/>
Яблоков И.Н., докторфилософских наук
Статус
Социологиярелигии начинает формироваться с середины XIX в. на пересечении двухисследовательских потоков, в процессе их становления и конституирования:социологии и религиоведения. Движение мысли в направлении обоих потоков былонеразрывно связано с развитием философии и прежде всего социальной философии,философии истории, истории, этнографии и этнологии, культурантропологии,социально-политических идей и т. п. В качестве близких для социологии религииисточников послужили идеи представителей многих отраслей знания (философии,истории, этнографии, социологии): Б. Спинозы, Т. Гоббса, Г. Болинброка, Ш.Монтескье, Ж. Руссо, К. Гельвеция, Л. Моргана, О. Конта, Г. Спенсера, а такжеряда уже упоминавшихся немецких философов. Основателями социологии религииявляются М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Э. Трёльч.
Нынесоциология религии имеет междисциплинарный статус. Она представляет собойважный раздел религиоведения и в то же время может быть рассмотрена в контекстесоциологического знания.
Трудностьопределения предмета социологии религии во многом связана с неопределенностьюсоциологического знания в целом; вопрос о предмете социологии остается пока ещене решенным. Однако большинство социологов единодушны в признании того, чтосоциология изучает групповое взаимодействие, социальные отношения, социальныеорганизации, системы социального действия, социальные группы, формычеловеческих общностей; а социальное трактуется как совокупность общественныхотношений данного общества — экономических, политических и пр. В этом смыслетермины “социальное” и “общественное” близки по смыслу. Кроме указанныхупотребляется и термин “социе-тальное” для характеристики общества, всейсистемы общественных отношений в целом. Структура социологического знанияявляется многомерной и может быть описана по трем измерениям: объекту — общая иотраслевая социология, функции — фундаментальная и прикладная, уровню —теоретическая и эмпирическая социология. Общие социологические теории описываюти объясняют общество в целом; специальные — занимаются изучениемфункционирования и развития социальных общностей (отношений, взаимодействий ипр.), отраслевые — исследуют различные сферы жизни общества2.Социология предстает как отрасль науки, дифференцированная по “вертикали” (поуровням общности: общая социологическая теория; теория определеннойобщественной системы; специальные социологические теории) и по “горизонтали”(по предмету изучения: социология города, деревни, труда, культуры и т. д.). Сэтой точки зрения социология религии может рассматриваться как одна изспециальных и отраслевых социологии.
Статуссоциологии религии в религиоведении иной, чем в социологии. Как было упомянуто,в религиоведении базовой дисциплиной является философия религии, которая задаеттодологические принципы, в том числе и для социологии лигии. По отношению кдругим разделам религиоведения психологии, феноменологии и т. д. — социологиярелигии нимает равноположный статус; она интегрирована в системурелигиоведческого знания об одном — общем — объекте, рамках социологии онасоседствует со многими социологичес-кими дисциплинами — социологией города,деревни, брака семьи, труда, политики, права, морали, искусства, культуры,профессий, малых групп, массовых явлений, образования воспитания, массовыхкоммуникаций и др. Объект социологии религии иной, чем объекты в этих разделахсоциологического знания. В практике социологических исследований 6 указан-ныхразделах могут изучаться и изучаются вопросы религии под соответствующим угломзрения; полученные знания носят прикладной характер.
Всоциологии религии Сложился ряд направлений: понимающая социология социальногодействия, компаративно-типологическая, структурно-функциональная,феноменологическая, формальная социология, интегральная социология, социологиярелигии, базирующаяся на материалистическом понимании истории;эмпирически-дескрептивная.
Предмет и уровни знаний
Существуютразные взгляды на природу, характер знаний и методы в социологии религии.
1.Социология религии — это эмпирическая наука, изучающая доступное чувственномувосприятию, занимается тем, что возможно наблюдать, измерить, проверить. Можнопредположить, что идея эмпиричности социологии религии у ряда исследователейсвязана с намерением разграничить социологию и теологию (вероучение);обосновать положение о том, что объект, на который ‘направлено субъективноерелигиозное поведение (сверхъесственное, Бог, трансцендентное и т.д.),находится вне поля зрения социологического исследования.
Социологиярелигии должна оставлять за пределами своего изучения проблему возникновения,происхождения религии. У одних исследователей эта точка зрения аргументируетсяссылкой на невозможность эмпирически наблюдать подобные процессы. Другие(конфессиональные или конфессионально ориентированные) ученые полагают, чтовопрос о генезисе религии находится в компетенции теологии, вероучительныхконцепций.
Социологиярелигии тождественна конкретно-социологическим исследованиям. Путем ихпроведения она анализирует уровень и характер религиозности, разрабатываетметодологию, методику и технику этих исследований, устанавливает критерии итипы религиозности и т. д. Социология религии рассматривает религию под угломзрения ее места в общественной жизни, функций в общественной деятельности,отношений к другим регуляторам человеческого общения, к иным формам социальногоконтроля. Для социологии религии характерен анализ религиозного комплекса васпекте его социального значения и соответствия имеющимся общественнымпотребностям. Эта позиция подчеркивает важность социологического анализаструктуры и функций религии, воздейственность последней в контексте еевзаимосвязей с другими областями общественной, групповой, индивидуальнойжизнедеятельности.
5.Социология религии изучает социальные условия, вызвавшие к жизни религию, местои роль религии в функционировании и развитии той или иной социальной системы.Такое понимание задач социологии религии ориентирует исследователей нанеобходимость изучения прежде всего социальных источников возникновения исуществования религии.
Можнобыло бы предложить следующее определение предмета социологии религии: онаисследует религию как общественную подсистему; изучает общественные основы изакономерности возникновения, развития, функционирования религии; анализируетэлементы, структуру, место, функции и роль религии в общественной системе,влияние на другие элементы этой системы, а также специфику обратноговоздействия последних на религию. В состав социологической теории религиивходят: 1) фундаментальные положения, раскрывающие общественно-сущностныехарактеристики религии, ее основы в истории и жизнедеятельности общества, группи индивидов; 2) знания о различных феноменах религии — о религиозном сознании,культе, отношениях, объединениях, организациях и т. д.; 3) совокупность операциональноинтерпретированных понятий и эмпирических обобщений — “религиозность”,“религиозное поведение”, “типы религиозности” и пр. Операциональная системапонятий играет важную роль в разработке методики конкретно-социологическихисследований, а эмпирические обобщения служат основой дальнейшеготеоретического анализа; 4) методика конкретно-социологических исследований вобласти религии. Конечно, имеются общие принципы методики, которые применяютсяразличных отраслях специальных социологии. Однако эти принципы должныразвиваться и конкретизироваться в соответствии с предметом исследования.
Нестоит представлять указанные разделы не связанными друг с другом, посколькумежду ними не существует непроходимыx границ. Понимание их соотношенияпредполагает признание возможности и необходимости движения мысли исследователякак “сверху вниз”, так и “снизу вверх”.
Сказанноепозволяет утверждать, что социология религии рассматривает религию как натеоретическом, так и на эмпирическом уровне, проводит категориально-концептуальныеи конкретно-социологические исследования. Она движется от явления к сущности,направляет усилия на раскрытие сущностных отношений, на познаниезакономерностей. Конечно, мир явлений религии многообразен и разнороден.Социолог имеет дело с племенными, народностно-национальными, мировымирелигиями, с их многочисленными вариациями и особенностями, в разных странах иу разных народов, спецификой в различных типах обществ и т. д. Однако все этоне должно смущать исследователя: логика научного мышления заставляет перейти отвидения поверхности к раскрытию глубинных, сущностных отношений.
Социологиярелигии имеет возможность вскрыть закономерности генезиса религии. Несомненно,изучение происхождения религии связано с рядом трудностей: сведения обобщественной системе, в которой религия проходила эту фазу, нигде не могли бытьзафиксированы. Соответственно, социологу приходится пользоваться материаламиархеологии, этнографии, палеоантропологии и т. д. И все же вооруженный научнымметодом познания, он может создать теоретическую модель генезиса религии,которая опиралась бы на определенную совокупность фактов. Разумеется, нельзяобъявлять никакую модель единственной и абсолютной, важно подчеркнуть то, чтоих построение возможно, о чем свидетельствует история социологии религии.
Когдаговорят, что социология религии имеет своим предметом только социальныеусловия, вызывающие к жизни религию, место и роль религии в функционировании иразвитии определенной социальной системы, то не учитывают всего многообразияэлементов и связей религиозного комплекса, которые должны быть в поле зрениясоциолога. Социология религии призвана объяснить и общественные закономерностиразвития самой религии, структуру и взаимодействие ее элементов. Религия естьявление развивающееся. С переходом от одной фазы исторического развития кдругой трансформируются социальные, общественные, социумные основы религии,механизмы ее порождения и воспроизводства. В ходе истории происходитдифференциация религиозных представлений и культа, меняется место религии,диапазон функций и т. д. Социология религии изучает общественные закономерностиразвития и функционирования специфической подсистемы (религии) в контекстеразвития и функционирования социума в целом.
Социологиярелигии — не замкнутая система знаний, она находится во взаимодействии сдругими религиоведческими дисциплинами. В силу того, что религия включает всебя определенное мировоззрение, социологическое изучение религии не может бытьоторвано от решения философских проблем. С другой стороны, анализ социумныхоснов раскрывает их связь с гносеологическими предпосылками религии, позволяетглубже понять природу религиозного мировоззрения. Рассматривая структурныеэлементы религии, социология религии не может пройти мимо анализа религиозногосознания: массового, группового и индивидуального. Его изучение происходит вобласти, граничащей с психологией религии, что обогащает исследования элементоврелигии и в психологическом плане. Одновременно раскрытие структурырелигиозного сознания, роли религии и т. д. в социологическом плане требуетучета данных психологии религии. Социология религии, безусловно, связана систорической наукой и историей религии. Последние предоставляют материал,служащий уточнению и конкретизации понятийного аппарата социологии религии. Онав свою очередь помогает этим дисциплинам реконструировать систему общественныхотношений, взаимодействий в прошлых фазах развития социума, в различныхцивилизациях. Социология религии взаимодействует и с феноменологией религии.
Социологиярелигии связана с другими специальными социологиями и с частными общественныминауками. Этот процесс обусловлен тем обстоятельством, что общественныеподсистемы находятся в сложной взаимосвязи. Изучение любой из них может бытьплодотворным, если ведется с учетом достижений научных дисциплин, предметомкоторых выступают другие подсистемы. Социологическое исследование религииопирается на результаты, полученные в правоведении и социологии права,искусствоведении и социологии искусства, этике и социологии морали, социологиигорода, деревни, культуры и т. д. Материал этих наук используется социологиейрелигии под ее углом зрения. В свою очередь социолог в любой другой специальнойобласти может использовать данные, полученные социологией религии, посколькурелигия оказывает влияние (порой существенное) на мотивацию поведения людей, вкакой бы сфере общественной деятельности и отношений они ни участвовали.
Методы исследования
Характеристикаметодов религиоведения может быть отнесена и к применяемым в социологиирелигии: философскому, специальным обще- и частнонаучным, теоретическим иэмпирическим методам. В них входят системный метод, анализ, синтез,абстрагирование, моделирование, каузальный анализ, историзм, типологический,феноменологический и герменевтический методы, структурно-функциональный анализ,индукция, экстраполяция, наблюдение и др.
Всоциологии различают методы категориально-концептуального и конкретногосоциологического исследований. В ходе первого ведется разработка понятийногоаппарата науки, выясняется связь понятий друг с другом или с другими элементамитеории, устанавливаются звенья единиц знания или воссоздается его система и др.Такое исследование осуществляется с помощью анализа и синтеза, дедукции,восхождения от абстрактного к конкретному и др. Конкретное социологическоеисследование нельзя считать эмпирическим. Оно проходит ряд этапов: постановкапроблемы и выбор объекта и предмета; теоретическое уточнение и операциональнаяинтерпретация понятий; поиск и формулирование предварительной теоретическойгипотезы; сбор фактического материала; первичная обработка полученных данных;анализ и теоретическая интерпретация эмпирического материала. Можно выделитьследующие приемы конкретного исследования: 1) методы, применяемые в ходе постановклпроблем и задач, интерпретации понятий, формулирования гипотез (индукция идедукция, анализ и синтез, обобщение и ограничение, экстраполяция и т. д.); 2)методы установления социальных фактов (изучение документов, контент-анализ,наблюдение, опросы разного рода — интервью, анкетирование, тестирование); 3)методы первичной обработки социологической информации (группировка,ранжирование, составление статистических таблиц, корреляционный, дисперсионный,факторный анализы и др.); 4) методы интернретации эмпирического материала(анализ и синтез, типологизация, обобщение, абстрагирование, построение моделейи пр.). Таким образом, в.ходе конкретно-социологического исследования применяется целый комплекс способов и приемов — как эмпирических, так и теоретических.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.religiovedenie.ru/