Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского«Преступление и наказание»
Проблемапреступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М.Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане,сравнивая такой взгляд с различными популярными в то время социальнымитеориями.
В“Неточке Незвановой” сказано: “Преступление всегда останется преступлением,грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия ни возносилось порочноечувство”. В романе “Идиот” Ф. М. Достоевский утверждает: “Сказано “не убий!”,так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя”.
Ноодин из романов Ф. М. Достоевского практически полностью посвящен анализусоциальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за нимпоследует. Это роман “Преступление и наказание”. В письме М. Н. Каткову Ф. М.Достоевский сообщал: “Пишу роман о современном преступлении”.
Действительно,преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени,современным явлением. Причину этого писатель видит в падении общественнойнравственности, которое было в конце XIX века очевидным. Рушатся старые идеалы,на которых было воспитано не одно поколение русских людей, жизнь порождаетразнообразные социальные теории, пропагандирующие идею революционной борьбы запрекрасное светлое будущее (вспомним хотя бы роман Н. Чернышевского “Чтоделать?”). В сложившийся уклад русской жизни активно проникают элементыбуржуазной европейской цивилизации, И — что самое главное — русское обществоначинает отходить от многовековой традиции православного взгляда на мир,популярным становится атеизм.
Толкаясвоего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того,почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно,его “среда заела”. Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и КатеринуИвановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том,что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взглядыогромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования“сверхлюдей”, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенномучеловеку, той “дрожащей твари”, о которой размышляет Раскольников.Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателемгораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убилстаруху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство,возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет. Помнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно,Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя кнему. Что же это влечет за собой? Ф. М. Достоевский не сомневался, что толькоБог, Христос должен быть нравственным идеалом человека. Заповеди христианстванезыблемы, и путь приближения к идеалу заключается в выполнении этих заповедей.Когда Родион Раскольников ставит на место Бога себя, он сам начинает создаватьдля себя и определенную систему ценностей. А это значит, что он разрешает себевсе и постепенно начинает терять все лучшие качества, попирая общепринятыеморальные нормы. Ф. М. Достоевский не сомневается: это преступление не толькоего героя, но и многих людей этой эпохи. “Деизм дал нам Христа, то есть до тоговысокое представление человека, что его понять нельзя без благоговения, инельзя не верить, что это идеал человечества вековечный. А что дали наматеисты?” — спрашивает Россию Ф. М. Достоевский и сам отвечает: теории, которыепорождают преступление, потому что атеизм неизбежно приводит к потеренравственного идеала, Бога в человеке.
Катеизму может прийти лишь человек, живущий разумом. Раскольников — студент,сознательно оградивший себя от нормальной жизни, от людей, и в его комнате-могилевсе способствует приглушению чувств и лихорадочной работе мысли. Следовательно,по мнению Достоевского, разумная жизнь человека должна быть подчинена чувству,иначе обществу не избежать преступлений.
Ф.М. Достоевский не сомневается, что современные преступления есть следствиенеправильной жизни людей. В мире царствует зло, ненависть, люди унижены, ихчувства втаптываются в грязь. Как же бороться с преступлениями? Ни в коемслучае не насилием! Зло всегда будет порождать зло, а потому необходимо искатьнравственные пути изменения человека.
Чтоже тогда для Достоевского наказание? По мнению писателя, юридическое наказание,такое, как оно осуществляется в обществе, не имеет смысла. Само по себе ономожет лишь вызвать чувство еще большей озлобленности. Наказанием для героев Ф.М. Достоевского становятся муки совести, ощущение постоянного нравственногонеудовлетворения своим поступком. Человек приходит к очищению только тогда,когда он вновь обретает Бога и становится человеком, осознающим, что естьнравственный идеал. Это возможно только в том случае, когда преступник находитв себе силы для общения с человеком, который может этот нравственный идеалявить. Для Раскольникова таким человеком становится Соня.
Носамое страшное наказание для человека состоит в том, что он утрачиваетвозможность быть с людьми. Совершив убийство, которое полностью должно былобыть оправданным “теорией”, Раскольников чувствует себя отделенным от матери,сестры, не может найти в себе силы общаться с ними на равных. Почему? Дело втом, что сам Раскольников осознает себя преступником, человеком, который неимеет больше права на нормальную жизнь. Но это порождает еще одно преступление:Раскольников фактически убивает свою мать. Преступление никогда не совершаетсялишь однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления. Не случайно,задумав одно убийство, Раскольников сразу совершает два. Точнее, даже три: он“вынужден” убить беременную Лизавету.
Можетли преступник вернуться к нормальной жизни? И да, и нет. Может, если пройдетчерез долгие физические и нравственные страдания, если сможет отказаться от тех“теорий”, которые сам для себя создал. Таким был путь Раскольникова. Но Ф. М.Достоевский показывает нам и Ставрогина, который готов пойти на самоубийство,чтобы доказать самому себе, что сможет распоряжаться собственной жизнью. Но чтождет этих преступников за порогом.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/