогоморрского винограда, то есть пьянства, вкус которых хотя вначале и кажется сладким, но после превращается в желчную горечь и в яд змеиныйи аспидный.
Всеэто сказано не для похуления вина, но для укорения пьянства, ибо вино созданоБогом на радость и здоровье людям, а не для пьянства и вреда. Послушаем, что говоритсвятой Златоуст: «Вино дано для того, чтобы мы веселились, а не безобразничали,чтобы смеялись, а не были осмеяны, чтобы мы здравствовали, а не болели, чтобыисправили слабость тела, а не уничтожали душевную крепость». Еще он же в другомместе говорит: «Пьянство не от вина, но от безмерного употребления: вино намдано не для иного чего, как только для телесного здоровья, но сему препятствуетбезмерное его употребление». Из этих слов учителя видно, что не вино виновато,но невоздержание пьющих без меры. Тот же святой считает пьяниц за их безмерноепьянство бесчестнее псов, ослов и прочих бессловесных животных, ибо всякоеживотное не ест и не пьет больше, чем нужно, и никто не может принудить его,чтобы оно ело или пило больше, чем желает его природа. Пьянствующий же человеки без принуждения все больше и больше наполняет чрево свое, так что даже самсебе вредит.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru